В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Виталий Крамарь, директор компании "Телепорт-Сервис"
Цифровая революция в телерадиовещании является сегодня, пожалуй, одной из самых горячо обсуждаемых тем. Еще в июне 2006 г. Россия наряду еще со 103 странами мира подписала в Женеве договор об окончательном переходе на цифровое наземное телевизионное и звуковое вещание к 2015 г. Решение государства понятно: с внедрением новых технологий появится возможность транслировать больше телевизионных каналов в новом качестве. Цифровое телевидение более помехоустойчиво по сравнению с аналоговым, и при правильном построении сети качество цифрового телевидения будет высоким и для стационарных телевизионных приемников, и для мобильных. Однако концепция федеральной программы была одобрена только в сентябре 2009 г. (а сама программа - в декабре). В прошлом же году были разработаны частотно-территориальные планы двух стартовых мультиплексов цифрового телерадиовещания.
По причине территориальной протяженности нашей страны спутниковая составляющая, согласно программе, будет присутствовать в организации всех вещательных процессов (передача сигнала из Москвы по спутниковым каналам в регионы уже сегодня производится в цифре). При этом спрос на спутниковый ресурс увеличивается ежегодно на 12%. Цифровизация, несомненно, повлияет на ускорение этого процесса. Поэтому в рамках ФЦП запланированы мероприятия по созданию космических аппаратов "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6" (2010-2011 гг.), а также по созданию космических аппаратов "Экспресс-АМ7" и "Экспресс-АМ8" (2012-2013 гг.). Обрисованы довольно радужные перспективы, однако, принимая во внимание имеющийся опыт, есть основания сомневаться, во-первых, в соблюдении сроков обеспечения спутникового ресурса, во-вторых, в его качестве. После выхода из строя АМ2 много вопросов остается по теме резервирования российского спутникового ресурса - будет ли оно обеспечено и как. О резервировании 1:1 речь не идет, а соотношение 1:3 или 1:4 было бы тоже интересным, так как без резервирования нет связи.
Также возникает вопрос: будут ли учтены интересы всех телекомпаний? В первую очередь перед государством стоит задача распространения федерального пакета, тогда как, по данным Национальной ассоциации телевещателей (НАТ), в России в этом году насчитывается около 1,5 тыс. работающих телекомпаний. Соответственно государство сначала рассчитывает ресурсы для национальных проектов и, как правило, не беспокоится о коммерческих компаниях, особенно в области организации и резервирования спутниковых ресурсов.
Для представителей НАТ уже очевидно, что почти из тысячи телекомпаний, имеющих лицензию на эфирное вещание, при переходе на цифру выживут не все. Ассоциация видит для них следующий выход: компании, у которых не наберется минимального объема собственного производства, могут перейти в категорию производителей контента или, скооперировавшись с другими такими компаниями (в одном субъекте РФ), заявить один областной канал или распространять программы с помощью непосредственного спутникового вещания в союзе с кабельными и другими операторами и провайдерами. Для городских и муниципальных телерадиокомпаний (по оценкам НАТ, их более 600) также грядут тяжкие времена, так как понятно, что во 2-й и 3-й мульти-плексы они не попадут.
Соответственно региональное телевидение остается незащищенным, тогда как крупные медиахолдинги имеют средства и возможности лоббировать свои интересы. Получается, что менее крупным компаниям приходится уповать исключительно на свои собственные силы. Ситуация усугубляется тем, что, по данным Роскомнадзора, для запуска 3-го мультиплекса уже нет ресурса в нижней части частотного диапазона, соответственно необходимо отключение аналоговых каналов.
Выходом для компаний, не имеющих достаточных возможностей для лоббирования своих интересов, может быть сотрудничество с негосударственными операторами спутниковой связи, часть которых предлагает услуги не только доставки телевизионного сигнала на спутники (UpLink), но и приема платного и бесплатного спутникового телевидения, доступа к библиотеке контента для формирования пакетов программ, услуги по передаче пакетов программ по спутниковым каналам в формате DVB-S, DVB-S2 и DTH.
Для оказания услуг телекомпаниям, не попавшим в инфраструктуру федеральных целевых проектов, негосударственные операторы спутниковой связи предлагают свои услуги на множестве спутников, так или иначе покрывающих часть территории России.
Помимо отечественной группировки ФГУП "Космическая связь" над территорией РФ таким каналам могут быть интересны не только планируемые к запуску "Ямалы", но и иностранные спутники компаний Intelsat и Eutelsat, часть из которых уже запущена в эксплуатацию.
Дефицит российского спутникового ресурса сегодня сказывается на возможностях по распространению каналов, но тем не менее новым телекомпаниям есть куда направить свои видеопотоки для приема их практически в любой точке Российской Федерации. Наиболее интересными стратегическими позициями являются точки геостационарной орбиты около 80-90-х градусов. Сегодня из всех космических аппаратов в этих позициях для организации вещания новых каналов наиболее интересен, так как еще не до конца загружен, спутник Intelsat-15.
Этот новый спутник, выведенный в орбитальную позицию 85° в.д. 30 ноября 2009 г., оснащен полезной нагрузкой Ku-диапазона высокой мощности, предназначенной для предоставления услуг телевещания на большей части территории России.
На базе этого уникального ресурса ряд операторов организовали интерактивные спутниковые мультимедийные платформы, предназначенные для предоставления широкого спектра услуг на территории России и стран СНГ:
Как правило, основой мультимедийных платформ операторов являются центральные станции, которые выполняют функции передачи цифрового пакета в стандарте DVB-S2, в составе которого могут передаваться телевизионные программы в стандартах MPEG-2 и MPEG-4, радиоканалы или широкополосные IP-приложения.
Широкий контурный луч этого спутника с охватом практически всей территории стран СНГ и мощностью DTH оптимизирован для цифрового ТВ, а точка стояния - 85° в.д. между спутниками "Экспресс" и "Ямал" (80° и 90° в.д.) - позволяет пользователям принимать на одну антенну одновременно сигнал с трех популярных спутников, что удовлетворяет запросы потребителей.
На спутнике Intelsat-15 уже развернут пакет вещания "Континент ТВ" "Орион Экспресса" оператором "РуСат" в формате MPEG-4 и стандарте DVB-S2, также готовится к запуску инфраструктура оператора "Телепорт-Сервис", емкость которой позволит организовать подъем сигналов сразу нескольких телекомпаний со скоростями отдельных телеканалов от 1 до 32 Мбит/сек.
Иностранные спутники в силу особенностей регулирования в России не очень интересны для VSAT-сетей, то есть сетей передачи данных, так как даже принятая в феврале этого года упрощенная процедура для регистрации VSAT, работающих в сетях иностранных космических аппаратов, является временной и принята только на 2 года. Поэтому большую часть ресурса иностранных спутников, находящихся в орбитальных позициях над РФ, целесообразнее использовать именно для организации ТВ-вещания в различных форматах, так как негосударственные спутниковые операторы вне зависимости от сложности процедур регистрируют свои центральные станции для работы с этими бортами, а для организации вещания над всей территорией РФ требуется не более 2-3 центральных станций.
К сожалению, для организации непосредственно спутникового телевещания или для транспорта телеканалов с целью их распространения, например в кабельных или эфирных региональных сетях, на сегодняшний день и минимум до конца 2011 г. (до запуска в эксплуатацию новых российских спутников) нет альтернативы, кроме иностранных космических аппаратов.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2010
Посещений: 4987
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций