В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Важным элементом обеспечения безопасности полетов является совершенствование системы радиосвязи на воздушном транспорте, бортового радиотехнического оборудования. Воздушное судно (ВС), имеющее средства радиосвязи, и соответствующий орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны осуществлять между собой радиосвязь.
Для осуществления радиотехнического обеспечения полетов ВС и радиосвязи с ними специально уполномоченным органом в области обороны в установленном порядке выделяются радиочастоты, которые должны быть защищены от помех.
В соответствии с концепцией федеральной целевой программы (ФЦП) "Создание и развитие Аэронавигационной системы России (2008–2015 гг.)" предусматривается переход к перспективным наземным и бортовым спутниковым средствам и многофункциональным космическим системам (КС).
Внедрение перспективной авионики, основанной на спутниковых технологиях, для связи, навигации, управления и организации воздушного движения позволит повысить уровень авиационной безопасности к 2015 г. в 2,7 раза.
В период 60–70-х гг. прошлого столетия начали разрабатываться космические аппараты (КА) ретрансляции, связи и телевещания. Первый спутник связи "Молния-1" был выведен на высокоэллиптическую орбиту 23 апреля 1965 г. с периодом обращения около 12 часов. При такой орбите в северном полушарии обеспечивался сеанс связи с объектами длительностью до 8–10 часов в сутки. Три спутника на таких орбитах поддерживали непрерывную круглосуточную связь.
Поэтому в первые 10–15 лет космической эры проявилась тенденция перехода от запусков одиночных КА к созданию постоянно функционирующих КС.
Космическая система связи имеет четыре основные составляющие:
К середине 1990-х гг. появились КС, которые позволяют абоненту подвижной спутниковой связи (СС) пользоваться навигационными данными и осуществлять передачу формализованных данных и связь между компьютерными сетями. Примером может служить КС персональной СС и передачи данных "Гонец", обеспечивающая конфиденциальную связь, автоматизированный сбор информации об оперативной обстановке, а также сбор данных о сопровождении особо опасных грузов.
Необходимо заметить, что создание систем СС сопряжено с большими финансовыми вложениями.
Во-первых, спутниковая связь необходима гражданской авиации (ГА), воздушные суда которой выполняют полеты по международным трассам ГА, в том числе по трассам зональной навигации европейского региона, а также необходима для обеспечения полетов в зоне Северной Атлантики.
Во-вторых, государственной авиации, наибольший состав парка ВС которой приходится на Министерство обороны РФ (это самолеты дальней, военно-транспортной и фронтовой авиации). На наш взгляд, спутниковую связь целесообразно иметь на самолетах дальней авиации (Ту-160 и Ту-95М) и военно-транспортной авиации (Ил-76 и Ил-86).
Для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе пассажирского самолета Ил-86 в 1992 г. был создан воздушный командный пункт Ил-80 (Ил-86ВКП). Всего построено четыре самолета. Дополнительное радиоэлектронное оборудование размещено в специальном накладном отсеке шириной 1,5 м, расположенном над носовой частью фюзеляжа. В состав бортового оборудования самолета Ил-80 входит станция спутниковой связи. Кроме того, станция спутниковой связи установлена на самолете Ил-62 "Салон" RA-86572.
Однако рыночная экономика определяет приоритетные направления внедрения спутниковых технологий в авиации.
Процесс внедрения спутниковых технологий рассмотрим на примере оснащения воздушных судов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS, которое началось с 2001 г.
Хочется отметить, что этот процесс идет медленными темпами. По данным Росавиации, на начало 2011 г. из 1869 отечественных воздушных судов, находящихся в эксплуатации (908 самолетов и 961 вертолет), оснащено аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS только 232 воздушных судна.
Сегодня в России разработана спутниковая система контроля местоположения (ССКМ) воздушных судов, в состав которой входит система подвижной спутниковой связи "ИНМАРСАТ", спутники ГЛОНАСС, GPS и сеть Интернет. В состав авиационного терминала ССКМ входят:
ССКМ установлена на вертолетах Ми-8АМТ и Ми-26. При перелете вертолета Ми-8АМТ из Тюмени в Конго ССКМ позволила представителям авиакомпании получать информацию о местоположении воздушного судна и его параметрах в реальном времени и при необходимости своевременно принять меры по обеспечению безопасности полета. Применение космических систем связи и навигации в авиации позволит повысить безопасность и регулярность полетов.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2011
Посещений: 12666
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций