Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Какие услуги операторов мультисервисных сетей востребованы в условиях кризиса?

Александр Голышко
Независимый эксперт, к.т.н.

Все гениальное – просто.
Когда оно уже сделано.

Объем доходов от предоставления услуг связи в мире в 2008 г. вырос на 4,2%, до 1,365 триллиона долларов, как говорится в отчете одной из аналитических компаний. По прогнозу аналитической компании Idate, на протяжении последних трех лет темпы роста мирового рынка услуг связи достигали в среднем 6% в год, в 2008 г. показатель прироста составил 4,2%, а в 2009 г. прогнозируется на уровне 3,8%. Привычные факторы, которые оказывали влияние на мировой телекоммуникационный рынок в последние годы, сейчас усугубляются глобальным экономическим кризисом и ухудшением финансового климата. Спрос на новые услуги связи (VoIP, IPTV, мультимедийные услуги мобильной связи) в развитых странах едва компенсирует снижение объема предоставления традиционных услуг.

Сегодня, когда за окном бушует мировой финансовый кризис, а инициатива в генерации новых услуг перешла было к пользователям, наиболее успешные операторы пристально наблюдают за своим "генератором", чтобы не упустить какой-либо каприз. И немедленно его реализовать.

Так какие услуги следует развивать операторам? Любые, которые приносят доход. Не до жиру.

С одной стороны, мировой финансовый кризис притормозит развитие нового абонентского оборудования и неголосовых услуг (кроме доступа в Интернет), с другой – будет стимулировать появление нового более дешевого абонентского оборудования и перевод неголосовых услуг с платформы с меньшим CAPEX.

Замораживаются проекты перехода на сети NGN там, где менеджмент считает их избыточной роскошью. Однако, основные побудительные мотивы перехода на NGN – рост запросов клиентов и соответствующий OPEX – на самом деле никуда из-за кризиса не исчезли. Потребность клиентов в пакетном обслуживании продолжает расти.

В жилом секторе самые разнообразные телекоммуникационные услуги в ближайшей перспективе будут вытеснять другие виды развлечений, связанных с выходом из дома и необходимостью траты дополнительных средств. Из большого пула видов обслуживания можно будет легко выбирать и гибко адаптировать сервисы к текущим потребностям. Общий экономический спад может привести к росту потребности в полосе пропускания сетей.

Инфраструктура NGN сможет предложить больше качественных услуг по меньшей цене и с меньшим OPEX. У операторов появляется возможность выделить персонал и ресурсы для обучения и наработки опыта в новом для себя направлении деятельности.

Возвращение инвестиций при этом напрямую зависит от уровня удовлетворенности клиента. Соответственно те компании, которые будут медлить с развертыванием передовых услуг на базе современных сетей, рискуют растерять клиентскую базу.

Профессор Гарвардской школы бизнеса Роберт Каплан придумал новый термин – STRATEX (strategic expenses – стратегические расходы), подразумевающий определение тех ресурсов, которые требуются для долговременного благоприятного стратегического развития. Во время экономического кризиса эти ресурсы должны рассматриваться отдельно от CAPEX и OPEX, а также иметь гарантии защиты от посягательств с целью получения краткосрочной финансовой выгоды. Оператор, вынужденный сокращать расходы, должен начинать с CAPEX и OPEX, оставляя STRATEX на самый крайний случай, ибо этот ресурс дает шанс на развитие компании в будущем.

STRATEX надо спланировать таким образом, чтобы при минимальных инвестициях в условиях кризиса сохр нить возможность технологического рывка и быстрейшего перехода к NGN после того, как проблема с финансами будет решена. Компании, которые не озаботятся стратегическим планированием и поиском партнеров во время кризиса, окажутся далеко позади в тот момент, когда кризис пойдет на спад.

Бизнесу нужны новые сервисы, но сегодня он особенно хочет сэкономить на расходах. Попытайтесь понять потребности бизнес-клиента и сформировать соответствующий пакет (пусть даже и без NGN).

Индустрия связи и ИТ вступила в эпоху конвергентных технологий, которые позволяют наиболее полно воплотить возрастающие потребности развития корпоративных ИТ в сторону повышения мобильности, безопасности и универсальности услуг связи. Появилась возможность реализации целого спектра инновационных услуг типа единой системы управления услугами связи, интеграции операторских услуг связи с бизнес-приложениями компании, FMC, использования операторских сетевых ресурсов в целях повышения надежности и безопасности (и снижения себестоимости), управления, поддержки и сопровождения ИТ-инфраструктуры, сервисов и т.п.

Новая технология открывает новый этап в развитии человечества только тогда, когда ей оказывается по силам качественно изменить общественные отношения. Бизнесу нужны решения, позволяющие качественно улучшить бизнес-процессы, экономить ресурсы, повысить эффективность их использования, двигаться вслед за мобильной рабочей силой. Да и вообще на корпоративном уровне интеграция коммуникационных продуктов обусловлена формирующейся на современных предприятиях тенденцией отказываться от "командного" стиля управления в пользу модели, предполагающей более высокий уровень сотрудничества персонала. Очевидно, бизнесу будет интересен комплексный аутсорсинг услуг связи и ИТ, который подразумевает под собой некий "антикризисный" пакет услуг, дающий достаточно полное решение в сфере как операторских, так и вну-триофисных услуг связи. В каком объеме?

Изучайте лучше ваших клиентов и вы обязательно поймете.


Редакция журнала "Технологии и средства связи" предложила компаниям – региональным операторам рассказать о том, какие услуги популярны и востребованы их абонентами. Мы задали нашим респондентам несколько вопросов:

1.         За какие услуги ваши абоненты больше всего платили в 2008 году?

2.         Какие услуги и с какими параметрами, на ваш взгляд, будут больше всего востребованы в 2009 году?

3.         Какие новые сервисы вы считаете перспективными и будете тестировать в 2009 году?


Аркадий Самойлов
Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "ЮТК"

1. Как и в 2008 г., в ближайшие годы основную часть доходов ЮТК составят доходы от услуг местной связи. Тем не менее доля доходов от услуг Интернет-доступа и передачи данных в тарифных доходах компании постоянно увеличивается – от 11,2% в 2006 г. до

21,7% в 2008 г. При этом самый высокий показатель ARPU имеют услуги широкополосного доступа в Интернет.

2.         На рынке ЮФО еще не сформированы условия для резких изменений предпочтений потребителей в услугах связи. Наиболее востребованными по-прежнему останутся услуги телефонной связи (как местной, так и сотовой) и услуги широкополосного доступа к сети Интернет. В условиях снижения покупательной способности потребителей под влиянием кризисных явлений в экономике весомым фактором при выборе продуктовых решений станет уровень тарифов на услуги связи и наличие экономичных продуктовых решений, в том числе пакетных предложений.

3. Перспективный комплекс инновационных услуг, на которые есть спрос и которые мы намерены развивать в будущем, – это IPTV. Мы намерены обеспечить все зоны отдыха современными услугами передачи данных, в том числе беспроводным Интернетом по технологии Wi-Fi.


Александр Сергиенко
Генеральный директор ЗАО "АИСТ" (г. Тольятти)

1. Основным драйвером роста в 2008 г. в нашей компании были Интернет-продукты. Вместе с тем мы не рассматриваем услуги телефонной связи как продукт-аутсайдер -голосовые услуги нами успешно развиваются в формате Triple Play. В частности, в Самаре основная АТС реализована на базе софт-свича, и все телефонные сервисы используются исключительно в рамках ШПД-сети.

2. Связь – это последнее, от чего будут отказываться абоненты во время кризиса. Многие из них постараются снизить затраты, но при этом продолжать потреблять минимальный объем услуг. На наш взгляд, по-прежнему флагманом телеком-рынка будет домашний ШПД с безлимитными тарифными планами. Как показывает наш опыт, в регионах у клиентов наиболее популярен формат включения порта на скорости 512 кбит/c, при среднем ежемесячном клиентском счете 400-450 рублей.

3. В 2009 г. "АИСТ" введет в коммерческую эксплуатацию третью составляющую Triple Play на своей сети – IPTV, включая предоставление каналов телевидения высокой четкости в стандарте HD. Компания будет продолжать заниматься развитием клиентских сервисов, направленных на повышение комфорта пользования услугами. Особый сегмент услуг, который, по нашим прогнозам, начнет развиваться на рынках России, – услуги по предоставлению каналов передачи данных для управляющих компаний, ЖКХ и ТСЖ.


Дмитрий Курилов
Коммерческий директор ОАО "Сибирьтелеком"

1. По предварительным данным, структура доходов "Сибирьтелеко-ма" по итогам 2008 г. выглядит следующим образом: 51,8% доходов приходится на услуги традиционной телефонной связи, 24,8% – на услуги внутризоновой связи, 20,6% – на новые услуги, в том числе услуги ШПД, и 2,8% – это прочие услуги.

2.         По-прежнему наиболее востребованными услугами останутся традиционная телефония (в том числе телефония по протоколу IP), внутризоновая связь и, конечно же, новые услуги, прежде всего это услуги доступа к сети Интернет (по технологии xDSL и ETTH), услуги цифрового телевидения, а также услуги интеллектуальных сетей связи

(ИСС), актуальные в условиях рыночной конкуренции как для телеком-операторов, так и для абонентов (корпоративных клиентов). Особое внимание будет уделено развитию контента.

3.         В 2008 г. мы запустили две пакетные услуги и связываем с ними большие перспективы, а также намерены активно их развивать в 2009 г. Одна из них включает в себя широкополосный доступ в Интернет и интерактивное цифровое телевидение на базе технологии IPTV. "Сибирьтелеком" развивает дополнительные сервисы, такие как "видео по запросу", "сетевой видеомагнитофон", "отложенный просмотр" и другие. Другая услуга объединяет широкополосный фиксированный и мобильный беспроводной доступ в сеть Интернет. Скорость беспроводной передачи данных в рамках этой услуги достигает 2,4 Мбит/с. Данный проект -это первый шаг на пути к конвергенции сетей фиксированной и мобильной связи. Главное, что получают наши клиенты, – это свободный выбор технологии доступа, простоту услуги, доведенную до автоматизма, многообразие сервисов и все это "из рук" одного оператора.


Олег Попов
Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "Северо-Западный Телеком"

1. Доходы от услуг местной телефонии традиционно составляют большую долю в выручке компании. В 2008 г. они составили порядка 53%. Доходы от так называемых "новых" услуг (ШПД и передача данных) вырастут по сравнению с прошлым годом примерно на 45%. Их доля в доходах СЗТ составит, по предварительным данным, 18%.

2. В 2009 г. мы продолжим развивать востребованный сегодня широкополосный доступ по технологии xDSL, и в том числе планируем обновить продуктовую линейку за счет увеличения скоростей доступа на безлимитных тарифных планах, а также за счет предоставления так называемых эконом-тарифов. Планируем развитие пакетов услуг, включая пакетные предложения с оборудованием, и, конечно же, дополнительных сервисов (антивирус, видеосервисы) и др.

Также продолжим реализацию проекта строительства сетей нового поколения на базе технологии PON, первые пользователи которой появились в Санкт-Петербурге в 2008 г. Поэтапно мы будем выходить с данным проектом в регионы.

Именно новые технологии и современные оптические линии передачи данных позволят удовлетворять растущий спрос клиентов на полный спектр современных телекоммуникационных услуг от одного оператора.

3. Дальнейшее развитие услуг мы видим именно в направлении Triple Play, предоставлении нескольких услуг "из одной розетки" (по единому кабелю). Причем предполагаем максимально использовать новые технологии, такие как технология PON. Ведь именно новые технологии и современные оптические линии передачи данных позволят оказывать абонентам полный спектр современных телекоммуникационных услуг на достойном уровне: высокоскоростной Интернет, цифровую телефонию, услуги IPTV, включая предоставление услуг в формате HD и другие дополнительные сервисы.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2009
Посещений: 9902

Статьи по теме

  Автор

Голышко Александр Викторович

Голышко Александр Викторович

эксперт

Всего статей:  22

  Автор

Дмитрий Курилов

Дмитрий Курилов

Коммерческий директор ОАО "Сибирьтелеком"

Всего статей:  2

  Автор

Аркадий Самойлов

Аркадий Самойлов

Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "ЮТК"

Всего статей:  2

  Автор

Александр Сергиенко

Александр Сергиенко

Генеральный директор ЗАО "АИСТ" (г. Тольятти)

Всего статей:  3

  Автор

Олег Попов

Олег Попов

Заместитель генерального директора, коммерческий директор ОАО "Северо-Западный Телеком"

Всего статей:  2

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций