В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
SAT-технология (Very Small Aperture Terminal), конечно, уже успела получить широкое распространение и известность. Действительно, если финансовые возможности позволяют, а специфика работы диктует высокие требования к качеству соединения и его скорости, VSAT станет наиболее подходящим вариантом. Такое решение вполне подойдет для решения государственных задач по организации связи в удаленных и труднодоступных районах, где прокладка кабеля из-за вечной мерзлоты или гористой местности не представляется возможной.
Подойдет оно и для спецслужб - скорость развертывания VSAT-терминала такова, что установить антенну и настроить соединение с Интернетом можно буквально за считанные минуты. Кроме того, МВД и МЧС уже давно используют передвижные VSAT-станции на автомобилях. Судя по всему, качеством связи они довольны, поскольку автопарк машин, оснащенных VSAT, постоянно растет. Может заинтересовать эта технология и корпоративных клиентов, причем начиная с крупных корпораций национального масштаба и заканчивая предприятиями малого бизнеса. VSAT-операторы готовы предложить клиентам полный спектр услуг: от голосовой связи и доступа к сети Интернет до комплексных систем проектов, мониторинга трубопроводов, асинхронной передачи данных, клиентских мультисервисных сетей.
При этом VSAT-операторы продолжают расширять возможности своих сетей, появляются все более современные услуги, решения и технологии, позволяющие не только увеличить надежность сети и скорость обмена информацией, но и сократить расходы на ее развертывание. Тем не менее до сих пор VSAT остается весьма дорогим удовольствием. Тем же, кому возможности не позволяют заплатить около 80 тыс. рублей за терминал, а приобщиться к спутниковым технологиям хочется, подойдет асимметричный доступ в Интернет.
Асимметричный (или односторонний) доступ в Интернет отличается от двухстороннего доступа (VSAT) тем, что связь по спутниковому каналу организуется только от провайдера к абоненту. Обратная связь осуществляется либо по наземной инфраструктуре, либо по мобильным сетям. Конечно, эта технология не может обеспечить стопроцентное качество связи, но получить доступ к сети Интернет позволяет.
Выбор на этой более дешевой спутниковой технологии уже остановили около 400-500 тыс. частных пользователей. Как и любая спутниковая технология, она позволяет получить связь там, куда обычные провайдеры широкополосного доступа в Интернет не дошли и вряд ли соберутся из-за отсутствия целесообразности ее использования и рыночных перспектив. Например, использование асимметричного соединения весьма популярно на дачах.
Всего за 500-600 рублей в месяц можно получить полноценный доступ к Всемирной паутине. Москвичей такими ценами не напугать, да и более прижимистые жители провинции нередко предпочитают воспользоваться спутниковой связью, чем платить вдвое, а иногда и втрое дороже традиционному проводному провайдеру. При обычном серфинге в Интернете соотношение скачанной и отправленной информации 10:1 или даже 20:1. При таком раскладе прямого спутникового и обратного, скажем GPRS-канала, вполне хватает для работы.
Еще одна область применения спутниковых технологий - теле- и радиовещание. Телевизор настолько прочно вошел в повседневную жизнь, что многие не представляют без него ни будней, ни праздников. Только вот стоит отъехать на несколько десятков километров от МКАД или любого другого областного центра, как даже с помощью антенны из общего эфира удается поймать не больше двух, в лучшем случае трех каналов, и то в солнечную погоду. Оставаться в курсе событий, не пропустить любимую телепередачу или очередной эпизод сериала позволит опять-таки спутниковая технология.
Купив за сравнительно небольшую плату комплект оборудования, базовый пакет каналов можно смотреть бесплатно. Более искушенные зрители за дополнительную плату могут получить доступ практически к неограниченному количеству программ. Не зря о спутниковой технологии как о будущем отечественного телевещания говорит и министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Согласно утвержденному плану перехода на цифровое вещание, к 2015 г. все жители России будут смотреть спутниковое телевидение. По замыслу министерства в этом светлом будущем зрители даже самых удаленных и захолустных уголков страны смогут смотреть такое же количество каналов, что и столичные жители, и не будут чувствовать себя обделенными. Между тем уже сейчас число пользователей спутникового телевидения насчитывает миллионы человек, и их количество постоянно растет, а операторы спутникового телевидения полностью скупают целые спутники.
Как и любая коммерческая компания, железная дорога должна добиваться преимуществ перед конкурентами, т.е. предлагать такие услуги, которые не предоставляются вообще или предоставляются в очень ограниченных масштабах автомобильным и авиационным транспортом. Значительной и все более растущей популярностью у пассажиров пользуются услуги широкополосного доступа, которые включают в себя, в первую очередь, организацию доступа в Интернет, а также пользование мультимедийным контентом: видео по запросу, игры и развлечения, телевидение в реальном времени и т.д. В настоящее время широкополосным доступом в Интернет оснащаются высокоскоростные поезда в Америке, Японии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Бельгии, Швеции, Нидерландах. Предоставление пассажирам услуг широкополосного доступа в Интернет на высокоскоростных поездах и поездах дальнего следования дает возможность:
В настоящее время на сети железных дорог ОАО "РЖД" внедряются новые высокоскоростные электропоезда "Сапсан" на участках движения Москва - Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород. Пассажиры этих поездов обеспечиваются самым высоким уровнем услуг. Анализ зарубежного опыта с учетом реалий развития отечественного телекоммуникационного рынка показывает, что оптимальным решением поставленной задачи является организация широкополосного доступа на основе спутниковых каналов связи в интеграции с наземными системами GSM/UMTS/WiMAX и с организацией внутрипоездной сети на базе локальных сетей Wi- Fi.
Согласно маркетинговому опросу, проведенному по инициативе британской компании Broadreach в 2004 г. среди более чем 1600 человек, беспроводный доступ в Интернет в поездах может склонить людей чаще пользоваться этим видом транспорта. 72% опрошенных людей, занимающихся бизнесом, предпочли бы автомобилям и самолетам поезда, если бы они были оборудованы Wi-Fi-доступом в Интернет.
В Европе крупнейший проект по предоставлению услуг широкополосного доступа пассажирам поездов реализуется компанией THALYS. В концепции, разработанной для Thalys используется несколько методов передачи сигналов: спутниковая передача сигналов, UMTS, HSDPA и Wi-Fi (во вре мя простоя на вокзальных станциях). Основной особенностью спутниковых VSAT-систем для подвижных объектов является необходимость быстрого отслеживания антенной системой направления на спутник, что реализуется на основе навигационных систем GPS/ГЛО НАСС.
На российских железных дорогах при предоставлении услуг широкополосного доступа спутниковые технологии играют доминирующую роль, что, в первую очередь, связано с относительно слабо развитой инфраструктурой со товых сетей для передачи данных (GPRS, EDGE, UMTS) вдоль железных дорог.
В настоящее время ОАО "РЖД" проводит испытания спутникового Интернета для высокоскоростных поездов, причем в ходе испытаний тестируются антенные системы двух крупных мировых производителей таких систем.
Основными сдерживающими факторами на пути внедрения спутникового Ин тернета на высокоскоростных поездах являются отсутствие решения ГКРЧ для такой технологии и высокая стоимость оборудования (по сравнению с фиксированным спутниковым доступом). Что касается первого фактора, то работа в этом направлении уже ведется, а до получения такого решения ОАО "РЖД" предполагает использовать несимметричный доступ.
С целью уменьшения стоимости оборудования и решения других технологиче ских вопросов (связь в тоннелях, борьба с затенениями и т.д.) головной институт ОАО "РЖД" - ОАО "НИИАС" совместно с итальянской компанией "Те-леспацио" в рамках проекта европейского космического агентства CENTO предполагает решить эти задачи.
Все сказанное в равной степени относится и к спутниковому радиовещанию. Спутниковый сигнал можно использовать для раздачи через спутник радиопрограмм региональным УКВ-вещателям. Но существуют и системы непосредственного спутникового радиовещания. Подобные системы, например, используются в США, где прием радио со спутника ведется непосредственно самим слушателем, как правило, в авто, но есть и версии для установки в домах. Применение подобного оборудования позволит избежать ситуации, когда, путешествуя из одного города в другой, большую часть пути вместо любимой волны приходится слушать "белый шум", а приехав, наконец, на место назначения, искать ее по всем диапазонам. Спутниковое радиовещание, которое должно повсеместно появиться в России одновременно с цифровым телевидением, позволит забыть об этих неудобствах раз и навсегда.
За сложной на первый взгляд аббревиатурой DVB-H (Digital Video Broadcasting - Handheld) скрывается технология мобильного телевещания, позволяющая передавать цифровой видеосигнал на телефоны и КПК. Телефон всегда под рукой, а значит, так же близко будет и видеоконтент, будь то важный матч или финал других соревнований, да хоть концерт звезд эстрады. Чтобы обеспечить пользователям доступ к "телефонному" телевидению в любой момент времени, по спутниковым каналам DVB-H поток доставляется на базовые станции операторов.
Односторонний спутниковый Интернет-доступ появился в середине 1990-х гг. Массовость эта услуга приобрела лет пять-шесть назад. И сегодня, несмотря на активное распространение наземных сетей и двустороннего спутникового Интернет-доступа, асимметричный спутниковый Интернет продолжает активно развиваться. Он прочно занимает нишу между дорогим VSAT и низкоскоростным GPRS. Перспективы у этого сервиса весьма благоприятные, поскольку по российским просторам еще не скоро протянут оптоволоконные сети, а VSAT еще не скоро станет доступен среднему россиянину. На первый взгляд рынок одностороннего Интернета достаточно прост, но это только на первый взгляд. Основной проблемой является тот факт, что требуется обеспечить удобным сервисом десятки, а то и сотни тысяч абонентов. А абонент сегодня избалованный, он, например, платить любит так, чтобы это занимало у него минуту, не больше -ровно столько, сколько надо, чтобы автомат "заглотил" купюру и выдал чек. К тому же спутниковый бизнес для оператора является довольно рискованным, особенно в условиях недостатка сегмента и вероятности выхода спутников из строя. Поэтому на рынке выигрывает тот, кто инвестирует средства в разработку перспективных технологий и имеет запас сегмента на различных бортах. И не просто запас, а запас на основе долгосрочных контрактов. Кому понравится перенастраивать тарелку раз в полгода из-за того, что его про- вайдер получил сегмент "вот сейчас, пока у нас тут есть десяток мегагерц, а там видно будет"?
Компания "Радуга-интернет" присутствует на рынке с 2005 г., изначально поставив себе задачу сделать сервис для клиента стабильным и удобным. Одним из удачных решений компании была разработка спутникового модема DiBox. Это так называемое коробочное решение, не требующее сложной инсталляции и настройки. Основная проблема работы с частными клиентами заключается именно в том, что они не IT-директора и не системные администраторы компаний. И, что характерно, не имеют никакого желания вникать в дебри настройки плат и программного обеспечения. Поэтому такому клиенту нужна коробочка, которую можно воткнуть в компьютер... и чтобы все заработало. Типичный пример -ADSL-модемы. Резонно решив, что для спутникового Интернета тенденции будут те же самые, "Радуга-интернет" пошла на затраты, связанные с разработкой такой коробочки. Настройка DiBox доступна любому человеку, что подтверждается практикой.
В Европе, Америке и Азии эта технология уже получила широкое распространение и завоевала популярность зрителей. В России сети также построены, однако развитие DVB-H сдерживает выделение частот.
Доступа в Интернет на подвижных объектах в России пока также нет, но именно это направление использования спутниковых технологий может оказаться одним из наиболее перспективных. В 2004-2006 гг. компания Connexion By Boeing пыталась организовать доступ в Интернет в самолетах, осуществляющих транзитные перелеты над территорией Российской Федерации. Однако реализация проекта была приостановлена. Компания отказалась от международных планов, реализовав идею лишь на территории США. Теперь же у проекта есть возможность возродиться вновь с уже другими исполнителями.
Технология мобильного телевещания DVB-H позволяет передавать цифровой видеосигнал не только на телефоны и КПК, но и на плееры, автомобильные ме-диаустройства, GPS-навигаторы со встроенным либо внешним цифровым ТВ-приемником.
Использование возможностей спутниковой доставки информации на обширные территории позволяет не задумываться о способах получения входного сигнала на каждой из базовых станций, расположенных в населенных пунктах, вдоль междугородных автомагистралей, железнодорожных линий - везде, где люди захотят быть в курсе происходящих событий. Неоспоримым преимуществом спутникового ретранслятора является большая территория предоставления услуги, например вся европейская часть России от Калининграда до Урала. При этом затраты на организацию такого канала остаются величиной постоянной, вне зависимости от количества и расположения базовых станций сети, принимающих данный сигнал. Кроме того, имеется возможность трансляции различных пакетов программ для различных регионов через одну и ту же спутниковую несущую, в том числе организация вещания местных новостей и местных телеканалов, что является очень актуальной задачей, учитывая пространственные и административные особенности нашей страны. С другой стороны, использование спутниковой технологии накладывает некоторые ограничения на качество предоставления ус- луг DVB-H оператором, среди которых, например, зависимость качества сигнала от погодных условий (особенно в диапазоне Ku) и т.п.
Как сказано в статье "Этот многогранный спутник", развитие DVB-H до последнего времени сдерживал мораторий на выделение частот. Вышеупомянутая правительственная программа по переходу к цифровому телевещанию "открыла двери" дальнейшему развитию данной технологии. С ноября 2009 по март 2010 г. трем операторам сетей DVB-H созданы условия для организации тестовых зон мобильного телевидения в пределах Москвы и выдана требуемая разрешительная документация. Сейчас любой желающий (при соблюдения некоторых условий) имеет возможность пользоваться преимуществами мобильного телевидения, причем на бесплатной основе. По результатам работы тестовых зон и создания необходимой нормативно-правовой базы Минкомсвязи примет решение о перспективах дальнейшего развития в нашей стране этого стандарта телевещания.
Современные спутниковые технологии позволяют предоставлять услуги практически на любом движущемся объекте: на борту самолета, в поезде, на яхте. В мире эта часть спутникового бизнеса успешно развивается и пользуется заслуженным спросом. Услуга, которая позволяет не только подключиться к сети Интернет, но и воспользоваться голосовой связью и смотреть видео в режиме реального времени, пользуется заслуженным вниманием у пассажиров на дальних перелетах.
Подобная технология давно используется для организации связи на яхтах. Сеть центральных станций позволяет судам плавно переходить из зоны действия одного хаба в зону действия другого, не теряя связь. Стоит отметить, что спутниковое оборудование, устанавливаемое на яхтах, дешевле того, что ставится на бортах самолетов.
В России, конечно, вряд ли найдется столько яхт, чтобы сделать этот бизнес рентабельным, а вот Интернет в поездах может оказаться весьма востребованным. Во Франции, например, уже работает подобная система. Она учитывает, что контактная сеть вдоль железной дороги прерывает сигнал со спутника, и использует специальные буферы для обеспечения непрерывной работы.
Также актуально будет использование этой технологии и для спецслужб, которые смогут работать в движении. Технология позволяет оказывать даже услуги телемедицины. До сих пор телемедицина остается, в первую очередь, дистанционной диагностикой. Однако ее потенциальные возможности значительно шире. Например, сетевые технологии предоставляют возможность документальной передачи историй болезни при переводе больных из клиники в клинику, оперативное решение вопросов страхования и оплаты, новые возможности повышения квалификации врачей, широкое внедрение новых медицинских технологий и методов, дистанционные медицинские консультации, консилиумы, телеконференции и телеманипуляции (дистанционное управление аппаратурой и даже хирургические вмешательства на расстоянии). Все это становится возможным и доступным в удаленных районах благодаря работе спутниковых операторов.
Якутский государственный университет (ЯГУ) к принятию решения о старте проекта по телемедицине подтолкнула жизненная необходимость. Якутский регион является довольно специфическим -большая территория, малая населенность, отсутствие дорог. Следствием этого является малое количество медицинских специалистов, обслуживающих огромные территории. И очень большие командировочные расходы, потеря времени на дорогу и т.д.
Многие преподаватели на медицинском факультете ЯГУ являются практикующими врачами, которые регулярно выезжают в многодневные плановые командировки в удаленные улусы для консультации населения и лечения больных. Прекрасно понимая возможности телемедицины и экономический эффект от ее применения, руководство ЯГУ приняло решение сделать первый шаг по внедрению телемедицины в практику и в образовательный процесс.
На первом этапе проекта после консультации с техническими специалистами было решено установить системы видео-конференцсвязи (ВКС) в нескольких аудиториях ЯГУ в районных медицинских центрах, имеющих хорошие каналы связи, и в помещениях городской больницы г. Якутска. Также было решено оснастить оборудованием операционную и установить автономные комплекты ВКС для детской инфекционной больницы и роддома.
После проведения определенных организационных процедур данный проект был реализован, и система телемедицины введена в эксплуатацию. Сотрудники ЯГУ получили возможность проводить удаленные консультации больных. На этих консультациях присутствуют студенты, которые параллельно получают знания и перенимают опыт преподавателей. Также благодаря системе ВКС студенты имеют возможность "присутствовать" на операциях, детально видеть работу хирурга. А у хирургов, в свою очередь, появилась возможность получать в режиме on-line консультации от лучших мировых специалистов. Кроме того, теперь можно оперативно получать результаты анализов больных, находящихся в других регионах, как удаленно, так и в режиме online благодаря интеграции системы ВКС и специализированных медицинских приборов.
Очень интересный сервис появился в инфекционной больнице и в роддоме. У отцов теперь есть возможность прийти в роддом и увидеть своего ребенка через систему ВКС, пообщаться с супругой, записать этот важный момент в жизни любой семьи на DVD-диск.
Что касается технических аспектов, то внедрение телемедицины само по себе не является сложным процессом, но имеет некоторые особенности как организационного, так и технического хорактера. Организационные особенности - это ограниченный доступ в некоторые помещения больниц, например в операционную или инфекционную зону. Соответственно все работы должны проводиться с соблюдением санитарных правил. К техническим проблемам относится отсутствие, во-первых, каналов связи с больницами и, во-вторых, современных медицинских приборов, способных интегрироваться с компьютерами и с системой ВКС. Реализация проекта занимает немного времени, все зависит от количества точек и сложности оборудования. Обычно на оснащение точки от начала реализации проекта (при наличии оборудования) уходит не более 2 недель.
Более того, внедрение во всех российских регионах типового решения по проекту оказания услуг телемедицины было предусмотрено Федеральной целевой программой "Электронная Россия". Например, министерством были выделены средства на проведение "пилотного" проекта по телемедицине в Пензенской области.
Широкому распространению подобных телемедицинских комплексов препятствует их высокая стоимость. Одна оснащенная необходимым оборудованием машина стоит порядка 15-25 млн рублей. Тем не менее технология развивается. Например, в ОАО "РЖД" уже работают четыре медицинских поезда.
Получается, что все наиболее перспективные на сегодняшний день телекоммуникационные технологии связаны с использованием спутниковой связи. Прогресс не стоит на месте. Спутники становятся все мощнее, технологичнее, позволяют развивать новые услуги, всегда оставаться на связи, общаться и получать доступ к информации из любой точки мира.
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2010
Посещений: 6865
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций