В рубрику "Читатель делится опытом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
"Корбина Телеком" завершает модернизацию сети беспроводного доступа и готовится к переходу на WiMAX
Марьясов Александр Борисович
Руководитель группы развития сети "Корбина Телеком"
Родился 24 апреля 1964 г. в Кургане.
Образование:
1981-1985 гг. - Орловское высшее военное командное училище связи, инженер по эксплуатации средств радиоэлектропроводной связи.
2000-2006 гг. - Курганский государственный университет, менеджер. Тема диплома: "Разработка инновационной стратегии предприятия". В дипломном проекте основное внимание было уделено развитию беспроводных технологий, в том числе WiMAX.
Опыт работы:
1985-1994 гг. - служба в подразделениях связи Закавказского пограничного округа. Здесь было
предложено и реализовано техническое решение, повышающее надежность связи на участке границы.
1994-2001 гг. - ведущий специалист в техническом подразделении Управления федеральной службы налоговой полиции по Курганской области.
2001-2002 гг. - инженер отдела электросвязи Управления Государственного надзора за связью и информатизацией по Курганской области.
2002 г. - директор ООО "МАХ-Ме-диа" (радиовещательная компания), г. Курган.
С 2003 г. по настоящее время -руководитель группы развития сети отдела беспроводного фиксированного радиодоступа ЗАО "Ин-вестэлектросвязь" (телекоммуникационная компания "Корбина Телеком"). В начале 2004 г. возникла острая проблема сохранения существующей сети беспроводного фиксированного доступа. Для решения данной проблемы был разработан план проведения организационно-технических мероприятий по реорганизации существующей структуры. Реализация данного плана позволила:
Сеть беспроводного фиксированного доступа оператора "Корбина Телеком" функционирует в Москве и Подмосковье с 1999 г. Два года назад компания столкнулась с проблемой перегрузок в сети. От клиентов поступало все больше жалоб: им не могли дозвониться. Помимо перегрузок эта проблема была связана и с особенностями применявшегося оборудования: базовые станции были подключены к АТС по аналоговым интерфейсам, а слабая информативность такого подключения способствовала усугублению сложившейся проблемы. Возникшие трудности пытались преодолеть с помощью организационных мер - путем перевода абонентов на другие виды связи. Тех клиентов, кто использовал много каналов связи, перевели на поток Е1: до кого-то удалось дотянуть оптический кабель; для части абонентов организовали подключение по радиорелейным линиям.
Однако для исключения перегрузок и отказов было принято решение произвести постепенную замену оборудования абонентского радиодоступа. О двухлетнем проекте модернизации сети журналу "Технологии и средства связи" рассказал руководитель группы развития сети "Корбина Телеком" Александр Борисович Марьясов.
В Москве "Корбина Телеком" была одним из пионеров предоставления услуг фиксированного беспроводного доступа. И хотя мы считаем, что в идеале до каждого из наших абонентов должна быть дотянута оптоволоконная линия, от беспроводного подключения отказываться не собираемся. Протянуть кабель к абоненту не так просто и быстро. И благодаря использованию беспроводного доступа мы обеспечиваем клиенту оперативность подключения -обычно в течение рабочей недели. А в некоторых случаях наша технология становится и единственно возможным способом доступа абонента к телефонной связи и Интернету.
Два года назад мы начали модернизацию своей сети беспроводного доступа, поскольку проблема перегрузок и сбоев соединения была столь остра, что вопрос стоял так: либо мы модернизируем сеть, либо лишаемся клиентов. Для снижения нагрузок на сеть мы перевели часть абонентов на другие виды связи (где это было возможно и целесообразно). А параллельно прорабатывали вопрос смены оборудования.
Выбор предопределен
Хорошо это или плохо, но мы практически не рассматривали альтернатив. С 1998 г. в "Корбине Телеком" эксплуатируется система MultiGain Wireless (MGW) израильской компании Alvarion. На базе этого решения мы предоставляли услуги телефонии, а доступ к Интернету осуществлялся по dial-up. Мы уже знаем, насколько надежно это оборудование, знакомы со многими нюансами программного обеспечения. И самое главное - для него существует налаженная и отработанная схема сервисного обслуживания.
При обсуждении вопроса модернизации сети наш партнер - Телефонная компания "СОТКОМ", российский дистрибьютор и официальный Технический центр Alvarion Ltd. - предложил нам перейти на систему enhanced MultiGain Wireless (eMGW) того же производителя, чтобы вместе с передачей голоса предоставлять абонентам доступ в Интернет по выделенному каналу на скорости до 512 кбит/с.
Насколько я знаю, в Москве наша компания первой начала эксплуатировать это оборудование. Конечно, оно позволяет обеспечивать не такую уж высокую (по нынешним меркам) скорость передачи данных. Но для получения электронной почты и просмотра большинства сайтов ее вполне достаточно. Главное, что наши клиенты получают стабильное соединение при доступе в Интернет и в телефонную сеть общего пользования. А мы при переходе на eMGW избавились от физического кросса между АТС и базовой станцией - одного из серьезных источников проблем. Теперь при стыке по протоколу V5.2 появилась возможность полного контроля сети. И клиенты перестали жаловаться на то, что "звонок идет, а люди не дозваниваются".
Выбор оборудования был предопределен и тем, что eMGW может работать на тех же частотах, что и прежняя наша система MGW. Благодаря этому многих проблем с получением частотных разрешений мы счастливо избежали. Однако получили другие...
Бесперебойная работа сети при модернизации обеспечивалась тем, что мы не демонтировали старое оборудование до тех пор, пока не перевели на новое всех клиентов. Самым сложным было обеспечить согласование частот между старым оборудованием и новым, и для наиболее эффективного использования имеющихся полос частот мы применили схему так называемого фазирования. Количество фаз в определенных направлениях накладывает ограничение на число действующих передатчиков. Так что мы меняли передатчики постепенно: снимали старый и вешали новый. В настоящий момент заканчивается перевод абонентов на новое оборудование на последней из пяти базовых станций. Таким образом, проект находится в стадии завершения.
Клиентов пришлось уговаривать
В процессе реализации проекта мы столкнулись с одним препятствием, о существовании которого на стадии планирования даже не задумывались. Оказалось, что некоторых клиентов нужно убеждать перейти с одного оборудования на другое. Пришлось объяснять, что после модернизации улучшится качество связи, появятся дополнительные сервисы... А их все устраивало, им и дела не было до наших трудностей с перегрузками.
Здесь надо отдать должное нашему руководству. Нам пошли навстречу: задействовали менеджеров, которые работают с клиентами. Да, мы снизили емп привлечения новых абонентов. Но и не потеряли существующих пользователей. И рост клиентской базы, хоть и медленнее, но все же продолжался.
Можно ли было реализовать этот процесс по-другому: например, начать работу по убеждению абонентов раньше? Вряд ли. Я считаю, что проект был реализован оптимально. Иначе мы бы столкнулись либо с еще большим падением темпов расширения клиентской базы, либо с растущими очередями на подключение новых абонентов. А если бы мы попытались сократить сроки перехода на новое оборудование, то могли бы возникнуть проблемы с самими передатчиками и базовыми станциями.
Можно ли было завершить проект в более сжатые сроки? Наверное. Но делать этого не стоило. Потому что мы не только проводили модернизацию, но и продолжали организовывать подключение новых абонентов. И именно в такие оптимальные сроки мы смогли обеспечить параллельность процессов.
Для пользователей замена прошла безболезненно и бесплатно. Все затраты взяла на себя "Корбина Телеком". И здесь есть экономическая "изюминка". Поскольку наши клиенты находятся не только в Москве, то абонентское оборудование, которое демонтировалось в процессе модернизации, мы предоставляли клиентам в Подмосковье.
WiMAX - почему именно сейчас?
Модернизация сети еще не завершена, а мы уже запустили процесс подготовки к пилотному внедрению оборудования нового стандарта WiMAX. Началась проработка всех разрешительных вопросов в радиочастотном центре. Сейчас мы ждем разрешения на использование частот для оборудования WiMAX, и если будет получено положительное решение, начнем закупку оборудования.
Почему компания уже сейчас начала готовиться к внедрению WiMAX?
Во-первых, активно растет сектор новых мультимедийных услуг, и для их предоставления необходимо оборудование, обеспечивающее значительно более высокие скорости передачи информации. Стандарт WiMAX уже принят, правда, в него вносятся отдельные поправки. Основной упор в данной технологии сделан на высокие скорости передачи, довольно большую дальность связи и возможность работы без прямой видимости между антеннами.
Во-вторых, любое оборудование все равно имеет ограниченный ресурс. И если мы начнем развертывание сети WiMAX сегодня, то как раз к моменту завершения цикла эксплуатации нынешней системы eMGW мы будем иметь новую сеть широкополосного доступа и будем готовы предоставить клиентам не только все прежние услуги, но и новые современные сервисы - в частности, "видео по запросу", видеоконференц-связь и другие.
В-третьих, я провел расчеты: оборудование WiMAX получается дешевле и экономичнее, чем MGW и eMGW, - в первую очередь, благодаря более высокой пропускной способности.
В-четвертых, WiMAX позволит нам органично вписаться в сети нового поколения. Возможности существующих сетей не безграничны, так как проблема частотного ресурса стоит все-таки довольно остро. А развивать сеть, тем не менее, надо. И это мы сможем именно за счет внедрения новой технологии.
Наконец, главное преимущество WiMAX состоит в том, что разрешительные документы нужно будет оформлять только на базовую станцию. Отпадает необходимость согласовывать подключение каждого клиента. Вот это - самый большой выигрыш и для нас, и для абонентов.
И вновь выбор без выбора
К нашему глубокому сожалению, процесс выбора оборудования и поставщика опять получается безальтернативным. Мы остановились на системе беспроводного доступа BreezeMAX все той же компании Alvarion. Немаловажную роль в этом сыграл тот факт, что не все производители данного оборудования соглашаются предоставить полные данные, например, по стоимости. А наш партнер - Телефонная компания "СОТКОМ" - предоставил нам исчерпывающую информацию.
Удивительно: появляется новый тип оборудования, и, казалось бы, должна обостриться конкуренция за заказчиков. Однако необходимой нам информации производители и поставщики не предоставляют. Они оценивают стоимость контракта и, исходя из нее, а также из своей заинтересованности в конкретном клиенте, определяют и свою ценовую политику, и объем предоставляемых сервисов. Вас все время будут спрашивать: сколько оборудования вы хотите закупить?
Естественно, если я не знаком с оборудованием, то и не хочу покупать его много -а вдруг оно не "приживется"? Может быть, мы сделаем пробную закупку, установим оборудование в пилотном режиме и разочаруемся в нем. Почему бы и нет?
Идеальный для нас вариант - тестовая эксплуатация. Но таких предложений пока очень мало. Поставщики, наверное, думают: раз в "Корбине Телеком" эксплуатируется оборудование Alvarion, то туда и ходить не стоит. А это неправильно: сейчас именно такой момент, когда нельзя отказываться от других вариантов - может быть, найдется решение более надежное и экономичное. Но - нет информации, нет и вариантов для выбора.
Внедрение WiMAX - вопрос стратегический. И просчет при выборе оборудования может стоить очень дорого. Конечно, вокруг этой технологии еще продолжаются споры, и пока невозможно дать точный прогноз ее дальнейшего развития. Но при доработке данного стандарта для поддержки мобильных пользователей можно получить достойное дополнение к стационарным ВОЛС. А снижение стоимости оборудования и разработка аппаратов для мобильной IP-телефонии в таких сетях позволит составить достойную конкуренцию GSM-телефонии.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2006
Посещений: 28330
Автор
| |||
В рубрику "Читатель делится опытом" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций