В рубрику "Работы и услуги" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
— Иван, не могли бы вы отметить тенденции рынка спутникового Интернета в 2010 г.?
- До кризиса, который отразился на рынке телекоммуникаций весной 2009 г., на российском массовом рынке спутникового Интернета наблюдался активный рост абонентской базы. Рост был обусловлен отчасти модой на спутниковый Интернет в регионах с ограниченным предложением проводного ШПД, где большинство абонентов использовали одновременно несколько способов доступа в Интернет.
Кризис, ударивший по покупательной способности населения, четко определил целевую аудиторию спутникового Интернета как абонентов, испытывающих потребность в надежном широкополосном интернет-канале. Другими словами, наша целевая аудитория схожа с аудиторией проводных операторов, но только наши абоненты проживают в местах, где проводные предложения недоступны и в ближайшей перспективе не появятся.
Особенно это стало заметно в нынешнем году: увеличился жизненный цикл абонента и показатель ARPU. А поскольку игроки мобильного Интернета тоже позиционируют свои предложения как "взрослый Интернет", рассчитанный на большое потребление трафика, то игроки спутникового Интернета стали выходить с предложениями, с одной стороны, использующими преимущества спутниковых технологий и, с другой -эксплуатирующими недостатки 20/30-сетей. В основном предложения касаются предоставления конечному абоненту медийного контента.
Можно сказать, что в 2010 г. рынок спутникового Интернета достиг зрелости и его игроки заняли твердые позиции как с точки зрения позиционирования продуктов, так и с точки зрения собственного положения относительно конкурентов.
— Что ожидает рынок спутникового Интернета в ближайшее время? Оцените его состояние и перспективы развития на ближайший год.
- Спрос на спутниковую емкость остается устойчивым при ограниченном предложении.
В первую очередь это означает вероятный уход с рынка небольших игроков спутникового Интернета в связи с удорожанием аренды полосы. Их абонентская база будет, очевидно, распределена между остальными игроками и сотовыми операторами. При сохранении существующей динамики роста рынка можно предположить, что темп роста рынка замедлится. С другой стороны, стоит быть осторожным в этих оценках, принимая во внимание технологии подключения новых абонентов, используемые спутниковыми операторами. На сегодня операторы взаимодействуют напрямую с установщиками комплектов подключений, что накладывает известные ограничения. Уверен, что при условии внедрения спутниковыми операторами технологий продаж смежного рынка спутникового телевидения тренд может измениться на выраженно положительный.
Параллельно, принимая во внимание недавнее решение рабочей группы при президентской комиссии по модернизации по проекту создания всероссийской системы спутникового доступа в Интернет, стоит ожидать по крайней мере попыток к консолидации усилий игроков симметричного и асимметричного Интернета. Хоть они и работают с диаметрально противоположными сегментами (Ь2Ь и Ь2с соответственно), но после знакомства с сутью проекта сотрудничество подобного рода просто напрашивается. Несмотря на то что Ь2Ь-рынок спутникового Интернета значительно меньше в пересчете на количество подключений, он заметно выше и устойчивее в денежном отношении. Партнерство такого рода будет означать в том числе и увеличение инвестиций в развитие массового рынка спутникового Интернета.
Ну, а на фоне озвученных глобальных изменений игроки будут поворачивать свои продукты в сторону предоставления медийного контента. Это, пожалуй, единственный действенный способ повысить ARPU и конкурировать с предложениями сотовых операторов.
— Какие проблемы мешают развитию рынка спутникового Интернета и какие вы видите пути их решения?
- Можно выделить три основные проблемы: дефицит спутниковой емкости, архаичная система продаж и конкуренция с сотовыми операторами.
Если с первой проблемой спутниковые операторы ничего действенного сделать не могут, то для решения остальных двух все карты у них в руках. Безусловно, игрокам спутникового Интернета надо менять схемы дистрибуции услуг и мотивации установщиков. И наверное, ввиду малого количества игроков и относительно скромного размера рынка спутникового Интернета это было бы гораздо проще сделать при объединении усилий. Но это не является необходимым условием для достижения успеха.
И разумеется, в ближайший год надо сфокусировать свои усилия на маркетинге в его академическом понимании. Надо активно работать с продуктом и целевой аудиторией, играя на слабых местах беспроводного Интернета.
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2011
Посещений: 23469
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Работы и услуги" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций