В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Крылов
Директор ЦКС "Сколково" (филиала ГПКС)
...Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа...
Н.В. Гоголь. "Мертвые души"
Президент Российской Федерации 17 июля 2008 г. на выездном заседании Госсовета в Петрозаводске в рамках решения проблемы цифровизации вещания поставил Министерству связи и массовых коммуникаций РФ задачу довести до каждой российской семьи не менее 20 телевизионных программ. В этой связи построение инфраструктуры цифрового вещания (телевизионного и звукового) – проект национального масштаба, и решать его надо по-государственному.
Известно, что важнейшая часть экономической составляющей цифровизации вещания – это
стоимость системы распространения сигнала. Это в конечном итоге определяет
себестоимость сети цифрового вещания и соответственно тарифы для потребителей.
У некоторой части специалистов и менеджеров телевизионного
вещания России сложилось мнение, что в качестве основы для создания
инфраструктуры цифрового вещания целесообразно использовать существующую сеть
ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС), поскольку
она присутствует почти в каждом городе и поселке страны. Именно эта точка
зрения в основном и нашла отражение в "Концепции развития телерадиовещания
в Российской Федерации (2008-2015 годы)". Так, в разделе 1 Концепции
отмечается следующее: "...в России в силу географических, социальных и
экономических причин для 88,5% населения страны единственным источником
получения телерадиоканалов является эфирное вещание. Возможность получить
программы одновременно через эфирные и кабельные сети имеют 11%, а через
системы непосредственного спутникового вещания около 0,9% зрителей страны. В
ближайшее десятилетие эфирное телерадиовещание сохранит свои позиции основного
источника социально значимой информации для населения...".
Мы же отметим, что население страны получает не только эфирные каналы. Одним из основных звеньев системы доставки сигналов телевизионного и звукового вещания являются спутники. Именно спутники в течение 40 лет обеспечивают первичную доставку сигнала из Москвы в каждый уголок России на средства эфирного вещания, принадлежащие РТРС, и являются основой поясного (зонового) вещания. Кроме средств эфирного вещания сигнал абоненту доставляют кабельные операторы и средства системы спутникового непосредственного вещания (СНВ).
Уже на протяжении 8 лет (с августа 2000 г.) более 70% территории Российской Федерации, на которой проживает 85% ее населения, покрыто системой СНВ в составе КА Eutelsat W4 (36° в.д.) и КА "Бонум-1" (56° в.д.). Эти спутники уже сегодня транслируют программы только в цифровом формате. Спутник Eutelsat W4 обеспечивает вещание более 140 телерадиопрограмм, которые принимают около 3,5 млн абонентов. Спутник "Бонум-1" обеспечивает вещание более 70 телерадиопрограмм, которые принимают около 500 000 абонентов.
Таким образом, 85% населения страны уже сегодня может принимать одновременно не менее 60 цифровых телерадиопрограмм. В октябре 2008 г. зарегистрирован трехмиллионный абонент спутникового пакета программ "Триколор ТВ". Ежедневно его владельцами становится более 7000 российских семей. Сегодня "Триколор ТВ" является самым массовым оператором на российском рынке неэфирного вещания.
Абонентская плата за пакет из 40 программ "Триколор ТВ" составляет 600 рублей в год, что значительно меньше, чем "бесплатное" эфирное вещание. Например, в Москве за 20 эфирных (не всегда безупречного качества) аналоговых программ каждый абонент ежемесячно платит около 840 рублей в год. В целом за цену, превышающую цену спутникового пакета программ на 40%, абонент получает вдвое меньшую по объему и менее качественную услугу.
К настоящему времени в стране сложилась критическая ситуация с КА системы СНВ. Спутник "Бонум-1" запущен на орбиту в ноябре 1998 г. и имеет 11-летний срок службы. Спутник Eutelsat W4 запущен на орбиту в мае 2000 г. и имеет 12-летний срок службы. Таким образом, уже в следующем 2009 г. необходимо начать строительство спутников, замещающих эти КА на орбите. К большому сожалению, деньги в федеральном бюджете на строительство спутников системы СНВ не выделены. Кроме того, необходим третий спутник для покрытия всей страны непосредственным вещанием. Поэтому для цифрового вещания на Восточную Сибирь, Дальний Восток и Колыму предлагаем разместить на строящемся спутнике КА "Экспресс-АМ5" (орбитальная позиция 140° в.д.) до 12 стволов диапазона 17,3-18,1 ГГц.
Затраты на создание двух спутников системы СНВ и 12 стволов
на КА "Экспресс-АМ5" составят не более 7,3 млрд рублей. Эти затраты
включают проектирование, строительство и запуск КА одной ракетой-носителем,
страховку запуска и страховку года эксплуатации спутников на орбите, а также
проценты по кредитам. Окупаемость проекта не превысит 6 лет.
При создании полноценной системы СНВ задача доставки
программ телевизионного и звукового вещания на территории всей страны будет
решена.
Известно, что спутниковые технологии являются единственно экономически рентабельным решением предоставления абонентского доступа в районах с низкой плотностью населения. В том случае, когда плотность населения ниже, чем 110 чел/км2, проводные технологии не могут предложить более эффективные технико-экономические решения по обеспечению широкополосного доступа, чем спутниковые сети. Если плотность населения ниже, чем 1,5 чел/км2, единственным окупаемым и зачастую единственным технически реализуемым решением проблемы "последней мили" является спутник. Это говорит о значительных перспективах развития спутниковых систем связи для стран с низкой плотностью населения и большой территорией, к каковым относится и Россия.
По данным компании iKS-Consulting и ряда других аналитических организаций, в России почти 600 операторов кабельного телевидения, услугами которых пользуется более 14 млн семей (около 29% от всех домохозяйств страны). Известно, что стоимость минимального комплекта головного оборудования для запуска цифрового телевидения в кабельных сетях составляет не более 250 тыс. рублей. При этом почти все существующие на сегодняшний день сети могут с использованием данного оборудования предоставить населению минимальный цифровой пакет.
Таким образом, капитальные затраты на дооснащение кабельных операторов (для обеспечения цифровым телевидением 29% населения страны) составят около 150 млн рублей. Остается купить только цифровые приставки.
У любого здравомыслящего человека, немного знакомого с принципами доставки телевизионных и звуковых программ, возникает вопрос: зачем нужно тратить деньги на эфирное вещание в крупных мегаполисах и областных центрах, где уже сейчас имеется по нескольку (от 1 до 5) операторов кабельного телевидения? Пусть эти операторы и выполняют задачу доставки 30-40 программ до абонента. Это гораздо дешевле, чем содержать телебашни-монстры и многие тысячи эфирных передатчиков. При этом задача первичной доставки до кабельных операторов телевизионных и звуковых программ не стоит, так как она уже решена системой СНВ.
Повторим, что существует устойчивое мнение, что в качестве
основы для создания инфраструктуры цифрового вещания целесообразно использовать
существующую сеть РТРС. При этом, конечно, опускается то, что изначальный
телевизионный сигнал в каждый населенный пункт страны приходит через спутник. И
иначе доставлен быть не может, так как ВОЛС на востоке России проходит только
у Транссиба.
Подход РТРС базируется на том, что государство поручает
одному оператору (РТРС), имеющему необходимую для цифровизации инфраструктуру,
осуществить программу перехода на "цифру". Это, по мнению авторов данного
предложения, сэкономит значительные государственные средства. Посмотрим, так ли
это бесспорно.
В России трансляция телевизионных и звуковых программ
осуществляется через 15 922 телевизионных и 4123 радиовещательных передатчика
(официальный сайт компании РТРС). Кроме того, на эксплуатационно-техническом
обслуживании РТРС находится свыше 8000 антенно-мачтовых сооружений. Наземную
передающую сеть РТРС обслуживают более 20 000 сотрудников.
Известно, что в крупных мегаполисах (таких, как Москва),
городах с сильно пересеченной местностью и большой протяженностью (город Уфа,
города Кавказа, уральские и сибирские города) прием эфирного телевидения сильно
затруднен или просто невозможен. Так, в Москве эфирное телевидение, по мнению
ряда специалистов, могут принимать не более 10-15% населения. И тем не менее,
именно сеть эфирного вещания рассматривается в упомянутой концепции в качестве
основной.
Каковы же затраты на цифровую модернизацию этой сети?
Очевидно, что только на зарплату в год (при средней зарплате 20 000 рублей в
месяц) необходимо потратить не менее 4,8 млрд рублей. Затраты на оснащение
передатчиками этой сети составят около 27 млрд рублей (по словам А. В.
Суворова, заместителя начальника департамента радиоэлектронной промышленности
Минпромторга).
Известно, что за весь период эксплуатации ежегодные затраты
на поддержание в готовности к применению радиотехнического оборудования составляют от 3 до 5% его стоимости. Достаточно посмотреть
годовой бюджет РТРС, чтобы понять несоразмерность затрат и реальной отдачи.
Таким образом, только разовые капитальные вложения в оснащение передатчиками
сети эфирного вещания в 5-6 раз превышают затраты на создание системы СНВ. Так
каков же вывод? Какую же систему надо строить?
Вывод очевиден – смешанную. Там, где нет сети РТРС, – это
спутниковая сеть, в крупных городах и областных центрах – кабельная с первичной
доставкой сигнала через систему СНВ. Наверное, в равнинных городах, имеющих не
очень высотную застройку и примерно 100 000-500 000 населения, целесообразно
строить эфирную сеть, одновременно развивая кабельные сети и не запрещая
ставить антенны системы СНВ.
Факт первый.Считается, что в большинстве населенных пунктов жители могут принимать 1-2 телеканала, и поэтому внедрение в них эфирного цифрового вещания с числом телеканалов не менее 8 (один мультиплекс) является долгожданным благом и совершенно необходимым делом. На деле оказалось, что в Свердловской области до 30% зрителей в небольших населенных пунктах пользуются услугами системы СНВ ("НТВ Плюс" или "Триколор ТВ"), число телеканалов в которой для Свердловской области не менее 140. В более крупных населенных пунктах области около 15% зрителей используют спутниковое телевидение, 44% – кабельное и только 38% пользуются аналоговым эфирным вещанием с помощью индивидуальных или коллективных антенн.
Факт второй. Именно эти и только эти 38% для Свердловской области и есть целевая аудитория для внедрения цифрового эфирного телевещания.
Факт третий. По мнению этого же представителя, если в течение ближайших трех лет не внедрить цифровое эфирное вещание, то этот процесс можно будет уже и не начинать. К 2012 г. большинство телезрителей уйдет к спутниковым или кабельным операторам, распространяющим не менее 30-60 программ каждый, а не один мультиплекс (8 телевизионных и 4 звуковые программы) согласно концепции. По оценке региональных специалистов, к ноябрю 2008 г. цифровые эфирные приставки для приема эфирных программ купили не более 20 000 домохозяйств. Это почти на порядок меньше числа домохозяйств Свердловской области, купивших за это же время цифровые приставки для приема пакетов программ "Триколор ТВ" и "НТВ Плюс".
Факт четвертый.Количество и мощность эфирных передатчиков по сравнению с аналоговой системой
возросли (нужно передавать три муль-типлекса, а это три частоты, то есть три
передатчика), а значит, возросла и стоимость системы. В то же время зона охвата
сократилась.
В этой связи возможен такой вариант развития событий, когда
для цифрового эфирного вещания к 2012 г. просто не останется зрителей. Поэтому
организация государственной работы по цифровизации вещания в стране с РТРС в
качестве основного звена не столь убедительна, как представляется.
Так каковы же затраты на реализацию проекта цифровизации
России? В одном из вариантов Федеральной целевой программы (ФЦП)
"Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации (2008-2015
годы)" затраты на сеть РТРС составляют более 46% всех затрат. Заметим, что
эти затраты относятся только к тем домовладениям (до 40%), которые будут
пользоваться эфирным цифровым вещанием.
В этой связи предлагаем следующий вариант реализации
программы цифровизации страны.
1. Цифровые
приставки (цена спутниковой, эфирной и кабельной приставки не выше $40, или не
более 1080 рублей, при массовом производстве в России) – 43 млн штук. Это
значит, что цена приставок (камня преткновения цифровизации) составит около 46,4
млрд рублей. В том числе:
а) спутниковых (пусть еще 6 000 000 семей будут осуществлять
непосредственный прием программ со спутника) – 6,5 млрд рублей;
б) кабельных (пусть 18 000 000 семей будут обслуживаться
кабельными операторами) – 19,4 млрд рублей;
в) эфирных (пусть 19 000 000 семей принимают эфирное телевидение)
– 20,5 млрд рублей.
2. Антенные
системы (конвертер, антенна, усилитель и кабель) будут стоить около 39 млрд
рублей. В том числе:
а) цена цифрового спутникового комплекта (конвертер,
антенна, кабель) при массовом производстве не превысит 2500 рублей, тогда цена
этой компоненты составит 15 млрд рублей;
б) цифровой эфирный комплект (антенна, кабель) при массовом
производстве будет стоить больше спутникового комплекта (за счет стоимости более
совершенной индивидуальной эфирной антенны – 4000 рублей или коллективной – не
менее 6000 рублей). Тогда цена индивидуальной составляющей (5 млн комплектов – 26% от общего количества
семей, принимающих эфирное телевидение) – 19,8 млрд рублей и коллективной составляющей
(700 тыс. антенн – 74% от общего количества семей, принимающих эфирное
телевидение) – 4,2 млрд рублей.
3. Аренда спутниковой емкости (один транспондер для социального пакета) составит около $2,5 млн. Это около 67 млн рублей в год.
4. Создание системы СНВ – не более 7,3 млрд рублей. Эти спутники доставляют сигнал непосредственно до абонентов или кабельных операторов малых поселков, районных центров и малых городов России с населением до 100 000 человек.
5. Модернизация сетей кабельных операторов – 150 000 млн рублей.
6. Затраты на
модернизацию сети РТРС должны быть выявлены в процессе анализа целесообразности
замены аналоговых передатчиков цифровыми. Очевидно, что для каждого города,
областного центра и любого населенного пункта решение о строительстве системы
распространения программ должно приниматься не РТРС, "Первым каналом"
и ВГТРК, то есть организациями заинтересованными, а независимой комиссией. Это решение должно опираться на изыскания и выводы научного
сообщества и результаты НИОКР, проводимых в рамках ФЦП. По нашей оценке, в городах
с населением от 100 000 до 500 000
человек целесообразно осуществлять цифровизацию с использованием сети РТРС.
Таких городов в России не более 800. Это всего 800 (для трех мультиплексов – 2400)
передатчиков мощностью 100 Вт каждый и ценой не менее $23 000 за штуку. Эта цена не включает монтаж, наладку и доставку передатчика,
которые существенно отличаются от типа и вида ретрансляционных вышек (башен).
Пусть в среднем (для вышек не выше 70 м) эти расходы
составляют $15 000. Тогда все затраты на перевод сети РТРС не превысят 2,6 млрд
рублей.
7. Затраты на
организацию регионального вещания (уже сейчас более половины субъектов РФ
организовали региональное вещание через КА "Экспресс-АМ" и
"Ямал"). В каждом субъекте Федерации предлагаем не проводить
формирование единого пакета программ, а ограничиться подъемом и
распространением каждой региональной программы через систему СНВ. Для этих
целей нужна земная приемопередающая станция с антенной 3,7 м и 100-Вт
передатчиком (стоимость каждой станции не превысит 5,3 млн рублей) и 3,5 МГц
спутниковой емкости. Нетрудно посчитать, что для покрытия всей России региональными
программами нужно:
а) не более 430 млн рублей капитальных вложений в
строительство станций подъема;
б) 9 транспондеров системы СНВ, еще около 400 млн рублей для
ежегодной оплаты спутниковой емкости.
Таким образом, цена капитальных затрат на организацию регионального вещания по всей стране при использовании системы СНВ почти соизмерима с ценой организации цифрового эфирного вещания в одном из субъектов. Этот вывод подтверждают опубликованные в СМИ сведения о затратах на эфирную цифровизацию Нижегородской и Ленинградской областей. Правительство Нижегородской области оценило программу цифровизации в 1 млрд рублей, а Ленинградской области – в 1,6 млрд рублей. При рациональном использовании систем СНВ и кабельного вещания затраты на цифровизацию в этих регионах могут быть сокращены в разы.
Опыт цифровизации Мордовии и Свердловской области показывает, что покрыть 100% территории региона не всегда под силу. Поэтому к региональному телевидению нужен индивидуальный подход. В Татарстане – один, в Ленинградской области – другой... и так далее по списку всех субъектов Российской Федерации.
В целом капитальные затраты на систему распространения телевизионного и звукового вещания по всей России, в предлагаемом варианте, составят около 10,48 млрд рублей. Общие затраты на полную цифровизацию страны в нашем варианте составят (сеть распространения, приставки и антенные системы) около 96 млрд рублей, что ниже затрат, предлагаемых в известном варианте ФЦП.
Имеет ли данный вариант недостатки?
Да, имеет. Но он имеет и достоинства. Решение задачи,
поставленной Президентом РФ, – прием каждой семьей России 20 программ
телевидения – согласно этому проекту возможно двумя способами, причем
достаточно просто:
1) два ствола системы СНВ для того, чтобы иметь более 20
программ по всей России в стандарте МРЕG-2 при способе модуляции QPSK;
2) один ствол в стандарте МРЕG-4 с тем же QPSK.
Вариант, предлагаемый в Концепции для решения задачи,
поставленной Президентом РФ, также реализуется двумя способами:
1) увеличением числа передатчиков втрое (20 программ – это
три мультиплекса);
2) увеличением мощности передатчиков и переводом всей сети
РТРС на вид модуляции 32 (64) QАМ. И первый, и второй способы увеличивают
затраты на цифровизацию страны (читай сети РТРС) в разы.
При правильном решении задачи доставки программ до каждой
семьи государство будет экономить не только бюджетные средства, но и
радиочастотный спектр. Уже более пяти лет военные и гражданские научные
организации России работают над конверсией радиочастотного спектра и разработкой
частотно-территориального плана наземного цифрового вещания в РФ. В нем
определены доступные частотные каналы для каждого региона страны. Но весь
спектр занят аналоговым телевещанием и радиосредствами другого назначения.
Во-первых, использование новых, более высоких полос частот (предусмотренных для этих целей регламентом радиосвязи в диапазоне 800 МГц) или переход на "цифру" в традиционных дециметровых вещательных каналах. Изначально в нашей стране основная ставка в области цифрового телевещания делалась на диапазон 800 МГц (726-862 МГц). Однако уже почти десять лет найти дополнительный частотный ресурс в этом диапазоне не удается. Во-вторых, это путь замены аналоговых телеканалов на цифровые. Этот вариант требует формирования частотно-территориального плана эфирного вещания и опережающего учета в нем потребностей будущих потенциальных услуг вещания и связи. Россия опаздывает с частотным планированием для цифрового вещания, а именно этот план является опорной точкой решения других задач, связанных с цифровизацией. При правильном сочетании спутникового, кабельного и эфирного способов построения сети цифрового вещания проблема разработки частотно-территориального плана наземного цифрового вещания в РФ существенно упрощается.
И наконец, несколько слов о сроках перевода аналоговой сети на сеть цифрового вещания. На наш взгляд, задача может быть решена в течение трех-четырех лет. Это основано на том, что необходимо организовать производство 43 млн приставок. Нужна только государственная воля и выверенная очередность решения этой задачи – построение спутников системы СНВ, модернизация кабельных операторов и переоснащение части сети РТРС. Самая сложная, но решаемая проблема – производство и закупка цифровых приставок (не менее 11 млн штук ежегодно). В мире в течение следующих 5 лет запланирован выпуск 225 млн set-top box, то есть приставки на рынке будут.
Так какой же путь выберет Россия для цифровизации?
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2008
Посещений: 8896
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций