В рубрику "Подвижная связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Анализ предпочтений российского рынка
Е.В. Андропов, начальник инженерно-технической службы ЗАО "Коминформ"
Редакция журнала "Технологии и средства связи" провела очередное исследование одного из сегментов российского рынка телекоммуникаций. На этот раз темой опроса группы квалифицированных подписчиков издания были системы профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР).
Участники исследования
В анкетировании приняли участие как компании, использующие возможности ПМР для организации своей профессиональной деятельности (около двух третей респондентов - 65,5%), так и непосредственно работающие в сфере связи (рис. 1). При этом подавляющее большинство опрошенных (82,8%) заявили, что используют собственную (корпоративную) сеть связи, и лишь 13,8% обратились к услугам соответствующих операторов (рис. 2). Данный факт позволяет предположить, что в опросе участвовали специалисты в области связи, представители операторов связи, а также сотрудники, ответственные за работу сетей ПМР своих предприятий.
Характеристика существующих сетей ПМР
Большинство опрошенных отдает предпочтение аналоговым стандартам: более половины (51,4%) используют конвенциональные сети, 62,1% - аналоговый транкинг преимущественно протоколов SmarTrunk II и MPT 1327 (рис. 3). Около четверти респондентов решают задачи профессиональной связи с помощью сотовых сетей общего пользования. Сумма составляет более 100%, поскольку в ряде случаев используется более одного протокола/стандарта. Ситуация вполне очевидна: основную долю имеют исторически ранее развернутые и наименее затратные аналоговые сети, не всегда достаточные возможности которых дополняются сотовой связью. Основу составляют мелкие и средние - до 1000 абонентов - сети (рис. 4), поскольку и большинство компаний - потребителей и операторов ПМР относятся к малым и средним предприятиям.
Параметры существующих сетей потребителей в основном устраивают (рис. 5) - пользователи привыкли к имеющейся связи. Из недостатков чаще всего отмечают неудобство в использовании сетей абонентами (2,79 балла из 4). Действительно, большинство находящихся в эксплуатации сетей обеспечивает голосовую связь только в полудуплексе - "нажмите-говорите, отпустите-слушайте", что требует дисциплины от абонентов. Кроме того, голосовая связь нередко является единственной предоставляемой услугой. Из-за преимущественного распространения одно-зоновых систем часть респондентов указывает и на недостаточную зону связи (2,97 балла).
Модернизация существующих и внедрение новых сетей ПМР
Если речь заходит о выборе системы ПМР, то респонденты едины во мнении: чем больше возможностей, тем лучше. Ни одно из перечисленных требований (рис. 6) по степени важности не оценено менее чем в 3 балла из 4. Особое внимание обращается на обеспечение надежности связи: сохранение работоспособности сети в чрезвычайных обстоятельствах (3,86 балла) и отработанность применяемых технических решений (3,72 балла). С этой целью многие опрошенные предпочитают иметь собственную стационарную инфраструктуру сети. Также из полученных ответов можно заключить, что качественная и удобная голосовая связь по-прежнему более важна, чем передача данных и иные дополнительные сервисы.
Наиболее характерным тормозом внедрения и модернизации сетей ПМР (рис. 7) традиционно называется недостаточное финансирование -3,03 балла из 4. Самые дешевые технические решения не обеспечивают требуемых функций сети (защиту передаваемой информации и пр.), более совершенные решения зачастую недопустимо дороги. Традиционной проблемой является сложность и длительность оформления всевозможных разрешений (2,66 балла).
Те же причины удерживают пользователей от перехода к цифровым технологиям (рис. 8): высокая стоимость (3,07 балла из 4), тем более вследствие необходимости полной замены существующего оборудования (3 балла) и проблемы с получением разрешений (2,79 балла). И лишь немногие отказываются от цифры просто за ненадобностью (2,31 балла).
Удивительно, что более половины участников (51,7%) считают допустимым решать задачи ПМР с помощью пока достаточно экзотической у нас технологии PTT (Push-To-Talk) сотовых сетей общего пользования, а 13,8% готовы к этому в ряде случаев (для служб, не требующих быстрого реагирования и пр.). Напомним, респонденты особое внимание уделяли надежности и устойчивости работы сети в форс-мажорных обстоятельствах, для чего были готовы даже разворачивать собственную базовую инфраструктуру. Между тем сотовая сеть в целом ряде сегментов нередко может быть перегружена основными сервисами, а в чрезвычайных обстоятельствах и блокирована. Полученный отклик можно объяснить потенциально весьма широкой зоной покрытия системы на основе PTT.
Основные потребности конечных пользователей (абонентов) сетей ПМР по ответам респондентов (рис. 9) можно разделить на две группы. Во-первых, востребованы функции систем связи, позволяющие поддерживать упорядоченность радиообмена и дисциплину в работе абонентов: идентификация вызывающего абонента (3,9 балла из 5), приоритетный доступ для диспетчера/руководителя и индивидуальный вызов отдельных абонентов, а также возможность качественной передачи данных о местоположении пользователя и иной информации (по 3,66 балла). Во-вторых, необходимы меры по максимальному расширению зоны связи: ретрансляция сигнала (3,79 балла) базовыми станциями и возможность прямой связи терминалов (3,62 балла) без базовых станций вне зоны их действия или при работе в локальной группе. Отметим, что вопросы дисциплины все же больше интересуют не столько конечных пользователей, сколько руководителей различных уровней и администраторов сети.
Очевидно, наиболее широкими возможностями обладают цифровые системы ПМР, что отражено участниками при выборе конкретной технологии или стандарта, в наибольшей степени отвечающего потребностям их предприятий (рис. 10). На стандарт TETRA указали 51,7% опрошенных, APCO25/ASTRO и DMR - 31% и 13,8% соответственно. Более 80% по-прежнему готовы воспользоваться аналоговыми протоколами: конвенциональным (31%), SmarTrunk II (27,6%), MPT 1327 (24,1%). Это вполне объяснимо: при достаточно низкой стоимости современное аналоговое оборудование обеспечивает как качественную передачу речи, так и автоматическую идентификацию абонентов, выходящих в эфир, различные режимы вызовов, передачу данных.
Приобретение аппаратуры
Тот факт, что большинство участников на рынке ПМР являются малыми и средними компаниями, подтверждается и размером первоначальных затрат на развертывание системы ПМР, который респонденты сочли оправданным (рис. 11). 31% хотел бы уложиться в 5000 дол., по 20,7% - в 10 и 50 тыс. дол. Крупные компании готовы потратить и более 100 тыс. дол. (20,7%), чтобы обеспечить себя качественной и надежной связью. Около 80% опрошенных стремятся закупать аппаратуру радиосвязи с периодичностью 1-2 года или чаще, причем годовой бюджет на приобретение оборудования (рис. 12) немногим уступает первоначальным затратам. Подобный подход позволяет своевременно заменять физически и даже морально устаревшее оборудование, проводить плановое расширение и модернизацию сетей. Результаты опроса отражают серьезное отношение компаний к вопросам ПМР.
Выводы
По понятным причинам авторы технических решений и производители оборудования всячески избегают выработки системы четких и практичных критериев сравнения их разработок. Почти невозможно найти содержательную информацию о практическом использовании систем тех или иных протоколов/стандартов. Это отметили многие респонденты (рис. 7 и 8), хотя и не сочли самым существенным. В результате даже многие специалисты в области связи, разбираясь в узких областях, в целом остаются дезориентированными и вынуждены принимать решения интуитивно, на основании обрывочной информации и стереотипов. Так, выражая готовность пользоваться аналоговыми протоколами, большинство упустило из вида один из самых удачных и проработанных аналоговых стандартов - LTR (рис. 10). На это же указывают парадоксальные ответы о технологии PTT - видимо, сотовая связь просто хорошо знакома всем на бытовом уровне. Придавая особую важность отработанности технических решений (рис. 6), респонденты не слишком смущаются малым временем апробации цифровых систем (рис. 8). Здесь, видимо, сказывается стереотип: цифровые решения кажутся продвинутыми/качественными/адекватными, аналоговые - отсталыми/низкокачественными/неадекватными. Реальная эффективность цифровых решений по приемопередаче и обработке сигналов мало кого занимает.
Практика показывает, что удовлетворенность качеством ПМР существенно зависит от субъективной комфортности пользования связью, комфортности восприятия речи, умения абонентов грамотно пользоваться аппаратурой. С этим согласны респонденты: удобство работы абонентов их устраивает в наименьшей степени (рис. 5). При этом немногие готовы серьезно озаботиться проблемами абонентов: обучение пользователей особенностям работы в сети считается наименее трудозатратным (рис. 7 и 8), да и первоочередными считаются потребности скорее администраторов, чем конечных пользователей (рис. 9). Таким образом, принятие мер, в том числе технических, по повышению удобства работы пользователей можно считать очевидным направлением модернизации и развития систем ПМР.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2006
Посещений: 10057
Автор
| |||
В рубрику "Подвижная связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций