В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Инновационные системы Digital Signage (DS) в сфере образования
Александр
Кондрашин
К.т.н., профессор РГТУ им. К.Э. Циолковского
Владимир
Слепцов
Д.т.н., профессор РГТУ им. К.Э. Циолковского
Андрей
Лямин
Старший преподаватель РГТУ им. К.Э. Циолковского
В настоящее время среди технологий доставки видеоконтента пользователям особое место занимает система Digital Signage (DS - дословно "цифровые вывески"), позволяющая доставлять потребителю специализированный контент. Она представляет собой комплекс аппаратного и программного обеспечения, позволяющего создавать целевой контент, контролировать его доставку, а также транслировать его потребителю согласно определенному расписанию. То есть это комплекс, состоящий из средств отображения информации (СОИ) и сети коммутации и распределения AV-сигналов (сетевое телевещание).
Технология DS
Новая технология DS объединила в себе преимущества рекламных, телевизионных, информационно-цифровых технологий [1, 2] и предназначена для замены традиционных наружных и внутренних носителей рекламы (щиты, постеры, плакаты и т.д.), а также демонстрации нарезок ТВ-программ.
Управление дисплеями и выводом информации по технологии DS должно осуществляться по принципу:
- любой источник, то есть видами распространяемого контента могут быть:
- фильмы и видеопрограммы на физических носителях;
- фотографии и видеоролики, снятые на камеры;
- нарезка эфирного спутникового и кабельного ТВ;
- графические и видеофайлы, загружаемые с FTP- и Web-серверов, из пиринговых сетей и т.п.
- в любом месте - поддержка передачи контента по локальной сети и через Интернет, что значительно повышает гибкость и масштабируемость системы;
- в нужное время - предусмотрены средства автоматического и ручного формирования одного или нескольких расписаний демонстрации контента для каждой точки;
- на любом экране - система абсолютна, инвариантна по отношению к источникам и средствам отображения информации, что позволяет использовать в проектах любые дисплеи.
Преимущества DS:
- универсальность (демонстрация разнообразной информации практически любого формата, от статических изображений до видео высокого разрешения со звуковым сопровождением);
- адресность доставки актуальной информации;
- возможность создания контента, адаптированного к условиям медиа-потребления;
- оперативность обновления информации;
- быстрая окупаемость систем DS (в первый же год эксплуатации).
В состав DS входят:
- сервер хранения и обработки файлов. Он обрабатывает информацию, поступающую непосредственно с Web-камер, по телевизионным и спутниковым каналам, по каналам (лентам) новостей информационных агентств и т.д., не только в режиме офлайн (возможность трансляции пользователям заранее подготовленных видеороликов, небольших видеофильмов и т.д. по их предварительному запросу), но и в режиме реального времени (онлайн). Программная часть позволяет создавать шаблоны показов, делить экран на множество зон, в каждой из которых может транслироваться свой информационный поток. Для каждой зоны или страницы может быть создано собственное расписание показов;
- транспортный сервер, который предназначен для кодировки и управления видеопотоками, а также контроля доставки видеоконтента до его потребителя;
- сети передачи данных (СПД) от транспортного сервера к видеоплеерам. Сеть коммутации и доставки контента к средствам отображения информации (СОИ) может быть построена с использованием традиционных телевизионных сетей на базе коаксиального кабеля или по витой паре по интерфейсам VGA, DVI, HDMI. В настоящее время существуют также и разнообразные беспроводные СПД. Наиболее популярными являются сети на базе IP-протокола: Ethernet с приемниками и передатчиками сигналов, Wi-Fi, WiMAX, сети 3G/4G, хотя встречаются и сети DVB-T2, DVB-S2, DVB-C2 (сети цифрового эфирного, спутникового и кабельного вещания);
- системы декодирования и управления выводом видеоконтента, в которые может входить и система VDC (Video Display Controlers), отвечающая в зависимости от требований заказчика как за управление индивидуальными устройствами графического отображения, так и за управление масштабируемыми видеоинформационными системами коллективного пользования ВИС КП.
Основные недостатки систем DS
Исходя из структуры системы, можно выделить и следующие основные недостатки систем DS:
- работа системы осуществляется только в режиме broadcast (всем) при практически полном отсутствии обратной связи с потребителем контента;
- ограниченная мобильность системы (значительные трудности доставки контента на мобильные устройства);
- видеоконтент не может быть телевизионным, а должен быть специально созданным (адаптированным под специфику медиаконтента посетителя и самого объекта).
В таблице представлены сравнительные характеристики различных систем доставки видеоконтента пользователям.
Области применения
При анализе данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что системы DS являются "средней" системой между традиционным TV и IPTV, так как изначально создавались для использования в торговых центрах, в сфере продажи услуг, в кинотеатрах, на стадионах и вокзалах.
В настоящее же время они становятся все более востребованными в крупных офисах, на производстве, в медицинских и образовательных учреждениях. Причем информационная составляющая систем (DS) начинает приближаться к рекламной [3].
Сфера образования
Объекты образования (учреждения среднего, высшего и профессионального образования) должны всегда быть приоритетными для государства, и оснащение их передовыми информационными технологиями, каковыми являются системы DS, - одна из первоочередных задач. Для более полного охвата аудитории информационные панели размещаются в местах массового скопления студентов. Это позволило бы решить целый комплекс задач:
- распространение различных срочных сообщений администрации института сотрудникам и студентам подразделений и удаленных филиалов;
- распространение различного видеоинформационного материала среди студентов (разнообразные видеоролики, расписание занятий и мероприятий, сессий, результаты тестирований) в режиме реального времени;
- опубликование различной информации государственных и коммерческих организаций, например с предложениями работы или участия в общественных мероприятиях городского или федерального уровня.
В настоящее время в образовании существует относительно небольшое количество эффективно работающих DS-комплексов [4]. В связи с этим необходимо обучение специалистов соответствующего профиля, которые могли бы создать оптимальное построение систем DS и снизить стоимость их эксплуатации.
Литература
- Фабиус А. Цифровые рекламно-информационные системы, какую дисплейную технологию использовать-? // Равно AV. - 2008. - № 1. - С. 26-30
- Кочеганова Н. Digital Signage - еще не знакомый, не уже незаменимый //Журнал 625. - 2010. - № 3. - С. 51-60
- Фрунжан А. Информационная составляющая систем Digital Signage. Корпоративный сектор // Равно AV. -2009.-№ 1.-С. 16-18.
- Лысова Н. Digital Signage - альтернативы нет! // MediaVision. -2011.-№6(16).-С. 18-19.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #4, 2012
Посещений: 7039
Статьи по теме
Автор
| Александр КондрашинК.т.н., профессор РГТУ им. К.Э. ЦиолковскогоВсего статей: 2 |
|
|
|
Автор
| Владимир СлепцовД.т.н., профессор РГТУ им. К.Э. ЦиолковскогоВсего статей: 2 |
|
|
|
Автор
| Андрей ЛяминСтарший преподаватель РГТУ им. К.Э. ЦиолковскогоВсего статей: 2 |
|
|
|
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций