В рубрику "Проекты и решения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Крылов, директор ЦКС "Сколково"
Спутниковая связь и вещание с геостационарной орбиты (ГСО) даже в период мирового экономического кризиса по-прежнему остается коммерчески выгодным видом космической деятельности. За истекшие девять лет нового века, включая кризисные годы, телекоммуникационная космическая отрасль развивалась динамично и поступательно. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в сводной таблице запусков коммерческих телекоммуникационных спутников в период с 2001 по 2009 г. (табл. 1).
За девять лет на ГСО было выведено 168 коммерческих спутников различного назначения (фиксированной, подвижной и радиовещательной спутниковой службы), причем на 119 КА была в той или иной мере реализована функция радиовещательной спутниковой службы (непосредственное телевизионное и звуковое вещание). Если в 1990-е гг. средняя годовая норма запуска составила около 30 спутников в год, то в первые пять лет XXI века средняя годовая норма запуска упала до 17 КА в год (без учета спутников, потерянных при аварийных запусках). В последующие четыре года она поднялась до 21 КА в год.
Самый большой сектор рынка производства (138 КА, или 82%) геостационарных телекоммуникационных спутников приходится на долю четырех американских и двух европейских компаний: Space Systems/Loral и ее платформу LS-1300 (33 КА); Thales Alenia Space и ее платформы Spaceb-us-2000, 3000, 4000 (27 КА); Boeing и ее платформы BSS-376, 601, 702 (25 КА); Lockheed Martin и ее платформу А2100 (19 КА); EADS Astrium и ее платформы Eurostar-2000, 3000, 4000 (17 КА) и Orbital Sciences Corporation и ее платформу STAR-2 (17 КА).
Если в 1990-е гг. европейские компании сильно отставали от американских по производству коммерческих телекоммуникационных геостационарных спутников, то после объединения компаний Alcatel и Alenia Spa-zio в Thales Alenia Space, а компаний Matra Marconi и DASA в EADS Astrium, Европа почти сравнялись по этому показателю с Америкой.
Все остальные компании мира вместе произвели только 30 коммерческих спутников связи и вещания, что меньше, чем одна компания Space Systems/Loral. Причем основная доля полезных нагрузок на этих спутниках закуплена в Европе у компаний Thales Alenia Space или EADS Astrium. Например, космическая отрасль России полностью утратила возможность производить собственные коммерческие ретрансляторы и закупает их для всех коммерческих спутников у компаний Thales Alenia Space или EADS Astrium.
Знаменательно то, что компания Orbital Sciences Corporation начала заниматься проектированием и производством КА в середине 1990-х гг., и в настоящее время стала одним из основных поставщиков малых и средних спутников. В 2009 г. компания получила заказ на пять спутников на платформе STAR-2 (третье место среди компаний - поставщиков КА).
В течение девяти лет нового тысячелетия специалисты разных стран, в том числе и России, вели обширную дискуссию о месте малых (легких), средних и больших (тяжелых) спутников в космической коммерческой индустрии. В качестве критерия деления обычно используют массу спутника, количество транспондеров, энерговооруженность (энергопотребление) платформы или модуля полезной нагрузки и некоторые другие показатели.
В стратегическом плане разработки и внедрения космической техники, утвержденном NASA в 1997 г., приведена следующая классификация КА по массовым характеристикам: большие (1000-10 000 кг); малые (500-1000 кг); мини (100-500 кг); микро (20-100 кг); нано (1-20 кг); пико (0,1-1 кг).
Российская компания ИСС им. академика М.Ф. Решетнева к классу легких (малых) КА относит спутники с массой модуля полезной нагрузки (МПН) до 500 кг и энергопотреблением МПН до 4,5 кВт, а к классу тяжелых КА - спутники с массой МПН выше 850 кг и энергопотреблением МПН свыше 6,5 кВт.
Отсюда следует, что в качестве основного критерия деления КА на классы некоторая часть производителей и пользователей аппаратов принимает массу спутника. Однако масса КА может быть охарактеризована по крайней мере следующими четырьмя показателями: стартовой массой (mass at launch); массой КА на орбите (mass in orbit), определенной на начало срока активного существования (BOL, begining of life) или на его конец (EOL, end of life); сухой массой (dry mass) - это масса КА без запаса топлива; массой полезной нагрузки (payload mass). Поэтому данный критерий весьма неоднозначен для позиционирования даже одного конкретного спутника.
На наш взгляд, наиболее приемлемой интегральной характеристикой коммерческого телекоммуникационного КА является его энерговооруженность (энергопотребление). В этой связи мы предлагаем согласиться с компанией Boeing, которая приняла решение о разделении платформы Boeing 702 и отнесла спутники с общей энергетикой свыше 12 кВт (BSS-702НР) к КА тяжелого класса, спутники с общей энергетикой, равной или ниже 12 кВт (BSS-702MP), к КА среднего класса. В свою очередь, к КА легкого класса отнесем спутники с общей энергетикой, меньшей или равной 4 кВт.
Основываясь на введенном критерии и данных, приведенных в сводной таблице запусков коммерческих телекоммуникационных спутников, можно сказать, что в период с 2001 по 2009 г. запущено 29 (17,3%) легких КА; 104 (61,9%) средних КА и 35 (20,8%) тяжелых КА. Предсказываемый в начале и середине первого десятилетия XXI в. отечественными специалистами растущий спрос на геостационарные спутники малого класса в действительности не произошел и вряд ли произойдет в обозримом будущем.
Спутниковые операторы для сохранения орбитально-частотного ресурса и резервирования орбитальной группировки пошли по пути создания средних и больших спутников.
По прогнозам, в ближайшие годы мировую космическую индустрию и рынок пусковых услуг ожидает новый подъем после десятилетия относительного затишья. Это подтверждается следующим фактом. Если в 2005 г. спутниковые операторы заказали производителям 24 геостационарных спутника, в 2006 г. - 28 КА, то в 2009-м спутниковые операторы заказали производителям уже 41 спутник. При этом 9 из них заказаны компании Space Systems/Loral; 7 - компании EADS Astrium; по 5 - компаниям Orbital Sciences Corporation и ИСС им. академика М.Ф. Решетнева; по 4 - компаниям Thales Alenia Space и Boeing.
Данные, приведенные в табл. 1, дают представление о том, сколько и каких спутников вывел на ГСО тот или иной спутниковый оператор; сколько стволов того или иного диапазона имеют спутники или операторы; какие орбитальные позиции закреплены за тем или иным оператором и многое другое. Любопытные читатели смогут сделать анализ и по другим направлениям спутниковой связи и вещания, опираясь на приведенные в статье сведения.
Опубликовано: -2010
Посещений: 23808
Автор
| |||
В рубрику "Проекты и решения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций