Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Дефицит частотного ресурса

Виталий Крамарь
Директор компании "Телепорт-Сервис"

Дефицит частотного ресурса - общемировая проблема, так как геостационарная орбита называемая поясом Кларка, ограничена по количеству возможных для использования точек.

Поэтому эффективная эксплуатация этого ресурса - крайне важная задача как для государств, так и для мировых частных компаний, операторов спутниковых группировок.

Убытки операторов

В России с указанными выше задачами справляются относительно эффективно. С одной стороны, большая часть возможных позиций занята и достаточно эффективно эксплуатируется, да и емкость с успехом продается иностранным потребителям; с другой - налицо очевидное бессилие существующего в России механизма по организации эксплуатации частотного ресурса, ярким примером которого является ситуация с точкой 80°.

В результате запуска борта " Экспресс-АМ2" с неисправными подшипниками солнечных батарей эта стратегически важная для страны позиция более года не в состоянии круглосуточно обслуживать Ku-диапазон, что абсолютно недопустимо, так как эффективным использованием ресурса может считаться только 100%-ная реализация возможностей орбитальной точки.

Сложившаяся ситуация накладывает определенные убытки на операторов связи, начиная с ГПКС, которое отвечает за работу "Экспресс-АМ2", и заканчивая коммерческими компаниями. Как минимум три коммерческих оператора пострадали от поломки аппарата, а также продолжают эксплуатировать некоторую часть своих сетей в ухудшенном режиме (во время работы борта с 16:0 до 02:00).

Возможно ли частно-государственное партнерство?

Частоты на новых спутниках раскупаются или бронируются еще до их запуска. Яркий пример - Intelsat-15. Этот борт был спроектирован несколько лет назад, запуск намечен на конец ноября 2009 г., а все частоты на нем уже проданы годом ранее. Ближайший запуск российских спутников, по информации "Газкома" и ГПКС, состоится не раньше чем в 2011 г. Несколько операторов уже подали заявки на готовящиеся борты, но остается неясным, будут ли на 100% удовлетворены их потребности, так как в первую очередь компании, запускающие космические аппараты, ориентированы на государственные заказы. К тому же стоит добавить, что любой запуск связан с определенным риском, что продемонстрировал случай с "Экспресс-АМ2".

Дефицит российского ресурса усугубляется отсутствием схем резервирования, которые можно заимствовать из опыта коллег на Западе, например, использование в качестве резерва старого спутника на орбите.

Другая, не менее важная проблема заключается в том, что имеющийся орбитально-частотный ресурс пока эксплуатируется исключительно государством, что накладывает серьезные ограничения на возможности его коммерческого использования, а соответственно ограничивает развитие этого рыночного сегмента, что немаловажно в период общемирового экономического кризиса. Только месяц назад государство анонсировало готовность сотрудничества в форме частно-государственного партнерства. В то же время такие частные группировки, как Intelsat, Eutelsat, уже давно демонстрируют удачный опыт взаимодействия государства и бизнеса. Например, в группировку частной компании Intelsat входит более 50 аппаратов, разбросанных по всей геостационарной орбите. Этот опыт необходимо анализировать как инвесторам, так и регулятору с точки зрения того, насколько эффективно организуется использование дефицитного национального ресурса частными или государственными компаниями.

В ситуации нехватки емкости как в связи с поломками на спутниках, так и с расширением клиентских сетей, которое все равно происходит, несмотря на кризис, существуют три варианта решения проблемы.

Первый предполагает уплотнение имеющейся частотной емкости, увеличение эффективности ее использования с помощью новых технологий. Можно поменять модуляции и алгоритмы работы с частотами, модернизировав оборудование хаба и клиентское оборудование. Например, перейти с DVB-S на DVB-S2, включить ACM. Но в силу технических особенностей данные меры позволяют увеличить эффективность использования частот максимум на 30-40%.

Если этот этап пройден, а необходимость в расширении емкости актуальна, остается еще два варианта. Один из них - обратиться к коллегам по рынку, у которых есть свободные ресурсы, с просьбой разместить клиентов на необходимый период по межоператорскому договору или иначе.

Третий вариант - приобрести емкость на иностранном борту. Тут операторы сталкиваются со сложностями, связанными с регистрацией VSAT: стандартная процедура требует много времени и сложна в исполнении, а схема упрощенной регистрации не предусмотрена. Кроме того, компании необходимо сначала купить емкость, иначе ГКРЧ не примет заявки на выделение частот. То есть инвестиции и расходы коммерческих компаний предшествуют разрешениям государства. Такое положение дел не соответствует заявлениям о поддержке бизнеса. В развитых странах бизнесу предоставляются возможности уведомительных процедур, а большинство российских бизнес-проектов предполагает предварительное получение права в виде какого-либо разрешения для ведения бизнеса, что приводит к схеме - "сначала инвестируй, а потом, может быть, тебе разрешат вести дела".

Вопросов больше, чем ответов

Существующее положение в секторе спутниковой связи формально обосновывается опасениями государства, связанными с безопасностью. В случае с VSAT эти аргументы опровержимы, так как максимум, чем может навредить иностранный борт-ретранслятор, это выключение сигнала. Вести контроль над транспортом пакетов передачи данных он не в состоянии, а даже если и будет преследоваться такая цель, то простая шифровка трафика позволяет решить эту проблему на земле, а не в космосе. В случае когда речь идет об упрощении процедур регистрации коммерческих VSAT-сетей, забота о безопасности государства непонятна вдвойне. Во-первых, коммерческая сеть не имеет к государственным тайнам никакого отношения, во-вторых, у государства есть беспроигрышное решение - СОРМ на узлах связи всех операторов всех российских сетей.

Следующие опасения государства связаны с тем, что иностранный борт может нанести экономический вред российским государственным структурам, производящим космические аппараты. Структурам, обслуживающим космические аппараты, не стоит опасаться, так как останутся госзаказы, до которых коммерсантам не добраться. Коммерческие же компании только эксплуатируют частотную емкость, поэтому им, безусловно, выгодно работать с иностранными бортами за неимением другого ресурса. Экономический ущерб государству еще более сомнителен, так как имеющийся объем на иностранных бортах, который попадает на территорию РФ, не покрывает всех потребностей государства и коммерсантов и минимален по сравнению с тем объемом, который планируется к запуску российскими бортовыми операторами с 2011 г.

Также надо отметить, что у операторов VSAT-сетей, пострадавших в результате затянувшейся на второй год аварии "Экспресс-АМ2", остались обоснованные опасения и ряд вопросов как к государству, так и ко всем участникам рынка:

  • Как изменилась схема государственной приемки космического аппарата, допустившая возможность запуска спутника с заведомо сомнительными подшипниками солнечных батарей?
  • Какие механизмы предусмотрены государственными компаниями, производящими и эксплуатирующими космические аппараты для защиты интересов не государственных, а коммерческих структур, в ситуациях, аналогичных случаю с "Экспресс-АМ2"?
  • Какие схемы эксплуатационного резервирования орбитально-частотного ресурса предполагаются в дальнейшем для российской спутниковой группировки?

Есть ли ответы на эти вопросы в государственных кабинетах или в государственных коридорах, и появятся ли они в будущих контрактах на продажу российской спутниковой емкости коммерческим структурам?

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #5, 2009
Посещений: 5990

  Автор

Виталий Крамарь

Виталий Крамарь

Директор ООО "Телепорт-Сервис"

Всего статей:  7

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций