В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Сергей Гусев
Первый заместитель генерального директора ЗАО "ЭР-Телеком Холдинг"
– Что представляет собой рынок широкополосного доступа на сегодняшний день? Каковы перспективы развития рынка?
– Рынок ШПД сейчас на взлете, и нет сомнений, что рост этой услуги будет продолжаться до конца 2009 г., когда проникновение ШПД в России приблизится к показателям Западной Европы. И рост рынка за эти два года будет составлять около 100%. А вот Европой по уровню проникновения услуги можно будет, пожалуй, не ранее 2012 г. При этом операторы очень быстро (в большинстве своем уже в этом году) завершат переход на безлимитные тарифы, что еще больше подстегнет и привлекательность ШПД, и, естественно, потребление трафика, интерактивных услуг.
Нужно признать, что на сегодняшний день рынок ШПД на 90% – это только доступ в Интернет/интранет. Абсолютно не развиты услуги Интернет-банкинга, покупок через Интернет, видеотелефония, продажа легального цифрового контента. Появление таких услуг, приведение их к состоянию массового спроса даст еще, возможно, более мощный толчок развитию ШПД – тогда в каждом доме он станет такой же необходимостью, как телефон. В итоге мы, как всегда, догоним и перегоним Европу. К показателям Японии, где 150% проникновения в Интернет, будем стремиться.
Скорее всего, доходы от реализации подобных интерактивных услуг получат не только операторы связи, но и компании, которые будут специализироваться на таких услугах (все-таки продажа цифрового контента, Интернет-банкинг – это отдельный бизнес). Для оператора развитие данных услуг обернется ростом проникновения ШПД. Хотя никто не мешает операторам активно включаться в эти сервисы, договариваться о совместных проектах, развивать свои легальные медиаресурсы. В конце концов, "последняя миля" находится в их руках, и оператор имеет сильное влияние на принятие решений о том, с кем абоненту работать с точки зрения качества и надежности услуги.
– Инвестирует ли ваша компания собственные средства в развитие сети?
– В Западной Европе кабельные операторы в год инвестируют от 60 до $100 на абонента в модернизацию/развитие сети. Это необходимо, так как появляются все новые сервисы, которые сеть должна поддерживать, увеличиваются запросы абонентов в плане скорости, надежности линии связи, появляются инструменты, которые позволяют мониторить сеть, управлять элементами сети, что в конечном счете приводит к уменьшению количества персонала и т.д.
В России тратить такие суммы на абонента в год, полагаю, нереально, да и запросы потребителей пока еще только формируются. Но уже сейчас нужно быть готовым вкладывать в развитие сети от 10 до $30 на абонента в год, в зависимости от состояния сети и количества абонентов. Иначе можно отстать от рынка и потерять доверие абонентов. Не сомневайтесь, что конкуренты этим воспользуются: я не знаю ни одного более или менее крупного города в России, где бы в каждом доме не конкурировали между собой как минимум два оператора ШПД.
"ЭР-Телеком" инвестирует в развитие сети пока "по нижней планке", так как сеть новая и необходимость в модернизации минимальна. Кроме того, сеть изначально строилась с запасом на вертикальный взлет рынка ШПД, поэтому на ближайшую перспективу привлечения и сохранения лояльности абонентов мы смотрим оптимистично. Во всех городах нашего присутствия "ЭР-Телеком" с точки зрения технологии находится в выигрышном положении по сравнению с конкурентами. Одни конкуренты несут бремя старых сетей, другие строились в условиях неразвитого рынка ШПД без прицела на перспективу. В итоге компания выдерживает конкуренцию, особенно в сфере надежности и качества услуг. Относительно цены -она у всех пока еще не стала равной, но скоро это произойдет. Рынок быстро приблизится к себестоимости услуг.
– Какие технологии кажутся Вам конкурентоспособными/перспективными на кабельном рынке на сегодняшний день?
– Мы применяем только одну технологию – оптика на каждые 100 квартир. Это позволяет делать пассивные сети буквально с двумя уровнями активного управления сетью: один уровень – ЦГС и магистраль; второй – сразу домовой коммутатор/оптический узел. Такая схема позволяет строить надежные сети с минимальными затратами на поддержку. И так как цена на медь поднялась, а оптика подешевела, то постройка как медных сетей, так и оптических стоит одинаковых денег. При равенстве цены выбор между паромом и пароходом достаточно легкий. Тем более что наша стратегия уже доказала свою жизнеспособность и гибкость.
Строительство оптических систем для их более глубокого проникновения на рынок обходится уже значительно дороже, и это пока по силам только корейцам и японцам, так как в их странах плотность населения и размер потребления услуг в десятки раз отличается от нашего.
Можно еще затронуть будущие возможности беспроводных сетей. Они на самом деле широки, но не сейчас. И я сомневаюсь, что потребители будут готовы поменять кабельные сети на беспроводные. У беспроводных сетей всегда будут ограничения – в первую очередь по частотам. Это уже физика, которую не удастся игнорировать. Полагаю, что беспроводные сети будут дополнять кабельные сети и, вероятно, будет иметь место интеграция сетей.
– Какое оборудование для предоставления услуг в широкополосных мультисервисных сетях вы выбрали и какого производителя, почему?
– Мы взаимодействуем с широким кругом производителей, приобретая у каждого то лучшее, что он может предложить. Так случилось, что нет идеального производителя, у которого был бы весь спектр продукции для ШПД-опера-тора. У каждого производителя свои сильные стороны. Мы работаем с Juniper, Cisco, D-Link, Huawei; услуги кабельного ТВ предоставляются нами на оборудовании Harmonic, Teleste, Vector; сейчас оцениваем отечественных производителей, у которых есть очень хорошие разработки, протестированные на наших сетях.
– Какие услуги предоставляете и планируете предоставлять (VoD, IPTV, IP-телефония и др.)? Какие из них будут предоставляться платно/бесплатно?
– В настоящее время мы предоставляем три базовые услуги: кабельное телевидение "Диван-ТВ", широкополосный доступ в Интернет "ДОМ.ru", телефонию "ГорСвязь" (по технологии IP). К концу 2007 г. Triple Play предоставлялся в 4 городах проекта "ЭР-Телеком": Перми, Самаре, Ижевске, Челябинске. В течение 2008 г. произойдет запуск IP-телефонии во всех крупных городах проекта. 2007 год показал, что телефония пользуется хорошим спросом среди абонентов, поэтому мы планируем активно развивать данную услугу.
В Перми запущено цифровое кабельное телевидение "Диван-ТВ плюс". На базе цифрового кабельного телевидения (ЦКТВ) предусмотрен запуск услуги "Домашний кинозал" (Pay per View). В 2008 г. мы планируем запустить ЦКТВ еще в двух городах проекта – Самаре и Тюмени. Рынок ЦКТВ на сегодняшний день развивается медленнее, чем мы ожидали. Поэтому в этом году будут подключены только два города. Бизнес-модель до конца не определена, сейчас мы экспериментируем с разными бизнес-моделями, "щупаем" рынок.
Рынок Интернета развивается гораздо быстрее, поэтому на
данный момент мы сконцентрировались на нем.
В прошедшем году развернули систему дистрибуции цифрового
контента, абоненты "ЭР-Телеком" получили доступ к обширным игровым,
музыкальным ресурсам, мобильному контенту, программному обеспечению и т.д. с
возможностью оплаты со своего лицевого счета. В дальнейшем мы планируем
развивать дистрибуцию цифрового контента и расширять партнерские программы с
поставщиками и правообладателями.
– Когда ожидаете возврата инвестиций, на каких сервисах и услугах будете зарабатывать?
– Срок возврата инвестиций составляет 5-7 лет. Прежде чем ввести в эксплуатацию ту или иную услугу, мы проводим детальную разработку технико-экономического обоснования ее эффективности, поэтому планируем зарабатывать на всех запущенных услугах и внедренных сервисах.
– Как Вы оцениваете уровень конкуренции на рынке?
– Два года на рынке еще хватит места всем – можно жить и развиваться за счет роста рынка. Через два года мы, скорее всего, придем к консолидации рынка. Как и во всех развитых странах (и Востока и Запада), останется максимум 3-4 игрока. Я не готов сказать, сколько времени займет такая консолидация, но она неизбежна. Вперед вырвутся компании с наибольшими финансовыми возможностями и продуманной технической политикой, которая не будет отставать от такой же продуманной маркетинговой стратегии.
Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2008
Посещений: 6246
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций