Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Точка зрения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Как же прокладывать волокно?

А. Л. Бабенко, заместитель генерального директора ЗАО "Межгорсвязьстрой" по развитию бизнеса и инвестиционной политике

Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) являются основой основ телекоммуникационной отрасли России. От их состояния и степени развития зависит качество связи между абонентами, которыми сегодня являются все граждане и гости нашей страны - от Президента РФ до наемного рабочего из стран СНГ.

За последние несколько лет мы все настолько привыкли к наличию мобильного телефона и свободному общению в Интернете, что уже не представляем, как раньше возможно было обходиться в быту и на работе без этих достижений технологического прогресса. Но сегодня лишь небольшая группа специалистов в России понимает, какие огромные объемы информации ежесекундно передаются по национальным и частным ВОЛС, в буквальном смысле пронизывающим огромные территории, площади и здания страны. Однако, несмотря на то что в России ежегодно вводятся в эксплуатацию тысячи километров ВОЛС, дефицит оптических волокон сохраняется. И это - при постоянно растущем спросе на каналы передачи цифровой информации.

Если кто-то думает, что радиосвязь либо радиодоступ решат эти проблемы, он глубоко заблуждается. К сожалению всех связистов, современная физика не может пока решить проблем передачи по радиоканалам того гигантского цифрового объема информации, который сегодня распределяется по ВОЛС. Поэтому и ощущаем мы все, как падает качество мобильной связи у всех наших операторов, несмотря на все усилия их технических служб. А одна из причин состоит в том, что настало время соединять базовые станции (контроллеры) волоконно-оптическим кабелем, так как радиорелейные станции уже не способны передавать огромные потоки цифровой информации абонентов мобильной связи.

Сегодня волоконно-оптических линий связи катастрофически не хватает. И строить их на территории РФ с каждым днем все труднее и труднее, а иногда - просто невозможно.

Почему?

В соответствии с принятыми за последнее время законами, кодексами, положениями и другими документами, регулирующими права собственников на землю, недра, леса, коммуникации, в РФ практически не осталось свободных земель, на которых можно проложить волоконно-оптический кабель. Особенно остра эта проблема для территорий, прилегающих к столице, крупным региональным центрам, а также к федеральным и другим автодорогам России.

ВОЛС оптимально строить вдоль автодорог, так как это экономит время на согласования прохождения трассы, проектирование и строительство. Кроме того, обслуживать такие линии легче. Это всем понятно. Однако в ходе проектирования автодорог не учитываются средства, необходимые на развитие сопутствующей инфраструктуры ВОЛС. И никогда не учитывались. Но раньше времена были другие: земля не стоила до 1 млн рублей за "сотку".

Другими словами, дорожники сами сейчас в трудной ситуации с финансированием, потому что при строительстве дорог половину бюджетных денег тратят на выкуп земель у собственников и согласования. А тут к ним в полосу отвода еще и связисты просятся. Между тем в Законе "О связи" сказано: "Если есть вдоль дороги линия связи, то на ее перенос необходимо получить технические условия у владельца данной линии". То есть заплатить ему деньги. Понятно теперь, почему не пускают дорожники связистов в полосу отвода дороги?

А за полосой отвода растет лес - наше богатство. Строить ВОЛС, правда, в лесу трудно, долго и дорого, а чаще невозможно, так как леса у нас вдоль дорог, как правило, первой категории.

В московском регионе официальная цена согласования (то есть разрешения прохода) прокладки одного километра ВОЛС по просекам и лесным дорогам стоит связистам до 300 000 руб. (по договору с НДС). Для сравнения можно сказать, что сегодня эта сумма равна стоимости строительства 1 км ВОЛС, включая проектирование, кабель, материалы и НДС.

Вот и приходится связистам перемещаться дальше от придорожной полосы. А там уже начинаются земли колхозов, администраций и других землепользователей. Проблемы те же, только хуже. Никто не хочет давать разрешение на строительство. Боятся, что земля подешевеет, если в ней будет кабель связи проложен. Тут цена разрешения на проход может доходить до 1 млн рублей за 1 км. Для справки: в московском регионе для строительства 400 км ВОЛС надо получить согласование у 15 глав администраций, 15 земельных комитетов, 12 государственных надзорных органов, 12 лесных хозяйств и порядка 300 землевладельцев. В итоге стоимость строительства "под ключ" 1 км ВОЛС достигает 600 000 руб., что вдвое дороже рыночной цены стоимости проектирования и строительства.

Все хотят иметь качественные и современные услуги связи, но участвовать в этом процессе ни у кого желания нет. Так и раскручивается маховик инфляции: сначала постоянно повышаются цены на строительство ВОЛС (не за счет самой прокладки, а за счет тех самых согласований-разрешений). Затем оператор повышает тарифы. Потом собственники земли начинают больше платить за телекоммуникационные услуги и... Правильно, повышают цену за согласование. Далее - везде.

Что делать?

Необходимы срочные меры по изменению ситуации со строительством ВОЛ С, ежегодные объемы которого превышают 30 млрд рублей. Сейчас вся страна формирует бюджет следующего года. Бюджетные организации и коммерческие структуры планируют в следующем году активно строить ВОЛС по всей России. Ведущие операторы связи получили лицензии на право предоставления услуг междугородной и международной связи, в соответствии с которыми они должны в кратчайшие сроки построить собственные сети связи по всей территории РФ. Если ситуация с легализацией строительства ВОЛС не поменяется в ближайшее время, то, во-первых, стройка для многих из них затянется на годы, а во-вторых, мы все будем за это платить.

В идеале надо со следующего года начинать строить телефонную канализацию вдоль всех автодорог за счет бюджетных денег. Емкость такой канализации зависит от направления и типа дороги. И само по себе это не сильно увеличивает стоимость строительства автодороги в целом.

Всю эту канализацию надо передавать на обслуживание одной или нескольким компаниям, которые будут реализо-вывать право прохода по данной канализации по минимальным ценам, фиксируемым государством. Это создаст возможность для всех операторов арендовать телефонную канализацию и каналы связи вместо строительства дорогостоящих собственных ВОЛС.

Но это в перспективе. Сегодня же, на мой взгляд, законодательным решением необходимо в срочном порядке разрешить строительство ВОЛС в полосе отвода автодорог, вдоль границ лесополос и по внешним границам участков землепользователей, землевладельцев с компенсационными выплатами по фиксированным ценам в МРОТ.

Связь и информационные технологии являются важной составляющей национальной безопасности России, они непосредственно влияют на темпы экономического развития государства, а также сроки реализации других приоритетных национальных программ, определенных Президентом РФ В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию страны. И если мы не снимем законодательные препятствия для строительства ВОЛС по разумным ценам - под угрозой окажутся многие из реализуемых сейчас программ.

ОТ РЕДАКЦИИ

Редакция журнала "Технологии и средства связи" адресует вопросы, поднятые А. Бабенко, министру информационных технологий и связи РФ Л. Рейману, министру транспорта РФ И. Левитину, министру экономического развития и торговли Г. Грефу, министру регионального развития В. Яковлеву, губернатору Московской области Б. Громову, министру природных ресурсов РФ Ю. Трутневу, руководителю Федеральной антимонопольной службы России И. Артемьеву, руководителям профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Мы следим за развитием ситуации и намерены опубликовать ответы руководителей заинтересованных министерств, ведомств и региональных администраций в ближайших номерах журнала. Приглашаем операторов связи к продолжению дискуссии.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2006
Посещений: 39830

Статьи по теме

  Автор

 

Бабенко А.Л.

Заместитель генерального директора ЗАО "Межгорсвязьстрой" по развитию бизнеса и инвестиционной политике

Всего статей:  1

В рубрику "Точка зрения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций