Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Безопасный город: от мониторинга и оповещения до ликвидации чрезвычайной ситуацииSafe city: monitoring and alert to emergency response

Повышение безопасности зависит от сокращения времени получения сообщения о чрезвычайной ситуации до оповещения населения и организации реагирования оперативных служб на ее ликвидацию.

Improving safety depends on reducing the time of receiving reports of emergencies to the public alert and response operational services for its liquidation.

Владислав Гадеев
Полковник, заместитель начальника Северо-Кавказского регионального центра МЧС России
Vladislav GadeevColonel Deputy chief North-Caucasian regional center of The Ministry of the Russian Federation for Affairs for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters
Вячеслав Палащенко
Майор внутренней службы, главный специалист отдела (информационных технологий, АСУ и связи) СевероКавказского регионального центра МЧС России
Vyacheslav PalashchenkoMajor of internal service, chies specialist of the department of information technology and communications North-Caucasian regional center of The Ministry of the Russian Federation for Affairs for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters
Ключевые слова:
безопасный город, чрезвычайная ситуация, диспетчерская служба, информационная система
Keywords:
safe city, emergency, dispatch service, information system

В управлении деятельности органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня (далее – ЕДДС) основными задачами в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01–99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба" являются прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС, и организация реагирования необходимых оперативных служб на чрезвычайную ситуацию (происшествие).

Накопленный в МЧС России опыт показывает, что даже в повседневных условиях требуется постоянно актуализированная комплексная информация о возможной чрезвычайной ситуации, результатах предварительного анализа, отданных или требуемых рекомендациях или распоряжениях, на основе которой планируется организовать деятельность органов управления и сил наблюдения, предупреждения и контроля.

Отсутствие единого системного подхода и возросшие требования к функциональному наполнению систем безопасности обусловили необходимость формирования на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, базирующейся на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них. Для этого Правительством Российской Федерации разработана и утверждена распоряжением от 03.12.2014 № 2446-р концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", в котором определены цели, задачи, функции и архитектура комплекса.

Базовые функциональные требования к комплексу "Безопасный город" сгруппированы по следующим блокам:

  • безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;
  • безопасность на транспорте;
  • экологическая безопасность;
  • координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.

Для решения данной задачи на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования необходимо разработать информационно-управляющую подсистему аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" для обеспечения поддержки принятия решения диспетчерским составом и обеспечения оперативного доведения информации до дежурно-диспетчерских служб, центра управления в кризисных ситуациях субъекта Российской Федерации, иных органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и конечно до председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и главы муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Элементы безопасного города

Автоматизированная информационно-управляющая подсистема АПК "Безопасный город" органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня должна обеспечивать выполнении функции по координации работы служб и ведомств и их взаимодействие и должна состоять из следующих элементов:

1. Объекты автоматизации

К объектам автоматизации относятся элементы систем, необходимые для выполнения функций безопасности населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры, безопасности на транспорте и экологической безопасности, а именно камеры видеонаблюдения и видеофиксации, системы распознавания лиц, системы контроля доступа, датчики контроля состояния, системы экстренной связи гражданин-полиция, информационно-навигационные модули транспортных средств, системы записи и хранения информации, системы безопасности информации и т.п, а также дежурно-диспетчерские службы, различные системы информирования и оповещения (в том числе региональные автоматизированные системы централизованного оповещения, комплексные системы экстренного оповещения, локальные системы оповещения потенциально опасных и социально значимых объектов), система геолокации и другие.

Для выполнения всех функций аппаратно-программного комплекса необходима разработка концепции и структуры распределенной автоматизированной информационно-управляющей подсистемы, обеспечивающей функционирование следующих процессов:

  • получение, учет и обработка информации, получаемой с камер видеонаблюдения и видеофиксации, датчиков контроля состояния, датчиков систем мониторинга и т.п.;
  • математическое вычисление соответствия получаемой информации эталонным значениям и оказание поддержки принятия управленческих решений при получении информации, не соответствующей нормам;
  • прохождение информационных потоков между всеми объектами автоматизации и единой дежурно-диспет-черской службой муниципального образования, выявление несоответствия параметров сети передачи данных требуемым и оказание поддержки принятия решения;
  • регламентирование, ограничение и разграничение прав доступа к информационным ресурсам информационно-управляющей подсистемы во всех объектах автоматизации;
  • доведение информации до дежурно-диспетчерских и иных служб для обеспечения реагирования;
  • анализ достаточности сил и средств при реагировании на чрезвычайную ситуацию (происшествие) и поддержки принятия решения для их наращивания.

2. Специальное программное обеспечение

ПО, представляющее собой совокупность программ, используемых для решения определенного класса задач. СПО будет состоять из нескольких информационных подсистем, каждая из которых будет выполнять свою функцию:

Правовая подсистема – анализирует информацию, получаемую с камер видеонаблюдения и видеофиксации, а также с системы экстренной связи гражданин–полиция, дает правовую оценку ситуации, определяет степень угрозы и приоритет и оперативность реагирования.

Геоинформационная подсистема – обеспечивает сбор, хранение информации картографического характера, производит отслеживание экипажей дежур-но-диспетчерских служб, наличия пробок на дорогах и т.п.

Организационная подсистема – обеспечивает ведение карточек взаимодействия между всеми участниками автоматизированной информационно-управляющей подсистемы АПК "Безопасный город".

Лингвистическая подсистема – позволяет обеспечить прием сообщения или определить необходимость реагирования при обращении гражданина на негосударственном языке.

Поисковая система – позволяет при запросе оператора анализировать и выдавать информацию из системы хранения в соответствии с запросом.

Подсистема принятия решений – позволяет анализировать информацию о принятых решениях в аналогичных ситуациях, выдавать диспетчеру информацию об этом.

3. Телекоммуникационная подсистема

Телекоммуникационная подсистема, или – система связи и система передачи данных, предназначена для обеспечения обмена информацией между объектами автоматизации. Подсистема должна обеспечивать выполнение следующих функций:

  • получение информации со всех устройств, созданных в рамках аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", а также включенных в АПК (различные системы мониторинга и т.п.), в том числе с использованием беспроводных каналов связи сотовых операторов;
  • обеспечение запуска в ручном и автоматическом режиме систем оповещения населения, комплексных систем экстренного оповещения, локальных систем оповещения потенциально опасных и социально значимых объектов;
  • проведение информирования населения с использованием общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, SMS-информирования, информирования через сеть Интернет;
  • передачу информации о происшествии до дежурно-диспетчерских и иных служб, до членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, до центра управления в кризисных ситуациях, а также до главы муниципального образования и главы субъекта Российской Федерации;
  • техническое обеспечение получения данных о местонахождении наблюдаемого устройства, системы экстренной связи гражданин–полиция, а также иных данных от оператора связи, необходимых для обеспечения реагирования;
  • техническое обеспечение получения данных о местонахождении транспортных средств, оснащенных телематическими модулями GPS/ГЛО-НАСС.

Автоматизированная информационно-управляющая подсистема АПК "Безопасный город" является многоэлементной системой, строящейся по модульному принципу, состоящей из средств вычислительной техники, специального ПО и средств связи.

Основным мобильным функциональным звеном подсистемы является подсистема беспроводного доступа, то есть большинство устройств (камеры видеонаблюдения и видеофиксации, модули ГЛОНАСС и т.п.) будут передавать информацию по беспроводным каналам с поддержкой сотовых каналов связи.

В качестве основного средства телекоммуникационного обмена предлагаем использовать ведомственные каналы и сети связи МЧС России с обязательным резервированием по сети Интернет с использованием средств криптозащиты.

4. Оперативный и эксплуатационный персонал автоматизированной информационно-управляющей подсистемы АПК "Безопасный город"

К оперативному персоналу относятся лица, непосредственно участвующие в контроле выполнения функций АПК "Безопасный город", обеспечении информирования населения, организации реагирования подразделений на чрезвычайные и иные ситуации. Расчет необходимой численности оперативного персонала должен осуществляться на основе созданных функциональных блоков и количества оборудования в каждом из них, а также необходимо учитывать количество населения, проживающего на территории муниципального образования, и статистические данные по возникающим ситуациям.

Для типовых по численности обслуживаемого населения ЕДДС определены следующие должности и количество рабочих мест:

  • население до 100 тыс. человек – 2 оператора в смене, 9 человек по штату, административный персонал – 1 человек, обслуживающий персонал – 1 человек;
  • население от 100 до 250 тыс. человек – 4 оператора в смене, 18 человек по штату, административный персонал – 1 человек, обслуживающий персонал – 1 человек;
  • население от 250 до 500 тыс. человек – 7 операторов в смене, 32 человека по штату, административный персонал – 1 человек, обслуживающий персонал – 1 человек;
  • население от 500 тыс. до 1 млн человек – 14 операторов в смене, 63 человека по штату, административный персонал – 2 человека, обслуживающий персонал – 2 человека;
  • население от 1 до 1,5 млн человек – 21 оператор в смене, 95 человек по штату, административный персонал – 2 человека, обслуживающий персонал – 2 человека.

Для указанного расчета приняты следующие параметры: обеспечивается круглосуточный режим работы (168 часов в неделю), максимальная продолжительность рабочей недели составляет 40 часов, с учетом трудопотерь на одно рабочее место оператора приходится 4,5 ставки; средняя продолжительность реакции диспетчера на ситуацию с обеспечением реагирования на нее – 2 минуты; нормативная загрузка оператора – не более 75%; количество операторов в смене – не менее 2-х.

Эксплуатационный персонал подсистемы должен обеспечивать работоспособность всех элементов автоматизированной информационно-управляющей подсистемы АПК "Безопасный город" в связи с территориальной распределенностью всех элементов и необходимости мобильно и оперативно восстанавливать их. При необходимости возможно использование вместо эксплуатационного персонала IT-компании на договорной основе.

5. Регламенты и алгоритмы

Для обеспечения нормативного регулирования при использовании автоматизированной информационно-управляющей подсистемы АПК "Безопасный город" в вопросах взаимодействия между органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня и дежурно-диспетчерскими службами, центрами управления в кризисных ситуациях субъекта Российской Федерации и диспетчерскими службами или руководителями потенциально значимых и потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципального образования.

Обязательными частями данного регламента должны быть:

  • уточненные критерии отнесения поступившего вызова;
  • временные нормативы информационного обмена;
  • перечень каналов связи, по которым осуществляется информационный обмен;
  • порядок доступа к автоматизированной информационно-управляющей подсистеме АПК "Безопасный город";
  • порядок проведения информирования и оповещения должностных лиц и населения;
  • алгоритмы действий персонала при различных происшествиях и ситуациях;
  • обеспечение информационной поддержки диспетчерского персонала;
  • порядок использования системы мониторинга транспортных средств с использованием технологии ГЛОНАСС;
  • иная информация, необходимая для обеспечения взаимодействия.

Ситуации, на которые распространяется действие Регламента:

  • обращения граждан по оказанию экстренной помощи;
  • пожар;
  • дорожно-транспортное происшествие;
  • криминальная ситуация;
  • аварийная ситуация на улично-дорожной сети;
  • показания датчиков систем мониторинга и др.

Основные выводы и результаты

В целях обеспечения полноценного функционирования АПК "Безопасный город" органа повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня необходимо на базе единой дежурно-диспетчерской службы создать подразделение, обеспечивающее мониторинг природных и технологических процессов, информирование и оповещение населения и органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организацию реагирования всех дежурно-диспетчерских служб на происшествия и чрезвычайные ситуации и контроль их ликвидации. Автоматизированная информационно-управляющая подсистема АПК "Безопасный город" должна обеспечить все мероприятия как в ручном, так и в автоматическом режиме (без участия диспетчера). Запуск аппаратно-программного комплекса на территории субъектов Российской Федерации позволит сократить время от получения сообщения о происшествии или чрезвычайной ситуации до оповещения населения и обеспечения реагирования до минимума, следовательно, сократить материальный ущерб от них и, главное, позволить сохранить человеческие жизни.

Литература

  1. ГОСТ Р 22.7.01–99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба".
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 2446-р "Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
  3. Атюкин А.А. Информационно-аналитическая система управления надзорной деятельностью государственной инспекции по маломерным судам: автореферат дис. кандидата технических наук: 05.13.10.
  4. В Дагестане будет завершена работа по созданию "Системы-112". Правительство Республики Дагестан. [online] Доступ через: http://www.e-dag.ru/novosti/novosti-pravitelstva/v_dagestane_budet_zavershena_rabota_po_soz-daniyu_s.html
  5. Концепция развития системы связи и информационно-телекоммуникационных технологий МЧС России на период до 2015 г., утвержденной решением коллегии МЧС России от 24.07.2013 № 8/IV.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2016
Посещений: 10365

  Автор

Владислав Гадеев

Владислав Гадеев

Полковник, заместитель начальника Северо-Кавказского регионального центра МЧС России

Всего статей:  1

  Автор

Вячеслав Палащенко

Вячеслав Палащенко

Майор внутренней службы, главный специалист отдела (информационных технологий, АСУ и связи) СевероКавказского регионального центра МЧС России

Всего статей:  1

В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций