Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Подвижная связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Нормативная база для безопасного транспортирования специальных грузов

Ю.Л. Давыдов
Первый заместитель генерального директора ФГУП СНПО "Элерон", к.т.н., заслуженный конструктор Российской Федерации

М.А. Микитенко
Начальник научно-исследовательского конструкторского отделения ФГУП СНПО "Элерон"

ФГУП СНПО "Элерон" совместно с другими предприятиями Росатома в течение почти 11 лет проводит работы по разработке и созданию средств физической защиты ядерных материалов при их транспортировании железнодорожным и автомобильным транспортом. К настоящему времени создана автоматизированная система безопасности транспортировки таких материалов (АСБТ). В состав этой системы входят диспетчерские пункты предприятий, специальные вагоны и автомобили, оборудованные специальными защитными устройствами, средствами дистанционного мониторинга грузов и транспортных средств.

АСБТ как она есть

АСБТ создавалась как система, имеющая следующие основные функции:

  • поддержка состояния технических средств системы, при котором обеспечивается необходимый мониторинг груза и охранных систем;
  • обнаружение угроз в отношении груза и транспортного средства;
  • противодействие угрозам техническими средствами.

Состав системы:

  • железнодорожная составляющая (АСБТ-Ж), в которую входят грузовые вагоны и вагоны охраны;
  • автомобильная составляющая (АСБТ-А), в которую входят грузовые автомобили и автомобили охраны;
  • сеть диспетчерских пунктов для управления перевозками.

В число основных технических средств грузовых вагонов входят:

  • средства сигнализации открывания дверей объекта;
  • информационно-управляющий комплекс (транспортный компьютер, пульты управления, блок часового);
  • абонентские комплекты спутниковой связи и навигации;
  • средства внутренней телефонной связи;
  • средства радиосвязи;
  • средства задержки нарушителей.

Система грузового вагона обеспечивает:

  • обнаружение попыток проникновения нарушителей в вагон и грузовой отсек;
  • задержку нарушителей при попытке хищения груза;
  • оперативную передачу информации о ЧС по каналам связи на диспетчерские пункты;

Система вагона охраны позволяет:

  • контролировать средства сигнализации, установленные в грузовом отсеке;
  • автономно передавать и получать информацию с диспетчерских пунктов;
  • контролировать подходы к вагону охраны и грузовому вагону;
  • обеспечивать телефонную и радиосвязь с лицом, сопровождающим груз.

В состав средств АСБТ грузового автомобиля входят:

  • информационная система (транспортный компьютер, пульт сопровождающего);
  • инженерно-технические средства физической защиты (ФЗ);
  • средства блокировки;
  • терминалы спутниковой связи;
  • средства радиосвязи.

Средства автомобиля обеспечивают:

  • контроль состояния технических средств ФЗ;
  • передачу данных о состоянии средств ФЗ на автомобиль охраны;
  • передачу информации о несанкционированных действиях в отношении груза на автомобиль охраны и диспетчерские пункты;
  • обмен речевыми сообщениями с любым автомобилем колонны.

Сеть диспетчерских пунктов обеспечивает:

  • автоматизированный сбор, учет, хранение и отображение информации о местонахождении транспортных средств;
  • прием экстренных сообщений с транспортных средств при чрезвычайной ситуации;
  • организацию оповещения сил реагирования.

При своем функционировании АСБТ выполняет следующие задачи:

  • обнаружение несанкционированного проникновения в зону охраны груза и создание препятствий для проникновения;
  • автоматическая выдача сигнала тревоги в диспетчерские пункты при несанкционированных действиях в отношении груза;
  • мониторинг перемещения транспорта;
  • контроль состояния физической защиты транспорта;
  • осуществление информационного обмена транспорта с диспетчерскими пунктами;
  • ведение баз данных на перевозки;
  • защита информации, передаваемой по каналам связи.

В настоящее время АСБТ прошла период опытной эксплуатации и подготовлена к промышленному применению. С учетом количества участников и сложности АСБТ особое значение приобретает законодательно-нормативная база. Она позволяет правильно планировать организационные мероприятия, связанные с учебой персонала и транспортировкой специальных грузов, а также с наименьшим ущербом провести ликвидацию чрезвычайного события с грузом. Однако созданная на момент начала эксплуатации АСБТ нормативная база нуждается в совершенствовании.

Происходит это по следующим причинам:

  • за истекшее время произошли значительные изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, что требует перераспределения ответственности за безопасность перевозок специальных грузов;
  • действующие нормативные документы федерального и отраслевого уровней, регламентирующие перевозки, устарели и подлежат переработке, так как содержат ряд противоречий;
  • недостаточно полно реализуются заключенные межведомственные соглашения, а также межгосударственные соглашения в рамках СНГ;
  • требуют уточнения механизмы взаимодействия предприятий-грузоотправителей и грузополучателей с органами внутренних дел, управлениями железных дорог, службой авиационной безопасности, региональными подразделениями МЧС России, таможенными и пограничными пунктами;
  • требуют уточнения взаимоотношения персонала предприятий-отправителей грузов с подразделениями МВД России при следовании грузов по автомобильным дорогам;
  • в дополнительной регламентации нуждается порядок действий представителей различных ведомств, участвующих в пресечении несанкционированных действий в отношении специальных грузов и ликвидации последствий ЧС с грузом.

Процесс нормотворчества необходимо ускорить

Следует сказать, что Росатом и предприятия, ответственные за внедрение АСБТ в процесс перевозок специальных грузов, продолжают решать возникающие проблемы.

Многое делается на отраслевом уровне, например:

  • Проводится разработка методик оценки риска и моделирование транспортных аварий и эффективности средств физической защиты, на основании которых вырабатываются рекомендации по дополнительной защите транспортных средств.
  • На предприятиях и в учебных центрах Росатома создаются программно-технические комплексы и готовятся методические пособия по обучению персонала действиям в условиях транспортных аварий.
  • Уточняются ведомственные нормативные документы, определяющие порядок обеспечения безопасности перевозок специальных грузов.
  • Заключены соглашения о взаимодействии на межведомственном уровне с участниками перевозок специальных грузов.

Вместе с тем существует несколько вопросов, ответы на которые могут быть найдены лишь на правительственном уровне.

Среди них:

  • Разработка межотраслевых нормативных документов, определяющих единые требования к перевозкам специальных грузов и ответственность сторон за обеспечение их безопасности.
  • Создание единого центра управления и координации перевозок специальных грузов, объединяющего усилия всех заинтересованных ведомств.
  • Создание соответствующей инфраструктуры на маршрутах перевозок специальных грузов автомобильным транспортом с целью обеспечения безопасности грузов на стоянках, ремонта транспортных средств, заправки горючим и отдыха персонала.
  • Разработка системы разрешительных документов, обеспечивающих возможность беспрепятственного движения специальных автомобилей по автодорогам.
  • Планирование и проведение соответствующих учений по практической отработке вопросов взаимодействия подразделений ведомств - участников перевозок при пресечении несанкционированных действий в отношении специальных грузов.

Преодолевая межотраслевые барьеры

Недавно принятый Федеральный закон "О транспортной безопасности" № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г. (далее Закон) позволяет по-новому решать проблемы обеспечения безопасности на транспорте.

Остановимся на его отдельных положениях, влияющих на разработку целого пакета нормативных документов, затрагивающих АСБТ.

  1. В Законе четко структурированы цели и задачи обеспечения транспортной безопасности (статья 2). Их можно условно разделить на два крупных блока. Нормативное правовое регулирование, определение угроз, оценка уязвимости транспорта, категорирова-ние объектов транспортной структуры и транспортных средств - это первый блок; реализация требований и мер, подготовка специалистов, надзор, информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение в сфере транспортной безопасности - второй блок. Подобный порядок следования установленных приоритетов говорит об одном: сначала нормативное урегулирование проблем, затем - техническая реализация системы транспортной безопасности. Это, конечно, не означает остановку внедрения АСБТ до подписания последнего правового документа, однако следует вывод: процесс нормотворчества необходимо ускорить.
  2. Существенной для АСБТ является статья 8, определяющая разработку ряда конкретных требований по обеспечению транспортной безопасности - с учетом соответствующих уровней безопасности. Может случиться так, что федеральные органы, осуществляющие функции государственной политики в сферах транспорта, безопасности, внутренних дел и экономического развития, а следом Правительство Российской Федерации установят уровни угроз выше тех, что выполняются в существующей системе. Тогда наступит время реализации преимуществ АСБТ - модульности построения программно-технических средств и гибкой адаптации процедур охраны под новые задачи. Есть положительный момент в рассмотренной статье: общие для всех требования по уровням помогут преодолеть межотраслевые барьеры в отношении реализации задач транспортной безопасности.
  3. Статья 9 Закона затрагивает АСБТ в той мере, которая касается разработки планов обеспечения безопасности транспортных средств. Можно предположить, что такие планы отразятся на конструктивных особенностях транспортных средств, влияющих на изменения в существующем парке транспортных средств.

Совершенно очевидно, что Закон распространяет свое действие также на перевозку опасных грузов (взрывчатые, горючие, химически активные, токсичные, ядовитые и другие материалы и вещества). Перевозки подобных грузов являются потенциально опасными и требуют соответствующих (адекватных) мер по предотвращению аварий или несанкционированных действий в отношении этих грузов. При осуществлении подобных перевозок может быть полностью или частично использован опыт создания и внедрения АСБТ.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2007
Посещений: 9470

Статьи по теме

  Автор

Давыдов Ю.Л.

Давыдов Ю.Л.

Первый заместитель генерального директора ФГУП СНПО "Элерон", к.т.н., заслуженный конструктор Российской Федерации

Всего статей:  1

  Автор

Микитенко М.А.

Микитенко М.А.

Начальник научно-исследовательского конструкторского отделения ФГУП СНПО "Элерон"

Всего статей:  1

В рубрику "Подвижная связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций