В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В статье проработано понятие "Интернет вещей" и введено 12 положений, задающих облик Интернета вещей будущего. Заявлено, что Интернет вещей – это совсем не этап развития информационных технологий. По убеждению автора, честный, "абсолютный" Интернет вещей наделен спецификой, выходящей далеко за пределы IT-отрасли. Авторский подход может представлять определенную ценность для профессионального сообщества.
In the article worked out the "Internet of Things" (IoT) concept and introduced 12 points that defines the appearance of the IoT in the future. It is declared that the IoT is not a stage in the IT development. According to the author, a true IoT – called "Absoluteful IoT" – has the features that go far beyond the IT industry. The author's approach may provide some value to the professional community.
С момента своего зарождения термин "Интернет вещей" уверенно замерцал в заголовках отраслевых изданий и, лихо выскочив из сугубо профессиональной среды, теперь окрыляет мечты широких слоев населения.
Семантически успеху словосочетания "Интернет вещей" помог триумф Интернета, что было усилено фантастически смелой затеей привить навыки коммуникации обыкновенным вещам. Случился разрыв шаблона: отныне Интернет и вещи не так ассоциируются с человеком, как ассоциируются друг с другом. И возник изящный тандем разношерстных слов, под аккордами которого забурлил поток инноваций.
Эмоциональный фон Интернета вещей заряжает: инженеры воплощают занятные реализации, маркетологи сулят баснословные профиты, инвесторы расхватывают инновационные площадки, лаборатории инъектируют IPv6 едва ли не в туалетную бумагу.., а в ответ целевые аудитории все более синхронно рефлексируют в позыве купить нечто, не нуждающееся в помощи человека, но само помогающее ему. Бочка меда, да и только.
Нашлась и ложка дегтя. У среднего маркетолога. Во времена, когда высота технологий вскружила голову рядовому обывателю, а информатизация стала еще и рекламной уловкой, подчас типовая система автоматизации лукаво провозглашается умным домом, а Web-камера – резидентом Интернета вещей. Скованный мотивацией, маркетолог нацелен так отрабатывать вверенные товарные позиции, чтобы даже тучный клиент активно протискивался в воронку продаж и вовлекал в нее свое окружение. И стикер "Интернет вещей" (наряду со стикером о скидках) – сегодня лишь драйвер конверсии во влажных руках маркетолога.
В наши дни беспардонно эксплуатируются любые уловки, манипуляция которыми множит средний чек рынка Интернета вещей. Ряд уловок совсем очевиден (см. рис. 1).
1. Интернет вещей называют помощником человека. Но в триаде понятий "человек – Интернет – вещи" человек связан только с Интернетом или вещами, а прямая связь человека с отрезком "Интернет – вещи" невозможна. Честный Интернет вещей однороден: он образован только вещами. Без человека.
2. Интернет вещей получают включением вещей в Интернет. Но ложное понятие "Интернет вещей" (где часть вещей связана Интернетом) и истинное понятие "Интернет вещей" (где все вещи связаны Интернетом) неравнозначны: лишь части вещей недостаточно для образования Интернета вещей. А правдивый слоган вида "три вещи в Интернете" провалил бы всю стратегию продвижения. Честный Интернет вещей глобален: он образован всеми вещами. Без фрагментов.
3. Интернет вещей составляют из IT-объектов. Но введение в его состав таких объектов не должно выводить из него все прочие вещи. Отсутствие у вещи штепселя – еще не приговор. Честный Интернет вещей полон: он образован именно вещами. Не IT-объектами.
Современная трактовка Интернета вещей страстно тиражирует ложь и маскирует истину. Увы, сегодня Интернет вещей – это только двучлен, но не понятие. Поэтому очаровательный Интернет вещей еще в зародыше цинично распродается обществу потребления, что отлично поддерживает штаны маркетолога. Однако честный Интернет вещей способен предлагать рынку свои правила игры вместо игры по правилам рынка.
По сути, это все связанные Интернетом вещи. Что касается первой части данного понятия – Интернета, – здесь нет места его высокопарному нормативному толкованию. С чисто прикладного уровня Интернет выглядит как пул сервисов, дающих доступ к информации. Проще говоря, Интернет – это информационная среда.
А что есть вещь? Начиная философией Канта и заканчивая сленгом Масяни, понятие вещи стремительно деградирует от предмета познания до штучки-дрючки. В этой динамике автор фиксирует вещь как материальный объект, состоящий из вещества (то есть физический объект), который является самостоятельным, значимым и устойчиво существующим.
Поэтому в первом приближении Интернет вещей – это связанные информационной средой самостоятельные, значимые и устойчиво существующие физические объекты.
В широте и недосказанности данного понятия Интернетом вещей огульно именуются IT-тренды от умной пыли до умных городов. Умный космос беспокойно ждет своего выхода… и непременно дождется, если Интернет вещей будет оставлен во свете среднего маркетолога.
Для конкретизации понятия и исключения тупиковых сценариев развития предлагается один из подходов к осмыслению Интернета вещей (см. рис. 2).
Абсолюты IoT в сжатой форме задают координатную сетку честного, "абсолютного" Интернета вещей (далее – Интернет вещей). Система абсолютов получена каноническими методами познания в створе авторских наблюдений, убеждений и опыта. Вслед за абсолютами изложена специфика Интернета вещей, где абсолюты поясняются на пальцах одной руки.
А1. Вещь Интернета вещей (далее – вещь) является его типовым элементом. Интернет вещей состоит из конечного множества связанных вещей и только вещей. Во внешних связях Интернет вещей расширяется до экосистемы вещей.
А2. Интернет вещей управляет взаимодействием входящих в его состав физических объектов. Для управляемого взаимодействия физических объектов необходимо наличие в физической среде управляемого физического поля. Управляемость физического поля обеспечивается полем иной природы – здесь информационным полем из состава информационной среды. В целом качество управляемости возникает во взаимопроникновении управленческих процедур из арсенала физической и информационной сред Интернета вещей.
А3. Новая вещь вступает в Интернет вещей отражением по подобию в информационной среде (прямой путь) или преображением по подобию в физической среде (обратный путь). Отражением исходного физического объекта создается подобный информационный объект, вступающий в информационную среду. Преображением исходного информационного объекта создается подобный физический объект, вступающий в физическую среду. Новая вещь возникает по установлении связи между ее исходным физическим (информационным) объектом и его созданным подобием в виде информационного (физического) объекта.
А4. Вещь определяется парой самостоятельных, значимых и устойчиво существующих объектов – физическим и информационным. Диффузия физической и информационной сущностей вещи образует нечеткий объект. Проекция вещи на физическую (информационную) среду исчерпывающе описывает физическую (информационную) сущность этой вещи.
А5. Интернет вещей двуедин, охватывая физическую и информационную среды. Физическая среда Интернета вещей образована конечным множеством физических объектов, взаимодействующих посредством физического поля. Информационная среда Интернета вещей образована конечным множеством информационных объектов, взаимосвязанных посредством информационного поля. В физических взаимодействиях возникают группы вещей, в информационных взаимосвязях возникают созвездия вещей.
А6. Сочетание физической и информационной сред Интернета вещей образует туманность – двуединый овеществленный облачный ресурс, определяющий условия существования вещей как нечетких объектов. Во связях вещей внутри туманности возникают альянсы вещей.
А7. Интернет вещей – это связанное туманностью конечное множество самостоятельных, значимых и устойчиво существующих нечетких объектов. Понятие Интернета вещей – абсолютное, так как получено умозрительно, в отрыве от внешнего мира. Во внешних связях абсолютное понятие "Интернет вещей" материализуется в реальное понятие "Экосистема вещей".
А8. Вещь описывается тензором состояний и намерений, имеющих, соответственно, физическую и информационную природу. Внутри туманности тензор состояний и намерений снижает энтропию вещи как меру степени неопределенности ее текущих состояний и намерений.
А9. Множество вещей описывается метрикой связности, задающей матрицу групп и матрицу созвездий. Матрица групп дает связность вещей как физических объектов, описывая их физические взаимодействия. Матрица созвездий дает связность вещей как информационных объектов, описывая их информационные взаимосвязи.
А10. В достижение цели существования Интернета вещей его групповой интеллект определяет текущие задачи, решаемые в кооперации и интеграции вещей. Для гарантированного решения задач с заданным качеством выделяются только необходимые и достаточные ресурсы туманности.
А11. Цель существования Интернета вещей, область определения задач и область допустимых способов их решения задаются извне управляющей программой – моральным кодексом Интернета вещей, развиваемым человеком.
А12. В обеспечение информационной безопасности в Интернете вещей циркулирует только обезличенная информация. Обеспечение физической безопасности в Интернете вещей подлежит дополнительному изучению.
Специфика Интернета вещей, поясняя 12 абсолютов, выделяет 5 ключевых особенностей абсолютного Интернета вещей.
1. Однородность. Интернет вещей образован одними вещами. Неважно, как связаны вещи, по какому поводу и насколько "умно" они это делают, что об этом думает человек. Важно, что каждая вещь свободна в своих связях с другими вещами. В отношении Интернета вещей человек может оценивать совершенство, но не пригодность. Экосистема вещей расширяет пространство Интернета вещей внешними связями, в том числе с человеком.
2. Глобальность. Интернет вещей связывает все вещи. Его невозможно образовать лишь группой вещей, иначе происходит сужение до Интернета группы вещей. Это предопределяет условность Рунета вещей, заведомо лишая понятие Runet of Things здравого смысла.
3. Полнота. Интернет вещей образован не IT-объектами, а именно вещами, иначе наблюдается Интернет IT-объектов. При этом каждая вещь разрабатывается (дорабатывается) сразу для физической и информационной сред.
4. Двуединство. Вещь представлена нечетким объектом как сплавом ее физической и информационной сущностей, что смещает "центр тяжести" вещи из физической среды в туманность. Туманность возникает во взаимной "прописке" информационного поля в физической среде, а физического поля – в среде информационной.
5. Лаконичность. Интернет вещей рационализирует циркуляцию информации. Это не тривиальное сжатие или ограничение информации. Это уменьшение объема информации путем увеличения ее содержательности и иные инновационные приемы работы с информацией.
В целом путь к Интернету вещей лежит через отказ от разрозненных облаков, мультипликативно связывающих IT-объекты, в пользу двуединой туманности, лаконично связывающей вещи, как нечеткие объекты.
Учитывая изложенное, важно отметить, что Интернет вещей – это шаг в развитии человека, но не телекома. Это две разнородные сферы, лишь соприкасающиеся IT-средствами. Людям до сих пор нужны камни, хотя каменный век себя изжил. Так и Интернету вещей сгодятся отдельные телефичи, даже когда последнего из IT-могикан коснется одиночество.
Но сначала нужно пресечь самодеятельность рынка, вызванную технической недосказанностью в этой сфере, и переподчинить маркетолога системе нематериальной мотивации в терминах наивысшего уровня пирамиды потребностей Маслоу.
Затем предстоит пройти весь тернистый путь из пункта "псевдо-IoT" в пункт "IoT". Путь от разрозненных бытовых приборов к самоуправляемым альянсам домашней утвари. Путь от ручной сборки немых алгоритмов к зарождению самостоятельного интеллекта. Путь от первого быта вещей к содружеству вещей, преображающему экосистему и укрепляющему ростки своей государственности.
Едва ступив на твердыню Интернета вещей, человек расширит горизонты свободы личности, а удушающие сноуден-факты IT-матрицы уйдут в преданья праотцов. При этом поведение вещей в рамках морального кодекса не будет влиять на человека, но будет управляемо человеком. А за гранью морали вещи будут становиться главными героями модифицированных легенд об Икаре и о Вавилонской башне. Поскольку история развивается по спирали, однажды и человек создаст свой мир по своему подобию – Мир вещей.
Но это позже, а пока назрел тайм-аут. Вопросов много: уместно ли искушать неискушенную публику, катая лупоглазый пылесос под свежим баннером "Интернет вещей"? А при тихой поддержке целого государства шумливо программировать целую лампочку? Или, может, на время вернуть прежний баннер? И не героизировать программиста лампочки до уровня Данко Интернета вещей? Вопросов много. Назрел тайм-аут.
Когда сгущается ночь, автор спит и видит, как групповое мышление профессионального сообщества прекращает сутолоку на входе датчика протечки воды умного дома и выходит на рубеж осмысления абсолютного Интернета вещей во имя его честной практической реализации.
Бурное развитие IT-сектора содействует становлению и самоопределению мира Интернета вещей (IoT-сектора). Эпоха маркетинга хотя и дурманит мантрами, разогревающими продажи, но вместе с тем смазывает состоятельность IoT-терминологии. Необходимость заблаговременной абсолютизации понятия Интернета вещей нацелена на отчетливое разграничение зон ответственности между IoT- и IT-секторами. Абсолютный Интернет вещей выделяется здесь принципиально новой спецификой, инициирующей разработку столь же принципиально новых методов его реализации. Принятие самостоятельности IoT и отказ от самообогащения в пользу самореализации поможет человеку основать подлинный IoT-сектор. Абсолютный Интернет вещей практически неосуществим, однако может служить удобным ориентиром для перезапуска экосистемы вещей. В ближайшее время следует ожидать открытие сущности единого физико-информационного взаимодействия объектов, что станет флагманским кораблем на пути к Интернету вещей и откроет перед человеком новые горизонты.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2016
Посещений: 7600
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций