Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Затраты или прибыль? Как преодолеть сложности бизнес-модели WiMAX

Дмитрий Кутявин
Старший менеджер департамента операторских решений представительства Huawei Technologies

В последнее время много пишется про бизнес-модель WiMAX, например, о том, какие услуги будут приносить прибыль. Предлагаем взглянуть на еще одну из возможностей для оператора WiMAX.

Преодоление сложностей по созданию широкополосной транспортной сети между базовой станцией и шлюзом доступа является одной из ключевых задач в успешном развертывании сети WiMAX, поскольку транспортная сеть является важнейшим элементом бизнес-модели WiMAX, затрагивающим капитальные вложения, эксплуатационные расходы, время на рынке и опыт клиента. При ее эксплуатации возникает множество технических и организационных вопросов, что существенно ухудшает рентабельность. При текущих максимальных скоростях передачи данных в сетях 2G/2,5G затраты на транспорт являются одними из крупнейших операционных расходов оператора и могут достигать до 30% от текущих расходов сети. С увеличением скоростей передачи данных для абонентов потребуются значительно большие транспортные ресурсы, которые в свою очередь существенно увеличивают данную статью затрат оператора WiMAX (по сравнению с операторами 2G/2,5G). Но, несмотря на видимые сложности, затратная часть - транспортная сеть -может быть преобразована в источник дополнительных конкурентных преимуществ. Такое изменение бизнес-модели и технического решения, снизит потребности в инвестициях, время развертывания сети и эксплуатационные расходы.

Транспортные сети операторов

Три типа транспортных сетей обычно используются операторами для соединения сайтов радиоподсистемы: традиционная медная витая пара (E1), волоконно-оптические кабели и радиорелейная линия. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки по пяти ключевым бизнес-характеристикам: капитальным вложениям, эксплуатационным расходам, скорости развертывания сети, наличию опыта у оператора и гибкости бизнес-модели.

Медная витая пара наиболее распространена, в некоторых регионах у операторов почти 60% соединений между сайтами составляют линии Е1. Эти линии обычно арендуются у местных канальных операторов и, следовательно, требуют минимальных капитальных вложений, но выливаются в высокие эксплуатационные расходы. Время развертывания сети не так велико, поскольку чаще всего такие соединения используются в пределах городской черты, где не требуется слишком большого увеличения кабельной сети. В свою очередь, канальный оператор осуществляет техническую поддержку заказчика. Поскольку линии берутся в аренду, оператор имеет ограниченную гибкость в формировании бизнес-модели, например, не представляется возможным оптовое предложение избыточной канальной емкости (для этого потребуется изменять параметры арендуемого канала и условия соглашения).

В последнее время доля подключений с использованием оптических кабелей увеличивается. В ряде населенных пунктов уже более 50% соединений осуществляются с использованием оптики. Операторы, как правило, арендуют волоконно-оптические линии у канальных операторов или строят собственные. Транспортная сеть, построенная на арендуемом оптоволокне, имеет аналогичные бизнес-характеристики, как и построенная на медной витой паре. Главное отличие состоит в меньших операционных расходах для предоставления сравнимой скорости передачи данных. При строительстве собственной транспортной сети на оптоволокне сокращаются затраты на эксплуатацию, но значительно возрастают капитальные затраты и сроки развертывания сети.

Радиорелейная линия, по понятным причинам, является наиболее популярной технологией в малонаселенных районах. При рассмотрении суммарной стоимости владения радиорелейная линия требует значительных капитальных затрат, но зато гораздо меньших эксплуатационных расходов, чем арендованные линии для высоких скоростей передачи данных. Но могут возникать трудности из-за длительных сроков, необходимых для получения всей разрешительной документации. Операторы поддерживают радиорелейные сети самостоятельно и при необходимости вносят изменения в конфигурацию, а пропускная способность увеличивается благодаря дополнительному наращиванию оборудования радиочасти. Бизнес-модель такой сети достаточно гибкая и наименее ограниченная по мощности.

Экономика транспортных сетей

Согласно моделям емкости сети WiMAX транспортные сети необходимо проектировать с гораздо большей пропускной способностью по сравнению с несколькими каналами E1, которые, как правило, служат для сегодняшних сетей 2G/2,5G. Судя по проникновению терминалов WiMAX и скорости передачи данных, необходимых для типичных услуг с использованием профилей абонентов, скорее всего, в течение ближайших нескольких лет потребуется пропускная способность порядка 40-100 Мбит/с на каждый сайт.

При сравнении рентабельности различных видов транспортных сетей ключевым должен быть показатель затрат на 1 Мбит/с в месяц, стоимость которого включает в себя амортизацию капитальных вложений и эксплуатационные расходы. Фактические затраты будут значительно варьироваться в зависимости от региона и оператора.

Безусловно, решение о выборе типа транспортной сети будет приниматься с учетом всех факторов. И оператор будет использовать различные технологии для построения транспортных сетей в зависимости от условий для подключения каждого конкретного сайта. Тем не менее у собственных оптических и радиорелейных линий имеются убедительные преимущества.

Очевидно, что с существующими тарифами на аренду каналов, в пересчете на 1 Мбит/с, подключения по медной витой паре просто не смогут конкурировать с другими видами подключения. Подключения с использованием радиорелейных и волоконно-оптических линий имеют перспективу для использования оператором благодаря более низкой себестоимости. Необходимо добавить, что при использовании этих видов подключения у собственных радиорелейных или оптических линий имеется некоторое преимущество перед арендованными. На более высокой скорости передачи данных капитальные затраты могут быть скомпенсированы экономией от сокращения аренды каналов для пропуска больших объемов трафика. После того как собственная линия будет создана, дополнительные расходы для увеличения пропускания дополнительного объема незначительны.

Для реализации потенциальных преимуществ собственных линий передачи должны быть преодолены или уменьшены основные недостатки -значительные капитальные инвестиции и продолжительное время развертывания.

Собственные активы: радиорелейные и оптические линии (например, на наиболее востребованных направлениях) могут быть профинансированы с привлечением средств других операторов или сторонних инвесторов. Таким образом, оператор может достичь желаемого баланса между капиталовложениями и эксплуатационными расходами. В случае такого совместного инвестирования и последующего совместного использования капитальные затраты перестают быть ограничивающим фактором. Кроме того, существует еще ряд вариантов для решения задачи построения собственной транспортной сети в требуемые сроки и с учетом имеющихся ресурсов. В настоящее время вендоры могут выполнить весь комплекс работ, начиная от проектирования и строительства сети "под ключ" до полного аутсорсинга транспортной сети. Другими словами, сложности, связанные со значительными капиталовложениями и отсутствием у оператора WiMAX опыта по поддержанию собственной транспортной сети, могут быть преодолены. В результате чего оператор будет обладать собственными, полностью контролируемыми активами и возможностью реально применить данные преимущества.

Конкурентное преимущество транспортной сети

Для развития сетей WiMAX оборудование может размещаться на сайтах, которые уже используются для сетей 2/2,5G. А дополнительные расходы для пропускания дополнительного трафика по собственной оптической или радиорелейной сети минимальны. Таким образом, оператор может использовать данный актив и тран-сформировать транспортную сеть из центра затрат в центр прибыли.

Рассмотрим пример: оператор WiMAX несет расходы по амортизации и эксплуатации оптической и радиорелейной сетей для поддержки высокоскоростного доступа в Интернет и услуг VoIP. Однако с небольшими дополнительными инвестициями собственная транспортная сеть сможет пропускать трафик 2G/2,5G и в перспективе 3G (на тех участках, где у операторов GSM используются арендованные каналы), что позволит существенно компенсировать собственные затраты.

Таким образом, получение дополнительных доходов, совместное инвестирование в транспортную сеть и использование таких ресурсов вендора, как строительство "под ключ" и аутсорсинг эксплуатации, формируют новую бизнес-модель оператора WiMAX. При данной модели существенно покрываются первоначальные расходы, связанные со строительством собственной сети. Кроме того, значимость такого подхода будет расти совместно с увеличением объемов передаваемых данных, поскольку средняя себестоимость собственной оптической и радиорелейной сети в месяц будет уменьшается. А следовательно, применение данного подхода позволит операторам WiMAX преобразовать проблему необходимости широкополосной транспортной сети в конкурентное преимущество.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2008
Посещений: 8534

  Автор

Дмитрий Кутявин

Дмитрий Кутявин

Старший менеджер департамента операторских решений представительства Huawei Technologies

Всего статей:  4

В рубрику "Multiplay" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций