В рубрику "Подвижная связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Нормативная база для безопасного транспортирования специальных грузов
Ю.Л. Давыдов
Первый заместитель генерального директора ФГУП СНПО "Элерон", к.т.н., заслуженный конструктор Российской Федерации
М.А. Микитенко
Начальник научно-исследовательского конструкторского отделения ФГУП СНПО "Элерон"
ФГУП СНПО "Элерон" совместно с другими предприятиями Росатома в течение почти 11 лет проводит работы по разработке и созданию средств физической защиты ядерных материалов при их транспортировании железнодорожным и автомобильным транспортом. К настоящему времени создана автоматизированная система безопасности транспортировки таких материалов (АСБТ). В состав этой системы входят диспетчерские пункты предприятий, специальные вагоны и автомобили, оборудованные специальными защитными устройствами, средствами дистанционного мониторинга грузов и транспортных средств.
АСБТ как она есть
АСБТ создавалась как система, имеющая следующие основные функции:
- поддержка состояния технических средств системы, при котором обеспечивается необходимый мониторинг груза и охранных систем;
- обнаружение угроз в отношении груза и транспортного средства;
- противодействие угрозам техническими средствами.
Состав системы:
- железнодорожная составляющая (АСБТ-Ж), в которую входят грузовые вагоны и вагоны охраны;
- автомобильная составляющая (АСБТ-А), в которую входят грузовые автомобили и автомобили охраны;
- сеть диспетчерских пунктов для управления перевозками.
В число основных технических средств грузовых вагонов входят:
- средства сигнализации открывания дверей объекта;
- информационно-управляющий комплекс (транспортный компьютер, пульты управления, блок часового);
- абонентские комплекты спутниковой связи и навигации;
- средства внутренней телефонной связи;
- средства радиосвязи;
- средства задержки нарушителей.
Система грузового вагона обеспечивает:
- обнаружение попыток проникновения нарушителей в вагон и грузовой отсек;
- задержку нарушителей при попытке хищения груза;
- оперативную передачу информации о ЧС по каналам связи на диспетчерские пункты;
Система вагона охраны позволяет:
- контролировать средства сигнализации, установленные в грузовом отсеке;
- автономно передавать и получать информацию с диспетчерских пунктов;
- контролировать подходы к вагону охраны и грузовому вагону;
- обеспечивать телефонную и радиосвязь с лицом, сопровождающим груз.
В состав средств АСБТ грузового автомобиля входят:
- информационная система (транспортный компьютер, пульт сопровождающего);
- инженерно-технические средства физической защиты (ФЗ);
- средства блокировки;
- терминалы спутниковой связи;
- средства радиосвязи.
Средства автомобиля обеспечивают:
- контроль состояния технических средств ФЗ;
- передачу данных о состоянии средств ФЗ на автомобиль охраны;
- передачу информации о несанкционированных действиях в отношении груза на автомобиль охраны и диспетчерские пункты;
- обмен речевыми сообщениями с любым автомобилем колонны.
Сеть диспетчерских пунктов обеспечивает:
- автоматизированный сбор, учет, хранение и отображение информации о местонахождении транспортных средств;
- прием экстренных сообщений с транспортных средств при чрезвычайной ситуации;
- организацию оповещения сил реагирования.
При своем функционировании АСБТ выполняет следующие задачи:
- обнаружение несанкционированного проникновения в зону охраны груза и создание препятствий для проникновения;
- автоматическая выдача сигнала тревоги в диспетчерские пункты при несанкционированных действиях в отношении груза;
- мониторинг перемещения транспорта;
- контроль состояния физической защиты транспорта;
- осуществление информационного обмена транспорта с диспетчерскими пунктами;
- ведение баз данных на перевозки;
- защита информации, передаваемой по каналам связи.
В настоящее время АСБТ прошла период опытной эксплуатации и подготовлена к промышленному применению. С учетом количества участников и сложности АСБТ особое значение приобретает законодательно-нормативная база. Она позволяет правильно планировать организационные мероприятия, связанные с учебой персонала и транспортировкой специальных грузов, а также с наименьшим ущербом провести ликвидацию чрезвычайного события с грузом. Однако созданная на момент начала эксплуатации АСБТ нормативная база нуждается в совершенствовании.
Происходит это по следующим причинам:
- за истекшее время произошли значительные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, что требует перераспределения ответственности за безопасность перевозок специальных грузов;
- действующие нормативные документы федерального и отраслевого уровней, регламентирующие перевозки, устарели и подлежат переработке, так как содержат ряд противоречий;
- недостаточно полно реализуются заключенные межведомственные соглашения, а также межгосударственные соглашения в рамках СНГ;
- требуют уточнения механизмы взаимодействия предприятий-грузоотправителей и грузополучателей с органами внутренних дел, управлениями железных дорог, службой авиационной безопасности, региональными подразделениями МЧС России, таможенными и пограничными пунктами;
- требуют уточнения взаимоотношения персонала предприятий-отправителей грузов с подразделениями МВД России при следовании грузов по автомобильным дорогам;
- в дополнительной регламентации нуждается порядок действий представителей различных ведомств, участвующих в пресечении несанкционированных действий в отношении специальных грузов и ликвидации последствий ЧС с грузом.
Процесс нормотворчества необходимо ускорить
Следует сказать, что Росатом и предприятия, ответственные за внедрение АСБТ в процесс перевозок специальных грузов, продолжают решать возникающие проблемы.
Многое делается на отраслевом уровне, например:
- Проводится разработка методик оценки риска и моделирование транспортных аварий и эффективности средств физической защиты, на основании которых вырабатываются рекомендации по дополнительной защите транспортных средств.
- На предприятиях и в учебных центрах Росатома создаются программно-технические комплексы и готовятся методические пособия по обучению персонала действиям в условиях транспортных аварий.
- Уточняются ведомственные нормативные документы, определяющие порядок обеспечения безопасности перевозок специальных грузов.
- Заключены соглашения о взаимодействии на межведомственном уровне с участниками перевозок специальных грузов.
Вместе с тем существует несколько вопросов, ответы на которые могут быть найдены лишь на правительственном уровне.
Среди них:
- Разработка межотраслевых нормативных документов, определяющих единые требования к перевозкам специальных грузов и ответственность сторон за обеспечение их безопасности.
- Создание единого центра управления и координации перевозок специальных грузов, объединяющего усилия всех заинтересованных ведомств.
- Создание соответствующей инфраструктуры на маршрутах перевозок специальных грузов автомобильным транспортом с целью обеспечения безопасности грузов на стоянках, ремонта транспортных средств, заправки горючим и отдыха персонала.
- Разработка системы разрешительных документов, обеспечивающих возможность беспрепятственного движения специальных автомобилей по автодорогам.
- Планирование и проведение соответствующих учений по практической отработке вопросов взаимодействия подразделений ведомств - участников перевозок при пресечении несанкционированных действий в отношении специальных грузов.
Преодолевая межотраслевые барьеры
Недавно принятый Федеральный закон "О транспортной безопасности" № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. (далее Закон) позволяет по-новому решать проблемы обеспечения безопасности на транспорте.
Остановимся на его отдельных положениях, влияющих на разработку целого пакета нормативных документов, затрагивающих АСБТ.
- В Законе четко структурированы цели и задачи обеспечения транспортной безопасности (статья 2). Их можно условно разделить на два крупных блока. Нормативное правовое регулирование, определение угроз, оценка уязвимости транспорта, категорирова-ние объектов транспортной структуры и транспортных средств - это первый блок; реализация требований и мер, подготовка специалистов, надзор, информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение в сфере транспортной безопасности - второй блок. Подобный порядок следования установленных приоритетов говорит об одном: сначала нормативное урегулирование проблем, затем - техническая реализация системы транспортной безопасности. Это, конечно, не означает остановку внедрения АСБТ до подписания последнего правового документа, однако следует вывод: процесс нормотворчества необходимо ускорить.
- Существенной для АСБТ является статья 8, определяющая разработку ряда конкретных требований по обеспечению транспортной безопасности - с учетом соответствующих уровней безопасности. Может случиться так, что федеральные органы, осуществляющие функции государственной политики в сферах транспорта, безопасности, внутренних дел и экономического развития, а следом Правительство Российской Федерации установят уровни угроз выше тех, что выполняются в существующей системе. Тогда наступит время реализации преимуществ АСБТ - модульности построения программно-технических средств и гибкой адаптации процедур охраны под новые задачи. Есть положительный момент в рассмотренной статье: общие для всех требования по уровням помогут преодолеть межотраслевые барьеры в отношении реализации задач транспортной безопасности.
- Статья 9 Закона затрагивает АСБТ в той мере, которая касается разработки планов обеспечения безопасности транспортных средств. Можно предположить, что такие планы отразятся на конструктивных особенностях транспортных средств, влияющих на изменения в существующем парке транспортных средств.
Совершенно очевидно, что Закон распространяет свое действие также на перевозку опасных грузов (взрывчатые, горючие, химически активные, токсичные, ядовитые и другие материалы и вещества). Перевозки подобных грузов являются потенциально опасными и требуют соответствующих (адекватных) мер по предотвращению аварий или несанкционированных действий в отношении этих грузов. При осуществлении подобных перевозок может быть полностью или частично использован опыт создания и внедрения АСБТ.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2007
Посещений: 9640
Статьи по теме
Автор
| Давыдов Ю.Л.Первый заместитель генерального директора ФГУП СНПО "Элерон", к.т.н., заслуженный конструктор Российской ФедерацииВсего статей: 1 |
|
|
|
Автор
| Микитенко М.А.Начальник научно-исследовательского конструкторского отделения ФГУП СНПО "Элерон"Всего статей: 1 |
|
|
|
В рубрику "Подвижная связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций