В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Валентин Анпилогов
Заместитель генерального директора "Висат-Тел", член редакционного совета журнала "Технологии и средства связи
Уже более 10 лет международные европейские организации подготавливают решения об отмене индивидуального лицензирования VSAT-станций (табл. 1) и предлагают присоединиться к ним - полностью либо частично - всем заинтересованным национальным администрациям связи (не только европейских стран). Европейские институты по стандартизации разрабатывают стандарты, которые стали уже общемировыми.
Следует отметить, что термин "индивидуальное лицензирование" - это прямой перевод с английского. В действительности подразумевается не лицензирование как таковое (получение разрешения на предоставление услуги), а проведение экспертиз ЭМС, получение индивидуальных частотных разрешений и согласование мест установки VSAT-станций, включая международную координацию.
Первое решение ГКРЧ, частично отменяющее "индивидуальное лицензирование", было принято в 2003 г. и затем повторено в решении ГКРЧ № 04-03-02-001 от 06.12.2004, которое действует и сегодня. Кроме того, в результате работ в области конверсии радиочастотного спектра появилось решение ГКРЧ № 08-23-03-001 от 26.02.2008, которое уточняет диапазон частот предыдущего и принципиально упрощает нормативную базу, регулирующую применение VSAT-станций в полосе 14-14,4 ГГц. При подготовке этих документов в качестве базового был принят принцип гармонизации с европейскими решениями. В частности, существенные параметры VSAT-станций в диапазоне 14-14,5 ГГц отвечают европейским решениям (табл. 1), и в полосах частот, свободных от согласований с МО и ФСО, VSAT-станции освобождены от "индивидуального лицензирования" за исключением следующих положений, не соответствующих европейским решениям:
В предложениях, разработанных в рамках конверсии радиочастотного спектра в 2009 г., которые представлены для проекта решения ГКРЧ в диапазоне 14,399-14,5 ГГц, эти расхождения с европейскими решениями устранены. При этом в случае отказа заявителя от международной координации VSAT-станции действует п. 4.4 Регламента радиосвязи (МПЗ для VSAT в сопредельных странах не проводится, если технические параметры отвечают Решениям СЕРТ и/или на основании п. 4.4 РР):
"Администрации государств-членов не должны присваивать станции какую-либо частоту в нарушение либо Таблицы распределения частот, приведенной в данной главе, либо других положений настоящего Регламента иначе как при условии, что данная станция при использовании такого частотного присвоения не должна создавать вредных помех станции, работающей в соответствии с положениями Устава, Конвенции и настоящего Регламента, и не должна требовать защиты от вредных помех со стороны этой станции".
В 2008 г. СЕПТ предложил обобщенное решение ECC/DEC/(08)06, которое отзывает решения:
- ERC/DEC/(00)03 (диапазон 29,5-30/10,7-12,75 ГГц);
- ERC/DEC/(00)04 (диапазон 29,5-30/19,7-20,2 ГГц);
- ERC/DEC/(00)05 (диапазон 14-14,25/12,5-12,75 ГГц) и предлагает решение ECC/DEC(06)03, которое устанавливает отмену индивидуального лицензирования для VSAT-станций с ЭИИМ до 60 дБВт при использовании диапазонов частот в любом сочетании:
Таким образом, по состоянию на 2009 г. для VSAT-станций в диапазоне частот 14-14,5 ГГц рекомендуются следующие существенные параметры:
- полоса 14-14,25 ГГц:
- полоса 14,25-14,5 ГГц:
При этом администрациям связи рекомендовано освободить VSAT-станции с ЭИИМ от 50 до 60 дБВт от "индивидуального лицензирования" (предполагается, что для VSAT-станций с ЭИИМ до 50 дБВт "индивидуальное лицензирование" уже отменено).
Администрация связи России де-факто частично присоединилась к решениям СЕПТ в диапазоне 14-14,5 ГГц, целесообразно закрепить это присоединение де-юре в 2010 г.
В России по состоянию на 2009 г. практически нет нормативной базы, регулирующей применение VSAT-станций в диапазоне 29,5-30 ГГц. Очевидно, что при ее формировании следует руководствоваться европейскими нормами, как предписывает международное соглашение между Россией и ЕС. Эти нормы устанавливает европейская организация СЕПТ (табл. 2) и рекомендуют стандарты ETSI.
С учетом более ранних решений СЕПТ в европейских странах уже сложилась классификация VSAT-станций. Очевидно, что нет оснований создавать новую, отличную от европейской, классификацию в российской нормативной базе. Кроме того, принимая во внимание пункт 1.1 "Дорожной карты" по общему экономическому пространству России и ЕС, который определяет необходимость создания открытого и интегрированного рынка, следует:
1. Признать целесообразным разработку гармонизированных и совместимых стандартов, регламентов и процедур оценки соответствия оборудования РЭС.
2. Признать целесообразным гармонизацию правил частотного обеспечения и применения VSAT-станций на территории Российской Федерации с решениями СЕПТ в полосах частот, свободных от согласования частотных назначений и мест размещения VSAT-станций с радиочастотными службами МО и ФСО.
3. Установить классификацию VSAT-станций, гармонизированную с решениями СЕПТ, с целью частичного присоединения Администрации связи России к решениям СЕПТ:
4. Принять "Нормы VSAT-Ku" и "Нормы VSAT-Ka", гармонизированные с европейскими стандартами:
Эти общие меры позволят осуществить переход к цивилизованному рынку VSAT и исключить волюнтаризм при формировании норм и правил его регулирования. Россвязь прикладывает немало усилий для продвижения регуляторной базы VSAT к нормам, принятым в развитых странах. Можно надеяться, что в первой половине 2010 г. этот процесс все же реализуется в виде новых решений ГКРЧ по VSAT-Ku и VSAT-Ka, которые обеспечат возможность присоединения России к европейским решениям в области VSAT.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 4950
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций