В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Позиционирование, отслеживание, мониторинг, трекинг – названия процесса определения местоположения мобильных объектов, который производится специально разработанными автоматизированными системами (АС). В целях более точного указания функций подобных АС часто применяется сочетание таких названий. Например, система позиционирования и мониторинга – СПМ. Ниже сделана попытка классифицировать системы, способные определять местоположение мобильных объектов, а также коротко описать технологии и методы, используемые в системах, не применяющих для позиционирования навигационные спутники и сети мобильной связи.
Positioning, tracking,monitoring – all these words can be used to define a process of mobile objects positioning. Position can be determined by means of specially developed Automatic Systems (AS). A simultaneous combination of the above mentioned terms is commonly used in order to describe more precisely the A. Systems functions. For example, Real Times Location Systems (RTLS). The following article attempts to classify the systems used to determine the mobile objects positioning. In addition it briefly describes technologies and procedures that do not use navigating satellites or mobile networks for this purpose.
По своей сути, процесс определения местоположения подвижных объектов представляет собой автоматическое, иногда автоматизированное решение следующих задач:
Среди задач, решаемых при позиционировании и мониторинге мобильных объектов, есть две определяющие, требующие наличия в автоматизированной системе радиосредств передачи данных или как минимум радиопередающего устройства на одной стороне и радиоприемного – на другой. К этим задачам, присущим всем СМП, относится определение координат мобильных объектов и обмен сообщениями между инфраструктурой и мобильными объектами.
Соответственно, когда конкретную СПМ относят к той или иной технологии, обязательно следует уточнить, какой процесс имеется в виду.
Системы, способные определять местоположение мобильных объектов и осуществлять их мониторинг работают в реальном масштабе времени, поэтому в литературе их называют RTLS (Real Time Location Systems – системы локального позиционирования в реальном масштабе времени). Классификацию таких СПМ – RTLS систем осуществляют на основании многочисленных параметров и признаков. Такими признаками являются:
Классификация СПМ по назначению
В зависимости от направленности решаемых задач можно выделить:
При этом существует значительная часть признаков, которые позволяют относить систему более чем к одной группе. Например, широко используемые системы глобального позиционирования GPS и ГЛОНАСС можно отнести как к системам общего назначения, так и к специальным. А некоторые системы общего назначения по своим задачам и используемым технологиям можно классифицировать как производственные.
Говоря о возможности СПМ решать свои задачи в зависимости от условий размещения мобильных объектов, целесообразно выделить:
Классификация СПМ по масштабам зон обслуживания
В зависимости от масштабов зон обслуживания систем, СПМ определяются как:
Такое деление определяет максимально возможные масштабы зоны обслуживания, но не ограничивает масштабирование системы "вниз".
Глобальные системы позиционирования предназначены для определения местоположения мобильных объектов на всей поверхности Земли. Они используют сигналы навигационных спутников, требуют наличия радиовидимости между спутниками и устройствами, осуществляющими навигацию, поэтому могут функционировать только на открытом пространстве.
При определенных условиях задачи глобального позиционирования также способны решать сети мобильной связи.
Региональные СПМ способны решать задачи позиционирования и мониторинга мобильных объектов в границах региона – мегаполиса, области, республики, небольшого по территории государства или территории площадью до 300 тыс. кв. км с помощью:
Многие технологии и решения, примененные впервые в РЛС, впоследствии нашли свое применение в системах позиционирования и мониторинга. Например, использование радиосигналов с линейной частотной модуляцией (ЛЧМ), ранее применявших только в военных РЛС, в современных СПМ обеспечивает:
Зональные СПМ предназначены для контроля и мониторинга местоположения мобильного объекта в границах некой зоны – территории, площадь которой лежит в пределах от нескольких гектаров (предприятие, небольшой населенный пункт) до нескольких десятков квадратных километров (промышленная зона, аэропорт, город и др.).
Позиционирование и мониторинг подвижных объектов в зональных системах может производиться с использованием:
Визуализация трассы движения автомобиля на перроне аэропорта при мониторинге показана на рис. 1.
Локальные системы мониторинга предназначены для определения местоположения мобильных объектов на ограниченных открытых территориях, в помещениях зданий и в закрытых пространствах.
Главной особенностью таких систем является возможность обеспечения позиционирования и мониторинга людей, техники, иных физических объектов, перемещающихся в пределах:
Иначе говоря, везде, где использование для определения координат мобильного объекта применение GPS/ГЛО-НАСС-приемников невозможно.
Позиционирование персонала в сети nanoLOC на производстве показано на рис. 2.
Частным видом локальных систем можно считать СПМ, использующие для измерений ультразвуковой, инфракрасный или оптический диапазоны. Такие системы являются узкоспециализированными, наряду с высокой точностью они имеют ряд недостатков, значительно ограничивающих их применение. Поэтому далее в настоящей публикации упоминаться не будут.
Средствами, способными обеспечить решение задач локального позиционирования и мониторинга, могут быть:
Представление мест нахождения персонала в офисе при мониторинге с помощью радиосети Wi-Fi (IEEE 802.11a/g/n) может иметь вид, приведенный на рис. 3.
Таким образом, в любой системе позиционирования определение координат мобильного объекта производится с помощью заранее развернутой инфраструктуры – сети средств измерений автоматизированной системы, координаты которых заведомо известны.
Следует понимать, что глобальные, региональные и зональные системы в чистом виде разработаны и применяются, как правило, для решения специализированных задач. В то же время многие СПМ общего назначения, использующие две и более технологии, могут относиться к системам разного масштаба (уровня).
Определение координат объектов в любых системах позиционирования и мониторинга может выполняться с использованием одной из двух технологий:
Единственными стандартами из перечисленных, изначально разработанными для измерения расстояний по радиоканалу, являются стандарты IEEE 802.15.4a CSS (nanoLOC) & UWB. Таким образом, СПМ, построенные на базе этих стандартов, в равных условиях (одинаковые производственные площади, здания, помеховая обстановка) обладают лучшими характеристиками, по сравнению с решениями, использующими другие стандарты.
Обмен сообщениями с координатной и служебной информацией между инфраструктурой СПМ и мобильными объектами в региональных, зональных, а иногда и локальных системах производится:
Говоря о технологиях собственно позиционирования, целесообразно назвать основные методы, использующиеся при определении местоположения и измерении координат мобильных объектов в радиосетях.
При описании RSS применительно к Wi-Fi некоторые авторы указывают, что расстояние до абонента по RSS определяется точкой доступа. Однако в стандарте IEEE 802.11/a/b/g/n оценку уровня сигнала от точки доступа и сравнение отношения сигнал/шум от разных точек доступа производит абонентское устройство. Это связано с тем, что решение о переключении (переходе) с одной точки доступа на другую на основании RSS и SNR (Signal to Noise Ratio) также принимает абонент.
В наше время достаточно широко встречаются СПМ, в которых, по сути, происходит конвергенция технологий позиционирования. Таким примером являются СЦПТР стандартов TETRA, DMR (Digital Mobile Radio), APCO25, в которых, кроме голосовой связи, возможны обмен данными и позиционирование. Для решения задач позиционирования и мониторинга абонентов базовые станции СЦПТР, обеспечивающих одну общую зону обслуживания, объединяются каналами связи. На пунктах управления системами устанавливается специальное ПО, способное определить местоположение терминала с точностью до одной базовой станции. Для повышения точности позиционирования абонента используются GPS или ГЛОНАСС. При необходимости отслеживать абонента в помещениях и сооружениях в терминал устанавливается модуль, способный "видеть" абонента в закрытых пространствах в пределах заранее развернутой для такого позиционирования инфраструктуры (сети Wi-Fi, RealTrac, автономные "маяки" и др.). На открытом пространстве определение координат терминала происходит по GPS или ГЛОНАСС. При входе абонента в закрытое пространство и его перемещениях мониторинг осуществляется через систему локального позиционирования, а передача данных о местоположении может производиться как по каналу данных УКВ-системы, так и через систему, производящую мониторинг.
Большинство таких СПМ является системами специального назначения, используемыми спецслужбами, силовыми структурами, а также крупными федеральными ведомствами в топливно-энергетической и транспортной отраслях.
Задачи обмена информацией между мобильными объектами и инфраструктурой СПМ, как уже отмечено выше, решаются либо с применением беспроводных систем передачи данных, использующихся для собственно позиционирования, либо с применением сетей связи общего пользования. Особенности таких сетей и систем и требования к ним достаточно подробно изложены во многих публикациях.
Классификация по способу использования координатной информации
Важным свойством любой системы позиционирования и мониторинга является способ использования координатной информации. К таким способам относятся:
В централизованной системе координатная информация, независимо от того получена она от средств-датчиков, находящихся на мобильном объекте или от внешних источников координатной информации, используется для обработки, построения, при необходимости маршрутов движения объекта и выдачи ее на отображение (визуализации).
Большинство систем позиционирования и мониторинга, в том числе локальных, представляет собой именно такие системы.
Необходимо отметить, что с целью обеспечения максимальной эффективности работы операторов этих систем, формы представления информации (информационные модели) даже в одной системе могут быть различны. Примеры различной визуализация объектов в локальной СПМ RealTrac приведены на рис. 4 и 5.
Выбор технологии для определения координат мобильных объектов зависит от постав л енной задачи – от того, какие свойства в конкретном случае требуются. Так, при выборе системы для решения задач локального позиционирования и мониторинга целесообразно учитывать следующее:
В настоящее время существует большое количество технологий, позволяющих решать задачи позиционирования и мониторинга мобильных объектов. Эти технологии базируются на разных методах, обеспечивающих различные возможности:
Поэтому при принятии решения о строительстве системы позиционирования и мониторинга необходимо внимательно изучить особенности и оценить возможности каждой технологии применительно к существующим и перспективным задачам.
Литература
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2014
Посещений: 42330
Автор
| |||
В рубрику "Безопасный город" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций