В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Компания NTL/Telewest получает на ?2,5 с абонента в месяц больше, чем British Telecom (BT) или кабельные операторы, и удерживает превосходство в ARPU над конкурентами.
Цена звонка со стационарного телефона на мобильный у нее на 38% выше, чем в среднем по рынку. При этом количество таких звонков увеличивается на 0,1% за квартал. Корреляция между стоимостью звонков и долей звонков при изменении цены показаны в табл. 1.
Принципиально важно в этих данных то, что эксперты NTL обнаружили ценовую неэластичность своего рынка: прибыль от увеличения количества звонков не перекрывала убытков. Это верно для всего рынка частных пользователей в целом и подразумевает, что "война цен" была бы необдуманным решением.
Предоставляя услуги в области телефонии, телевещания и Интернет-доступа, NTL имеет потенциальный ARPU около ?80 в месяц.
NTL еще далеко от максимизации прибыли. Скорее всего, это следствие, в первую очередь, сделанной компанией ставки на Интернет-продукты, которые востребованы всего лишь 50-52% клиентов NTL/Telewest.
Термин LLU (Local Loop Unbundling) означает использование более мелкими операторами связи (unbundler) мощной инфраструктуры (сооружений и линий связи) доминирующих операторов (в частности, бывших монополистов) для предоставления, например, широкополосных услуг (xDSL и пр.). Такие линии называются Unbundled Lines.
Инвестиции в LLU требуют широкого охвата и качественных разработок. LLU дешевле для тех, у кого есть масштаб.
Интернет-провайдеры смогут значительно снизить свои расходы, используя LLU. Провайдер, обслуживающий 250 тыс. пользователей, может снизить таким образом свои затраты на предоставление Stream-доступа на 4%, в то время как провайдер с 3 млн абонентов сэкономит уже 36%. Количество сэкономленных средств сильно зависит также от ширины полосы пропускания для каждого отдельного пользователя.
Более мелким провайдерам придется объединяться в поисках оптовых предложений LLU, так как выходить на этот рынок поодиночке неоправданно. Владельцы сетей средних размеров, скорее всего, создадут рынок оптовых предложений, чтобы увеличить масштаб собственных операций. Вероятно также, что, когда количество LLU возрастет до 1,5 млн, цены на IP Stream-Интернет сравняются с теми, как и предлагают оптовые провайдеры LLU.
NTL обслуживает 12,6 млн домов. Интернет-провайдеры, желающие предоставлять услугу Triple Play и соперничать с NTL, должны обдумать, в каких секторах NTL не присутствует. Это позволит предотвратить ценовую войну и даст провайдерам пространство, достаточное, чтобы распространять свои продукты и решить проблемы с внедрением IP-телевидения.
В Великобритании примерно 1,4 млн домов могут быть охвачены LLU и при этом не обслуживаются NTL.
Объединение услуг голосовой связи, Интернета и телевидения в рамках одной сети дает заметные преимущества - как в доходах, так и в качестве предоставляемых услуг.
Реализация потенциальной интерактивности требует создания простых пользовательских интерфейсов. Но при этом на службы техподдержки ложится большая нагрузка. Им предстоит принимать множество звонков от пользователей, неспособных самостоятельно решить проблемы с сетью, но ожидающих, что провайдер будет распоряжаться сетью, а не данными, которые по ней передаются. Аппаратура, устанавливаемая в помещении абонента (Customers Premise Equipment, CPE), должна в этой ситуации выйти на принципиально иной уровень. Этот продукт, управление им и все устройство системы должны быть направлены на то, чтобы позволить службе техподдержки активировать управление, настраивать приложения и бороться с неполадками -и все это должно делаться дистанционно. Создание продуманной системы позволит избежать визитов ремонтника, удваивающих цену инсталляции.
Хотя BT и страдает из-за падения цен и объемов продаж, компания имеет сильные позиции по абонентской плате, по звонкам со стационарного телефона на мобильный и по конвергентным услугам голосовой связи и Интернета.
Снижение цен, предпринятое BT, привело к тому, что цены стали ниже, чем у кабельных операторов. При этом ВТ продолжает терять свою долю рынка, а потери прибыли компании даже увеличились из-за снижения цен, объемов продаж и уменьшения dial-up-трафика. Возросшие за это же время доходы кабельных операторов объясняются притоком пользователей и соответствующим увеличением объема трафика.
Кабельные операторы смогли увеличить свою долю рынка, несмотря даже на более высокие цены, чем у BT. Но приток малоактивных пользователей препятствует увеличению их доходов. Поэтому их положение довольно неустойчиво. Вполне возможно, что новые игроки, которым нечего терять, продолжат "ценовые войны". ARPU при этом будет по-прежнему падать.
Ответом BT стал подъем абонентской платы и позиционирование новых тарифов как наилучших для звонков на мобильные телефоны. Эти изменения несколько укрепили позиции компании в долгосрочной перспективе. ВТ продолжит терять прибыль из-за низких цен на остальные услуги и перехода абонентов к кабельным операторам, но рынок абонентской платы не является конкурентным и звонки на мобильные телефоны станут последним сектором, перешедшим на VoIP.
Снижение поминутной оплаты телефонии уменьшило соответствующий рынок примерно до ?500 млн в год, в то же время абонентская плата несколько увеличилась - всецело за счет мер по повышению цен, принятых BT и NTL.
ВТ доминирует на рынке абонентской платы и ее продукт Wholesale Line Rental представляет собой серьезный вызов более мелким конкурентам из-за возросших требований к квалификации специалистов и качеству создаваемой продукции. Как результат, цены на этом рынке растут и доходы компании от абонентской платы повышаются.
Хотя объемы переговоров по домашним телефонам остаются стабильными, можно ожидать, что влияние VoIP будет возрастать, как это уже произошло на рынке деловой связи.
В отношении звонков со стационарных на мобильные телефоны VoIP будет распространяться медленнее из-за того, что мобильные операторы контролируют возможность передавать по их сетям голосовой трафик, конкурирующий с их собственными услугами.
Кабельные операторы побеждают за счет снижения цен в наименее тривиальных областях. В будущем операторы должны будут значительно снизить цены на VoIP.
Исторически цены на рынке устанавливались кабельными операторами, и их контракты всегда привлекали абонентов, для которых имеет значение цена. Поскольку основные услуги, предлагаемые альтернативными операторами, оказались под возрастающим ценовым давлением, им пришлось перенести усилия на менее очевидные области конкурентной борьбы:
Подобные действия ставят репутацию провайдера в зависимость от низких цен. Чтобы продолжить лидировать на рынке, провайдеры должны снижать свои расходы для поддержания действительно низких цен.
Ориентация на чувствительных к ценам абонентов подвергает кабельных операторов большому риску в условиях продолжающегося падения цен и развития VoIP: по мере того как цены приближаются к себестоимости, идти по пути их дальнейшего снижения становится все труднее.
Использование VoIP снижает стоимость входящих звонков по крайней мере на 90%. Относительная стоимость исходящих падает медленнее по мере подключения новых абонентов. К моменту, когда 50% абонентов будут пользоваться VoIP, по меньшей мере 25% звонков все равно будет проходить через телефонные сети общего пользования.
VoIP-провайдеры могут рассчитывать на часть дохода от исходящих звонков, получаемого сетями общего пользования. Еще более значительной экономии можно добиться, если использовать Интернет для передачи международных телефонных вызовов. Эти две возможности повысят валовую прибыль на 26% в 2008 г., даже несмотря на общее снижение цен.
Оказание услуг в области VoIP будет означать, что провайдеру телефонной связи придется стать также и Интернет-провайдером.
Материал подготовлен на основе исследований IP Development Network и Of com. Некоторые из приведенных абсолютных данных относятся к более ранним периодам - например, к концу 2005 г. Но редакция не оговаривает это специально, так как процентные соотношения действуют и в настоящее время.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2007
Посещений: 8135
В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций