В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В 2018 г. ООО “Технологии Радиосвязи” исполнилось 10 лет. Одним из основных направлений развития компании в последние пять лет являются мобильные комплексы и терминалы для связи в движении. Это определено достаточно высокой актуальностью задачи. Динамика роста – самая высокая в отрасли (хотя в количественном выражении – небольшое число станций по сравнению с фиксированными VSAT-терминалами). В техническом сообществе спутниковой связи ведется активное обсуждение развития ССС, в том числе много внимания уделяется связи в движении [1].
Развитие спутниковой связи в движении дошло также и до самолетов, в том числе в России. В апреле 2018 г. “Аэрофлот” заключил контракт на оснащение 81 узкофюзеляжного самолета Airbus A320 и A321 системами развлечений и доступа в Интернет через Wi-Fi. Контракт выиграла компания “СТЭК.КОм”. Первые восемь A320 уже оснастили системой доступа в Интернет, а остальные планируется оборудовать до декабря 2019 г. [2].
“Газпром космические системы” в подписанном с Gilat cоглашении о сотрудничестве от 29.08.2018 г. также озвучил одну из целей – обеспечение связи в движении, в том числе на самолетах [3]. Соглашение предусматривает, например, разработку решений для организации связи на борту самолетов в Ка- и Кu-диапазонах на территории России и вне ее, поддерживаемых несколькими спутниками ГКС и других спутниковых операторов при использовании двухдиапазонной антенны Gilat в Ku- и Ka-диапазонах. В планах предусматривается предоставление услуг связи пассажирам железнодорожного транспорта с использованием терминалов Gilat On-The-Move и емкости спутников ГКС.
ООО “Технологии Радиосвязи” с 2015 г. занимается созданием терминалов спутниковой связи на базе антенных систем SOTM (Satcom-On-The-Move).
Создано (разработано, изготовлено и испытано) 15 антенн данного типа. Первые поставки осуществлены в 2016 г. Из них (рис. 1):
Распределение по применению на различных видах транспортных средств (рис. 2):
По функциональным параметрам SOTM на базе параболы и ФАР не имеют принципиальных различий. Применение ФАР оправданно в случаях имеющегося ограничения по высоте при размещении SOTM на транспортных средствах.
Антенны и станции SOTM в целом – это очень высокотехнологичный и наукоемкий продукт, начиная от исполнения антенны и исполнительных механизмов, Slip Ring (контактные вращающиеся кольца), Rotary Joint (вращающиеся волноводные сочленения) и заканчивая специализированным ПО. Важно отметить, что все СПО контроля и управления, включая алгоритмы наведения и автосопровождения КА, разработаны специалистами ООО “Технологии Радиосвязи”.
С 2015 г. разработано два типа станций SOTM (рис. 3–4):
Проведенные испытания показали, что при мощности излучения 30 Вт (максимальная разрешенная мощность излучения для антенны 0,6 м) достижимая информационная скорость SOTM в канале на передачу составляет 10 Мбит/с (при работе на корреспондирующую станцию с антенной 9,3 м в центре зоны обслуживания КА “Ямал-402”, при ясной погоде без осадков).
При заданном в канале связи Кг = 0,99 и более гарантированная скорость передачи с SOTM составляет около 1 Мбит/с.
С 2015 г. ООО “Технологии Радиосвязи” разработано и создано несколько типов самолетных станций спутниковой связи для обеспечения высокоскоростных потоков в Ku-диапазоне с линейной поляризацией (рис. 5–7):
Особенностью проектирования станций для самолетов является удовлетворение требований заказчика в части вписывания антенной системы в габаритные размеры уже существующих радиопрозрачных укрытий (РПУ, гаргротов), что и обусловило появление достаточно экзотических типоразмеров антенн с эквивалентным диаметром 0,48 м и 0,45 м. Конструкции указанных антенн оптимизировались под выделенную на самолете зону размещения с учетом размеров зоны ометания. Особенностью антенн самолетного исполнения также является рабочая температура до -55 °С.
К организационным особенностям создания самолетных станций можно отнести согласование с изготовителем/разработчиком самолета конструкции установки аппаратуры на фюзеляж и прокладку волноводного тракта и кабельных трасс через фюзеляж.
Все антенные системы прошли тестирование не только радиотехнических параметров, но и полный цикл испытаний на климатические воздействия, вибро- и ударные нагрузки и др.
Отработка технических решений и ПО производится на специально созданном 3-осном стенде с использованием СПО ООО “Технологии Радиосвязи” (рис. 8).
Общие особенности работы SOTM при работе на транспортных средствах:
Состав систем наведения SOTM 000 “Технологии Радиосвязи” максимально унифицирован для всех типов антенн SOTM и включает в себя:
Алгоритмы работы систем наведения включают в себя несколько вариантов:
ООО “Технологии Радиосвязи” имеет опыт разработки SOTM как для наземных транспортных средств, так и для самолетных. Самолетные решения также могут использоваться для каналов управления и сброса информации для БПЛА.
Более подробно ознакомиться с оборудованием можно на сайте www.rc-tech.ru.
Используемая литература и ссылки
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2019
Посещений: 2268
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций