Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Проекты и решения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обзор рынка платного ТВ в России

Лейла Гиниатулина, аналитик компании J'son & Partners Consulting

Абонентская база платного телевидения в целом по России

J’son & Partners Consulting выделяет следующие главные тенденции развития рынка платного ТВ в России, связанные в первую очередь с экономическим кризисом:

  1. Рост лицензионных отчислений российских операторов за зарубежный контент (по причине девальвации рубля).
  2. Замедление темпов прироста рынка платного телевидения как в Москве, так и в регионах.
  3. Снижение темпов развития сетей кабельных операторов.
  4. Приостановка региональной экспансии компаний в связи с трудностью получения больших долгосрочных займов.
  5. Контентное противостояние, выражающееся в расширении операторами контента в ожидании перехода на цифровое вещание.

Однако в целом рынок платного телевидения в России продолжает расти, поскольку спрос на неэфирное ТВ как относительно недорогую форму досуга остается высоким в кризис.

По оценкам J'son & Partners Consulting, на конец 2009 г. услугами платного телевидения в России пользовалось более 14,5 млн абонентов (табл. 1). По сравнению с 2008 г. абонентская база пользователей услуг платного ТВ в 2009 г. выросла почти на 21%.

Активнее всего росли сегменты спутникового телевидения (в основном за счет оператора "Триколор ТВ", чья абонентская база за год выросла с 4,3 млн до 6,2 млн пользователей, из них 4,2 млн - абоненты платного ТВ) и IPTV.

По сравнению с 2008-м в 2009 г. доля абонентов аналогового платного телевидения сократилась на 6% и составила 64%, абонентская база цифрового платного телевидения увеличилась до 36% по сравнению с 30% в 2008 г. (рис. 1).

На текущий момент в сегменте спутникового телевидения в России на коммерческой основе предоставляют услуги крупные операторы: НТВ+, "Триколор" и "Орион-Экспресс". С 1 февраля 2009 г. услуги спутникового телевидения в тестовой эксплуатации также предоставляются компанией "Радуга-ТВ". Рост абонентской базы спутникового телевидения, а также рост абонентской базы платного телевидения в целом в 2008-2009 гг. происходил за счет активного набора абонентов услуги "Триколор".

Абонентская база аналогового платного телевидения

По мнению J'son & Partners Consulting, главная тенденция на рынке аналогового платного ТВ в России -это постепенное уменьшение абонентской базы. За 2009 г. она уменьшилась на 6%. В последнее время рост абонентской базы на рынке платного телевидения происходит за счет цифрового ТВ, включая IPTV. Тем не менее на данный момент абонентская база аналогового платного ТВ почти в два раза превышает абонентскую базу цифрового платного ТВ.

Абонентская база аналогового платного телевидения по итогам 2009 г. достигла более 9 млн ДХ, что составляет 64% от общероссийской базы платного телевидения.

В Центральном федеральном округе степень проникновения аналогового платного телевидения составляет около 50%. Однако аналоговое платное ТВ пока не уступает своих позиций в регионах России. Самая высокая степень проникновения аналогового платного телевидения по сравнению с цифровым платным телевидением - на рынке Дальневосточного федерального округа.

Тем не менее компания J'son & Partners Consulting прогнозирует снижение абонентской базы аналогового платного телевидения к 2013 г. на уровне 3,5% в среднем в год. Суммарная абонентская база на конец 2013 г. составит порядка 7,8 млн домохо-зяйств (рис. 2).

Причиной уменьшения абонентской базы аналогового телевидения является переход на цифровое вещание, который в России начал осуществляться в 2010 г. Практически все операторы кабельного телевидения одной из своих важнейших стратегий развития называют оказание услуг цифрового платного телевидения.

Необходимо отметить, что согласно концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации (2008-2015 гг.) аналоговое (эфирное) вещание должно прекратиться в России к 2015 г. Эта дата является и для операторов кабельного аналогового телевидения определенной ре-перной точкой для перехода на цифру.

Абонентская база цифрового платного телевидения

В декабре 2009 г. премьер-министр России Владимир Путин подписал федеральную целевую программу о развитии телерадиовещания в России до 2015 г.

Документ подразумевает переход с аналогового на цифровое телевещание, который обойдется в 122,4 млрд руб. (рис. 3).

Государство выделит на эти цели 76,4 млрд руб. Остаток привлекут из внебюджетных фондов. На 60 млрд руб. построят наземные цифровые сети, в 26 млрд обойдутся спутники, а на цифровое радиовещание уйдет 13,7 млрд руб.

Абонентская база цифрового платного телевидения по итогам 2009 г. достигла более 5,5 млн ДХ, что составляет 36% от общероссийской базы платного телевидения. Таким образом, по итогам 2009 г. проникновение цифрового платного телевидения составило 9% от всех ДХ.

При этом крупнейшим региональным рынком платного цифрового телевидения является рынок Москвы, где все операторы платного телевидения предоставляют услугу платного телевидения в цифровом формате.

В регионах же крупнейшим игроком цифрового телевидения является спутниковый оператор "Национальная Спутниковая Компания", предоставляющий услугу платного телевидения под брендом "Триколор-ТВ", абонентская база платного ТВ которого по итогам 2009 г. составила около 4,2 млн ДХ.

Помимо спутниковых операторов серьезным игроком, развивающим цифровое телевидение, является МРК "Связьинвеста", в основном предоставляющие в своих сетях услугу IPTV (бренды "Авангард", "Твист", DiSeL, TVi, Utel TV).

Таким образом, несмотря на развитие IPTV и цифрового кабельного телевидения, основная доля абонентов цифрового телевидения пользуется услугами спутниковых операторов.

Основными сдерживающими факторами на пути внедрения цифрового телевидения в России являются следующие:

  • дороговизна абонентского оборудования (стоимость приставки STB составляет минимум 50 долл., и в случае дотирования приставки оператором окупать эти затраты придется не один месяц - к подобным акциям пока готовы в основном операторы платного телевидения в Москве, где ARPU абонента выше, чем в среднем по России);
  • отсутствие критической массы пользователей (в том числе по причине низкой платежеспособности и высокого уровня пиратства при дистрибуции DVD) интерактивных услуг и дополнительных возможностей - VoD, HDTV, коммерция, игры и другие интерактивные приложения;
  • отсутствие настолько широкого выбора каналов, который невозможно было бы передать по существующим аналоговым сетям. Именно поэтому большинство игроков рассматривают инвестиции в цифру скорее как экспериментальный проект, а не коммерческий.

Тем не менее компания J'son & Partners Consulting прогнозирует рост абонентской базы цифрового платного телевидения к 2013 г. на уровне 25% в год. Суммарная абонентская база на конец 2013 г. составит порядка 13 млн домохозяйств (рис. 4).

Объем рынка в целом по России

Рынок платного ТВ в 2007 г. составил около 750 млн долл. По оценкам J’son & Partners Consulting, на конец 2008 г. объем рынка платного телевидения достиг уровня 780 млн долл., таким образом, рост составил менее 5%. По итогам 2009 г. объем рынка платного ТВ в России вырос на 6% по сравнению с 2008 г. и составил около 830 млн долл.

В настоящий момент J'son & Partners Consulting прогнозирует возможный рост доходов рынка от услуг платного ТВ к 2013 г. до 1,4 млрд долл.

Объем рынка аналогового платного телевидения

По итогам 2008 г. доходы от аналогового платного телевидения составили около 600 млн долл. Доля в доходах от услуг платного телевидения составила около 75%.

По итогам 2009 г. доходы от аналогового платного телевидения снизились до 450 млн долл. и составили 55% от доходов платного телевидения в России. Таким образом, объем рынка аналогового платного телевидения снизился на 20%. Причина этого в переходе операторов на рынок цифрового платного телевидения и в экономическом кризисе, из-за которого сократились темпы роста абонентской базы.

Объем рынка цифрового платного телевидения

По итогам 2008 г. доходы от цифрового платного телевидения составили около 196 млн долл. Доля в доходах от услуг платного телевидения составила около 25%.

По итогам 2009 г. доходы от цифрового платного телевидения выросли до 380 млн долл. и составили 45% от объема платного телевидения в целом. Таким образом, доля цифрового телевидения в России за этот период выросла на 20%.

Географическая структура рынка в разрезе федеральных округов

Из графика, демонстрирующего укрупненную разбивку абонентской базы платного телевидения по федеральным округам, видно, что более 50% абонентской базы генерируется Приволжским и Центральным федеральными округами.

При переходе от федеральных округов к регионам можно увидеть, что существенную долю общероссийской абонентской базы занимают Москва и Московская область в совокупности, на которые суммарно приходится 10% всех подключенных к услуге платного телевидения домохозяйств.

В настоящий момент регионами с максимальным количеством домохозяйств - пользователей ПТВ по России являются города - субъекты Федерации Москва и Московская область (около 736 тыс. и 500 тыс. домохозяйств соответственно), а также Свердловская, Тюменская области (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) и Республика Татарстан.

Основные игроки рынка платного телевидения

Принимая во внимание специфику контента как услуги/товара, можно выделить 7 основных этапов разработки и доставки контента:

Создание контента

Включает в себя творческий и производственный процесс разработки контента как профессионалами (композиторами, поэтами, разработчиками, писателями, режиссерами и т.д.), так и любителями (контент, созданный самими пользователями, так называемый user generated content).

Помимо этого, в связи с развитием платного ТВ в России начинается производство видеоконтента для компаний-дистрибьюторов, в частности кабельных ТВ-провайдеров ("Национальные Кабельные Сети"), когда создаются отдельные форматы каналов для трансляции абонентам кабельного ТВ самостоятельно или в партнерстве с производителями нишевых каналов и/или крупными медиахолдингами.

Приобретение прав на контент

Данный этап представляет собой процесс приобретения прав на контент.

Для цифрового вещания характерны два типа использования объектов интеллектуальных прав.

Первый - сообщение для всеобщего сведения (по кабелю и в эфир), то есть обеспечение доступности произведения для слухового и/или зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При этом кабельное вещание ориентируется на конкретного подписчика, которому контент доставляется в кодированном виде, а эфирное вещание ведется обычно на неопределенный круг лиц.

Второй - доведение до всеобщего сведения, то есть обеспечение возможности любому лицу получить доступ к произведению из любого места и в любое время (например, скачивание контента). С этим типом использования связаны так называемые интернетные права.

Агрегация и брендирование

Комплекс мероприятий, призванный обеспечить сбор контента (взаимодействие с авторами), его "упорядочивание" (создание пакетов согласно потребностям конечных пользователей и установление цен на контент) и технологическую адаптацию для каналов дистрибуции (конвертацию в соответствующие форматы).

В качестве агрегаторов J'son & Partners Consulting рассматривает компании, специализирующиеся на создании и распространении тематических нишевых телеканалов для спутникового и кабельного вещания.

Помимо компаний, чьей основной деятельностью является создание и распространение контента, можно отметить также компании, преимущественной сферой деятельности которых является непосредственная доставка контента конечному пользователю. Так, НТВ+, оператор спутникового телевидения, также занимается производством линейки телеканалов, таких как НТВ+ Спорт, НТВ+ Футбол, НТВ+ Кино, по сути, являясь агрегатором данных телеканалов и распространяя данный контент в сетях кабельных операторов.

Операторы платного телевидения

Крупнейшими игроками на рынке платного ТВ России являются Топ-6 крупнейших игроков: "Триколор", "Комстар-ОТС", региональные провайдеры "ЭР-Телеком" и "Мультире-гион", НТВ+ и МРК "Связьинвеста".

По оценкам J’son & Partners Consulting, общая доля крупных холдингов и региональных компаний составляет 60% всего рынка платного ТВ в России.

Развитие IPTV

Рынок широкополосного доступа в Интернет

По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2009 г. около 26,5% всех российских домохозяйств (14,5 млн) имели широкополосный доступ в Интернет. Рост рынка за год составил 139%.

Большая часть домашних подключений (почти 70%) географически находится за пределами двух столиц и их областей. Если говорить о наиболее успешных с точки зрения ШПД регионах, то наибольшее число подключений на конец первого полугодия 2009 г. произведено в Свердловской области (386 тыс.), а наибольший уровень проникновения услуги -в Калининградской области (32,9%). По оценкам J’son & Partners Consulting, в первом полугодии 2009 г. средние затраты домашних пользователей широкополосного доступа в России составили 315 руб./мес. (в 2009 г. - 310 руб./мес). Дальнейшее снижение тарифов на широкополосный доступ провайдерами в регионах приведет к постепенному падению ARPU (на 3-6% в год) - до 260 руб./мес. к 2013 г.

Согласно оценкам J’son & Partners Consulting, общий объем российского рынка домашнего ШПД в 2009 г. составил 46,9 млрд руб. (1,5 млрд долл.). Ежегодный прирост количества домашних широкополосных подключений (в размере 11-38%) будет основным фактором роста рынка -ожидается, что к 2013 г. его общий объем превысит 92,5 млрд руб.

Несмотря на уже достаточно высокий уровень развития (уровень проникновения по итогам 2009 г. составил 26,5% от всех домохозяйств), российский рынок "домашнего" широкополосного доступа имеет большой потенциал роста. Данный рост будет происходить за счет трех факторов:

  • рост проникновения ПК в домашнем сегменте и рост количества квартир с одним или несколькими ПК;
  • сокращение доли компьютеров, не имеющих подключения к Интернету;
  • сокращение количества пользователей коммутируемого доступа.

При этом основными источниками рынка, которые будут обеспечивать рост количества абонентов, будут сокращение доли компьютеров без доступа в Интернет и покупка нового (первого) компьютера в ранее не компьютеризованные домохозяйства. Одновременно будет сокращаться значимость миграции с dial-up как источника доступа в Интернет.

Основной рост числа новых домашних подключений будет происходить в регионах, где наблюдаемый уровень проникновения ШПД (по состоянию на конец 2009 г. - 20%) ниже общероссийского (25,9%).

Наиболее вероятный сценарий развития российского рынка "домашнего" широкополосного доступа предполагает достижение уровня в 18,7 млн подключений к концу 2010 г. и более чем 31 млн - к концу 2013 г.

Существующие реализации

Российский рынок IPTV находится пока в стадии зарождения: большая часть населения лишь отдаленно знакома с услугами IPTV и только начинает осваивать широкополосный способ соединения с Интернетом.

На конец 2009 г. J'son & Partners Consulting оценивает абонентскую базу IPTV в России в порядка 350 тыс. пользователей. Таким образом, проникновение IPTV на конец периода составило около 3% от общего числа домохозяйств.

Крупнейшими игроками рынка IPTV в России являются "Стрим-ТВ" и проекты "Связьинвеста".

"Стрим-ТВ": абонентская база на конец 2009 г. - 128 тыс. абонентов (37%).

DiSeL-TV (ЮТК): абонентская база на конец 2009 г. - 30 тыс. ДХ (8,5%)

"Билайн-ТВ": абонентская база на конец 2009 г. - более 30 тыс. пользователей в Москве и Санкт-Петербурге (8,5%).

TVi (Дальсвязь): абонентская база на конец 2009 г. - около 81 тыс. ДХ (23%).

QWERTY: абонентская база на конец 2009 г. - 14 тыс. ДХ (4%).

"Твист" ("Сибирьтелеком"): абонентская база на конец 2009 г. - около 15 тыс. ДХ (4%).

"Авангард ТВ" ("Северо-Западный Телеком"): абонентская база на конец 2009 г. - 15 тыс. ДХ (4%).

Перспективы развития технологии, прогнозы и рекомендации

Несмотря на проявляемый операторами широкополосного доступа и платного телевидения интерес к услуге IPTV на анонсирование запуска тестовых проектов данной услуги, рынок IPTV в России развивается медленными темпами.

Тем не менее J'son & Partners Consulting прогнозирует рост российского рынка IP-телевидения как за счет запуска новых IPTV-проектов, так и за счет развития уже существующих проектов, которые в ближайшей перспективе будут привлекать существенное число абонентов за счет роста лояльности к услуге и развития рынка широкополосного доступа.

Слабое развитие рынка широкополосного доступа в регионах является сдерживающим фактором роста абонентских баз услуги IPTV, что в первую очередь зависит от большей популярности в регионах "низкоскоростных" более дешевых тарифов доступа в Интернет, не позволяющих качественно передать тяжелый видеоконтент.

Ожидается что уровень проникновения домашнего широкополосного доступа в крупных городах, например в Москве (64,6% на конец первого полугодия 2009 г.), продолжит свой стабильный рост. Рост проникновения широкополосного доступа в регионах будет еще более стремительным, что будет способствовать распространению услуги IP-телевидения, особенно в регионах с низко развитой кабельной инфраструктурой.

J'son & Partners Consulting ожидает, что общее число абонентов IP-телевидения в России достигнет 1 млн домохозяйств к 2013 г. При умеренном сценарии доходы российских операторов от предоставления услуг IP-телевидения в 2013 г. составят 70 млн долл.

J'son & Partners Consulting ожидает, что российские операторы произведут запуск интерактивных услуг в несколько этапов. На первом этапе пользователям будет предоставляться первичный уровень интерактивности, а на втором - более прогрессивные интерактивные услуги (часть которых уже предоставляется рядом операторов).

По мере увеличения аудитории цифрового телевидения более продвинутые услуги, такие как интерактивная реклама, станут особенно важны для операторов с точки зрения получения дополнительной прибыли.

"Стрим-ТВ" сохранит свои лидирующие позиции на российском рынке IP-телевидения в основном благодаря своей огромной абонентской базе пользователей широкополосного доступа в Интернет в Москве (740 тыс. подключенных домохозяйств по итогам 2008 г.).

В настоящее время российские операторы предоставляют своим абонентам широкий спектр услуг, включая двойные пакеты услуг (Интернет + IPTV), большой выбор телевизионных каналов, а также простые интерактивные услуги (ТВ-программа и PPV) в ценовых рамках $5-20 ежемесячно.

Ключевые рекомендации российским операторам

  1. Снизить стоимость абонентского оборудования (STB) или частично субсидировать его приобретение.
  2. Снизить стоимость самых простых пакетов услуг (а также добавить больше "премиум-контента" и услуг).

J'son & Partners Consulting рекомендует российским операторам предоставлять пользователям более диверсифицированный контент, а также предоставить возможность изменения пакета услуг самим пользователем. Кроме того, операторы должны стремиться к снижению тарифов на простые пакеты услуг, а также к предоставлению абонентского оборудования (STB) в аренду за абонентскую плату, не превышающую стоимость минимального пакета услуг оператора.

Государственные программы внедрения цифрового телевидения в России

Первые разговоры о внедрении цифрового телевидения в России начались в 2001 г., когда Министерство связи РФ подготовило предложение правительству создать межведомственную комиссию по координации внедрения цифрового телевизионного и звукового вещания в России.

Кроме того, предполагалось подготовить проект Постановления Правительства РФ "О мерах по обеспечению внедрения цифрового и звукового вещания в РФ". Однако этот документ, получивший название "О внедрении цифрового телевизионного и звукового вещания в РФ", был разработан лишь в 2004 г.

В проекте постановления предлагалось внедрить в стране европейский стандарт цифрового вещания DVB (Digital Video Broadcasting), разработать программу развития систем DVB и согласовать использование радиочастотного спектра для нужд цифрового ТВ с другими странами.

В декабре 2008 г. правительственная комиссия одобрила концепцию ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 гг.".

Концепция развития телерадиовещания содержит следующие основные положения, которые требуют подробной проработки и подтверждения в ФЦП развития телерадиовещания:

  • При переходе на цифровое телевизионное вещание будет применяться европейский стандарт наземного цифрового телевидения DVB-T, в качестве стандарта компрессии - стандарт MPEG-4 и более высокий.
  • Необходимо сохранить существующие механизмы лицензирования вещания отдельно от лицензирования деятельности по оказанию услуг связи; при этом на первом этапе становления рынка необходимо внести изменения в ФЗ "О связи" и в закон РФ "О средствах массовой информации", скорректировать порядок лицензирования телерадиовещания и лицензирования оказания услуг связи для целей телерадиовещания, а также разработать тарифную политику для операторов связи.
  • Необходимо сформировать пакет телевизионных и радиоканалов, обязательный к трансляции на всей территории РФ. В данный пакет обязательно должны входить каналы следующих тематик: общероссийский информационный, общероссийский информационно-развлекательный, общероссийский канал, посвященный культуре, спортивный телеканал, детский телеканал, а также региональный канал для каждого субъекта РФ. Остальные телеканалы должны распространяться на рыночных условиях.
  • Строительство сетей телерадиовещания должно осуществляться за счет участников рынка связи; государство же обязано разработать приемлемую соответствующую базу.
  • Для обеспечения цифровых наземных сетей эфирного телевидения радиочастотным ресурсом необходимо разработать и принять частотно-территориальный план с учетом освобождения аналоговых частот после прекращения аналогового вещания.

В соответствии с данной концепци-ей окончательный переход на цифро-вое наземное вещание состоится к 2015 г., однако работы в данном на-правлении начнутся уже в 2009 г., при этом к концу 2010 г. планируется обеспечить цифровым сигналом дальневосточные регионы. В первый мультиплекс войдут следующие 8 те-леканалов:

  • Первый
  • Россия
  • Вести+
  • Культура
  • Спорт
  • 5-й канал
  • НТВ
  • Детский канал, который будет соз-дан на основе телеканалов "Теленяня" и "Бибигон".

В последующем планируется ввод в эксплуатацию еще двух мультиплексов, таким образом, число каналов, обязательных к бесплатному распро-странению, достигнет 20, однако состав данных мультиплексов и срок их запуска пока не утверждены.

Бюджет программы развития наземного цифрового вещания в РФ составит 123,1 млрд руб., при этом наиболее затратными статьями являются строительство сетей и строительство трех мультиплексов; планируется привлечение средств государственных компаний и частных инвесторов в качестве основных источников финансирования.

Существенным отличием данного варианта концепции от ее предыдущих версий является отказ от бесплатного распространения приставок (в варианте концепции ФЦП, предложенной регуляторами отрасли в 2007 г., затраты на субсидирование населения составляли 30-40% бюджета всей программы).

Следует принимать во внимание и производство приставок к обычным аналоговым телевизорам для возможности приема ими цифрового телевизионного сигнала. С учетом большого количества аналоговых телевизоров, находящихся в пользовании у населе-ния (не менее 80 млн аппаратов), данный сегмент рынка представляется весьма существенным.

Кроме того, следует учитывать систему платного абонентского телевидения, в которой используются специальные схемы, обеспечивающие возможность платного просмотра. Общий объем рынка унифицированных электронных модулей для систем цифрового телевидения, а именно цифровых приставок и цифровых телевизоров (включая сверхбольшие интегральные схемы канальных демодуляторов и декодеров, тюнеров, сверхбольшие интегральные схемы цифровых процессоров обработки сигналов изображения и звука, дисплейных модулей, импульсных источников питания и т.д.) оценивается около 20 млрд руб. в год, а объем рынка электронной компонентной базы для данного направления составит 6-8 млрд руб. в год.

По мере перевода сетей телевизион-ного вещания на цифровой формат в Российской Федерации будет разворачиваться массовое производство цифровых телевизоров.

Ожидается, что объем российского рынка цифровых телевизоров уже к 2010 г. может достичь 7-10 млн штук в год.

Согласно прогнозу, большая часть этих телевизоров будет изготовлена на основе плоских телевизионных па-нелей, в первую очередь жидкокристаллических. Поэтому программа производства электронной компонентной базы для приемников цифрового телевидения должна предусматривать создание российских плоских телевизионных дисплеев и элементной базы для них (интегральных схем драйверов, цифровых сверхбольших интегральных схем обработки сигналов и т.д.), тем более что плоские дисплеи являются продукцией двойного назначения, так как широко используются в качестве средств отображения в специальной и военной аппаратуре.

Поскольку для строительства современного завода по производству плоских телевизионных дисплеев требуются инвестиции в объеме 1-2 млрд долл., для решения этой задачи целесообразны привлечение иностранных партнеров и создание совместных производств. Такая практика широко распространена среди ведущих мировых производителей плоских дисплеев, которые образуют стратегические альянсы для объединения своих финансовых и технологических ресурсов.

Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации определяет основные цели и задачи в сфере телерадиовещания, ожидаемые результаты концепции, а также механизмы реализации концепции.

Основной целью развития телерадиовещания до 2015 г. является обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов заданного качества, что позволит государству реализовать функции по обеспечению конституционного права граждан на получение информации.

Для достижения указанной цели государство реализует следующие основные функции:

  • создание условий для обеспечения граждан России социально значимой информацией;
  • определение технической политики вещания;
  • обеспечение функционирования инфраструктуры аналогового эфирного вещания до полного перехода на цифровые технологии;
  • конверсия радиочастотного спектра и частотно-территориальное планирование;
  • создание условий для развития новых видов телевизионной и радиотрансляции, включая трансляцию мобильного и интернет-телевидения, телеканалов высокой четкости и спутниковую непосредственную телерадиотрансляцию;
  • определение этапов и сроков перехода на цифровой формат вещания;
  • разработка механизмов управления реализацией концепции;
  • совершенствование нормативной правовой базы, в том числе:
    • определение единых правил лицензирования вещания независимо от способов и технологий трансляции;
    • определение правил лицензирования деятельности в области оказания услуг связи для целей телерадиовещания.

Принятие государством четких правил развития цифрового вещания, включая введение механизма государственного финансирования распространения обязательных общедоступных телевизионных и радиоканалов, позволит вещателям и операторам связи за счет собственных средств максимально быстро создать необходимую инфраструктуру для цифрового телерадиовещания.

Результатами же реализации концепции является следующее:

  • обеспечение возможности получения всем населением страны пакета обязательных общедоступных телевизионных каналов и радиоканалов, а также выбора других пакетов телевизионных каналов и радиоканалов;
  • обеспечение возможности доступа населения Российской Федерации к комплексным телекоммуникационным услугам;
  • расширение масштабов промышленного производства телерадиовещательного оборудования, создание новых и применение неиспользуемых производственных мощностей, открытие дополнительных рабочих мест, в том числе в сфере научно-технической деятельности;
  • развитие высокотехнологичного сектора экономики, создание технологической и производственной основы для перехода к глобальному информационному обществу, сокращению и полному преодолению отставания Российской Федерации от мирового сообщества в области использования современных информационно-коммуникационных технологий;
  • существенное увеличение вклада отрасли телерадиовещания в валовый внутренний продукт страны. К 2010 г. прямой эффект от реализации концепции (рост объемов хозяйственной деятельности и повышение эффективности производства телерадиовещательного оборудования и оказания услуг цифрового телерадиовещания) может составить 0,1%, а к 2015 г. - 0,25% валового внутреннего продукта РФ без учета роста в смежных отраслях экономики.

Основные тенденции развития российского рынка платного телевидения в 2008—2013 гг.

  • в условиях снижения доходов пользователи вынуждены отказываться от услуги платного телевидения или переходить на более дешевые тарифные пакеты, что влечет за собой снижение уровня ARPU операторов;
  • региональные операторы вынуждены отказываться от ряда зарубежных телеканалов, что связано с высокими лицензионными отчислениями правообладателям (вследствие роста курса валют);
  • насыщение части региональных рынков, в условиях которого операторы вынуждены конкурировать за каждого абонента путем увеличения числа предоставляемых каналов и/или снижения тарифов;
  • неудовлетворенность пользователей качеством аналогового вещания и растущий спрос на дополнительные услуги;
  • высокие темпы роста абонентской базы бюджетных операторов спутникового телевидения, существенно опережающие прогнозируемые.

В настоящий момент J'son & Partners Consulting прогнозирует возможный рост доходов рынка от услуг платного ТВ к 2013 г. до 1,4 млрд долл.

Рост абонентской базы и доходов в 2009-2013 гг.

J’son & Partners Consulting оценивает, что рост абонентской базы платного ТВ в России продолжится до 2013 г., к которому база пользователей услуг платного ТВ достигнет 20,8 млн домохозяйств.

Заключение

Тенденции рынка платного телевидения в перспективе до 2013 г. можно охарактеризовать следующими тезисами:

  • Ключевым направлением в рамках предоставления услуг платного ТВ останется ориентированность операторов на предоставление помимо традиционного брод-кастинга интерактивных и персонифицированных сервисов, связанных с расширением полномочий абонента в части выбора видеоконтента по требованию (PPV, VOD и т.д.).
  • Вышеназванный тренд также отразится на пакетировании услуги -операторы начнут все больше склоняться к необходимости предоставлять не только классические пакеты (социальный, базовый, расширенный, кино, спорт и т.д.), но и более активно вводить услугу a la carte.
  • Операторы ПТВ продолжат "крестовый поход" на правообладателей с целью получения максимальных скидок и преференций, что, в свою очередь, может негативно отразиться на качестве контента.
  • В то же время высока вероятность появления до 20 новых неэфирных платных телеканалов. Предпосылки: кризисный дисконт на оборудование, аренду, производство и стоимость производства контента и прав. Тем не менее количество видеоматериалов собственного производства на большинстве данных каналов вряд ли составит более 30-35%.
  • Есть высокая вероятность, что ряд платных телеканалов, в том числе "топовых", начнут свое вещание в сети Интернет при сотрудничестве с крупнейшими операторами ШПД.
  • На подъеме будет рынок рекламы на платном ТВ, причем к середине 2010 г. им вплотную займутся не только столичные и сетевые sales-house, но и сами операторы.
  • Уже к началу 2010 г. мы вполне можем стать свидетелями глобального перераспределения сил на российской телекоммуникационной карте в разрезе кабельного ТВ: крайне высока вероятность крупных М&А-сделок, в результате которых количество крупных федеральных операторов платного ТВ будет сокращено.
  • Велика вероятность объединения нескольких существующих операторов под брендом нового игрока.

Опубликовано: -2010
Посещений: 30161

Статьи по теме

  Автор

Лейла Гиниатулина

Лейла Гиниатулина

Аналитик компании J'son & Partners Consulting

Всего статей:  1

В рубрику "Проекты и решения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций