Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мультисервисный оператор - это партнерская среда

Евгений Соломатин
Директор по развитию "Коминфо Консалтинг", руководитель программы МВА-Телеком, бизнес-школа МИРБИС

МУЛЬТИсервисный оператор должен предлагать МНОГО услуг. В последние годы, говоря о мультисервисности, подразумевали как минимум Triple Play. При этом любой бизнес может выжить лишь при условии масштабирования клиентской базы, за исключением ряда нишевых направлений. Но, с другой стороны, масштабировать самому весь пакет услуг, постоянно обновляющихся и с коротким "жизненным" циклом, для оператора достаточно затратно и рискованно. Особенно в условиях замедления спроса. Налицо явное противоречие. Выход - в партнерстве и разделении ролей тех, кто участвует в создании услуги и доведении ее до конечного пользователя.

На рынке сложилась устойчивая цепочка стоимости, в которую входят производители и агрегаторы контента, транзитные операторы, сервис-провайдеры, провайдеры доступа, организующие "последнюю милю", разработчики софта, производители сетевого и абонентского оборудования и т.д. Рядом стоят и другие - участники процессов стандартизации, сертификации, системные интеграторы. Все есть хотят, все в итоге делят в цепочке стоимости деньги, собираемые с нас - пользователей! Мультисервисность до сих пор остается скорее технологическим понятием, тогда как с точки зрения стратегии постановка вопроса должна быть гораздо шире. Мультисервисность - это не "три/пять и т.д. в одном". Это - бизнес-модель. И уже не важно, о каком операторе идет речь - мобильной связи или фиксированной.

Такой подход все больше превалирует в реальном бизнесе. Маркетологи становятся "главнее" технарей. Даже программа форума MultiPlay компании "Гротек" уже не привязана к конкретным технологиям, а построена вокруг экономических составляющих бизнеса оператора, анализа его стратегий с точки эффективности и прибыльности. Это особо важно во времена "временной турбулентности" на рынке.

Бизнес-модель перспективного мультисервисного оператора отнюдь не основана на собственной всеядности. Оператор, который строит долгосрочную стратегию, должен не только и не столько разрабатывать и продавать собственные услуги. Его ключевая роль в перспективе - платформа для разработки, которая будет вестись независимыми игроками - партнерами, которые получают возможность реализовать различные бизнес-модели в открытой для развития среде.

Контентные информационно-справочные сервисы - это лишь малое подмножество будущих возможностей. Роль оператора как транспортной инфраструктуры сохраняется, но уходит "вниз". На поверхность выходят функции логистики, "растаможивания" услуг. Взять железные дороги: основной бизнес крутится в сфере контейнерных перевозок, унимодальных транспортных коридоров и создания логистических распределительных центров.

Есть простой и понятный аналог -современная биржа. Это сервер + программа! Оператор добавляет сюда сеть. Оператор в будущем становится брокером, он сводит потребителя и поставщика, гарантирует своевременность и точность расчетов, реализацию принципа "поставка против платежа", имеет back-office для проведения и документирования транзакций.

Первой ласточкой была модель DOCOMO, которая прижилась в Японии и "не пошла" в Европе и в России. Эта модель брокериджа "классического" контента (видео, аудио, текст) будет развиваться в сторону других интеллектуальных сервисов. Например, электронная коммерция, сервисы по обеспечению удаленного доступа к архивам, хранящимся на домашнем сервере, организация VPN, обеспечение дистанционного наблюдения за бизнесом или домом и т.д. Это уже не контент-сервисы, это гораздо больше!

Таким образом, мультисервисный оператор в перспективе - это не столько сеть, сколько среда, коммуникативное пространство для бизнеса и частной жизни. Партнерская среда.

Ключевая концепция, двигающая рынок телекоммуникационных услуг, - концепция открытых платформ. Успех ведущих операционных систем определили именно их открытая архитектура и возможности по разработке новых программ и приложений на основе ToolKit любому желающему. Windows так распространена во многом благодаря тому, что Microsoft частично открыл исходные коды для разработчиков приложений. Тысячи независимых разработчиков смогли создавать свои программы для этой среды и зарабатывать на этом.

В добавление к Voice APRU и Data ARPU у операторов появился новый источник доходов - Channel ARPU. Они уже берут деньги с сервис-провайдеров за "доступ" к своей клиентской базе, подобно тому как супермаркет зарабатывает на производителях, выставляя счета за место товаров "на полке". То есть мультисервисный оператор в перспективе - это "сервисопроводящая" сеть!

В последние несколько лет по рынку прокатилась волна слияний и поглощений, целью которых было установить контроль за всей цепочкой производства и доставки сервисов. Этот процесс будет усиливаться: кризис самое благоприятное время для M&A. Многим стартапам не хватит денег на развитие, и они вынуждены будут продаваться. Выиграют те игроки, которые вовремя поймут, какие сервисы им необходимо "докупить", чтобы полностью сложить рыночную мозаику в направлении мультисервисности, концепций сервисных платформ, открытых систем и взаимовыгодных партнерств в рамках цепочки стоимости.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2009
Посещений: 8969

Статьи по теме

  Автор

Евгений Соломатин

Евгений Соломатин

Директор по развитию "Коминфо Консалтинг", руководитель программы МВА-Телеком, бизнес-школа МИРБИС

Всего статей:  1

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций