В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Дмитрий Кутявин
Независимый эксперт
Какая роль у WiMAX? Какие бизнес-модели использования технологии WiMAX необходимо применять операторам для получения положительного экономического результата и удовлетворения потребностей абонентов? Проанализируем возможности мобильного Интернета, что, вероятно, прольет свет на данные вопросы.
Развитие WiMAX от версии 16d к версии 16e увеличило количество вариантов позиционирования беспроводного бизнеса. Возможные сценарии применения WiMAX 16e предполагают продвижение сервисов, которые в некоторой мере замещают не только фиксированный проводной доступ, но и услуги подвижной голосовой связи и передачи данных. Однако это достаточно широкие возможности, которые не дают точного понимания позиционирования и коммерческого применения данной технологии. Действительно, что может предложить WiMAX? Должна ли эта технология конкурировать с существующими технологиями 3G или же дополнять технологию 3G высокоскоростным доступом в Интернет? Эти вопросы по возможному бизнес-позиционированию WiMAX влияют и на инвестиции разработчиков в НИОКР, и на коммерческое использование операторами этой технологии.
Наверное, основное предназначение WiMAX заключается в том, чтобы расширить возможности доступа к Интернету. Можно выделить три стадии развития Интернет-доступа: этап первоначального интереса, приоритетное использование широкополосного доступа и акцент на персональные беспроводные мультимедиауслуги.
На первой стадии развития Интернета основными приложениями являются электронная почта, различные чаты и сервисы по обмену сообщениями, веб-браузинг. Эти приложения характеризуются невысокими объемами трафика, а низкие скорости передачи данных являются вполне приемлемыми для пользователей на этом этапе. В этом случае стоимость трафика ограничивает популярность всевозможных мультимедийных приложений. Необходимо отметить, что на этой стадии проникновение модемов невысоко, обычно используются общие точки доступа, например корпоративные Интернет-каналы или Интернет-кафе. На этом этапе еще нельзя говорить о персональном Интернет-доступе. Частоту выхода в Интернет большего числа пользователей можно характеризовать как "от случая к случаю". В настоящее время можно наблюдать данную стадию развития на некоторых растущих рынках и регионах, благодаря низкому проникновению проводного широкополосного доступа. Прежде всего, это характерно для стран Южной Африки и Индии, но и в России некоторые населенные пункты можно отнести к этому этапу.
Характеристикой второй стадии является более существенное развитие Интернет-доступа, в том смысле, что увеличивается пропускная способность, и использование Интернета становится более комфортным и удобным, что сказывается на времени и частоте использования. Для многих пользователей показатель частоты выхода в Интернет можно характеризовать как ежедневный. При этом точка выхода в Интернет может быть уже и беспроводной. Рост проникновения ADSL-подключений и высокие объемы продаж HSPA-модемов в Западной Европе свидетельствуют о том, что рынок в этих странах достиг этапа активного использования широкополосного Интернета. Однако устройства (такие, как HSPA-модемы) в большинстве своем предназначены для использования в качестве канала доступа, а развитие различных VAS сдерживается проникновением терминалов с соответствующим функционалом. К данной стадии в России можно отнести крупные региональные центры и города с высоким проникновением широкополосного доступа.
На третьей стадии терминалы должны иметь достаточную производительность и оснащены необходимым программным обеспечением для возможности предоставления различных VAS-услуг. Происходит эволюция от традиционных телефонов с главной функцией выполнения голосового звонка к устройствам, которые способны предоставлять информацию и развлечения. Абоненты ожидают индивидуальных услуг, являющихся беспроводными, широкополосными и единообразными (то есть мультимедийных услуг), в любое время, в любом месте и с помощью любого терминала. Apple iPhone, Google Android и Amazon Kindle - это примеры терминалов, которые характеризуют телефонные аппараты данного этапа. Мобильные US B- и PCMCIA-модемы, смартфоны, ноутбуки и нетбуки также активно используются для выхода в Интернет через беспроводную широкополосную сеть для просмотра видео и использования других услуг, требующих высоких скоростей и генерирующих большие объемы трафика. Частота выхода в Интернет - при каждом удобном случае: например, появилось время в ожидании поезда в метро и т.п. Развитие Интернета в крупных городах России стремится к третьей стадии.
На третьем этапе в фиксированных сетях в основном поддерживаются технологии ADSL/FTTx, которые обеспечивают выполнение широкополосных приложений, как и на втором этапе, но с более высокими требованиями по пропускной способности, чем в беспроводной технологии 3G.
Благодаря использованию передовых технологий, таких как OFDM и MIMO, технология WiMAX 16е может обеспечить высокую пропускную способность при фиксированном и мобильном варианте Интернет-доступа, что отлично подходит для использования на всех трех этапах, то есть в различных регионах, и этим объясняется тот факт, почему WiMAX становится все более привлекательным для операторов.
В WiMAX бизнес-модель учитывает применение технологии с точки зрения сроков и охвата территории при запуске, рыночной ситуации, услуг и, конечно же, терминальных устройств, которые могут быть использованы. Для доступа в Интернет можно выделить три основные бизнес-модели по использованию WiMAX, которые отличаются по доходам, целевым клиентам, продуктам и услугам, маркетингу, терминалам и сетевой инфраструктуре.
Первая бизнес-модель представляет собой беспроводной DSL. В данном случае основное внимание операторы обращают на те регионы, где Интернет-доступ пока недостаточно развит или по различным причинам проводные ресурсы не могут обеспечить всех потребностей домашних и корпоративных пользователей. Все терминалы, как правило, квазификсированные (так называемые Customer Premises Equipment, CPE), а основную часть прибыли операторы получают в виде платы за доступ. В условиях ограниченности проводных соединений эта модель приносит существенную выручку, так как услуги по широкополосному беспроводному подключению офисов или частных домов стоят дорого, кроме того, эта модель требует более простой организации сетевой инфраструктуры.
Вторая модель фокусируется на мобильной широкополосной связи, при которой широкополосные решения обеспечиваются для пользователей обычно через USB-модемы и ноутбуки с встроенными микросхемами WiMAX. Основные доходы возможны также за счет платы за доступ, но при этом мобильность модемов является дополнительным преимуществом беспроводного доступа (по сравнению с фиксированным). В данном случае мобильный широкополосный доступ позиционируется как дополнительные услуги VAS. Из-за необходимости абонентов быть всегда на связи как сети должны обеспечивать широкую область покрытия, так и терминалы должны обладать возможностью связи в роуминге.
Третья модель представляет собой бизнес по предоставлению мобильных медиауслуг; самым подходящим примером можно назвать "Спринт XOHM" (новый Clearwire). Как и в случае HSPA/LTE, операторы WiMAX не только предоставляют беспроводную технологию доступа с высокими скоростями передачи данных через различные терминалы на большой территории, но и формируют предложения всевозможных Интернет-услуг. В качестве терминалов доступа могут использоваться мобильные телефоны с поддержкой WiMAX, нетбуки и становящиеся популярными MID (мобильные Интернет-устройства) и UMPC (ультрамобильные ПК). Чипы WiMAX могут быть включены в различные устройства, например, такие как Amazon Kindle. Операторы управляют сетью и с участием сервис-провайдеров или контент-провайдеров предоставляют различные приложения мобильных услуг. Операторы генерируют прибыль не только от доступа к Интернету, но и от использования контента. В данном случае возможны различные варианты сотрудничества между оператором и провайдерами (в зависимости от объема выполняемых действий каждой стороной).
Любой из данных подходов может быть успешным. Выбор соответствующей бизнес-модели зависит от различных внутренних и внешних факторов, в том числе особенностей рынка в конкретном регионе и возможностей компании.
Третья модель WiMAX-бизнеса по-прежнему ограничивается предложением небольших по размеру, но высокопроизводительных терминалов, способных поддерживать мультимедийные приложения и обладающих удобным пользовательским интерфейсом. Также важными функциями терминалов являются возможность передачи голоса по сети WiMAX и работа в двух или более режимах (GSM/Wi-MAX/Wi-Fi). Хотя уже сейчас компания HTC производит мобильные телефоны с поддержкой GSM/WiMAX, а MID-терминал Idea Pad U8 от Lenovo работает с WiMAX. Кроме того, в настоящее время на рынке существует еще несколько WiMAX-телефонов. Сегодня тенденция снижения стоимости микросхем WiMAX, разработка терминалов для мобильных платежей, успехи Amazon Kindle и растущая популярность устройств MID показывают, что возможна прочная основа для развития бизнес-модели мобильного медиа. В 2009 г. такие терминалы могут достичь уже некоторого заметного проникновения, однако для их действительно крупномасштабного коммерческого использования потребуется определенное время.
Бизнес-модель беспроводного DSL развита уже более существенно. И, принимая во внимание снижение цен на WiMAX CPE-устройства и USB-модемы, эта бизнес-модель в ближайшее время достигнет своей зрелости, и будущее с мобильной широкополосной связью WiMAX будет неизбежным.
Очень важно правильное позиционирование на рынке. По мере формирования рынка и развития технологической инфраструктуры сети WiMAX могут возникнуть четыре основных этапа и концепции для продвижения. На первом этапе технология WiMAX предназначена для домашних пользователей и малого бизнеса, а основное внимание в продвижении уделяется конкретной территории покрытия, на которой предоставляются услуги беспроводной DSL-модели. На втором этапе акцент смещается в сторону продвижения качества и емкости сети для удовлетворения потребностей предприятий. Кроме того, операторы продвигают различные сервисы, например VPN. На третьем этапе операторы WiMAX при продвижении данной технологии фокусируются на пользователях мобильных терминалов, делая при этом упор на широкое региональное покрытие сети и широкополосность (то есть высокие скорости) беспроводной связи. Рекламная активность четвертого этапа предполагает особое внимание продвижению новых медиасервисов и терминалов, стимулирующих потребление VAS-услуг.
Операторы Globe на Филиппинах и в Mobilink в Пакистане в настоящее время фокусируются на широкополосном доступе для домашних пользователей. И надо сказать, что они уже добились значительных успехов на рынке широкополосного WiMAX. Оператор Vodacom в Южной Африке использует WiMAX для входа на рынок корпоративных пользователей. Такое четкое позиционирование и выбор рыночных стратегий является эффективным в существующей конкурентной среде телекоммуникаций.
Подавляющее большинство существующих тарифных планов основаны на ежемесячных платежах и варьируются в зависимости от различных SLA. Несколько операторов уже внедрили в жизнь ряд идей по продвижению пакетов услуг и рекламных стратегий. Например, оператор Korea Telecom предложил развернуть кампанию "U-Campus" - "Студенческий городок", направленную на студентов высших учебных заведений, которая проводится в районах этих самых студенческих городков. Суть кампании в увеличении продаж ноутбуков, которые будут стимулировать более широкое потребление услуг передачи данных. При этом мобильность продвигается именно в местах, где есть покрытие, тем самым оператор смягчает недовольство от пробелов сети WiMAX на начальной стадии развития. Американский оператор Clearwire предлагает пакет VoIP и широкополосного доступа в комплекте с модемом и PCMCIA-картой. В то время как Unwi-red в Австралии продвигает пакеты "широкополосный доступ + факс" и "широкополосный доступ + голосовые звонки".
Развитие коммуникационного общества и тенденция увеличения доступности компьютерного оборудования будут определять взрывной рост широкополосной передачи данных. Не будем забывать, что во многих регионах в настоящее время широкополосный доступ представлен недостаточно, а фиксированный проводной доступ там порой развивается не слишком быстро. Это создает предпосылки для успешного будущего WiMAX.
Андрей Непомнящий
Менеджер по продажам решений WiMAX компании Samsung Electronics
Построение сети WiMAX - удовольствие дорогое, которое может окупиться только при достаточном количестве абонентов. То есть услуга должна быть массовой и иметь широкий территориальный охват. На наш взгляд, наиболее жизнеспособными будут масштабные (национальные и международные) проекты WiMAX. Именно такие проекты способны привлечь достаточно инвестиций для строительства сетей, привлечения абонентов и обеспечения широкого ассортимента абонентских устройств. Но абонентов мало привлечь, их еще нужно и сохранить. И тут как раз пригодится универсальность WiMAX и дополнительные мультимедийные услуги, о чем говорится в статье. Имея возможность пользоваться широким спектром услуг (пусть даже не всеми сразу из предлагаемых), абоненты привыкают к ним и повышают свой "уровень потребления" услуг. И это хорошо не только для операторов WiMAX, но и в целом для рынка телекоммуникаций. Также хотелось бы добавить очевидную пользу, которую приносят сети WiMAX всем пользователям услуг Internet, - это конкуренция с операторами проводной связи и мобильными операторами. И те и другие, испытывая давление со стороны WiMAX, вынуждены снижать цены и делать свои услуги более доступными, что приводит к расширению круга пользователей и увеличению для них возможности выбора той услуги, которая наиболее полно удовлетворяет их запросам.
Дополнительно можно отметить широкие возможности, которые WiMAX предоставляет для так называемых "вертикальных" применений (органы власти и общественной безопасности, технологические применения и т.д.) Хотелось бы отделить этот набор услуг от чистых корпоративных применений, которые в основном подразумевают тот же доступ в Internet и объединение сетей. В любом случае мы считаем, что WiMAX является универсальным инструментом для предоставления современных услуг связи, и оператору решать, как этим инструментом наиболее эффективно воспользоваться.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2009
Посещений: 8267
Автор
| |||
В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций