В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Аман Панну (Aman Pannu), аналитик в области аэронавтики и обороны, Frost & Sullivan
В январе были заключены три из шести контрактов на создание европейской спутниковой навигационной системы Galileo. Вспомогательными услугами в системе займется Thales Alenia Space (предусмотрено 85 млн евро), Arianespace получит 397 млн евро на запуск услуг, OHB System AG (совместно с SSTL) - 566 млн евро на первые 14 спутников. Ожидается, что заказ на остальные спутники будет предоставлен в ходе последующих заказов на выполнение работ одной из фирм - OHB или EADS-Astrium GmbH. Ведущие аэрокосмические компании рьяно борются за оставшиеся три контракта, которые скорее всего будут предоставлены к середине 2010 г. Эти контракты касаются наземной инфраструктуры проекта, площадок по осуществлению контроля с Земли и работы системы.
Galileo является единственной из "большой четверки" системой (Galileo, GPS, GLONASS и Beidou (Compass)), которая предназначена главным образом для гражданских и коммерческих целей, хотя недавно Европейское оборонное агентство донесло до соответствующих органов предложение касательно систем оборонного назначения. Galileo должна будет работать параллельно вместе с системами GPS и GLONASS, но при этом будет независима в предоставлении услуг навигации и позиционирования. Другие системы, помимо возможности передачи гражданских сигналов, имеют в основном военное назначение.
Чем больше спутников (межоперабельных), тем шире зона покрытия для провайдеров услуг, которые могут затем использовать дополнительную возможность для предоставления конечным потребителям новых приложений. Однако присутствие слишком большого числа участников рынка GNSS может подстегнуть конкуренцию, что, вероятно, ослабит коммерческие возможности Galileo, которые и без того находятся под вопросом.
Не все в проекте Galileo шло гладко, многие подвергали сомнению возможность существования европейской навигационной спутниковой системы. Первой задачей был переход от бизнес-модели с участием государства к частному бизнесу, обусловленный неспособностью программы Galileo генерировать необходимую прибыль для снижения рисков, связанных с осуществлением проекта такого масштаба и последующими значительными задержками и перерасходом бюджета. Однако, несмотря на эти трудности, многие считают, что оценивать успешность такого проекта нужно с учетом долгосрочного влияния (как прямого, так и косвенного) и вклада в экономику в целом.
Значительным будет влияние упомянутых выше контрактов на развитие технологий, инновационных приложений, логистических цепочек, ожидания конечных потребителей и рабочие места как в аэрокосмической отрасли, так и в других секторах. В корне этого контракта находится влияние на сегмент Upstream космической отрасли. Сектор производства спутников выиграет от постоянного потока заказов на их изготовление. Этот контракт окажет положительное влияние на бизнес-возможности поставщиков в рамках всей логистической цепочки. Волновой эффект этого сектора откроет впечатляющие возможности по всей логистической цепочке. Важно не игнорировать косвенное влияние на космическую отрасль, включая рынок труда. Такие контракты не только открывают новые возможности в космической отрасли в краткосрочной перспективе, но их потенциал может способствовать формированию высококвалифицированных ресурсов на европейском космическом рынке.
Система Galileo способна затронуть некоторые ключевые вопросы аэрокосмической отрасли, включая интеграцию европейской авиационно-космической отрасли и повышая ее эффективность с помощью снижения уровня выбросов продуктов сгорания, улучшения управления воздушными судами, что в конечном счете повышает безопасность полетов. С другой стороны, доступность более эффективной глобальной навигационной спутниковой системы будет способствовать развитию инновационных приложений для беспилотных летательных аппаратов - как коммерческих, так и государственных.
Потенциальные возможности, создаваемые Galileo (и другими глобальными навигационными спутниковыми системами) для аэрокосмической отрасли, весьма впечатляющие. Просмотрев список победителей европейского соревнования по спутниковой навигации Galileo-Masters (хотя перечень является не исчерпывающим), можно резюмировать влияние, которое проект Galileo будет оказывать на различные отрасли. Например, транспортный сектор ожидает расширение различных приложений для железнодорожного транспорта, в том числе для управления движением поездов (для сокращения промежутка между поездами и увеличения частоты прохождения поездов), а также для безопасности, информационных услуг по отслеживанию и анализу состава пассажиров, мониторинга движения грузов и вагонов. Другие приложения касаются сферы здравоохранения, нефтегазовой отрасли, поиска людей (включая спасение людей в режиме реального времени), "разумной" логистики (мониторинг и анализ) и даже интерактивных игр.
Рассмотрев несколько из перечисленных выше приложений, трудно не заметить, что Galileo предоставляет возможность создания многочисленных инновационных применений в различных секторах и заслуживает титул "iPhone космической промышленности", хотя желающие поспорить об этом наверняка найдутся. Однако можно полагать, что инвестиции в него принесут многочисленные выгоды для конечных потребителей.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2010
Посещений: 5210
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций