Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

ФЗ "О навигационной деятельности" - "черная дыра" или шаг в правильном направлении?

Владимир Кащеев
Заместитель генерального директора компании "Гротек"

Андрей Ширяев
Заместитель директора ГУП НПЦ "ЭЛСОВ"

Олег Белов
Генеральный директор спутниковой противоугонной и мониторинговой системы "ГЛОНАСС-Навигатор"

Владимир Свириденко
Вице-президент по технологиям SPIRIT Telecom

Сергей Агафонов
Директор по производству ЗАО "АЙПИНЭТ"

В Законе субъектом правовых отношений выступают теперь и физические лица. Повлияло ли это на определение "персональная спутниковая навигация"? Что вы вкладываете в это понятие?

Владимир Кащеев: Если не брать во внимание возможные в рамках Закона подзаконные акты, наверное, никак не повлиял. А понятие "персональная" определил так: это навигация, не встроенная в систему мониторинга движущихся объектов. Существует массовое заблуждение - как частных лиц, так и чиновников, коммерсантов и, конечно, журналистов -относительно спутниковой навигации. Люди искренне уверены, что за местоположением и передвижением навигатора следят спутники. И они удивляются и до конца все равно не верят, что ГЛОНАСС/GPS-навигатор - это только приемник. Такой же, как FM-радио или любой другой. А для решения задачи мониторинга нужна дополнительная и нередко весьма габаритная, энергоемкая и далеко не бесплатная система передачи навигационных данных в центр обработки и слежения. Причем в большинстве случаев система передачи использует как раз наземную связь, например сотовую.

Андрей Ширяев: Упоминание в законе физлиц - это довольно запоздалая реакция законодателей на реальное положение вещей, т.е. попытка констатировать де-юре то, что давно уже существует де-факто. Ситуация напоминает начало 1990-х, когда таким же образом пытались "обуздать" сотовую связь. Что такое "персональная спутниковая навигация", сегодня знают, пожалуй, только правоведы-юристы. А миллионы рядовых граждан, которые ездят со спутниковыми навигаторами на личных машинах, ходят в походы или просто отправляют друзьям SMS с координатами своего местонахождения, этими тонкостями не интересуются. По-моему, отличительным признаком "персональной спутниковой навигации" может служить ее использование в личных целях граждан, не связанных с их производственной деятельностью.

Олег Белов: Термин "персональная спутниковая навигация" в Законе отсутствует. Я его понимаю так: использование спутникового позиционного сигнала физическими лицами в своих интересах.

Владимир Свириденко: Не думаю, что принципиально что-то изменилось, просто расширились границы рынка. Теперь частные предприниматели без образования юрлица могут не только выступать как потребители навигационных услуг, но и предоставлять с помощью ГЛОНАСС услуги по определению местоположения, скорости объектов и т.д. третьим лицам.

Какие факторы способствовали широкому развитию рынка на основе GPS? Что могло бы повлиять на создание и развитие российского гражданского рынка на основе ГЛОНАСС?

Владимир Кащеев: Причины развития гражданских GPS-приложений:

  • это была наиболее совершенная на тот момент система с доступом гражданских потребителей;
  • рынок и конкуренция.

О ГЛОНАСС. Как сказал один руководитель в советское время: "Мы не будем вам мешать. Мы даже сделаем больше - мы не будем вам помогать".

От государства нужно: обеспечить работоспособность космического сегмента и раскрытие необходимой информации для разработчиков и производителей.

Оперативная информация по текущему состоянию спутниковой группировки, насколько я знаю, и сейчас доступна через Интернет. Остальное должен сделать рынок.

Я не очень понимаю требование к транспортникам или другим гражданским госпотребителям работать только на отечественном оборудовании - элементная база все равно зарубежная. Пусть потребуют от производителей на приборах ГЛОНАСС/GPS сделать большую красную кнопку "ТОЛЬКО ГЛОНАСС" на случай войны.

Сейчас и российские, и зарубежные производители активно конкурируют на рынке OEM-модулей ГЛОНАСС/ GPS. Это и есть залог динамичного развития в данной области.

Андрей Ширяев: Если говорить о коммерческом успехе GPS, то причин здесь несколько. Можно отметить своевременное и быстрое развертывание орбитальной группировки и поддержание ее в течение всех прошедших лет в хорошем техническом состоянии. Следует упомянуть и то, что в США довольно давно было принято принципиальное решение о свободном коммерческом использовании системы NAVSTAR, что дало дорогу частной инициативе. Важную роль сыграл и технологический прогресс, сделавший абонентские терминалы доступными массовому потребителю.

ГЛОНАСС, которая в 1980-х имела хорошие стартовые возможности, сейчас вынуждена быть в положении догоняющего со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для того чтобы всерьез говорить об ее широком коммерческом использовании, необходимо завоевать доверие со стороны потребителей. Прежде всего это касается полномасштабного развертывания и гарантированного поддержания в работоспособном состоянии космического сегмента.

Олег Белов: Продвижению GPS-навигации помогли процессы мировой глобализации и ее последствия. Корпорации-гиганты в 1970-х активно наращивали свое повсеместное присутствие. Их штаб-квартиры были вынуждены через информатизацию и автоматизацию наладить систему отслеживания в режиме он-лайн бизнес-процессов, где бы они ни происходили. А спутниковое позиционирование позволяло получить полную и актуальную картину того, что, где и насколько эффективно делается, вовремя принимать управленческие решения.

Развитию гражданского ГЛОНАСС-рынка в России могли бы способствовать:

  • запуск серийного производства элементной базы и навигационной аппаратуры для широкого круга потребителей;
  • внедрение сервисов на платформе ГЛОНАСС (или ГЛОНАСС/GPS) во всех государственных и муниципальных структурах;
  • создание на федеральном уровне системы коммуникаций для доведения информации о продукте до потребителя.

Владимир Свириденко: GPS (NAVSTAR) - хороший пример того, как военную систему можно сделать коммерческой и очень успешной, как делать бизнес на этом и развивать high-tech.

Основной преградой на пути коммерциализации рынка на основе ГЛОНАСС сегодня является отсутствие конкурентных устройств для массового пользователя. Что мы видим сейчас на рынке навигационной аппаратуры потребителей (НАП)? Сотовые телефоны и персональные навигаторы с поддержкой GPS. Существующие ГЛОНАСС-приемники мало подходят для интеграции в мобильные устройства из-за высокого энергопотребления, но пригодны для автомобильных навигаторов. Развитие систем мониторинга транспорта и ценных объектов, а также соответствующих потребностей уже в самом скором времени нельзя недооценивать.

В любом случае в ближайшие годы важная роль в формировании коммерческого ГЛОНАСС НАП-рынка в России будет принадлежать госзаказу. Уверен, что рынок НАП будет развиваться вместе с совершенствованием ГНСС "ГЛОНАСС" и развитием микроэлектроники, однако скорость его роста будет зависеть от способности государства и бизнеса активизировать переход от сырьевой зависимости к инновационной экономике. Чтобы осуществить такой переход максимально быстро, государству следует позаботиться о создании рынка ГЛОНАСС-аппаратуры и о благоприятной налоговой политике для изобретателей и производителей, которая исключила бы возможность "утечки мозгов и технологий".

Важнейшие задачи, которые нужно решить для развития коммерческого рынка НАП, и предложения по поддержке российских разработчиков были сформулированы Ассоциацией российских производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) и переданы Минпромторгу.

Сергей Агафонов: Основной функционал GPS - возможность определять географическое положение объекта с заданной точностью, отображать его координаты на электронной карте, а также вырабатывать определенные управляющие воздействия на объект по заданному алгоритму с учетом текущей ситуации. Все это в совокупности с удобством применения и низкой ценой GPS-приемников ($100-200) привело к широкому распространению их в авиации, мореплавании и автомобилестроении. Система используется на машинах, которые контролируются компьютерами (комбайны, тракторы и другая техника), а портативные приемники уже давно активно используют моряки, летчики, альпинисты, грибники, охотники - в общем, все желающие...

Развитию российского рынка на основе GPS способствовала, прежде всего, рыночная необходимость. Россия - страна с огромной территорией, и охваченность этой территории связью относительно небольшая, если сравнивать, например, с той же Европой. Наличие спроса, по идее, должно было ускорить и разработку аналогичных гражданских приложений ГЛОНАСС.

Повлиять на развитие рынка ГЛОНАСС могло бы, на мой взгляд, несколько факторов:

  • возможность обеспечить рынок качественными услугами связи, уровнем не ниже, чем связь GPS, с широким территориальным охватом;
  • грамотное маркетинговое позиционирование как самого продукта в целом, так и по отношению к GPS в частности;
  • конкурентоспособные цены.

Не является ли положение о создании Правительством РФ федерального сетевого оператора "предвестником" монополизации нового рынка? Какие функции и почему целесообразно делегировать федеральному сетевому оператору и приведет ли это к желаемому развитию ГЛОНАСС и ее приложений?

Владимир Кащеев: Федеральный сетевой оператор - ведомство с таким громким названием вряд ли захочет остаться информационным и методическим центром, который действительно нужен. А спутники запускать и управлять ими будут, как и раньше, военные - и вроде на эту прерогативу никто не покушается.

Андрей Ширяев: В отличие от своего сотового собрата, "навигационный оператор" сам по себе не способен предоставить услугу конечному потребителю (а тем более тарифицировать ее и выставить счет): навигационный приемник - устройство пассивное. Закон однозначно не определяет взаимоотношений федерального сетевого оператора и абонентов. Давайте дождемся комментариев и подзаконных актов. В любом случае всегда есть запасной вариант - GPS.

Олег Белов: Согласно Закону, федеральный сетевой оператор создается правительством "при необходимости". В каких случаях она наступит, не сказано ни слова. Прогресс рынка навигации - в конкуренции. Потребитель в состоянии сам выбрать продукт нужного качества. Создание федерального оператора в российских реалиях может отбросить развитие сектора на годы назад. Практики регулирования рынка с помощью одного большого игрока в сфере высоких технологий нет ни в одной стране мира.

Владимир Свириденко: На мой взгляд, данное положение Закона не означает прямой монополизации рынка коммерческих услуг ГЛОНАСС. Наряду с уполномоченным оператором национального масштаба, стоимость услуг которого должна регулироваться государством, на массовом рынке РФ могут и должны функционировать конкурирующие частные операторы навигационных услуг, которые могут сами устанавливать их стоимость в зависимости от спроса. В то же время наличие единого федерального оператора с участием государства на начальной стадии формирования рынка будет гарантией "единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной сфере для федеральных государственных и иных нужд" (очевидно, в Законе имеются в виду нужды региональных и муниципальных администраций).

Сергей Агафонов: Я не считаю, что создание федерального сетевого оператора является предвестником монополизации рынка. Наоборот, на данном этапе это может служить необходимым фактором развития рынка. Само по себе создание данной системы - затратное и трудоемкое направление, и оно должно быть консолидировано в рамках одной компании для выработки единой системы, общего управления и общих понятных правил работы. В дальнейшем различные направления деятельности могут быть переданы нескольким компаниям, как это произошло, например, с РАО "ЕЭС".

Закон снял запреты на точность определения координат - за исключением территорий и объектов, для которых установлен "особый режим безопасного функционирования". Нет ли тут опасности вернуться к исходному, "запретительному" состоянию? Как обычное физическое лицо, не допущенное к правительственному перечню, узнает об ограничениях своей навигационной деятельности?

Владимир Кащеев: Я так понимаю, речь здесь должна идти об объектах типа атомных и гидроэлектростанций, военных частях и т.п. И если координаты самого объекта никакой не секрет, то рекогносцировка на территории действительно должна пресекаться.

Обычно вокруг таких объектов есть какое-то ограждение и часто эшелонированная система безопасности. И запретов там хватает и без навигации. Так что, как говорится, "не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите там, где идет строительство или подвешен груз".

Андрей Ширяев: Опасения вряд ли обоснованны. Это международная практика, и здесь наши законодатели не изобрели ничего нового. Если не верите - попытайтесь поработать на иностранной военной базе с GPS-приемником... Хотя подробнейшие спутниковые карты любого участка земной поверхности свободно можно скачать в Интернете. Что же касается "обычного физического лица", то ему совершенно необязательно изучать перечень: перед допуском на спецобъект ему и так все объяснят.

Олег Белов: На мой взгляд, потребителю не нужно знать этот перечень наизусть. Точность сигнала можно ограничить программно-аппаратными методами: у объектов из этого списка позиционная аппаратура будет автоматически переключаться в особый режим безопасного функционирования. Обеспечивать переключение должны производители приложений и поставщики навигационных услуг.

Владимир Свириденко: Более существенным моментом этого положения Закона мне представляется наличие равных, недискриминационных условий работы на рынке для всех его участников - как компаний, так и частных лиц, которые наделяются одинаковыми правами и обязанностями. То есть физические лица в этом вопросе находятся в равных условиях с федеральным оператором и по закону обязаны иметь равный с ним доступ к такой информации.

В Законе не обошлось и без упоминания сертификации приемников ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. Оправдано ли это разделение? Что грозит тем, кто использует только GPS-приемник?

Владимир Кащеев: Сейчас двухсистемный модуль ГЛОНАСС/GPS - маркетинговая фишка производителей. Они прекрасно начали с ней работать и конкурировать - кто раньше, универсальнее, миниатюрнее, дешевле. Можно этот процесс только приветствовать.

А госсертификация - не очень-то этому процессу поможет. Ну если хочет госзаказчик на крупную партию свою "военную приемку" устраивать - пусть делает. Массовому рынку это только в минус. Будем получать продукцию с задержками и дороже. Да и обновление моделей затормозится. Все-таки давайте будем помнить, что это только приемник и сам по себе он ничего никуда не отправляет.

Андрей Ширяев: На мой взгляд, в этой детализации нет ничего плохого. И к процедуре сертификации, как к неизбежному и необходимому этапу продвижения товара на рынок, все давно уже привыкли. Конечно, у потребителей и производителей оборудования нередко возникают претензии к срокам, качеству и стоимости экспертизы, но это тема отдельного разговора.

Если же говорить об односистемных GPS-приемниках, то залогом их надлежащего функционирования должна служить репутация производителя. Опасайтесь подделок!

Олег Белов: Для высоких технологий важна оперативность. А любая сертификация - препон для внедрения, потеря времени на этапе перед выводом разработки на рынок.

И еще одно "но" - как бы обязательное сертифицирование не стало очередной коррупционной лазейкой...

Если сертификация предусматривает проверку качества приемников, то это мера больше запретительная. Она может привести к уходу рынка "в тень", переносу затрат на сертификацию с изготовителя на покупателя через повышение цен на аппаратуру.

О качестве должны заботиться, в первую очередь, сами производители. Регулятором для них будет конкуренция.

Владимир Свириденко: Разделение оправдано и отражает появление на рынке новых видов НАП с поддержкой сигналов одной или двух ГНСС. Думаю, что с принятием закона для пользователей приемников только с поддержкой сигнала GPS ничего не меняется. Сохраняется и уже существующий порядок сертификации GPS-приемников.

Создание и распространение электронных карт высокой точности сегодня находятся в ведении Роскартографии. Как обычное физическое лицо получит доступ к этим ресурсам и какие проблемы тут могут возникнуть?

Олег Белов: Навигаторы, поступающие в продажу, зачастую уже снабжены библиотекой электронных карт (ЭК). Насколько я знаю, в Glospace SGK-70 заложены подробные и достаточно точные ЭК всей России.

Разработкой ЭК сегодня занимаются самые разные компании. Сбыт их налажен и у нас, и за рубежом, в том числе через Интернет. Роскартография может воспользоваться этими каналами или создать свои. Например, продавать карты на электронных носителях через курьерские службы, торговые сети и т.д.

Владимир Свириденко: В настоящее время я не вижу проблем с доступом физических лиц к картографическим ресурсам, особенно с учетом того факта, что есть альтернативные поставщики цифровых карт.

Производители готовы разрабатывать для сотовых телефонов чип, совмещающий ГЛОНАСС и GPS. Будет ли соответствующая услуга востребована сотовыми операторами и когда?

Олег Белов: Спрос здесь зависит не от сотовых операторов (они к навигации в многофункциональных гаджетах отношения не имеют), а от потребителя. Эксперты считают, что рынок спутникового позиционирования, особенно в России, будет расти: к 2012 г. его оборот как минимум удвоится.

По моим оценкам, мобильные телефоны со встроенным ГЛОНАСС/GPS-навигатором будут востребованы с 2011 г. К этому моменту группировка ГЛОНАСС будет доведена до 24 спутников и охватит сигналом всю поверхность Земли. Надеемся, к этому же времени наладят и серийный выпуск элементной базы ГЛОНАСС/GPS, по параметрам и ценам приближенной к зарубежным аналогам.

Активным ли будет спрос на мобильные телефоны с этим чипом - вопрос скорее к производителям. Все зависит от того, как новинка будет позиционироваться на рынке, от цены на нее, появятся ли в этих устройствах новые функции. Например, онлайн-информация о пробках с вариантами объезда.

Владимир Свириденко: Надо различать разработчиков чипов (design house) и заводы по их тиражированию (foundry). Действительно, некоторые разработчики в РФ, число коих можно пересчитать по пальцам одной руки, сделали такие заявления. Мы, например, относимся к ним скептически. Тем не менее задача конверсии двухсистемных приемников в чипсет уже поставлена, но пока не ясно, кто и когда будет финансировать эту работу. Также непонятно, кто будет решать задачу разработки дизайна такого чипсета и на базе каких технологических норм. Есть некоторые основания предполагать, что это может произойти, но не ранее 2011 г. Если дизайн такого чипсета будет создан и начнется его серийное производство (может, и на иностранных заводах), то, естественно, эта продукция дойдет до потребителей и, возможно, будет востребована сотовыми операторами.

Сергей Агафонов: В ближайшие несколько лет эта задача останется актуальной. Услуга, несомненно, будет востребована потребителями. Но все это произойдет не раньше, чем система реально "заработает" и займет свое место на рынке.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2009
Посещений: 6157

  Автор

Олег Белов

Олег Белов

Генеральный директор спутниковой противоугонной и мониторинговой системы "ГЛОНАСС-Навигатор"

Всего статей:  1

  Автор

Владимир Свириденко

Владимир Свириденко

Вице-президент по технологиям SPIRIT Telecom

Всего статей:  2

  Автор

Сергей Агафонов

Сергей Агафонов

Директор по производству ЗАО "АЙПИНЭТ"

Всего статей:  1

  Автор

Владимир Кащеев

Владимир Кащеев

Заместитель генерального директора компании "Гротек"

Всего статей:  11

  Автор

Андрей Ширяев

Андрей Ширяев

Заместитель директора ГУП НПЦ "ЭЛСОВ", научный консультант журнала

Всего статей:  7

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций