В рубрику "Подвижная связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
На волне спроса мобильных операторов на соединительные линии (Backhaul) рынок радиорелейных point-to-point-систем переживает настоящий бум. За последние четыре года оборот этого рынка неуклонно рос и к 2007 г. достиг приблизительно 4 млрд долларов (при этом цена за каждый backhaul снижалась на 10-15% в год).
Но на фоне замедления темпов развертывания мобильной инфраструктуры и ценового давления на развивающихся рынках разработчики радиорелейных систем вынуждены сфокусироваться на мультисервисных и пакетных технологиях для поддержки новых сервисов, таких как: расширение оптоволоконных сетей; предоставление доступа в корпоративных сетях; возможность использования в качестве соединительных линий (back-haul) в сетях 3G или WiMAX.
Тем не менее последний отчет Unstrung Insider ("Ethernet Microwave: Backhaul & Beyond") свидетельствует о том, что поставщики радиорелейного оборудования совершенно по-разному собираются удовлетворять новые требования рынка. Кому-то кажется достаточным добавить Ethernet-интерфейс к стандартным TDM-системам, кто-то готов к коммутации пакетов и адаптивной модуляции в сочетании с имеющимся радио-Ether-net-оборудованием.
Очевидно одно: абсолютно все поставщики создают общие аппаратные платформы, на которых могут базироваться различные системы доступа, включая стандартный PDH и "Су-перPDH" (PDH высокой плотности), Sonet/SDH и Ethernet. Общие платформы позволяют поставщикам агрегировать закупки компонентов, оптимизировать инвестиции в R&D (Research and Development), а также рационализировать и упрощать производство, поставки и поддержку продуктов. Эти весомые преимущества также имеют значение и для потребителя, поскольку обуславливают более гибкую ценовую политику и доступность оборудования, программное обеспечение которого может обновляться по принципу "плати по мере роста" (pay-as-you-grow).
Возможно, наилучшей иллюстрацией того, как создавались общие платформы, будет пример корпораций Harris Stratex Networks с платформой Eclipse, NEC с продуктом Pasolink NEO и Nera Networks AS с продуктовой линейкой Evolution. Примечательно, что все эти производители не присутствуют или почти не присутствуют в сегменте backhaul’ов.
Продукт Eclipse производства Harris Stratex с модульной программно управляемой архитектурой и поддержкой протоколов от стандартного PDH до гигабитного Ethernet, вероятно, является лидирующей пакетно-ориентированной системой радиорелейной связи на рынке. Устройства Pasolink NEO производства NEC, разработанные для широкого спектра скоростей и модуляций, в сочетании с пакетными продуктами CX2600 Series также пользуются большим спросом.
Nera Networks - средняя компания, которая по своим масштабам уступает конкурентам. Соответственно у нее нет иного способа удерживаться на плаву в конкурентной борьбе, кроме как вводить всевозможные инновации в свои продукты. Компания стала придерживаться стратегии общих платформ несколько лет назад, и сейчас она поставляет более 20% продукции на новом оборудовании серии Evolution.
Лидер рынка Ericsson AB также стал придерживаться стратегии общих платформ (хотя, по всей вероятности, и в меньшей степени, чем вышеназванные игроки) в своей продуктовой серии Mini-Link E. Комбинации с пакетными устройствами Traffic Node Mini-Link E достигли заметных успехов на рынке backhaul’ов. И - опасайтесь, конкуренты: в первой половине 2008 г. Ericsson выпустит новую Ethernet-ориентированную мультисервисную продуктовую линейку.
Что касается сотовой связи, обращает на себя внимание пример Nokia Networks с ее успешной стратегией интеграции backhaul'ов и базовых станций, вплоть до объединения в одном конструктиве блоков, устанавливаемых в помещении. После слияния с коммуникационным отделом компании Siemens объединенная компания Nokia Siemens Networks планирует объединить также и свою продукцию на базе общей платформы следующего поколения.
Стратегия других производителей еще более ориентирована на технологии. Внутри одной из таких компаний -Ceragon Networks Ltd., имеющей убедительную Ethernet-историю и знаменитой среди компаний своего масштаба тем, что в 2006 г. смогла удвоить прибыль до $108 млн - работают команды ASIC (Application-specific integrated circuit) и RFIC (Radio Frequency Integrated Circuit). Другой пример - совсем недавно появившаяся на рынке канадская компания Dra-gonWave Inc., которая только завершила процесс IPO. Она полностью сконцентрировалась на пакетных приложениях с использованием псевдопроводных технологий там, где необходимо применение TDM.
Alcatel-Lucent - единственный среди основных вендоров данного сегмента рынка, кто намеревается предложить систему, базирующуюся только на Ethernet-технологии (Ethernet-only system), появление которой ожидается в первой половине 2008 г. В наибольшей степени взгляды Alcatel-Lucent на эволюцию радиорелейных систем характеризует адаптация для радиорелейной связи терминов (таких, как сервис-ориентированный транспорт, service-aware transport), которые обычно применяются в описаниях ее продуктов для проводных сетей передачи данных.
IP, Ethernet и радиорелейные технологии следующего поколения позволяют производителям предоставлять операторам мобильной связи новые решения в сфере транспортных соединений, которые призваны уменьшить капитальные и текущие расходы операторов и при этом помочь им придерживаться ценовой политики, при которой бы не уменьшался средний доход на абонента. Эта проблема беспокоит сотовых операторов с того момента, как электронная почта, системы мгновенного обмена сообщениями, синхронизированные электронные календари, видеоклипы, Интернет-серфинг появились на сотовых волнах.
В настоящее время наблюдается стремительный рост коэффициента использования пропускной способности каналов, быстро растет и число абонентов. По данным последнего отчета исследовательской компании In-fonetics Research, в 2005 г количество абонентов мобильной связи в мире достигло 2 млрд, к 2009 г. их станет более 3 млрд.
И мобильные операторы вынуждены платить бешеные деньги для того, чтобы как-то управлять всем этим потоком данных, голосовым и видеотрафиком.
"В 2005 г. мобильные операторы потратили на сервисы транспортных соединений $16 млрд, в 2009 г. эта цифра вырастет вдвое, - сказал Майкл Ховард (Michael Howard), главный аналитик Infonetics Research. - Хотя это и значимое увеличение затрат, внушает оптимизм тот факт, что в следующие несколько лет они получат за эти деньги гораздо больше, чем получают сейчас, так как ежегодный рост средней стоимости одного соединения составил между 2005 и 2009 гг. лишь 18% -с $8,004 до $9,455, в то время как необходимая пропускная способность соединительных линий (Backhaul) увеличилась с одного-двух каналов T1/E1 до десятков мегабит в секунду и приближается к 100 Мбит/с.
"Новые технологии и новые функции, особенно в области радиорелейных и IP/Ethernet-продуктов следующего поколения, могут успешно поддерживать одновременно голосовой трафик поколений 2G/3G и информа-ционные потоки поколений 2.5G/3G/3.5G, а также видеотрафик, -добавил М. Ховард. - Эти инновации позволят операторам мобильной связи постепенно увеличить инвестиции в основной капитал и при этом быстро привлечь новых абонентов и предложить им услуги более высокого уровня".
Отчет компании Infonetics свидетельствует о том, что пока переход к транспортным соединениям на основе IP только начинается, и процесс будет проходить очень постепенно, так как предоставление соединений T1/T3 для мобильной связи - это мультимиллиард-ный бизнес, от которого телекоммуникационные компании не смогут отказаться так скоро. Им нужно время, чтобы начать доверять новому IP/Ethernet-обо-рудованию. Однако необходимость предоставления мобильным операторам доступных сервисов транспортных соединений со временем заставит компании изменить свою стратегию, и произойдет это, вероятнее всего, между 2008 и 2010 гг.
Объем продаж оборудования для транспорта трафика в сотовых сетях во всем мире достиг $3,4 млрд в 2005 г. и снизится на 39% (до $2,4 млрд) в 2009 г. Снижение доходов обуславливается главным образом тем, что беспроводное оборудование становится намного более дешевым, при этом возможности его увеличиваются.
Доля радиорелейного оборудования составила 81% от всего объема продаж оборудования для соединительных линий (Backhaul) мобильной связи и 56% - от всех соединений в 2005 г.
Оборудование для транспорта трафика на базе IP составило в 2005 г. менее 1% от продаж всего оборудования для соединительных линий (Backhaul) мобильной связи; к 2009 г. оно составит 45%, или $1,1 млрд.
99% всего оборудования для транспорта трафика на базе IP к 2009 г. будет поддерживать Pseudowire.
Количество соединительных линий (Backhaul) для мобильной связи (базовых станций) в 2005 г. было чуть меньше 2 млн, а к 2009 г. эта цифра вырастет на 69% и достигнет 3,3 млн благодаря росту числа абонентов, новым базовым станциям поколений 2.5G/3G/3.5G/4G и большей плотности покрытия, включая микробазовые станции внутри зданий.
Обзор подготовлен на основе отчетов об исследованиях
Unstrung Insider и Infonetics Research.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2007
Посещений: 9826
Статьи по теме
В рубрику "Подвижная связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций