Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Электронное правительство: проблемы регионов

Алексей Бушуев
Заместитель губернатора Ярославской области

О задачах, связанных с развитием информационного общества и электронного государства, говорится сегодня довольно много. Я бы хотел рассказать о некоторых ключевых проблемах, с которыми я, как представитель региональных органов власти, сталкиваюсь каждый день.

Два пути

Прежде всего, не совсем понятно, в рамках какой парадигмы управления мы создаем электронное правительство. В Великобритании, например, и в других развитых странах созданию электронного правительства предшествовала перестройка системы управления на принципах new public management – совершенствование работы органов власти на основе процессного подхода и управления по целям, перехода на более плоские организационные структуры, привнесение определенных рыночных элементов, конкуренции в систему оказания государственных услуг и т.п.

У нас же до последнего времени административная реформа была одним, а электронное правительство – другим направлением деятельности, которые курировались разными ведомствами и зачастую не синхронизировались друг с другом. Информатизировать можно все и по-разному. Можно, например, построить жесткую вертикаль, включающую в себя многочисленные этапы прохождения документов, то есть ориентироваться на монопольное положение ряда госучреждений, а можно создать горизонтальные структуры, при которых возможна конкуренция в оказании госуслуг (в этом направлении, кстати, сейчас движется реформа госучреждений, которую курирует Минфин). От ответа на вопрос, на основе какой модели управления мы создаем электронное правительство, многое зависит.

Информационное неравенство

Следующая проблема – это, конечно, информационный разрыв. Он существует как между регионами, так и между социальными и возрастными группами, отраслями (между образованием и здравоохранением, культурой и социальной сферой). К сожалению, часто при выполнении федеральной программы сильные в информационном плане регионы становятся еще сильнее, а более слабые безнадежно отстают, потому что на принципах софинансирования в качестве пилотных выбирают обычно наиболее перспективные регионы. Таким образом, одни регионы наращивают преимущество, а другие – постепенно уступают свои позиции.

Существует и разрыв по отраслям. У медицины, допустим, перспективы есть: планируется, что на ее модернизацию будут направлены значительные средства. Однако, чтобы решить базовые задачи модернизации в сфере здравоохранения, на регион, по разным оценкам, нужно от 600 млн до 1 млрд 200 млн руб. У Ярославской области таких денег нет. И если мы не получим поддержки из федерального бюджета, то эту задачу мы не решим.

Электронное правительство подразумевает и электронного гражданина. Проблема, связанная с созданием электронного гражданина, очевидна: это вопрос использования электронной подписи, универсальных карт, платежных систем и т.п. Однако на протяжении какого-то времени будут существовать разные технологии взаимодействия государства с гражданином, и для многих электронное правительство все равно останется бумажным – далеко не все перешагнут через барьер многолетней привычки.

Если говорить о сфере образования, то даже для Москвы переходить на новый образовательный стандарт дорого, что уж говорить о других регионах. Поэтому возникает вопрос: чему отдавать приоритет? Пытаться потихоньку двигаться в рамках всех поставленных задач или выбрать какие-то зоны прорыва? Причем спрашивать с нас будут за все и сразу, критериев оценки и конкретных показателей проделанной работы довольно много.

Я упомянул и о разрыве между поколениями и социальными группами в IT-сфере. Требуется немало средств для подготовки государственных служащих и, главное, работников тех социальных учреждений, которые будут оказывать госуслуги, пользуясь уже новыми технологиями. К сожалению, на сегодняшний день в большинстве своем кадры и в медицине, и в образовании представлены людьми зрелого и пенсионного возраста. Необходимы крупные вложения в переобучение персонала. В Ярославской области в прошлом году мы утвердили IT-минимум для государственных гражданских служащих и провели переобучение более 1300 человек. Но хотя они и прошли курсы, это еще не означает, что они гарантированно приобрели устойчивые навыки работы на компьютере с различными приложениями (в том числе специальными) – для этого также требуются время и терпение.

Надо также учитывать, что электронное правительство подразумевает и электронного гражданина. Проблема, связанная с созданием электронного гражданина, очевидна: это вопрос использования электронной подписи, универсальных карт, платежных систем и т.п. Однако на протяжении какого-то времени будут существовать разные технологии взаимодействия государства с гражданином, и для многих электронное правительство все равно останется бумажным – далеко не все перешагнут через барьер многолетней привычки. Таким образом, сосуществование двух технологий возможно довольно длительное время, особенно когда внедрение новой системы только началось. Это приводит к увеличению нагрузки на соответствующие службы, в свете чего поставленная перед нами задача сокращения штатов социальных учреждений, государственных гражданских служащих представляется нетривиальной.

Централизация или широкая автономия?

Важно понимать, как именно будет проходить информатизация и построение электронного правительства и государства – как единый централизованный процесс на основе единой инвестиционно-сервисной модели, предложенной Минкомсвязью, либо в рамках достаточно широкой автономии регионов.

Например, есть целый ряд нерешенных вопросов в коммунальном секторе. Здесь имеет место проблема монополий поставщиков, генерирующих, передающих тепло и энергию и т.п. А не станет ли со временем "Ростелеком" такой монополией, но только на рынке электронных услуг, когда они фактически станут бытовыми? Замечу, что правила игры в рамках предложенной инвестиционно-сервисной модели пока четко не определены.

Еще один важный момент, с которым мне, как заместителю губернатора, приходится сталкиваться, – это вопрос конкуренции за ресурсы для решения задач в сфере развития информационного общества и, более конкретно, построения электронного правительства.

В нашем государстве за последнее время на повестку дня поставлено весьма много приоритетов. Развитие информационного общества и построение электронного правительства – лишь один из них, а количество ресурсов ограничено. Мы должны реформировать ЖКХ, сферы образования, здравоохранения, энергосбережения и т.п., а кроме того, неуклонно выполнять текущие социальные обязательства государства. Так что регионы стоят перед нелегкой проблемой распределения "бюджетного пирога". И снова возникает вопрос – всем понемножку или на чем-то концентрироваться? Например, в  Ярославской  области  благодаря поддержке губернатора задачи развития информационного общества и электронного правительства получили высокий приоритет при формировании бюджета. Но думаю, в разных регионах ситуация различна, да и возможности ресурсно поддержать эти задачи у всех разные.

Нормативная база

Следующая проблема, о которой хотелось бы упомянуть, – это несфор-мированность нормативной базы в целом в сфере электронного правительства. После Федерального закона № 210-ФЗ был утвержден план по принятию нормативных актов, но федеральные органы власти от этого плана уже отстают. Сроки сдвигаются. Если с какими-то планами мы не вписались в бюджетный процесс, следующий год потерян. Вот и возникают проблемы. Сроки ставятся весьма сжатые, а спрос будет в том числе и с региональной власти. На этом могут начать играть и политические партии, особенно в преддверии выборов. Грядут выборы федеральных депутатов, потом президента, а это проблема уже недалекого 2012 г. Влияние политических циклов на деятельность государства нельзя сбрасывать со счетов.

И еще я бы обратил внимание на проблему персональных данных, которая также остро стоит в рамках задачи построения электронного правительства.

Если мы еще отодвинем срок исполнения ФЗ "О персональных данных", то это может послужить сигналом к тому, что его вообще исполнять не нужно. Мне кажется, нужно ставить на повестку дня вопрос об изменении закона. Если государство, бизнес и общество в целом не готовы реализовывать его в действующей редакции, то мы не можем бежать впереди паровоза, у нас нет ни средств, ни соответствующих компетенций.

В нашем государстве за последнее время на повестку дня поставлено весьма много приоритетов. Развитие информационного общества и построение электронного правительства – лишь один из них, а количество ресурсов ограничено.

Например, имела место дискуссия представителей Минздравсоцразвития и ФСТЭК России по данному вопросу. Первые утверждали, что деятельность медицинских учреждений подпадает прежде всего под закон о здравоохранении, который определяет статус и использование медицинской информации. Вторые говорили о приоритете и необходимости последовательного исполнения норм закона о персональных данных. Такие "разночтения" тоже препятствуют гладкому построению электронного правительства. Кроме того, можно отметить, что многие документы ФСТЭК, связанные с обработкой информации и системами их защиты, датируются началом 1990-х гг. и не учитывают современных реалий. Обновление нормативной базы идет, но не так динамично, как хотелось бы.

Если мы хотим динамично развиваться, строить клиентоориентированную модель с элементами рыночной конкуренции, то надо предпринять целый ряд шагов, связанных с законодательством в области государственной службы. При нынешнем положении вещей обновление консервативных кадров займет очень много времени. Вот и возникает необходимость согласования административной реформы, в частности реформы государственной службы, и задач развития электронного правительства.

Меня очень волнует ситуация, когда нормативные акты и задачи не доводятся до технологического, операционного уровня, то есть не отвечают на вопросы, каким образом может и должна быть организована и выполнена работа. В связи с этим хочу привести в качестве примера одну старую притчу. Пришли мыши к сове и говорят: "Сова, нас все обижают, а ты мудрая, скажи, как сделать, чтобы нас никто не трогал?" Сова отвечает: "Мыши, станьте ежиками, и вас точно никто обижать не станет". Мыши обрадовались и побежали к себе домой, а по пути подумали: "А как же нам стать ежиками?" Решили вернуться к сове и спросить. Возвращаются и говорят: "Сова, ты же такая мудрая, скажи, как нам стать ежиками?" А сова отвечает: "Вы же знаете, я за стратегию отвечаю и такими мелочами не занимаюсь".

Вот у нас сейчас часто так, к сожалению, и происходит. Хотелось бы, чтобы эта парадигма поменялась.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2010
Посещений: 10842

  Автор

Алексей Бушуев

Алексей Бушуев

Заместитель губернатора Ярославской области

Всего статей:  1

В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций