В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Повышение безопасности зависит от сокращения времени получения сообщения о чрезвычайной ситуации до оповещения населения и организации реагирования оперативных служб на ее ликвидацию.
Improving safety depends on reducing the time of receiving reports of emergencies to the public alert and response operational services for its liquidation.
В управлении деятельности органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня (далее – ЕДДС) основными задачами в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01–99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба" являются прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС, и организация реагирования необходимых оперативных служб на чрезвычайную ситуацию (происшествие).
Накопленный в МЧС России опыт показывает, что даже в повседневных условиях требуется постоянно актуализированная комплексная информация о возможной чрезвычайной ситуации, результатах предварительного анализа, отданных или требуемых рекомендациях или распоряжениях, на основе которой планируется организовать деятельность органов управления и сил наблюдения, предупреждения и контроля.
Отсутствие единого системного подхода и возросшие требования к функциональному наполнению систем безопасности обусловили необходимость формирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них. Для этого Правительством Российской Федерации разработана и утверждена распоряжением от 03.12.2014 № 2446-р концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", в котором определены цели, задачи, функции и архитектура комплекса.
Базовые функциональные требования к комплексу "Безопасный город" сгруппированы по следующим блокам:
Для решения данной задачи на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования необходимо разработать информационно-управляющую подсистему аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" для обеспечения поддержки принятия решения диспетчерским составом и обеспечения оперативного доведения информации до дежурно-диспетчерских служб, центра управления в кризисных ситуациях субъекта Российской Федерации, иных органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и конечно до председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и главы муниципального образования или субъекта Российской Федерации.
Автоматизированная информационно-управляющая подсистема АПК "Безопасный город" органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня должна обеспечивать выполнении функции по координации работы служб и ведомств и их взаимодействие и должна состоять из следующих элементов:
К объектам автоматизации относятся элементы систем, необходимые для выполнения функций безопасности населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, безопасности на транспорте и экологической безопасности, а именно камеры видеонаблюдения и видеофиксации, системы распознавания лиц, системы контроля доступа, датчики контроля состояния, системы экстренной связи гражданин-полиция, информационно-навигационные модули транспортных средств, системы записи и хранения информации, системы безопасности информации и т.п, а также дежурно-диспетчерские службы, различные системы информирования и оповещения (в том числе региональные автоматизированные системы централизованного оповещения, комплексные системы экстренного оповещения, локальные системы оповещения потенциально опасных и социально значимых объектов), система геолокации и другие.
Для выполнения всех функций аппаратно-программного комплекса необходима разработка концепции и структуры распределенной автоматизированной информационно-управляющей подсистемы, обеспечивающей функционирование следующих процессов:
ПО, представляющее собой совокупность программ, используемых для решения определенного класса задач. СПО будет состоять из нескольких информационных подсистем, каждая из которых будет выполнять свою функцию:
Правовая подсистема – анализирует информацию, получаемую с камер видеонаблюдения и видеофиксации, а также с системы экстренной связи гражданин–полиция, дает правовую оценку ситуации, определяет степень угрозы и приоритет и оперативность реагирования.
Геоинформационная подсистема – обеспечивает сбор, хранение информации картографического характера, производит отслеживание экипажей дежур-но-диспетчерских служб, наличия пробок на дорогах и т.п.
Организационная подсистема – обеспечивает ведение карточек взаимодействия между всеми участниками автоматизированной информационно-управляющей подсистемы АПК "Безопасный город".
Лингвистическая подсистема – позволяет обеспечить прием сообщения или определить необходимость реагирования при обращении гражданина на негосударственном языке.
Поисковая система – позволяет при запросе оператора анализировать и выдавать информацию из системы хранения в соответствии с запросом.
Подсистема принятия решений – позволяет анализировать информацию о принятых решениях в аналогичных ситуациях, выдавать диспетчеру информацию об этом.
Телекоммуникационная подсистема, или – система связи и система передачи данных, предназначена для обеспечения обмена информацией между объектами автоматизации. Подсистема должна обеспечивать выполнение следующих функций:
Автоматизированная информационно-управляющая подсистема АПК "Безопасный город" является многоэлементной системой, строящейся по модульному принципу, состоящей из средств вычислительной техники, специального ПО и средств связи.
Основным мобильным функциональным звеном подсистемы является подсистема беспроводного доступа, то есть большинство устройств (камеры видеонаблюдения и видеофиксации, модули ГЛОНАСС и т.п.) будут передавать информацию по беспроводным каналам с поддержкой сотовых каналов связи.
В качестве основного средства телекоммуникационного обмена предлагаем использовать ведомственные каналы и сети связи МЧС России с обязательным резервированием по сети Интернет с использованием средств криптозащиты.
К оперативному персоналу относятся лица, непосредственно участвующие в контроле выполнения функций АПК "Безопасный город", обеспечении информирования населения, организации реагирования подразделений на чрезвычайные и иные ситуации. Расчет необходимой численности оперативного персонала должен осуществляться на основе созданных функциональных блоков и количества оборудования в каждом из них, а также необходимо учитывать количество населения, проживающего на территории муниципального образования, и статистические данные по возникающим ситуациям.
Для типовых по численности обслуживаемого населения ЕДДС определены следующие должности и количество рабочих мест:
Для указанного расчета приняты следующие параметры: обеспечивается круглосуточный режим работы (168 часов в неделю), максимальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов, с учетом трудопотерь на одно рабочее место оператора приходится 4,5 ставки; средняя продолжительность реакции диспетчера на ситуацию с обеспечением реагирования на нее – 2 минуты; нормативная загрузка оператора – не более 75%; количество операторов в смене – не менее 2-х.
Эксплуатационный персонал подсистемы должен обеспечивать работоспособность всех элементов автоматизированной информационно-управляющей подсистемы АПК "Безопасный город" в связи с территориальной распределенностью всех элементов и необходимости мобильно и оперативно восстанавливать их. При необходимости возможно использование вместо эксплуатационного персонала IT-компании на договорной основе.
Для обеспечения нормативного регулирования при использовании автоматизированной информационно-управляющей подсистемы АПК "Безопасный город" в вопросах взаимодействия между органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня и дежурно-диспетчерскими службами, центрами управления в кризисных ситуациях субъекта Российской Федерации и диспетчерскими службами или руководителями потенциально значимых и потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципального образования.
Обязательными частями данного регламента должны быть:
Ситуации, на которые распространяется действие Регламента:
В целях обеспечения полноценного функционирования АПК "Безопасный город" органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня необходимо на базе единой дежурно-диспетчерской службы создать подразделение, обеспечивающее мониторинг природных и технологических процессов, информирование и оповещение населения и органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организацию реагирования всех дежурно-диспетчерских служб на происшествия и чрезвычайные ситуации и контроль их ликвидации. Автоматизированная информационно-управляющая подсистема АПК "Безопасный город" должна обеспечить все мероприятия как в ручном, так и в автоматическом режиме (без участия диспетчера). Запуск аппаратно-программного комплекса на территории субъектов Российской Федерации позволит сократить время от получения сообщения о происшествии или чрезвычайной ситуации до оповещения населения и обеспечения реагирования до минимума, следовательно, сократить материальный ущерб от них и, главное, позволить сохранить человеческие жизни.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2016
Посещений: 10365
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций