В рубрику "Читатель делится опытом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
А.В. Косарев
Директор по развитию бизнеса ЗАО "АМТ-Груп"
Сегодня уже многие говорят об интерактивном телевидении - IPTV. Эксперты во всем мире признают, что появление цифрового видео с использованием Интернет-протоколов, которое называют IPTV, формирует огромный потенциальный рынок мультимедийных услуг и телевидения с оборотами в миллиарды долларов. При этом возможности роста этого рынка в международном формате, включая американский, европейский и азиатский регионы, даже недостаточно назвать огромными. По прогнозам аналитиков, к 2010 г. число пользователей IPTV по мульти-сервисным сетям может достигнуть 20 миллионов, а глобальные доходы сервис-провайдеров IPTV составят около $17 млрд.
Столь благоприятные прогнозы обуславливают повышение внешнего давления на операторов традиционных телекоммуникационных сетей (telco) в части конкурентоспособного поведения на рынке. Операторы начинают отчетливо понимать, что традиционная услуга предоставления только телефонной связи и услуг передачи данных и доступа в Интернет уже не может удовлетворять потребности населения. Передача данных, высокоскоростной Интернет, и, конечно, интерактивное телевидение с мультимедийными приложениями активно диктуют сегодня поведенческую политику этих компаний на рынке услуг.
Предложения и спрос
В недавнем прошлом несколько ключевых событий повлияли на это возвышение положения IPTV и огромный интерес к этой технологии на телекоммуникационном рынке. Произошла очень сильная "мобилизация" населения. Сотовые компании поражают воображение традиционного обывателя, предлагая огромное количество услуг и сервисов по приемлемым тарифам. Мобильность жизни и свобода передвижения привели к оттоку абонентов от традиционной проводной связи. Удобные смартфоны, элегантные трубки, удобство и доступность, несомненно, подорвали устоявшееся положение проводных операторов связи.
Появление технологии передачи голоса по IP - IP-телефония (VoIP), - резко понизив тарифы на междугородные и международные переговоры, уменьшила объем доходов от этих видов связи, в буквальном смысле подорвав финансовую базу этого бизнеса у тех же традиционных проводных операторов. И при этом VoIP не привнесла новых потребительских качеств, которые могли бы привлечь дополнительные денежные потоки.
Третьим двигателем можно назвать создание, прежде всего в крупных городах, современных мультисервисных сетей, которые строились, как правило, для предоставления услуг передачи данных и традиционной телефонии. Операторы этих сетей поняли, что именно телевидение, интерактивное телевидение, индустрия "мультимедийного дома" сегодня уже востребована и может приносить значительную прибыль. И здесь у них появилось несомненное, неоспоримое преимущество перед операторами обычного кабельного, спутникового и даже цифрового телевидения. Это преимущество выражается в возможности предоставления интегрированного (Triple Play) комплекса услуг. Triple Play - в одном пакете объединило сразу и передачу данных, и голоса, и видео, которые используют единый "транспорт".
Привлекательность для абонентов при этом обусловлена еще и тем фактом, что все эти услуги предоставляются одним оператором. Triple Play по этим причинам может сегодня рассматриваться как приоритетное направление новых инвестиций и быстрого революционного развития.
Широкополосные сети и современные технологии сжатия видео достигли такого уровня, что имеют неоспоримые конкурентные преимущества по сравнению с другими технологиями. Появление ADSL-2+ вместе с широкой полосой пропускания сетей, продвинутые методы сжатия, в том числе MPEG-4, сделали именно технологии IP наиболее эффективными, что позволяет в полной мере предлагать абонентам "неотразимые" услуги интерактивного телевидения.
Все это привело к тому, что внимание и государственных и коммерческих структур сконцентрировалось на IPTV как самом перспективном продукте на рынке телекоммуникаций.
Не углубляясь в технические аспекты построения операторских платформ интерактивного телевидения, можно отметить огромный перечень и функционал сервисов, которые могут быть предоставлены абоненту. Пожалуй, самой главной особенностью IPTV является то, что услуги традиционного телевидения, "Видео на заказ" и т.д., включенные в аббревиатуру TV, не исчерпывают потенциальных возможностей системы.
С использованием этой технологии можно значительно упростить жизнь абоненту, предлагая ему обширнейший перечень именно интерактивных возможностей. В этом случае традиционный телевизор становится не средством развлечения, а интер-фейсом между абонентом и внешним миром.
Факторы успеха
Главным фактором успеха в платном телевидении является быстрое завоевание оператором ведущих позиций на рынке, быстрое наращивание абонентской базы.
При этом необходимо выполнение следующих условий, обуславливающих позиционирование оператора на рынке:
Определение четко обоснованной поведенческой политики на рынке на основе комплексного маркетингового анализа дает неоспоримые преимущества перед конкурентами.
Основным рулевым, "драйвером" процесса разработки рыночной концепции, определения целей, формулирования основных приоритетов бизнеса, выбора конечных решений, разработки бизнес-моделей и бизнес-планов при реализации проектов IPTV и Triple Play становится, несомненно, маркетинг.
С чего начинать
Достаточно ясно, что технология IPTV - это платформа, на которой можно строить бизнес, можно предлагать продукт на рынке, можно его продавать. Но, как и любая технология, это всего лишь технология, которая либо открывает какие-то дополнительные возможности для проникновения на рынок, либо не имеет этих возможностей.
IPTV помогает решить одну из главных задач, которая заключается в продаже контента. В этом смысле и мы можем говорить, если отбросить все интерактивные возможности, о предоставлении традиционных услуг платного телевидения. Реализовать такую задачу можно и с использованием других решений и технических средств. Конечно, это, прежде всего, применение традиционной технологии вещания и распределения цифрового телевидения по широкополосным коаксиальным или гибридным кабельным сетям.
При более низких входных капитальных затратах эти технологии, во-первых, уже не в состоянии удовлетворять потребности абонентов как по качеству, так и по объему сервисов, и, во-вторых, они не имеют возможности саморазвития.
Основным принципиальным отличием IPTV от традиционных радиочастотных технологий является интерактивность сервисов, полноценные возможности VoD, реальность адаптации функциональных возможностей системы под любые требования и нужды оператора, возможность наращивания функционала, возможность развития. Именно это и необходимо использовать для формирования бизнес-задач, детального маркетингового исследования сегментов рынка, формирования самого продукта, с которым необходимо этот рынок завоевывать.
Естественно, перед решением таких задач необходим и скрупулезный финансовый анализ. К сожалению, и это происходит довольно часто, сегодня многие операторы пытаются "начать бизнес" реализуя пилотные проекты, строя опытные зоны, начиная предоставлять услуги "Видео поверх IP". Видится, что практически все эти попытки обречены на неудачу. На неудачу не техническую, на неудачу рыночную. Ведь IPTV нельзя в чистом виде рассматривать как инструмент получения дополнительного дохода. IPTV может принести этот доход только при грамотном планировании, построении и организации бизнес-процесса, отлаженной организационной структуре предприятия.
На эти вопросы может отчасти ответить бизнес-план. Какой он должен быть, какие показатели принимаются для расчетов, каковы реальные величины этих показателей. Ответы на эти вопросы в первую очередь могут дать не технические специалисты, а результаты маркетингового анализа. Эти ответы будут зависеть от стратегических целей, от методов тактического планирования.
Бизнес-план должен помочь в поиске ответов, при планировании шагов по реализации проекта, организовывать его реализацию. Этот план нужен всем: тем, у кого собираются просить деньги на проект - банкирам и инвесторам; сотрудникам фирмы, желающим понять свои перспективы и задачи; а главное - руководителям при тщательном анализе идеи, проверке ее разумности и реалистичности.
Бизнес-план описывает все основные аспекты внедрения интерактивного телевидения на существующей или строящейся сети, анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие при реализации проекта, а также определяет способы решения этих проблем. Бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и принесут прибыль. Когда, для кого и зачем необходимо заниматься бизнес-планированием?
Ключевыми составляющими любого бизнес-плана являются три "М" - Management, Marketing, Money. Разделы, связанные с управлением, маркетингом и финансированием проекта, должны не только присутствовать в бизнес-плане, но и быть глубоко проработанными.
Сегодня очень полезно при разработке бизнес-плана помимо описательной части, резюме иметь некую математическую модель финансового бизнес-плана, которая с максимальной достоверностью может показать при различных входных данных возможные последствия поведения на рынке.
Исходные данные моделирования
Исходные данные, которые необходимо учитывать при моделировании:
Рыночные сценарии
Попробуем проанализировать возможное поведение на рынке оператора платного интерактивного телевидения с использованием одной из моделей. Модель должна учитывать капитальные и операционные затраты, определять некоторые финансовые показатели реализации проекта.
Исходные данные для проведения анализа могут быть любыми, в зависимости от конкретных ситуаций. Поэтому для анализа используем следующие допущения:
Представляет интерес оценка финансовых показателей проекта при различных моделях позиционирования и поведения оператора на рынке. Мы остановимся и рассмотрим четыре возможных варианта таких моделей.
Результаты моделирования
Результаты проведенного моделирования представлены на рис. 4-10.
Отрицательные выбросы на диаграммах, показывающих величину ежемесячной прибыли, объясняются необходимостью дооборудования платформы интерактивного телевидения при увеличении абонентской базы, создание кластерной структуры видеосерверов и резервирование оборудования.
Выводы
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2006
Посещений: 27040
Автор
| |||
В рубрику "Читатель делится опытом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций