Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Востребованная услуга – это перспективная услуга

Сергей Дмитриев
Генеральный директор компании "Мультирегион"


Алексей Ермилов
Технический директор компании "Мультирегион"


Что представляет собой рынок широкополосного доступа (ШПД) на сегодняшний день?

С.Д.: Сегодня ШПД – это услуга, которая приносит деньги, инвестировать в нее выгодно. Именно поэтому компании, род деятельности которых достаточно разнообразен, начали предоставлять эту услугу.
На рынке ШПД существует несколько ярко выраженных групп компаний. Первая предоставляет услуги ШПД на тех сетях, которые были построены уже давно, то есть на телефонных сетях. Данная группа компаний изначально была связана с предоставлением услуг телефонной связи. Это сети таких компаний, как "Связьинвест", "Комстар", "Голден Телеком". Вторая группа включает операторов кабельного телевидения, которые занимаются прокладкой новых волоконно-оптических сетей. Они строят сразу многофункциональные сети, возможность предоставления ШПД заложена в них изначально.
На сегодняшний день существует пять крупных холдингов, которые предоставляют как телевизионный сигнал, так и ШПД: СММ (АФК "Система"), НКС ("Нафта-Москва"), "Ренова-Ме-диа", "Мультирегион", "ЭР-Телеком".
Компания "ТрансТелеком" – магистральный оператор – также заявила о предоставлении ШПД на развивающейся розничной сети.
Отдельно можно выделить домовые сети, то есть компании, предоставлявшие телекоммуникационные услуги на уровне подъезда, дома, группы домов. Некоторые из них уже вышли на достаточно высокий уровень: NetByNet, "Корвет-Телеком" и т.п. Эти компании, безусловно, будут развиваться, если их не потеснят крупные телекоммуникационные холдинги.

Таким образом, можно выделить четыре направления, которые двигаются к широкополосному доступу: телефонное, телевизионное, магистральное и домовые сети.

Каковы ваши прогнозы относительно тенденций развития рынка?

С.Д.: Однозначно можно сказать, что развитие рынка ШПД носит взрывной характер, распространяется от центра к регионам.
Можно предположить, что в дальнейшем, скорее всего, будут появляться новые компании. Однако процесс глобализации подводит отрасль к тому, что большие компании постепенно будут поглощать мелкие. Да, безусловно, небольшие компании будут возникать и развиваться на новых прорывных направлениях, новых услугах, но в дальнейшем эти услуги будут подхвачены и крупными компаниями.
Сегодня много говорят о новых беспроводных технологиях: Wi-Fi, Wi-MAX. Идет создание сетей WiMAX, однако требуется время, чтобы увидеть результаты.

Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке?

С.Д.: Да, рынок ШПД – конкурентный рынок. Во всяком случае, в Москве конкуренция достаточно серьезна даже на уровне крупных сетей. ШПД предоставляют АФК "Система" (торговая марка "Стрим"), "Ренова" (под брендом "Акадо"), "Голден-Телеком", "Центральный телеграф", "Мостелеком". В Москве становится просто тесно.
Конечно, у традиционных связистов есть определенные преимущества, так как их провода уже проведены во многие квартиры, а кабельные операторы вынуждены бороться за абонента. В таком случае однозначно выигрывают беспроводные технологии, поскольку они избавляют пользователя от лишних кабелей и проводов. Если эта услуга будет качественная и дешевая, то она будет востребована.
Какие бы технологические разработки и конкурентную борьбу не вели телевизионные операторы и операторы связи, в конечном итоге все они стремятся к тому, чтобы обеспечить человеку максимальное удобство в пользовании услугами ШПД.

А.Е.:Останавливаясь на удобстве подключения конечного абонента, нельзя не упомянуть и ставшую в последнее время популярной услугу подачи быстрого Интернет-потока через электросеть. Хотя, к сожалению, энергосети в нашей стране не отличаются высоким качеством. Этот вопрос решается доведением до дома магистрального канала при помощи какой-либо технологии (оптика, медь и т.п.), а непосредственно в домах или даже на лестничных клетках ставится оборудование, которое конвертирует этот поток данных в сигнал, распространяемый по энергосети, и подключенная квартира в каждой своей розетке получает не только энергетическую мощность, но и информационный канал.

Инвестирует ли ваша компания собственные средства в развитие сети?

С.Д.: Компания "Мультирегион" активно развивает ШПД. Однако мы продолжаем предоставлять и аналоговые ТВ-услуги.
Говоря о предоставлении услуги телевидения, отмечу, что сейчас ведутся споры о том, каким должно быть телевидение – цифровым или аналоговым. На сегодняшний день аналоговое телевидение приносит деньги, а вот переход на цифру – это пока лишь большие затраты и совсем неочевидные доходы. Однако у компании уже имеется опыт предоставления услуги цифрового телевидения, а массовой она станет тогда, когда начнет приносить доход.

Предоставление Интернет-доступа пользуется огромным приоритетом на сети "Мультирегиона", и только в прошлом году темпы его развития составили 165%. На этот год мы также планируем значительный рост данного показателя. В 2008 г. мы также планируем инвестировать в развитие. Основными приоритетами являются строительство новых сетей, модификация уже имеющихся: как тех, которые мы только приобретаем, так и тех, которые уже устаревают. Сегодня мы вводим цифровые телевизионные потоки, прокладываем волокно до дома, до квартиры.
У компании "Мультирегион" амбициозные планы развития и телевизионной составляющей, и ШПД.

Какие технологии кажутся вам конкурентоспособными/перспективными на кабельном рынке на сегодняшний день?

А.Е.: Поскольку мы являемся компанией, предоставляющей, прежде всего, сигнал телевидения, то, с нашей точки зрения, наиболее конкурентоспособной технологией является строительство сети по принципу "оптика в дом" с подачей телевизионного сигнала в аналоговом виде. Аналоговое ТВ все еще наиболее востребовано в нашей стране, а экономический эффект проектов с подачей цифрового телевидения пока не столь очевиден, массового спроса на эту услугу сегодня нет.

В качестве услуги доступа к Интернету, с нашей точки зрения, наиболее конкурентоспособна и перспективна Ethernet-технология, поскольку она подразумевает высокоскоростную двунаправленную передачу данных. Эта технология легко масштабируется не только по количеству пользователей, но и по скорости предоставления доступа каждому пользователю отдельно. Она подразумевает возможность размещения как локальных внутрисете-вых ресурсов, так и ресурсов, доступных всему Интернет-сообществу. Конкуренцию ей могут составить либо технологии, не требующие прокладки нового кабеля к абоненту, либо радиотехнологии именно в силу своей мобильности, возможности быстрого переноса оборудования с места на место без прокладки каких-либо кабельных систем.

Какое оборудование для предоставления широкополосных мультисер-висных услуг вы выбрали и какого производителя, почему? Каковы были критерии выбора?

А.Е.: Например, мы рекомендуем для использования абонентами наших сетей линейку оборудования D-Link DL-524UP. Она совмещает в себе шлюз с радиодоступом. Дойдя до квартиры, мы ставим этот шлюз, и абонент внутри квартиры может подключить как несколько стационарных компьютеров, так и пользоваться ноутбуком или КПК с Wi-Fi.

Что касается остального оборудования, то одним из основных наших партнеров была и остается компания "Волоконно-оптическая  техника",  которая давно занимается оптическими решениями. Мы используем кроссовое коммутационное оборудование производства "Связьстройдетали" (это один из лидеров российского рынка).
Руководствуясь в своей работе принципом строительства качественных сетей, мы не считаем необходимым экономить на качестве.
Мы используем в основном оптический кабель российских производителей, это такие заводы, как "Оптен", "Воронежский кабельный завод", "Москабель-Фуджикура", "Самарская кабельная компания". При этом не ограничиваемся каким-либо одним производителем, и предпочтение отдаем тому, кто может быстрее и дешевле поставлять тот или иной кабель.

Что касается активного оборудования, то это в основном продукция китайского производства торговой марки РТМ. По качеству она фактически не уступает известным брендам, но стоит дешевле и имеет небольшой процент брака.
В качестве домовых коаксиальных усилителей, наша компания использует оборудование российской фирмы "Планар". В работе с российскими производителями удобно то, что они могут быстро поставлять оборудование, поскольку не имеют таможенных преград.

Для защиты сети передачи данных применяются специфические протоколы авторизации абонента на порте коммутатора. Поэтому была необходима доработка программного обеспечения коммутаторов, которую мог выполнить только производитель. Были проведены переговоры со многими производителями, но реально мы смогли работать с фирмами D-Link и ZyXEL: они обеспечили круглосуточную техническую поддержку своего оборудования, быстро его поставили и, главное, произвели все необходимые нам доработки. В дальнейшем эти решения были включены в серийную прошивку.

Одним из критериев выбора оборудования была опция дистанционного управления – это необходимо при отключении абонента от сети: как от сети доступа к Интернету, так и от локальных ресурсов.
Другой важной характеристикой оборудования была поддержка мульти-кастинговых протоколов для возможного введения услуги IPTV. На сегодня эта услуга не предоставляется на наших сетях, поскольку абонентское оборудование достаточно дорого и IPTV не пользуется массовым спросом. Однако мы предусматриваем возможность введения подобной услуги в дальнейшем.

Третьим обязательным критерием была полноценная поддержка протокола авторизации на порте 802.1.х. Это позволяет минимизировать пиратские подключения, защитить от несанкционированного доступа с использованием логина и пароля абонента. Потребовалась доработка программного обеспечения коммутаторов. Его специально делали для компании "Мультирегион" и, протестировав на наших сетях, мы также добавили функционал в серийно выпускаемые модели.

Какие услуги вы предоставляете и планируете предоставлять?

С.Д.: Мы позиционируем себя как сеть массового пользования, выходим на физических лиц, на массового клиента, поэтому основным критерием выбора услуги для предоставления является массовый спрос на нее. Сегодня востребованы две услуги – телевидение и Интернет. Однако наши сети готовы ко всем видам услуг. Если IP-телефония, например, будет пользоваться спросом, то мы будем готовы предоставить данную услугу. Уже сейчас есть отдельные очаги: компания-партнер в одном из городов предоставляет услуги IP-телефонии на нашей сети. У них есть свой коммутатор с подключением к ТфОП, а также все лицензии для этого; компания "Мультирегион" обеспечивает только прогон трафика от абонента до их узла. При необходимости, в случае востребованности этой услуги, мы поставим свой узел и по нашей сети обеспечим эту услугу.

Когда ожидаете возврата инвестиций, на каких сервисах и услугах будете зарабатывать?

С.Д.: Прежде чем начать строительство сети, естественно, были подготовлены финансовые модели и бизнес-планы. Причем предоставление только телевизионного сигнала приносит меньше дохода, чем предоставление сигнала ТВ и Интернет-доступа: один активный пользователь Интернета приносит денег примерно столько же, сколько три абонента телевидения. Чем больше услуг мы будем предоставлять и чем большее число из них будет востребовано, тем быстрее будет окупаться сеть. Если говорить о двух услугах (кабельное телевидение, Интернет), то проект окупится примерно через 3-4 года. Сроки окупаемости проектов зависят также и от величины города.

Компания "Мультирегион" строит многофункциональные сети. Например, ведутся переговоры о построении сетей передачи данных для городских администраций. Наша компания также принимала участие в программе "Интернет-школа".

Опубликовано: Каталог "Широкополосные мультисервисные сети"-2008
Посещений: 10741

Статьи по теме

  Автор

Дмитриев Сергей Александрович

Дмитриев Сергей Александрович

Генеральный директор ЗАО "Мультирегион"

Всего статей:  3

  Автор

Алексей Ермилов

Алексей Ермилов

Технический директор компании "Мультирегион"

Всего статей:  3

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций