В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Артем Кудрявцев
Первый заместитель генерального директора по развитию бизнеса ОАО "Система
Масс-медиа"
Виталий Шуб
Заместитель генерального директора по технологиям, инновациям и развитию
инфраструктуры ОАО "Система Масс-медиа"
Что представляет собой рынок широкополосного доступа на сегодняшний день? Каковы перспективы развития рынка?
В.Ш.: На сегодня
этот рынок является одним из наиболее быстрораз-вивающихся сегментов
телекоммуникационного рынка России в целом.
Активное предоставление широкополосного доступа началось еще
в 1998-1999 гг., когда потребность в услугах такого рода появилась не только у
крупных корпоративных клиентов, но и у компаний среднего размера. Компании,
начавшие предоставлять ШПД, сами создавали и формировали рынок. Сегодня эта
ниша является наименее заполненным сегментом телекоммуникационного рынка.
Соответственно есть перспективы роста.
Таким образом, основной тенденцией можно считать наращивание абонентской базы, создание инфраструктуры самих сетей ШПД и подключение к ним. Сейчас рынок находится практически в самом начале своего развития. Москва не является показателем распространенности ШПД: изначально здесь была очень большая потребность в Интернет-доступе у крупных и средних корпоративных клиентов, что создавало предпосылки для создания соответствующей инфраструктуры.
А.К.: В России рынок ШПД находится на стадии становления: степень проникновения и количество построенных сетей пока крайне малы по сравнению с Западной Европой. В настоящее время идет консолидация, и по прошествии немногих лет останется несколько крупных игроков. На сегодняшний день о притязании на этот рынок объявили АФК "Система", компании "Связьинвест", "Транстелеком" и "Голден Телеком", в планы которых входит создание общефедеральных сетей, охватывающих территорию всей страны. В крупных городах планируется строить сети кабельного типа. Для решения регуляторных и стандартизационных проблем в малых городах возможно построение беспроводных сетей по технологиям WiMAX, поскольку построение кабельных сетей там экономически нецелесообразно.
В связи с тем что немалое количество компаний заявляет о желании принять участие в создании общенациональной сети, предвидится серьезная конкуренция. Однако любая конкуренция всегда положительно сказывается на отрасли, заставляет компании работать эффективнее, снижать тарифы, что, в конечном счете, является позитивным фактором для пользователя.
Ваша компания анонсировала значительные инвестиции в развитие ADSL-технологий. Какие еще технологии кажутся вам привлекательными? Какие дополнительные шаги вы планируете сделать?
А.К.: Наша компания инвестирует средства в самые разные технологии. И в первую очередь это зависит от потребностей потенциальных абонентов и от того, есть ли наследованная структура. Обычно мы строим новые сети по технологии MetroEthernet, а там, где есть возможность доступа к инфраструктуре телефонного оператора, внедряем последнюю версию xDSL, поскольку это экономически эффективно.
Технологии xDSL развиваются на основе обычной телефонной связи, она и является базой для сетей ШПД по технологиям ADSL, ADSL2+, VDSL2 (скорость которых в случае VDSL2 практически не уступает технологиям Fast Ethernet, так как она обеспечивает поток к абоненту до 100 Мбит/с и порядка 30 Мбит/с - от абонента).
Там, где инфраструктура медных сетей недостаточно развита, происходит строительство новых сетей. Отраслевым стандартом является Metro-Ethernet. Кроме того, в тех местах, где есть наследованная сетевая инфраструктура коаксиального телевизионного кабеля, допустим ее апгрейд до возможности предоставления достаточно качественного Интернета по технологии DOCSIS (последние версии DOCSIS 2.0 и DOCSIS 3.0). Но это, скорее, исключение, применимое для тех территорий, где уровень конкуренции незначителен.
Беспроводные технологии - тоже достаточно интересная тема, но говорить о промышленной эксплуатации пока рано, поскольку их внедрение дорого и существует ряд проблем со стандартизацией, хотя тестовые зоны уже есть. Но в принципе WiMAX может обеспечить вполне приемлемую по скорости передачу данных в Интернет, а его мобильные версии обеспечивают дополнительную свободу перемещения абонентам.
На базе каких технологий предоставляет услуги ШПД компания "Система Масс-медиа"? Какие иные технологии, на ваш взгляд, являются конкурентоспособными на рынке?
В.Ш.: Сейчас в Москве наша компания представляет услугу на основе технологий ADSL и ADSL2+. Абонентская база IPTV составляет порядка 120 000 человек (общее количество подключенных к ШПД по ADSL по всей Москве составляет свыше 700 000 чел.). В регионах это комбинация технологий - FTTB, HFC, DOCSIS и сети MetroEthernet.
В настоящее время особенно заметен приоритет применения сетевой топологии FTTB, она стала стандартом на российском рынке. При ее использовании оптическое волокно доводится до каблируемого здания, а дальше уже делается разводка внутри дома (кабельная инфраструктура широкополосного доступа, отвечающая конкретным бизнес-задачам).
Оборудование каких компаний-производителей вы применяете и почему?
В.Ш.:"Система Масс-медиа" старается сбалансированно подходить к выбору подрядчика. Моновендерные решения на этом рынке не оптимальны в силу того, что он отличается достаточно низким ARPU. Наша компания использует оборудование от различных производителей, причем мы стремимся к тому, чтобы доля высококлассного оборудования была максимальной. Оборудование, выполняющее критическую миссию, мы закупаем у таких компаний, как Cisco, Tand-berg, Scientific Atlanta, Thomson, Harmonics и т.д. В области же оборудования доступа возможны варианты, поскольку это массовые изделия, требующиеся десятками тысяч, и важно найти оптимальное соотношение цена/качество.
Какие услуги предоставляет и планирует предоставлять ваша компания?
В.Ш.: Для "Системы Масс-медиа" услуги "Double
Play/Triple Play" по инфраструктуре ШПД стоят на первом месте.
Телевидение по IP-протоколу наша компания предоставляет уже
сейчас, причем (по разным данным) московский проект входит в первую пятерку
IPTV-проектов в мире. В дальнейшем планируется распространение IPTV и в
регионах. Основная проблема заключается в оптимизации работы инфраструктуры и
стоимости доставки контента в регионы. Что касается IP-телефонии (VoIP), то эта
услуга будет предоставляться по мере востребованности - необходимо
возникновение мощной мотивации для получения этой услуги.
Важно отметить, что IPTV - признак технологической зрелости
сети, знак ее качества, поскольку далеко не всякая сеть ШПД пригодна для
предоставления данного сервиса. Сети, которые строит наша компания, будут иметь
возможность предоставления IPTV.
И насколько востребовано сегодня IPTV?
В.Ш.: Этот вопрос целиком зависит от тарифного плана и его контент-ного наполнения. Сама услуга IPTV достаточно привлекательна и органична. IPTV отличается от обычного телевидения только качеством сигнала и количеством каналов. Вопрос в том, хотят ли абоненты платить за предоставление этой услуги. Мне кажется, что когда рынку будет предложена оптимальная с точки зрения рынка и его платежеспособного спроса модель предоставления IPTV, то на гребне популярности качественного ШПД окажется востребованной и IPTV-услуга.
Существует 3 базовые версии понимания IPTV: во-первых, Интернет-ТВ, то есть видеоконтент, передаваемый по IP-сетям; во-вторых, вещательное телевидение в IP-формате и, в-третьих, так называемое интерактивное видео, "видео по запросу" - наиболее сложный с технологической точки зрения продукт, платное предоставление индивидуализированного видеоконтента, когда сеть начинает работать как гигантский цифровой видеомагнитофон.
"Система Масс-медиа" уже сейчас предоставляет вещательное IPTV и интерактивную модель, а также, возможно, будет предоставлять и услуги интернет-телевидения.
Вы предоставляете эти услуги только на столичном рынке или также и в регионах?
В.Ш.: Действительно, на столичном рынке предоставляется услуга в рамках холдинга "Система", а в регионах сейчас идет процесс покупки и модернизации сетей. Будет ли региональное предложение точным эквивалентом московского или это будет некий модифицированный вариант - покажет будущее.
Когда ожидаете возврата инвестиций, на каких сервисах и услугах будете зарабатывать?
В.Ш.: Мы
действуем в соответствии с нормативами АФК "Система".
Если зачастую в чисто
медийном бизнесе стоимость проекта оценивается исходя из разнообразных
показателей (не только коммерческих), то у нас есть совершенно четкие
стандартные критерии, единые для всей АФК "Система". Стоимости
создаются и исчисляются исходя из объективных показателей, в отличие от
интуитивных и субъективных оценок.
А.К.: Время
возврата инвестиций будет зависеть от многих позиций.
Я не уверен, что все компании, которые анонсировали
инвестиции в свои проекты, будут реально масштабно проводить их. В современных
сетях, которые только строятся, будут возможны потоки до 100 Мбит/с, а это
объем, для которого еще не придумано приложений. На сегодняшний день для
бытовых приложений (игр, электронной почты, обмена фотографиями, поиска в
Интернете), достаточно 1-3 Мбит/с. Наибольших потребностей в трафике требуют видеоприложения, в
этой области развитие технологий и будет наиболее интенсивным.
Сегодня возможности сетей таковы, что они дают фору приложениям. Когда процесс только начинался и Интернет-соединения были еще недостаточно быстрыми, специалисты работали над облегчением приложений для их передачи по низкоскоростным линиям. С другой стороны, развивались технологии передачи, и в итоге оказалось, что приложениям не нужны такие мощности.
Однако это инвестиции в будущее, поскольку возможно, что через какое-то время появятся такие приложения, которые будут требовать существующих скоростей: например, хранение выносных массивов домашнего видео или фото на сервере. Кроме того, с развитием технологий возможно появление (и точечно такие процессы уже имеют место) частных вещателей, когда частные лица или сообщества обмениваются отснятыми сюжетами, делают собственные телеканалы. Однако на сегодняшний день уже нет смысла строить сети пропускной способностью менее 100 Мбит/с, ведь даже при выборе более низкой скорости цена останется прежней.
Также хотелось бы отметить и все большее распространение технологии по проведению оптоволоконного кабеля непосредственно к абоненту. До недавнего времени это было достаточно дорого, но прогресс не стоит на месте, и сейчас стоимость оптического волокна меньше, чем медного кабеля. Пользовательское оборудование тоже дешевеет. Поэтому очень скоро прокладка медного MetroEthernet-кабеля и прокладка оптоволоконного кабеля прямо к абоненту сравняются в цене. А это значит, что можно будет обеспечить гигабитные (и выше) скорости при соответствующем расширении спектра предоставляемых абоненту вещательных и интерактивных услуг.
Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2008
Посещений: 15890
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций