В рубрику "" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Юрий Соколов, ведущий аналитик ЗАО "ПЕТЕР-СЕРВИС"
Очередной головной болью для операторов связи и разработчиков биллинговых систем стали так называемые новые правила присоединения. Речь идет о постановлении Правительства РФ от 28 марта 2005 года № 161 "Об утверждении правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" и постановлении Правительства РФ от 19 октября 2005 года № 627 "О государственном регулировании цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего назначения". В результате принятия названных нормативных актов в отрасли грядут изменения, которые вызывают больше вопросов, нежели дают ответов. В подобных условиях выигрывают легко настраиваемые и интегрируемые модульные решения, представляющие, по существу, toolkit для создания систем взаиморасчетов. Это тот самый принцип реализации, которого всегда придерживался "Петер-Сервис". Так что компании есть, чем достойно ответить на вызов года.
В рамках единой модели расчетов
Итак, что же нового с точки зрения биллинговых систем потребуют эти постановления от операторов связи.
Прежде всего, интерконнект (оптовый биллинг) и абонентский (розничный) биллинг становятся взаимосвязанными в рамках единой модели расчетов. Поэтому важно понять, какая часть процессов попадает в область первого, а какая - второго. В качестве иллюстрации предлагается рассмотреть возможные сценарии.
Вот как выглядит сценарий с точки зрения оператора МГ-связи.
Работа с розничным абонентом (выставление счета за вызов, отслеживание оплаты и прочие операции), которая ранее осуществлялась в системе абонентского биллинга, продолжится и далее аналогично. Но поскольку теперь считается, что данную услугу оказывает МГ-оператор, он обязан будет иметь подобную систему в составе своего прикладного ПО. Иначе ему придется заключать агентские договора со всеми своими присоединенными операторами и передавать им всю работу с абонентами. Агентское вознаграждение в данном случае станет рассчитывать финансовая система, а определить ожидаемый размер средств за передачу МГ-вызовов поможет система "Интерконнект".
Но, кроме получения денег с абонентов, оператор МГ-связи должен будет рассчитаться с зоновыми операторами за услуги инициации и терми-нации вызова, а стоимость этих услуг будет подсчитывать система "Интерконнект".
Определение услуг
Все услуги, предоставляемые операторами друг другу в рамках присоединения, делятся на два больших класса: услуги присоединения в телефонной сети связи общего пользования, услуги по передаче трафика в телефонной сети связи общего пользования.
Услуги присоединения, которые есть ничто иное, как аренда ресурсов (портов, транков), фактически не меняются. А вот услуги по передаче трафика и правила их тарификации трансформируются достаточно сильно, и их стоит рассмотреть поподробнее.
Услуги по передаче трафика
Новые постановления определяют следующие услуги: завершение вызова на сеть другого оператора связи; завершение вызова на сеть оператора связи; транзит вызова; инициирование вызова.
Казалось бы, ничего нового не появилось. Тем не менее теперь каждый оператор оказывает свою лицензированную услугу в рамках передачи одного МН- или МГ-вызова (см., например, рис. 1). В результате один и тот же вызов нужно обрабатывать несколько раз - по количеству услуг, предоставляемых партнерами. Но все по порядку.
Кто за что отвечает?
Оператор сети междугородной и международной телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика: 1) между сетями зоновой телефонной связи, функционирующими в различных субъектах Российской Федерации; 2) между сетями зоновой телефонной связи и сетями связи общего пользования иностранных государств.
Что касается оператора, то теперь он будет не один (прежде - "Ростелеком"). Их станет как минимум три (добавляются МТТ и "Голден-Телеком"). Оператор сети зоновой телефонной связи при оказании услуг присоединения обязан обеспечить возможность пропуска трафика: 1) между сетями междугородной и международной телефонной связи и функционирующими в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации сетями местной телефонной связи; 2) между сетями зоновой телефонной связи различных зон нумерации, функционирующими в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации; 3) между сетями местной телефонной связи одной зоны нумерации, функционирующими в различных муниципальных образованиях в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации, за исключением пропуска трафика между сетями местной телефонной связи одной зоны нумерации, функционирующими в различных муниципальных образованиях в пределах территории города федерального значения; 4) между сетями зоновой телефонной связи и сетями передачи данных, функционирующими в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации.
Иными словами, МРК и их филиалы теперь напрямую столкнутся с понятием "транзит" (транзит трафика между филиалами в рамках одного МРК), ранее для них не существовавшем (до сих пор весь зоновый трафик они обязаны были передавать через технические средства "Ростелекома").
Оператор сети местной телефонной связи обязан обеспечить возможность пропуска трафика: 1) между сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения; 2) между сетями передачи данных и сетями местной телефонной связи, функционирующими в пределах территории муниципального образования или города федерального значения.
В роли операторов сети местной телефонной связи выступают - в том числе - и альтернативные операторы.
И здесь опять разговор о транзите...
Транзит для новеньких
Так чем же он страшен? Да, собственно, ничем, кроме того, что обычные биллинговые системы создают на один вызов одно начисление на абонента. В случае же транзитного вызова ранее необходимо было создать одно начисление на абонента, от которого вызов пришел (чаще всего дебетовое начисление), и одно начисление на абонента, которому вызов был передан (чаще всего кредитовое начисление).
Но даже для тех, кому транзит трафика не в диковинку, новые правила подготовили сюрприз: теперь за услуги дальней связи оператор должен получить деньги от конечного абонента фактически напрямую. Для этого операторы дальней связи будут заключать агентские договоры с агентами, которые в свою очередь станут выставлять счета за дальнюю связь своим абонентам уже от лица оператора дальней связи (или только осуществлять доставку этих счетов). Они же будут вести работу со своими абонентами по этим счетам. Сумма агентского вознаграждения будет зависеть не от пропущенного трафика, а от собранных средств. Агентами могут выступать как зоновые и местные операторы, так и компании по доставке типа "Почта России", имеющие разветвленную сеть.
Тем не менее по нашему законодательству налоги оператору связи необходимо заплатить не с платежей по агентским договорам, а с трафика, реально снятого в отчетном периоде с технических средств.
Таким образом, по новым правилам при обработке одного транзитного вызова должны создаваться следующие начисления:
Что же дальше?
Это вопрос автоматически вытекает из новых правил. Для ведения межоператорских расчетов - на фоне все увеличивающихся объемов передаваемого трафика - уже не подходят существующие расширения обычных абонентских биллинговых систем.
Работа с такими объемами заставляет выйти на новый уровень: ведь при расчетах между операторами один отдельно взятый вызов оценивать не имеет смысла, ибо стоимость трафика при межоператорских расчетах не зависит от продолжительности этого вызова. Считать уже надо объемы, накопленные за весь биллинговый период, а это, в свою очередь, определяет серьезные требования к быстродействию системы. И как описано выше, на один вызов теперь надо создавать несколько начислений по разным услугам.
Но это не тупик. На самом деле уже давно существуют биллинговые системы, специально создававшиеся для ведения межоператорских расчетов. Например, система "Интерконнект" ЗАО "Петер-Сервис", которая продолжительное время успешно действует в "Ростелекоме", МТТ и у многих других операторов. Для поддержки новых правил присоединения этим операторам необходимо всего лишь привести свою тарифную модель в соответствие с новыми постановлениями, а необходимая
функциональность в системе
уже есть. Конечно,
как мы убедились
выше, одной системы межоператорских расчетов недостаточно для реализации новых правил. Нужна адаптация абоненского
(розничного) биллинга, но это уже отдельная тема.
Маршруты, маршруты...
И на десерт - очередной прогноз. Исчезновение монополии РТК на МН- и МГ-связь, увеличение конкуренции между российскими операторами способно привести к усложнению моделей взаиморасчетов и появлению понятия "маршрут". Основное отличие маршрутов от текущей модели тарифных планов ("точка -точка") состоит в следующем. Стоимость вызова зависит не только от того, где он был инициирован и терминирован, но и от того, через каких операторов (или какие узлы связи) он прошел. Соответственно в разрезе маршрутов будет вестись весь статистический учет, а также взаиморасчеты с операторами-партнерами.
Но и здесь названная система имеет солидный запас прочности. Функциональность, столь необходимая для поддержки модели взаиморасчетов, основанной на понятии "маршрут", реализована в системе "Интерконнект" ЗАО "Петер-Сервис". Она успешно используется "Ростелекомом" для взаиморасчетов со своими зарубежными партнерами (зарубежными администрациями).
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2006
Посещений: 6319
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций