В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
О практических вопросах реализации программы "Безопасного города" редакция побеседовала с ведущими экспертами отрасли.
On the practical issues of realization of the program "Safe City" editors talked with leading industry experts.
– Насколько важно создание единого информационного пространства для продуктивной работы и реализации концепции "Безопасного города"?
Юрий Чулюков
– Создание единого информационного пространства (коммуникационной платформы) – одна из основных задач концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". Причем пространство должно быть единым не только информационно, но и организационно. Унификация процессов реагирования – одна из ключевых задач, и без ее существенной проработки, а также без создания единого межведомственного классификатора событий, происшествий и чрезвычайных ситуаций какие-либо технологические компоненты останутся всего лишь разрозненными программными продуктами, выполняющими отдельные функции. Поэтому одним из результатов ведущихся в настоящее время научно-исследовательских работ должно стать создание единого межведомственного классификатора событий, происшествий и чрезвычайных ситуаций, а также утверждение единого для всех оперативных и экстренных служб процесса реагирования.
В Москве создана рабочая группа, которая в рамках утвержденного регламента координирует работы по реализации концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". Параллельно осуществляется интеграция в единое информационное пространство компонент, входящих в состав аппаратно-программного комплекса "Безопасный город": система городского видеонаблюдения; системы круглосуточного мониторинга объектов окружающей среды, опасных природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов; интеллектуальная транспортная система; мобильный инспектор Госавтоинспекции Москвы; информационные системы обеспечения деятельности Госавтоинспекции Москвы и Московской административной дорожной инспекции; система мониторинга криминогенной обстановки и общественной безопасности; система оперативного управления силами и средствами при реагировании на происшествия и чрезвычайные ситуации и другие системы.
Алексей Шалагинов
– Единое информационное пространство – понятие несколько умозрительное. В различных ситуациях и для различных применений всегда будут существовать как зоны закрытой или ограниченной в использовании информации, так и зоны общедоступной информации. Здесь важную роль играет принцип разграничения. Однако современные архитектуры облачных распределенных систем и методы использования их ресурсов допускают гибкое применение одних и тех же ресурсов для различных информационных зон, причем степень виртуальной изоляция, во всяком случае, не ниже физической.
– Системы связи и системы обеспечения автоматизации являются неотъемлемой частью АПК "Безопасный город". Во всех ли регионах нашей страны сегодня возможно добиться должного уровня работы средств связи и сопутствующих компонентов? Какие есть проблемы и пути их решения?
Алексей Шалагинов
– Основная проблема сетей связи – недостаток полосы пропускания. Кроме того, современное состояние использования новых услуг пока имеет и другие недостатки, выражающиеся в долгом времени вывода услуг на рынок и неэффективном использовании ресурсов опорной сети. Путями решения может быть внедрение на сетях связи решений SDN/NFV, которые помогли бы рационально использовать сетевые ресурсы, повысить автоматизацию ввода услуг и их администрирования. Однако пока такие решения имеют недостаточно наработанную практику использования, в связи с чем операторы пока лишь исследуют возможности их применения.
– В 2016 г. будут завершены научно-исследовательские работы по разработке единого стека открытых протоколов для обеспечения сопряжения подсистем АПК "Безопасный город" и по разработке типовой проектной документации врамках создания и развития АПК "Безопасный город", а также работы по созданию стенда, позволяющие тестировать соответствующие решения производителей. На ваш взгляд, поможет ли это более ускоренному внедрению данного АПК в различных регионах нашей страны и подстегнет ли производителей решений для комплекса "Безопасный город"?
Алексей Шалагинов
– Да, конечно, любое интеграционное решение, коим является безопасный город, а также его компоненты, требует тщательного тестирования. Поэтому такие работы необходимы, чтобы на этапе внедрения готовых решений было меньше проблем совместимости, производительности и функциональности.
– Почему, на ваш взгляд, до сих пор не согласован план реализации Концепции построения и развития АПК "Безопасный город" в Москве?
Алексей Шалагинов
– Вероятно, основная причина – ведомственная разобщенность и несогласованность действий, недостаточная их координация. Вполне вероятно и то, что каждое ведомство закладывает собственную реализацию компонентов решения, например – отдельные системы видеонаблюдения, скажем, для автотранспорта и для системы безопасности. А между тем, у человека нет отдельных глаз для чтения и для наблюдения красот природы. Точно так же и сложная система, такая как АПК "Безопасный город", должна быть подобием человеческого организма, а не суммой отдельных составляющих.
– Можно ли считать трендом 2016 г. переход от безопасного города к "умному городу"?
Юрий Чулюков
– Понятия "умный город" и "безопасный город" в значительной мере пересекаются. Например, сложно себе представить решение задачи по повышению качества жизни граждан за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий без обеспечения комплексной безопасности. Мобильные инструменты – например, специальные приложения, мессенджеры и социальные сети – значительно облегчают коммуникацию, делают ее доступнее и прозрачнее и в перспективе могут все больше и больше использоваться и в целях обеспечения общественной безопасности. Кроме того, без всякого сомнения при внедрении и создании различных информационных систем необходимо основательно анализировать то, что было создано ранее, в том числе и зарубежный опыт, чтобы впоследствии иметь возможность использовать существующие наработки под решение конкретных задач.
Алексей Шалагинов
– Безопасный город – одна из подсистем "умного города", и исторически была первой в реализации. Поэтому неудивительно, что за безопасным последовал "умный город".
– Считаете ли вы Концепцию "Безопасного города" лишь частью реализации программы "Умного города"?
Алексей Шалагинов
– Безопасный город может быть и отдельным решением. Но если идет речь о переходе к "умному городу", он должен интегрировать в себя безопасный город.
– Как всеобщая "мобилизация", соц.сети и месенджеры могут помочь в вовлечении населения вреализацию данных программ и способны ли они повысить уровень безопасности?
Алексей Шалагинов
– Здесь есть масса применений и ситуаций, когда это не только полезно, но и необходимо. Человек идет по улице, видит не закрытый канализационный люк, снимает его смартфоном и тут же отправляет фото в ситуационный центр, который оперативно устраняет опасность. Уже есть много кейсов, когда в системах видеонаблюдения на дорогах используются данные с видеорегистраторов автомобилей, подключенных к Интернету.
Государственная программа города Москвы "Безопасный город" охватывает 2012– 2018 гг. Пока реализована лишь часть прописанных в ней мероприятий. Хотя впереди еще около трех лет, эффективность всего, что сделано, ощутима.
Департаментами региональной безопасности и противодействия ко р ру пции и информационных технологий города Москвы совместно с ГУ МВД России по городу Москве проведен комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности использования возможностей городской системы видеонаблюдения в практической деятельности органов внутренних дел.
В подразделениях ГУ МВД России по городу Москве установлено более 400 автоматизированных рабочих мест с возможностью выгрузки архивной видеоинформации. Видеонаблюдение активно используется органами полиции для организации работы по раскрытию преступлений "по горячим следам". Так, в 2014 г. с помощью камер видеонаблюдения было раскрыто 1494 преступления, в том числе особо тяжкие, а в 2015 г. уже 1727 преступлений.
В 2015 г. установленными на улично-дорожной сети города 842 стационарными комплексами специальных технических средств, имеющих функции фото- и видеозаписи, работающими в автоматическом режиме, выявлено и задокументировано 10 793 893 административных правонарушения в области дорожного движения (2014 год – 6 700 042, рост на 37,9%), назначено штрафов на сумму около 10,5 млрд руб.
Создан мощный единый центр хранения данных (ЕЦХД). ЕЦХД представляет собой государственную информационную систему, содержащую совокупность информации об объектах, за которыми ведется видео- наблюдение в Москве, а именно: видеоизображение объекта видеонаблюдения, сведения о его местонахождении, дате и времени осуществления видеонаблюдения, совокупность сведений о поставщиках и пользователях информации об объектах видеонаблюдения, истории движения данной информации.
В ЕЦХД направляется информация с более чем 142 000 камер по всему городу, в том числе: 98 300 камер установлено на подъездах; 20 200 дворовых территорий оснащено камерами видеонаблюдения; 2500 камер размещено в местах массового скопления граждан и 10 700 камер установлено в образовательных учреждениях, включая камеры частных охранных предприятии .
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 07.02.2012 No 24-ПП "Об утверждении положения о государственной информационной системе "Единый центр хранения и обработки данных" (ЕЦХД) доступ на постоянной основе в ЕЦХД для получения информации в режиме реального времени предоставляется федеральным органам государственной власти, мэру Москвы и уполномоченным им должностным лицам, а также органам государственной власти города Москвы в целях осуществления ими своих полномочий согласно компетенции.
Запланировано проведение комплекса мероприятий по подключению внешних систем видеонаблюдения к государственной информационной системе "Единыи центр хранения и обработки данных", таких как: транспортная инфраструктура – интеллектуальная транспортная сеть, московский метрополитен, транспортно-пересадочные узлы; объекты культуры; объекты спорта; объекты органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений ; коммерческие организации.
ПАО "Ростелеком" при поддержке Департамента информационных технологий города Москвы в Северо-Восточном, Северном и Юго-Западном административных округах столицы проводит пилотный проект по оказанию совмещенных услуг по предоставлению видеоизображений с камер подъездного видеонаблюдения и услуги "запирающее устрой ство". Совместная реализация указанных услуг позволяет без увеличения стоимости для жителей дополнить услугу "запирающее устрой ство" новым функционалом: транслировать на домашнем телевизоре изображения с двух камер (лифтовой холл, приподъездная территория) в круглосуточном режиме.
Дальней шее развитие концепции построения и развития АПК "Безопасный город" в части "умного города" должно включать в себя 11 основных шагов.
1. Использование мобильных сервисов и приложении в целях вовлечения населения в предупреждение и профилактику правонарушений и обеспечение безопасности среды обитания.
2. Стимулирование развития частных разработок мобильных сервисов и приложений , интеграция результатов в единую информационную среду.
3. Развитие систем управления и оптимизации логистики общественного и частного транспорта (умные машины).
4. Развитие на базе АПК "Безопасный город" функциональных возможностей по предоставлению социальных услуг населению.
5. Наращивание применения энергосберегающих технологий в решениях по обеспечению безопасности коммунальной инфраструктуры.
6. Создание единого информационного пространства для всех входящих в городскую среду объектов (интеграция умных домов, умных остановок, умной инфраструктуры).
7. Использование результатов построения и развития АПК "Безопасный город" (создаваемой телекоммуникационной и вычислительной инфраструктуры) в качестве платформы для построения "умного города".
8. Развитие систем поддержки принятия решения в области социально-экономического развития и перспективного планирования городского пространства.
9. Развитие систем мониторинга безопасности в направлении обеспечения технико-экономической эффективности объектов городской инфраструктуры.
10. Интеграция решений по информатизации здравоохранения и образования в единое городское информационное пространство.
11. Комплексное развитие территории муниципальных образований с учетом аспектов безопасности населения и территории .
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2016
Посещений: 7138
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций