В рубрику "Работы и услуги" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
По некоторым оценкам, мировой ры-нок коммерческих услуг подвижной широкополосной связи в диапазоне Ки по состоянию на 2009 г. составлял около $150 млн, и появилась тенденция его существенного роста. Это во многом стало возможно благодаря появлению спутников Ku-диапазона, имеющих хорошие характеристики покрытия больших площадей земного шара, включая основные морские и океанские маршруты судов и авиалайнеров. Одновременно с этим также заметно активизировались производители оборудования для такого рода систем, особенно производители антенн, требования к которым в случае подвижной связи гораздо более существенные, чем для стационарных VSAT-терминалов, и должны учитывать такие особенности работы, как обеспечение очень точного наведения на требуемый спутник во время движения транспортного средства.
На данный сегмент рынка обратили внимание и в Российской Федерации: весной 2010 г. ГКРЧ одобрила использование пикосотовых систем на бортах воздушных судов, что подогрело интерес к использованию подобного рода систем и у российских операторов. В рамках заочного "круглого стола" предлагается обсудить перспективы данного сегмента рынка VSAT в России, какие особенности могут быть характерны, а также возможные проблемные вопросы, которые могут ограничивать внедрение систем подвижной широкополосной связи в диапазоне Кu.
В то же время независимо от итогов обсуждения уже сейчас очевидным является тот факт, что развитие технологий систем подвижной связи оказывает серьезное позитивное влияние на внедрение самых современных разработок из этой области в VSAT-системы фиксированной связи.
Олег Куц
Каждая существующая на рынке технология подвижной спутниковой связи рассчитана на определенную сферу использования. Так, системы Thuraya, Globalstar и Iridium ориентированы в первую очередь на предоставление услуг голосовой связи. Такие системы не предназначены для оказания широкополосных услуг, а их возможности по передаче данных существенно ограничены.
Платформа Inmarsat изначально разрабатывалась для предоставления экипажам морских судов надежных устойчивых каналов связи с берегом. Поэтому ее функционал гораздо шире - поддерживаются режимы телефонной связи и обмена данными. Однако высокая стоимость соединения значительно снижает объем потребления услуг этой системы. Как правило, ресурсы Inmarsat используются для обеспечения экстренной (срочной) связи или только для применения в узких служебных (производственных) целях.
В отличие от других решений системы VSAT в движении направлены на создание высокоскоростных соединений и предоставляют возможность использования телефонной и широкополосной связи по наиболее оптимальным тарифам. Применение данных систем особенно продуктивно, если необходимо организовать передачу больших массивов информации. Учитывая ежегодно увеличивающийся рост объемов трафика, факторы масштабируемости и увеличения емкости сети определяют коммерческий успех технологии VSAT на рынке.
Александр Сошенко
Потребности есть, но в нашей стране эта услуга в зачаточном состоянии.
Олег Куц
Неоспоримым преимуществом мобильных VSAT является значительная экономия денежных средств за счет снижения затрат на оплату больших объемов трафика. Отдача от применения технологии резко возрастает в случае использования интерактивных бизнес-приложений (таких как видеоконференцсвязь, корпоративные сети, системы передачи данных).
Проведенный нами анализ эффективности внедрения систем VSAT в движении показывает, что срок окупаемости инвестиций в оборудование составляет от 6 месяцев до 2,5 года в зависимости от интенсивности использования дополнительных сервисов.
Мобильный VSAT предоставляет впечатляющие характеристики: на скоростях до 4 Мбит/с цена 1 мегабайта данных составляет всего лишь 5 рублей, что более чем в 20 раз дешевле по сравнению с системой Inmarsat.
Сергей Пехтерев
Я отвечу сразу на первый и второй вопросы. Вполне востребована, так как VSAT предлагает принципиально другие скорости (в 10 и более раз выше) и принципиально другие стоимости трафика (также в 10 и более раз меньше). Основная проблема VSAT -это габариты устройства, соответственно на тех подвижных объектах, где вес не играет значения, - это поезда и морские и речные суда, - здесь VSAT кладет на лопатки операторов спутниковой подвижной связи, за исключением тех случаев, когда объем передаваемой информации ограничен считанными килобайтами и экономия на трафике несущественна для владельца. Идеальный вариант для подвижного VSAT - это круизное судно. Но и здесь есть ограничение: VSAT не работает в приполярных шапках условно за 70-й параллелью.
Александр Сошенко
Сейчас у VSAT таких преимуществ немного. Основным преимуществом может стать возможность работы с более высокими информационными скоростями по сравнению с Thuraya, Glo-balstar, Inmarsat. Еще один призрачный плюс - управляет коммутацией отечественный оператор, при том, что существующие глобальные системы подвижной связи управляются исключительно с территории других государств.
Олег Куц
Существенного отличия в решениях мобильного VSAT, предназначенных к использованию на различных видах транспорта, нет. В зависимости от предназначения и региона использования передвижного объекта используется оборудование двух типов -с поддержкой дополнительных функций по автоматическому переключение между спутниками и без обеспечения такой поддержки.
Оборудование с расширенным функционалом, как правило, применяется на море и в авиации, когда осуществляется перемещение транспортного средства в зоны действия различных спутников и необходима более четкая навигация. Для наземных видов транспорта, находящихся в зоне уверенного приема сигналов с одного спутника, необходимости в таком "роуминге" нет.
Процессы регулирования применения систем подвижной связи имеют свою специфику в зависимости от принадлежности к определенной категории радиослужбы в классификации радиоэлектронных средств (РЭС). Нужно также отметить, что на флоте и в авиации существует целый ряд дополнительных повышенных требований по безопасности и надежности разрешенных к применению систем связи, за соблюдением которых следят соответствующие поднадзорные ведомства. Например, для водного транспорта это службы Морского и Речного регистров.
Сергей Пехтерев
Существенным водоразделом здесь являются вес VSAT и требования к системе стабилизации. Скорость судов не превышает 60 км/час. Поездов - 350 км/час, а самолеты - это не менее 800 км/час. Сложнее всего сейчас приспособить VSAT к самолетам. Самая простая конструкция - у судовых.
Александр Сошенко
Различия в большинстве своем заключаются в требованиях к стабилизации платформы (антенны) и во взаимном влиянии с радиотехническими комплексами соответствующих транспортных средств.
Олег Куц
Основная сложность при регулировании данного сегмента рынка в России связана с тем, что в настоящее время диапазон частот Ки, используемый в системах VSAT, разрешен для применения только в фиксированной спутниковой службе. Поэтому для легализации предоставления услуг мобильного VSAT необходим пересмотр таблиц распределения полос частот между радиослужбами и переработка существующей нормативной базы в области связи.
Нужно отметить, что в странах Евросоюза, где использование систем мобильного VSAT является повсеместным, процесс регулирования существенно упрощен и заключается в уведомительном порядке регистрации РЭС. Этому можно найти объяснение, взглянув на таблицы распределения частот в различных странах мира. Так, мы можем увидеть, что в России для гражданских целей выделен самый небольшой диапазон частот, в границах 3-30 ГГц, в пределах которого как раз и могут работать системы мобильного VSAT. Этот диапазон составляет лишь 2,14% от имеющегося частного спектра в России, а в странах Евросоюза эта цифра достигает более 50%.
Таким образом, для создания условий активного развития на отечественном рынке современных технологий подвижной связи должно быть также принято принципиальное решение по перераспределению полос частот в пользу общегражданских служб (конверсии радиочастотного спектра).
Сергей Пехтерев
Даже для такой страны, как Россия, с ее огромными пространствами, вну-трироссийский рынок крайне мал -это поезда и речные круизные суда. Если мы говорим о яхтах, авиации и морских судах, то рынок интернационален. Россия практически ограничена в недопуске на нашу территорию судов и самолетов, оборудованных VSAT-системами. Мы не сможем запретить им прием и передачу, а иногда и вообще не узнаем, есть ли на борту VSAT (например, при перелетах Европа - Азия по транссибирским маршрутам). Одновременно придется как-то по-новому взглянуть на вопросы СОРМ, может быть, решить их аналогично VSAT на территориях посольств, обладающих экстерриториальностью. Поэтому, по моему мнению, надо минимизировать свое законотворчество в этой области, и присоединяться ко всем рекомендациям МСЭ, IATA, Морского регистра и пр.
Александр Сошенко
Основная особенность - у нас абсолютно все гражданские частотные
разрешения в спутниковом сегменте выдаются на вторичной основе.
Олег Куц
На наш взгляд, сегодня технология VSAT в движении может быть востребована только узким слоем авиаперевозчиков. В основном интерес к подобным технологиям проявляют пассажиры бизнес-класса, для которых весьма актуален вопрос получения доступа к широкополосной связи на борту самолета. Поэтому в обозримом будущем потенциал данного рынка ограничивается воздушным парком бизнес-авиации.
Сергей Пехтерев
Это сложный вопрос. Безусловно, какая-то ниша есть, но, по моему мнению, она ограничена широкофюзеляжными самолетами (от 250 мест и выше) при полетах от 3 часов и более и соответственно на маршрутах в основном в Тихоокеанском регионе в четырехугольнике США - ЮВА -Латинская Америка - Австралия.
Александр Сошенко
Для нашей страны это не самая близкая перспектива. Пока не появится отечественный КА с соответствующими параметрами.
Олег Куц
Несмотря на то что рынок мобильных VSAT у нас в стране находится на стадии формирования, наши отечественные компании проявляют большой интерес к возможностям систем связи в движении.
В России, как и во всем мире, основными потребителями мобильного VSAT являются предприятия водного транспорта, в том числе компании, работающие в сфере круизного (паромного) туризма. Нефтяные консорциумы, осуществляющие разработку энергетических ресурсов в прибрежных шельфах, являются дополнительной зоной приложения сил для морских VSAT-систем.
Научно-исследовательские организации, имеющие в собственности суда для изучения глубин Мирового океана, также испытывают большую потребность в применении подобных систем для оперативного обмена информацией о проведенных экспериментах во время океанологических экспедиций. Перспективы применения VSAT для моря подтверждают ведущие аналитические агентства. По их оценке, ежегодные темпы роста данного рынка в мире составляют более 25%, и, как ожидается, через пять лет количество используемых на судах систем подобного типа удвоится.
Вместе с тем к потенциальным потребителям услуг мобильных систем можно также отнести предприятия железнодорожного транспорта. На сегодняшний день мы можем отметить пока несколько прецедентов внедрения систем VSAT в движении в отечественных компаниях. Но мы рассчитываем, что первый опыт успешного использования таких систем будет служить стимулом для расширения этого рынка в нашей стране.
Сергей Пехтерев
Основной рынок - речные круизные суда и скоростные поезда, будет небольшой спрос для частных яхт.
Александр Сошенко
Существует, но он ограничен техническими возможностями отечественной спутниковой группировки и разрешительными процедурами. Структура его специфична своей разнородностью: с одной стороны, это транспортные и логистические компании, банковский сектор, торговля; с другой - силовые ведомства.
Редакция выражает благодарность Сергею Георгиевичу Алымову,
генеральному директору "РуСат", за помощь в проведении заочного
"круглого стола"на тему "Перспективность работы VSAT в движении"
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2011
Посещений: 23752
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Работы и услуги" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций