В рубрику "Практикум" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Вообще-то выгоды беспроводной передачи данных между системами, удаленными устройствами и людьми в планетарном масштабе в наше время в рекомендациях не нуждаются. Однако системы глобального позиционирования (будь то ГЛОНАСС или GPS) способны не только существенно разнообразить сервисный потенциал, но и сделать сопутствующий бизнес более эффективным или упростить его ведение.
В России ГЛОНАСС представляет собой некую альтернативу GPS в Америке, и потому возможности применения обеих систем будут схожими. Вот основные вехи создания этой системы. 12 октября 1982 г. первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту. 24 сентября 1993 г. система была официально принята в эксплуатацию. В 1995 г. спутниковая группировка составила уже 24 аппарата. Впоследствии в силу недостаточного финансирования, а также из-за малого срока службы число работающих спутников сократилось. 25 декабря 2005 г. с космодрома "Байконур" ракетой-носителем "Протон-К" были запущены на орбиту один спутник "ГЛОНАСС" и два спутника "ГЛОНАСС-М" с увеличенным ресурсом эксплуатации. В настоящее время космический сегмент ГЛОНАСС шаг за шагом приближается к восстановлению полной работоспособности, что возможно при наличии достаточного числа исправных и функционирующих спутников. Для покрытия территории России нужно как минимум 18, а для покрытия всего мира - от 24 до 30 спутников. Основой системы должны стать 24 аппарата, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях с наклонением 64,8 и высотой 19,1 тыс. км.
Логично предположить, что навигационный рынок как-то отреагирует на это, и появится спрос на терминальную аппаратуру ГЛОНАСС, т.к. совмещенные GPS-ГЛОНАСС-устройства имеют более высокую точность и возможность надежного приема сигнала во всех частях земного шара.
Специалисты говорят, что потенциально система ГЛОНАСС располагает лучшими характеристиками, чем GPS на территории России и в прилегающих зонах. То есть ГЛОНАСС имеет преимущество в навигационном обеспечении потребителей, дислоцируемых в средних и полярных широтах, но уступает американской системе в экваториальных широтах. С другой стороны, GPS -уже освоенный глобальный рынок , широкий спектр промышленных малогабаритных приемных устройств различного назначения и, разумеется, поддержка ВПК США, поскольку системы точного наведения дают стратегическое преимущество перед теми, кто их не имеет.
Последнее обстоятельство не только разграничивает коммерческую и военную сферы применения GPS (в нужное время "ненужное" конкретным военным будет отключено или искажено), но и разворачивает потребителя в сторону диверсификации использования доступных систем глобального позиционирования. Разумеется, отечественные "спецпотребители" будут ориентированы государством на поддержку "отечественного производителя", как, впрочем, и все государственные заказчики. И это скажется на потенциальном рынке ГЛОНАСС. Что же мы можем ожидать от этого рынка, если отвлечься от наведения ракет и самолетов?
Обывателю известно, что позиционирование обеспечивается электронным прибором-навигатором. Последний помогает всевозможным путешественникам ответить на вопрос "где я?", весьма помогающий искать ответ на извечное "что делать?". Собственно, парк подобных терминалов (от портативных до весьма навороченных автомобильных) хорошо известен, для чего достаточно зайти в любой электронный супермаркет. Правда, пока это будет все же GPS, однако нетрудно экстраполировать достигнутые успехи и на ГЛОНАСС, ибо бизнес-потенциалы названных систем похожи. И потому останавливаться на этом мы не будем.
Серьезная добавка к услуге определения точных координат объекта реализуется путем ввода интерактивности с помощью дополнительного канала передачи информации о его нахождении в нужное место. Это открывает новые сервисные возможности и помогает сделать бизнес более эффективным. Более всего для этой цели подходят сети мобильной связи, что с успехом и используется во всем мире, начиная с мониторинга передвижения различного транспорта, а также людей (дети, инвалиды, персональная реклама) и других объектов и заканчивая картографическими базами данных или мониторингом показаний датчиков (системы безопасности, телемедицина, состояние сооружений, ЖКХ, банкоматы и торговые автоматы, управление дорожным движением).
Собственно, в мире уже сформировался рыночный сегмент LBS (Location Based Services) информационных и развлекательных услуг, основанных на определении текущего местоположения пользователя (вернее, его мобильного терминала). LBS-y слуги предполагают автоматическое определение местоположения мобильного телефона в пределах зоны действия сотовых сетей. Визуализационные возможности современных мобильных телефонов (в частности, смартфонов) позволяют отображать на экране электронные карты достаточно высокого качества, чтобы использовать LBS для решения различных бизнес-задач, навигации и развлечений. Информация о местонахождении абонента может быть получена как от спутниковых систем навигации, так и от инфраструктуры, содержащей специально предназначенные для этих целей элементы. В обоих случаях для предоставления услуг типа LBS необходимо наличие специализированного сервера системы определения местоположения (СОМ).
Форум 3GPP (разработчик спецификаций и технических требований сетей GSM и UMTS) предложил логическую модель системы определения местоположения для GSM-сетей, изображенную на рис. 2.
Для взаимодействия клиентской части, выполняемой в мобильном телефоне, с навигационными серверами используется интерфейс стандарта SUPL (Secure User Plane for Location), который продвигается альянсом Open Mobile Alliance (ОМА).
Процесс оказания услуг типа LBS происходит в следующей последовательности:
Международная организация ETSI провела классификацию услуг LBS. Однако, как видно из приведенной ниже таблицы, процесс стандартизации еще не завершен.
Решения на базе ГЛОНАСС/ GPS/GSM/GPRS/EDGE быстро становятся частью повседневной жизни многих компаний. Для этого требуются лишь совмещенные терминальные устройства. Проблемы же возникают скорее в правовой плоскости, ибо использование полученной информации об объекте способно приобретать различные оттенки. Достаточно представить себе, как дополнительно "окрашивают" услуги позиционирования такие, казалось бы, избитые кинематографические сюжеты, как "муж вернулся из командировки" или "киллеры в засаде". Наличие у руководства точной информации в режиме реального времени о местонахождении личного состава не нравится ни клеркам, ни дальнобойщикам, ни милиционерам. Но такова жизнь и требования современного менеджмента. Что касается проблем технических, то для их отсутствия нужно иметь исправный приемник и чистое небо над головой. Впрочем, каждое направление мониторинга потребует определенного режима использования системы позиционирования, поэтому рассмотрим их поподробнее.
Прибор-навигатор, установленный в автомобиле или находящийся в руке человека, чтобы выдать 3 координаты объекта, должен "видеть" как минимум 4 спутника (для 2 координат достаточно 3). Орбитальные группировки и ГЛОНАСС, и GPS построены таким образом, что в "поле зрения" прибора обычно находятся одновременно 6-7 космических аппаратов (в идеале 12, но в реальной жизни увидеть их одновременно проблематично) каждой системы (вот тут и нужно чистое небо). Это помогает увеличить точность измерений. Ну а использование сигналов обеих систем (то есть ГЛОНАСС и GPS) удваивает плотность орбитальной группировки до 12-14. И это позволяет приемнику устойчиво работать в любых условиях, например в городе или горах, где рельеф нередко "затеняет" спутники, находящиеся низко над горизонтом.
Обычные "бытовые" приемники, работающие на одной частоте, обеспечивают точность определения координат не менее 10 м. Собственно, подобной характеристики бывает достаточно для многих приложений, например для мониторинга транспорта или человека. Украденный банкомат также не требует точности позиционирования, не превышающей его размеры. А вот что касается таких задач, как картография или мониторинг состояния сооружений, то тут счет пойдет уже на сантиметры и миллиметры. Разработчики систем кое о чем позаботились, поскольку существуют профессиональные приемники, работающие в двухчастотном режиме, которые учитывают фазу сигнала и флуктуации ионосферы. С их помощью точность определения координат достигает нескольких сантиметров. Однако это весьма дорогое (и нелегкое) "удовольствие", и к каждому геодезисту его не приставишь. Ну что же, на то есть простое решение, которое, в частности, уже реализовано в Московской области компанией МТС.
Точность измерений можно дополнительно увеличить, если их оперативно корректировать из центра мониторинга, передавая всем "мобильным" приемникам соответствующую поправку. Один такой приемник (вернее, рефе-ренсная станция с антенной и соответствующим каналом связи), с высокой точностью привязанный к электронной карте местности, обеспечивает высокую точность вокруг себя в "пятне" диаметром 30 км. И соответствующая расстановка подобных приемников вместе с базовыми станциями сети мобильной связи (для Московской области хватило 20 спецобъектов) позволяет построить наложенную сеть точных измерений. Задача облегчается тем, что базовые станции мобильной связи уже имеют защищенный контейнер для размещения оборудования и то самое "чистое небо над головой". И еще наземные каналы связи (в том числе РРЛ ) для подключения к базовой сети, которые используются для информационного обмена с центром точного позиционирования, откуда по сети мобильной связи регулярно передаются поправки. Вот такая экономичная "двойная интерактивность" и высокая точность определения координат призваны существенно упростить и удешевить работу геодезистов. Последним остается буквально нажать кнопку на помещенном в нужное место портативном приборе без всяких теодолитов, а также сопутствующих звонков и криков. Приемник ГЛОНАСС/GPS определит координаты каждой точки, а мобильный терминал передаст их в базу данных Земельного кадастра РФ через GSM-модем. Так что человек в данном случае лишь "полуавтомат".
Не следует думать, что сфера применения сети точных измерений ограничивается лишь картографией. Возьмем, к примеру, ДТП. Всем известно, как долго измеряют сотрудники ДПС место происшествия, занося картину его в протокол и создавая затруднения движению транспорта (не говоря уже о возможных последующих спорах в ГИБДД). Но применение системы точного позиционирования способно свести процедуру к нескольким минутам, от чего выиграли бы все участники движения.
Что касается мониторинга состояния сооружений (например, мостов), то работу на миллиметровых и субмиллиметровых расстояниях обеспечивают и приборы, и математика. Здесь используются многократные относительные измерения показаний установленных датчиков, а накопленная статистика помогает с высокой точностью вычислять смещение заданных точек объекта и передавать их в ситуационный центр.
По прогнозам специалистов, именно рынок спутниковой навигации станет одним из самых перспективных в ближайшие десять лет. В частности, "GPS-телефония" набирает обороты. Стоимость телефонов со встроенным модулем навигации неуклонно снижается.
По данным аналитической компании ABI Research, к 2010 году доходы от LBS во всем мире обещают составить S3,6 млрд. При этом функционал LBS будет частично задействоваться во многих других мобильных сервисах, но доход от них все же не превысит 1% выручки сотовых операторов за услуги передачи данных.
Сервисы, основанные на определении местоположения объекта, очень востребованы рынком услуги, утверждают аналитики AC&M-Consulting. По данным их исследования, около 30% опрошенных представителей бизнес-сообщества заинтересованы в службах такого типа.
В широком внедрении услуг LBS заинтересовано и государство (например, оперативные службы), и сами абоненты мобильной связи, и сотовые операторы, которые с помощью персонифицированных LBS смогут осуществлять мониторинг сети, повысить качество услуг и получить конкурентные преимущества.
По мнению специалистов, перспектива применения LBS в сотовых сетях -это и развлечения, и целевой маркетинг (продвижение услуг с привязкой к географической точке). Сотовые операторы активно запускают разного рода приложения, помогающие отыскать ближайшее кафе и магазин, узнать, где находятся друзья и возвращаются ли дети из школы.
В идеальном случае услуга должна оказываться следующим образом: абонент проезжает мимо магазина - и ему автоматически приходит сообщение о том, что там осуществляется распродажа. Ожидается, что именно коммерческое предоставление контекстной информации об окружающих объектах станет основой этого рынка. Однако нынешние предложения пока не радуют разнообразием, а рядовые пользователи плохо осведомлены о новых возможностях. Причина - технические сложности организации такого сервиса и отсутствие единой открытой технологической платформы, что затрудняет бизнес сервис-провайдеров. Также не следует забывать, что любая услуга, связанная с выдачей информации об окружающей среде, требует постоянных вложений в актуализацию данных.
Противники технологии LBS заявляют: подобные услуги нарушают такие права человека, как невмешательство в его личную жизнь. Решением данной юридической проблемы является официальное согласие абонента на предоставление информации о его местонахождении третьим лицам. С этой целью, в частности, используются системы аутентификации клиентов LBS на Web-сайтах мобильных операторов. Но при этом регулярно появляются сведения о хищениях баз данных, содержащих не только коммерческие, но и государственные секреты.
Следует отметить, что для решения указанных выше задач важно иметь соответствующую терминальную аппаратуру. Поэтому хочется пожелать ее разработчикам также "чистого неба над головой".
Упомянутая в статье тема развития рынка услуг LBS на базе оборудования ГЛОНАСС/GPS/GSM/GPRS/EDGE очень популярна сейчас и в коридорах власти, и в бизнес-кругах. При этом выгоды частного пользователя проглядываются действительно отлично.
В первую очередь, это качественный скачок в рекламе - ведь с появлением технологий LBS стала реальностью возможность поиска ближайшего места, где тебя накормят, развлекут или продадут товары. Причем если немного помечтать, то следующим этапом должно стать предложение организации досуга с ГИС-привязкой. Тогда ты можешь спланировать свои выходные, проложив удобный маршрут с посещением определенного сеанса кино, нахождением в спортзале и на матче, в промежутке пообедав в недавно открытом рядом итальянском ресторане и посетив два магазина в моменты распродаж. Согласитесь, это качественно новое эффективное планирование своего досуга из вчерашних фильмов о будущем! Прочие возможности для частных потребителей, которым предрекают светлые годы роста, - это туризм и безопасность. Все мы хотим спокойно работать, зная, что наше чадо добралось из школы домой. А в эпоху "свободного" туризма на смену экскурсоводам и турам придут составленные индивидуально туры с описанием окружающих достопримечательностей, причем ты сам задаешь темп движения по своему уникальному маршруту, не зависишь от экскурсионных групп, от расписаний транспорта, задерживаясь в каждой точке сколько пожелаешь. В то время, когда сервисы для частных потребителей более или менее очевидны, сервисы для бизнеса еще только начинают зарождаться, приоткрывая поистине громадный потенциал возможностей технологий LBS. Технологическим базисом подобных сервисов становятся активно внедряемые модули ГЛОНАСС/GPS/GSM/GPRS. Рынок подобных устройств прирастает с 2005 г. в среднем на 50% в год и даже в кризис не прекратил своего роста. Это связано в первую очередь с тем, что системы мониторинга ГЛОНАСС/GPS после тестирования выявляют и предлагают вполне конкретный экономический эффект и сроки окупаемости и в целом позволяют оздоровить дисциплинарный климат в коллективе. Однако некоторые решения на базе таких систем приоткрывают будущее бизнес-сервисов LBS.
Первое яркое решение для своих заказчиков стали предлагать некоторые особо продвинутые дистрибьюторы различных товаров. Теперь при подъезде к определенной торговой точке система автоматически посылает SMS-сообщение приемщику товара. Это позволяет ему заранее подготовиться к приемке, а значит, ускорить саму приемку. Эффективность такого нововведения говорит сама за себя - среднее время на разгрузке сокращается (и для хозтоваров, и для пищевых) в среднем на 20%. Лояльность же сотрудников торговых точек количественно оценить невозможно, хотя совершенно очевидно, что им значительно удобнее работать с таким "предупреждающим" поставщиком. Другая оригинальная идея клиентов систем мониторинга возникла у компаний-перевозчиков, оказывающих услуги по перевозке различным грузовладельцам. В кризис грузооборот на всех направлениях стал сильно снижаться, и разросшимся на лизингах в периоды роста паркам пришлось серьезно конкурировать за реальных заказчиков. Так как себестоимость километра пробега на рынке примерно известна и сильно ее изменить не удастся, конкуренция стала смещаться в сторону дополнительных сервисов. Одним из таких сервисов стала демонстрация на сайте перевозчика полного пути следования в реальном времени всех грузов его заказчика-грузовладельца. Разумеется, при прочих равных условиях грузовладельцы охотнее выбирают таких "прозрачных" инновационных перевозчиков.
В заключение хотелось бы отметить, что сервисы на базе LBS и у нас в России, и за ее пределами находятся на начальной фазе развития, однако, громко заявляя о себе, представляются одними из ключевых в следующие 10 лет развития информационных технологий в целом.
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2010
Посещений: 6653
Автор
| |||
В рубрику "Практикум" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций