В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Рынок широкополосного доступа развивается стремительными темпами. Производители запускают новое оборудование, операторы инвестируют в новые сети. Так, по предварительным оценкам, инвестиции в сети ШПД и мультисервисные услуги в 2008 году составят сумму порядка $4 млн. Как распределятся эти средства по рынку, в какие технологии операторы вкладывают деньги, и как будут окупаться столь масштабные вложения? Редакция журнала "Технологии и средства связи" обратилась за комментариями к лидерам рынка телекоммуникаций.
Александр Киселев
Генеральный директор компании "Связьинвест"
Сегодня рынок широкополосного доступа в Интернет - это сегмент телекоммуникационного рынка, который развивается наиболее динамично во всем мире, в том числе и в России. В России рынок широкополосного доступа растет колоссальными темпами: по итогам 2007 г. в среднем по МРК (межрегиональные компании связи, входящие в ОАО "Связьинвест") динамика роста составила 200-300%, что сравнимо с ажиотажем вокруг сотовой связи в начале ее повсеместного распространения. Такой бурный рост привлекает внимание значительного количества игроков, в том числе мобильных операторов, и создает острую конкуренцию между компаниями связи. Перспективы развития рынка широкополосного доступа в России велики. По данным Fitch Ratings, уровень проникновения ШПД составляет только 1,3%, а уровень проникновения персональных компьютеров - 20%. Каждый из пользователей этих компьютеров рано или поздно станет потребителем услуги ШПД.
Павел Кузнецов
Генеральный директор компании "Центральный телеграф"
На сегодняшний день основное соперничество идет между технологиями Metro Ethernet и ADSL, которые позволяют компаниям-операторам, предоставляющим услугу широкополосного доступа, развертывать сети в масштабе города. Однако в последнее время технология ADSL не выдерживает конкуренции с Metro-Ethernet, несмотря на все свои достоинства. Пользователи, желающие обмениваться информацией между собой, неизбежно сталкиваются с проблемой низкой скорости из-за различия скоростей на прием и передачу данных. Также технология ADSL обеспечивает меньшую пропускную способность канала по сравнению с MetroEthernet, что особенно заметно при передаче мультимедийного контента.
Что касается дальнейшей эволюции услуг, то думаю, что ставку нужно делать на развитие дополнительных интерактивных сервисов. Начало этому уже положено. Так, например, для услуги QWERTY. TV нами внедрен и активно развивается сервис "видео по запросу", идет работа над услугами "Интернет на экране ТВ", PVR (персональный видеомагнитофон), "Цифровое радио", "Игры на экране ТВ" и т.д.
Сергей Алимбеков
Генеральный директор компании "Комкор-ТВ"
Московский рынок широкополосного доступа будет насыщен уже в текущем году, проникновение услуги составит порядка 80%, и в более активную фазу перейдет борьба за отток абонентов.
У новых операторов ШПД (особенно тех, кто предоставляет только ШПД) уже почти не будет шансов занять существенную долю на рынке, а к концу 2008 г. таких шансов не останется вовсе.
Операторы, которые делают ставку на низкую стоимость при невысоком уровне сервиса, станут поставщиками новых абонентов для провайдеров, уже не занимающихся демпингом. Дело в том, что само понятие "демпинг" для рынка ШПД потеряло актуальность, его уже нельзя употреблять, иначе пришлось бы сказать, что демпингом занимаются абсолютно все, у кого есть Интернет-тарифы до 300 рублей в месяц, в том числе и сеть "АКАДО". Подавляющее большинство московских пользователей уже созрели для получения по-настоящему качественных услуг, стоимость которых начинается от 500 рублей. Теперь им все больше необходимы высокие скорости при абонентской плате до 1 тыс. рублей. Они могут позволить себе платить от 500 до 1000 рублей и хотят получить за эти деньги максимум комфорта при пользовании услугой.
Дмитрий Костачев
Генеральный директор компании "Мостелеком"
Доступ сам по себе никому не нужен, поскольку это лишь средство получения различных ус-Поэтому главным для операторов становится предоставление клиенту интересных ему сервисов, платных и бесплатных. Я полагаю, что в ближайшие годы борьба за абонента будет основана на предоставлении более качественных услуг, тем более что период ценовых войн прошел.
Через 3-4 года на московском рынке останутся только несколько крупных операторов. Небольшая компания, как правило, не может позволить себе серьезной рекламы и маркетинга из-за ограниченности финансовых ресурсов и, разумеется, уступает крупным компаниям в вопросах сетевого сервиса и надежности сети. Выдерживать конкурентную борьбу сейчас могут только те компании, которые обладают большими финансовыми и технологическими ресурсами. Думаю, что следующим этапом развития всех крупных операторов или групп компаний, в которые входят крупные операторы, будет экспансия в российские города. Эта тенденция уже проявляется: крупные операторы различными путями идут в регионы - и либо покупают там компании, либо пытаются строить собственные сети.
Сергей Дмитриев
Генеральный директор компании "Мультирегион"
Однозначно можно сказать, что развитие рынка ШПД носит взрывной характер, распространяется от центра к регионам. Можно предположить, что в дальнейшем, скорее всего, будут появляться новые компании. Однако процесс глобализации подводит отрасль к тому, что большие компании постепенно будут поглощать мелкие. Да, безусловно, небольшие компании будут возникать и развиваться на новых прорывных направлениях, новых услугах, но в дальнейшем эти услуги будут подхвачены и крупными компаниями.
Рынок ШПД - конкурентный рынок. Во всяком случае, в Москве конкуренция достаточно серьезна даже на уровне крупных сетей. Конечно, у традиционных связистов есть определенные преимущества, так как их провода уже проведены во многие квартиры, а кабельные операторы вынуждены бороться за абонента. Какие бы технологические разработки и конкурентную борьбу ни вели телевизионные операторы и операторы связи, в конечном счете все они стремятся к тому, чтобы обеспечить человеку максимальное удобство в пользовании услугами ШПД.
Александр Шинкарев
Вице-президент компании "Голден Телеком"
По нашим оценкам, телекоммуникационный рынок в России может удвоиться к 2010 г. за счет спроса на продукты широкополосного доступа и роста корпоративного рынка, отражающего трансформацию российских компаний в современные, хорошо управляемые предприятия, а также тенденции движения бизнеса в регионы.
Для того чтобы удовлетворить растущий спрос на широкополосный доступ в России, компания "Голден Телеком" приняла решение использовать технологию FTTB (Fiber-To-The-Building - "оптика в каждый дом"). Технически FTTB превосходит все существующие линии xDSL и другие квазиширокополосные решения, поскольку предлагает большую полосу пропускания и защищенность. В России строительство оптоволоконных сетей будет способствовать организации альтернативного высококачественного доступа в жилых домах. По нашим оценкам, 65% из 52 млн домохо-зяйств России сосредоточены в 65 крупнейших городах, и порядка 65% из них находятся в многоквартирных домах, насчитывающих в среднем по 80-100 квартир.
Артем Кудрявцев
Первый заместитель генерального директора по развитию бизнеса ОАО "Система Масс-медиа"
В России рынок ШПД находится на стадии становления: степень проникновения и количество построенных сетей пока крайне малы по сравнению с Западной Европой. В настоящее время идет консолидация, и по прошествии немногих лет останется несколько крупных игроков. На сегодняшний день о притязании на этот рынок объявили АФК "Система", компании "Связьинвест", "Транстелеком" и "Голден Телеком", в планы которых входит создание общефедеральных сетей, охватывающих территорию всей страны. В крупных городах планируется строить сети кабельного типа. Для решения регуля-торных и стандартизационных проблем в малых городах возможно построение беспроводных сетей по технологиям WiMAX, поскольку построение кабельных сетей там экономически нецелесообразно.
В связи с тем что немалое количество компаний заявляет о желании принять участие в создании общенациональной сети, предвидится серьезная конкуренция. Однако любая конкуренция всегда положительно сказывается на отрасли, заставляет компании работать эффективнее, снижать тарифы, что в конечном счете является позитивным фактором для пользователя.
Павел Минаев
Заместитель генерального директора по инвестициям компании "Норильск Телеком"
Наблюдая за развитием рынка ШПД в 2007 г., можно выделить следующие тенденции, влияющие на его изменение. Первая из них связана с тем, что в прошлом году на рынок вышли несколько крупных компаний, которые стали заниматься строительством оптоволоконных сетей.
Вторая тенденция - весьма широкое развитие альтернативных операторов ШПД, которые изначально строили свои сети на IP-технологиях. Третья тенденция стала проявляться тогда, когда мелкие операторы кампусных и домашних сетей, видя нарастающую конкуренцию со стороны альтернативных крупных компаний, стали объединяться с целью возможности конкурирования с вновь появляющимися на рынке компаниями.
Еще очень важно отметить, что в 2007 г. началась переориентация в стратегиях компаний. Приоритетным стало не просто оказание услуг, а предоставление сервиса. Естественно, при этом растет качество связи и технической поддержки.
Рост доходов населения позволяет надеяться на более радужные стратегические перспективы. Соответственно на этот рынок начинает приходить все больше и больше компаний, мелкие компании объединяются, альтернативные операторы наращивают мощь - поэтому уровень конкуренции возрастает.
Сергей Гусев
Первый заместитель генерального директора компании "Эр-Телеком Холдинг"
Рынок ШПД сейчас на взлете, и нет сомнений, что рост этой услуги будет продолжаться до конца 2009 г., когда проникновение ШПД в России приблизится к показателям Западной Европы. И рост рынка за эти два года будет составлять около 100%. А вот сравняться с Европой по уровню проникновения услуги можно будет, пожалуй, не ранее 2012 г. При этом операторы очень быстро (в большинстве своем уже в этом году) завершат переход на безлимитные тарифы, что еще больше подстегнет и привлекательность ШПД, и, естественно, потребление трафика, интерактивных услуг.
Нужно признать, что на сегодняшний день рынок ШПД на 90% - это только доступ в Интернет/интранет. Абсолютно не развиты услуги Интернет-банкинга, покупок через Интернет, видеотелефония, продажа легального цифрового контента. Появление таких услуг, приведение их к состоянию массового спроса даст еще, возможно, более мощный толчок развитию ШПД - тогда в каждом доме он станет такой же необходимостью, как телефон. В итоге мы, как всегда, догоним и перегоним Европу. К показателям Японии, где 150% проникновения в Интернет, будем стремиться.
Полные интервью читайте в отраслевом каталоге
"Широкополосные мультисервисные сети-2008"
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Сергей Юханов
Генеральный директор компании "Вимком"
Большинство крупных операторов связи федерального и областного уровня приступили к диверсификации технологий широкополосного доступа и модернизации сетей и узлов магистральной передачи данных. В спектре вендоров оборудования проводных технологий магистральной передачи и доступа все более значимое место начинают занимать производители из восточной Азии, получившие опыт лицензионного производства американского и европейского оборудования. В то же время конкуренция на рынке широкополосного доступа с участием альтернативных операторов снижается. Выживают только те альтернативные операторы, которым по средствам построить собственную оптику. Соперничество теперь продолжается на "последней миле", так как ее владелец свободен как в пропуске трафика, так и в выборе партнеров.
Евгений Сандомирский
Коммерческий директор компании "Мастертел"
Очень серьезно возросла доля подключений по технологии Ethernet to the Home - сразу несколько игроков (включая "Корбину Телеком" и "Центральный телеграф") буквально ринулись наращивать свое присутствие на рынке, составляя серьезную альтернативу "Стриму", который, в свою очередь, отреагировал небывалыми снижениями цен (вплоть до $1 в месяц). Провайдеров, развивающих зоны охвата, не смущает присутствие конкурентов. Такие показатели, как ARPU и количество клиентов, - сегодня далеко не единственное, что волнует игроков на рынке: важным также стало покрытие, скорость подключения домов в месяц и другое. Это обусловлено, в первую очередь, укрупнением предприятий, поскольку для них легче стало привлекать инвестиции, не так критичны оборотные средства. Поэтому сегодня предпочтительнее иметь высокие темпы развития, влияющие на стоимость компании.
Игорь Олькин
Технический директор ЗАО "НПЦ Дэйтлайн"
Из общих тенденций хотелось бы отметить следующие: рост числа пользователей Интернета, который только по Москве и области составил более 50% по сравнению с 2006 г.; расширение списка услуг, в частности, модификация тарифов "Стрим-ТВ" и начало тестовой эксплуатации каналов IPTV компанией "Искрателеком"; укрупнение рынка услуг связи, например, приобретение компанией "Голден Телеком" контрольного пакета акций "Корбина Телеком" и покупка ОАО "Вымпелком" самой "Голден Телеком". В секторе беспроводного широкополосного доступа началось бурное продвижение проектов WiMAX. Уже получено большое количество решений ГКРЧ под эти проекты, следовательно, скоро нужно ожидать раскрытия потенциала WiMAX. С рождением парадигмы WiMAX наметилась еще одна тенденция - начало вытеснения с рынка мелких и средних операторов. Причина этого в "особенностях национального правового регулирования в области связи". С получением сотовыми операторами UMTS-ли-цензий в следующем году можно ожидать ответа на вопрос, как сложатся отношения между 3G и WiMAX: будут ли они конкурентами или дополнят друг друга.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2008
Посещений: 7551
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций