В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Современное спутниковое оборудование позволяет получить доступ в сеть Интернет и таким образом оставаться на связи практически на любом движущемся объекте: на борту самолета, в поезде, на яхте. Более того, современные технологии позволяют не только заниматься Интернет-серфингом, но и смотреть видео в режиме реального времени, а также пользоваться голосовой связью. В мире эта услуга успешно развивается и пользуется заслуженным спросом. Россия же пока остается "белым пятном" на карте ее покрытия.
В прежние годы спутниковый оператор "РуСат" выступал российским партнером Connexion By Boeing в проекте по организации доступа в Интернет на борту самолета - специалисты оператора участвовали в монтаже и наладке оборудования. Американская сторона сертифицировала несколько типов станций и получила необходимые разрешения на работу. Проект успешно развивался. Услуга ежедневно предоставлялась на более чем 170 рейсах на борту 112 авиалайнеров 11 ведущих авиакомпаний. Кроме того, заявки на подключение к проекту предусматривали установку оборудования еще на 450 авиалайнерах. При этом, по данным проведенных опросов, 93% пользователей новой услуги оказались ею очень довольны. А 85% признались, что наличие услуги доступа в Интернет на борту повлияло на их выбор рейса и перевозчика. Connexion by Boeing обеспечивала более 750 оплачиваемых соединений в день.
Тем не менее уровень спроса оказался недостаточным для развития проекта. Из числа пассажиров одного рейса услугой доступа в Интернет пользовались, как правило, не более сорока человек. Boeing попыталась продать убыточный бизнес, но не нашла покупателя и приняла решение свернуть проект. Через два года после запуска проекта в глобальном масштабе, когда в России уже была развернута опытная эксплуатация в штатном режиме и все было готово для начала коммерческой реализации услуги, Connexion By Boeing отказалась от дальнейшего развития проекта и оставила сервис лишь на территории Соединенных Штатов.
Одной из возможных причин провала проекта стали серьезные затраты Connexion by Boeing на аренду спутникового ресурса, которые и повлекли убытки. Тем не менее уже тогда запуск услуги наглядно продемонстрировал, что предоставление доступа в Интернет на борту самолета может быть востребованным, трафик Connexion by Boeing существенно вырос, и вырос он очень быстро.
"РуСат" готов возродить проект, начатый с "Connexion by Boeing", в сотрудничестве с новым партнером. Компания уже получила решение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) о выделении полосы частот в Ku-диапазоне для работы на воздушных судах. Но пока оператор выбирает технологию и поставщика оборудования систем спутниковой связи.
Наибольший интерес для "РуСат" представляют два решения: ArcLight (ViaSat) и eXConnect (Panasonic Avionics Corporation). По идеологии построения систем они близки, однако есть между ними и существенные различия.
В ArcLight для прямых и обратных каналов используется один и тот же участок спектра, и специальное оборудование видит на прием сигнал только удаленных станций. Таким образом, в отличие от других широкополосных систем, с ArcLight нет необходимости арендовать дополнительную полосу на спутнике для передачи обратных каналов. При этом пользователь получает качество обслуживания, сравнимое с проводными каналами. За счет системы с кодовым разделением (Code Re-use Multiple Access (CRMA) - разновидность CDMA) сигнал с самолета оказывается ниже уровня шумов. Кроме того, решение ArcLight обеспечивает более сильное расширение сигнала, благодаря чему на одном транспондере (36 МГц) можно организовать прямой канал на самолет со скоростью 25 Мбит/с и двадцать два обратных канала на 512 кбит/с. Однако высокая стоимость этой технологии выступает сдерживающим фактором ее развития.
Решение eXConnect компании Panasonic Avionics Corporation (включает в себя) небольшую спутниковую антенну Panasonic и компактный маршрутизатор iDirect, который выступает основным компонентом бортовой VSAT-платформы Panasonic eXConnect. Благодаря использованию маршрутизаторов компании iDirect, Panasonic может уменьшить эксплуатационные расходы и упростить процедуры, связанные с поддержанием широкополосной связи на борту самолета. Решение Panasonic предполагает использование разных полос для прямого и обратного сигнала. Это повышает его стоимость с точки зрения аренды полосы спутникового ресурса. Сервис работает на базе существующей спутниковой инфраструктуры GlobalConnex, принадлежащей Intelsat. Авиаперевозчики при этом получают дополнительные доходы как от использования услуг связи пассажирами, так и от размещения рекламы.
Технологически "РуСат" полностью готов к оказанию услуг предоставления широкополосного доступа в Интернет на подвижных объектах. В новом партнерстве оператор готов взять на себя предоставление частотного спутникового ресурса, а также легализацию работы технологии в России. Зарубежному партнеру надо лишь предоставить оборудование.
Пока "РуСат" ведет переговоры с иностранными поставщиками об организации в России "пилотной зоны", на которой можно было бы продемонстрировать потенциальным покупателям все возможности технологии. Для этого необходимо установить там центральную станцию и завезти оборудование, так как без них продвигать технологию на рынке невозможно. Однако прийти к согласию в данном вопросе сторонам еще не удалось. Тем не менее "РуСат" продолжает вполне уверенно двигаться в выбранном направлении. Оператор модернизирует центральную станцию в Москве. Компания намерена дооснастить ее дополнительным приемопередающим оборудованием.
На первом этапе реализации проекта "РуСат" планирует предоставлять услуги зарубежным авиакомпаниям, осуществляющим транзитные перелеты из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион, а затем, обкатав технологию, в перспективе выйти с этой инициативой и на российский рынок.
Кроме того, оператор намерен предложить услугу доступа в Интернет и на бортах самолетов и вертолетов военной и бизнес-авиации.
Данная технология для самолетов подходит наилучшим образом. У самолетов нет перекрытия вида на спутник, а высота полета, обеспечивающая движение над облаками, позволяет снизить негативное воздействие погодных условий. В мире подобные технологии широко применяются и уже вышли на хороший уровень коммерциализации.
В России же развитие технологии сдерживает ее высокая стоимость. Компании гражданской авиации считают нецелесообразным устанавливать решения стоимостью несколько сотен тысяч долларов на изношенные борты. Конечно, логичнее всего устанавливать оборудование для организации доступа в Интернет при покупке нового самолета. Но позволить часто обновлять парк машин при их средней стоимости 40-50 млн долларов может далеко не каждый авиаперевозчик.
Между тем названные технологии позволяют не только обеспечить доступ к сети пассажиров самолета, но и контролировать работу всех систем машины, оперативно доставлять данные в штаб-квартиру, а при необходимости и передавать картинку с борта. Все это позволяет увеличить безопасность перелетов.
Если первый опыт "РуСат" окажется удачным, оператор готов обеспечивать доступ к сети Интернет и на других подвижных объектах: морских и речных судах различного класса, а также железнодорожном и автотранспорте. Эта технология давно используется для организации связи на яхтах. Распространенная по всему миру сеть ха-бов позволяет судам плавно переходить из зоны действия одной станции на другую, не теряя связь. При этом устанавливаемое на яхтах оборудование гораздо дешевле того, что ставится на бортах самолетов. Аналогичные решения для организации спутниковой связи существуют и для работы в поездах. В частности, подобная система работает во Франции. Она учитывает, что контактная сеть вдоль железной дороги прерывает сигнал со спутника и использует специальные буферы для обеспечения непрерывной работы. Также актуально будет использование этой технологии и для спецслужб, которые смогут работать в движении. Технология позволяет оказывать даже услуги телемедицины.
Все эти возможности можно реализовать при наличии достаточного финансирования и надежного партнера. Компания "РуСат" надеется уже в 2010 г. начать реализацию проекта в самолетах. В случае успеха "РуСат" не отрицает заинтересованности в дальнейшем развитии проекта. Оператор готов к переговорам и с российскими авиаперевозчиками, и с ОАО "РЖД".
Впрочем, дело упирается не только в финансы. Для обеспечения связи на транзитных авиарейсах через территорию России необходимо использовать борт, покрывающий всю территорию страны. Наиболее удачным был бы "Экспресс-АМ2", но возникшие на нем проблемы делают такую работу невозможной.
Подходящую зону покрытия имеет и "Ямал-201", но на нем нет свободного ресурса. Ближайшим российским бортом, отвечающим перечисленным требованиям, будет "Экспресс-АМ4", запуск которого намечен на конец 2010 года. Однако, поскольку туда перейдут в первую очередь пользователи проблемного " Экспресс-АМ2", говорить о его перспективах преждевременно. Подходящую зону покрытия должен будет обеспечить и Intelsat-15, вывод на орбиту которого намечен на IV квартал 2009 г. Только вот работа через иностранные борта связана с серьезными административными барьерами и необходимостью оформления многих разрешительных документов. В то же время использование российского спутника значительно облегчило бы "РуСат" прохождение через процедуру согласований при запуске нового сервиса.
Идея предоставления доступа в Интернет на подвижных объектах не умирает. Напротив, доступ в сеть становится ежедневной насущной необходимостью и не только для бизнес-сообщества, но и для все большего числа простых пользователей. Зарубежные компании продолжают развивать подобные услуги, и это дает "РуСат" возможность надеяться, что спрос на технологию сохранится в течение ближайших лет.
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2010
Посещений: 9760
Автор
| |||
В рубрику "Обзоры, прогнозы, мнения" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций