Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Мобильный VSAT: есть ли он в России сегодня?

Виталий Крамарь, директор компании "Телепорт-Сервис"

На днях несколько операторов VSAT от имени Национальной ассамблеи спутниковой связи (НП НАСС) подали обращение в ГКРЧ с просьбой об изменении процедуры регистрации VSAT, перемещающихся в пространстве, с целью упрощения формальностей.

Это говорит о росте интереса к новым мобильным спутниковым решениям со стороны операторов стационарных VSAT-сетей, что, видимо, продиктовано растущим спросом на такие решения.

Дорого, но сердито

В нашей стране для скоростного мобильного доступа в Интернет через спутник используются в основном терминалы "Инмарсат". Установки VSAT на объекты, находящиеся в движении, крайне редки, и никто из операторов VSAT-сетей не может похвастаться большим числом мобильных станций. Необходимо четко различать действительно мобильные станции VSAT и псевдомобильные, то есть перемещаемые с места на место. Многие российские операторы предлагают якобы мобильные решения VSAT, но на самом деле это некая существенных размеров конструкция антенного поста с механизмом саморазвертывания и самонаведения. То есть ее можно перемещать с места на место (например, перевозить в сложенном виде на крыше автомобиля не меньше минивэна) и быстро настраиваться на спутник после переезда, но невозможно использовать в постоянном движении.

Сегодня никто из производителей не предлагает полностью универсальные мобильные спутниковые терминалы VSAT, так как в разных условиях эксплуатации возникают свои нюансы.

Современные мобильные терминалы скоростной спутниковой связи (более 500 кбит/с) имеют ограничение на варианты использования, то есть будет неправильно устанавливать антенную систему для самолета на морское судно и наоборот, поскольку первая не сможет корректно работать в морских условиях, а вторая будет слишком громоздка для авиации. А это означает, что мобильное решение, предоставляющее спутниковый доступ в пути, применяемое на одном виде транспорта, нельзя полноценно использовать на другом.

Также мобильные решения имеют ограниченные зоны действия, что обусловлено, в первую очередь, экономическими причинами. То есть при выборе поставщика оборудования необходимо учитывать, насколько эта технология распространится под другими спутниками, в зону действия которых могут попасть клиенты этого оператора. В связи с предстоящим межсетевым взаимодействием оператор мобильных VSAT должен поддерживать роуминг не только на уровне технологий, но и во всех бизнес-процессах, что также повлияет на стоимость проекта.

О перспективах

Сегодня в России нет ни одного VSAT-оператора, комплексно решившего все задачи развития инфраструктуры спутниковой мобильной скоростной связи. Наиболее крупными потенциальными клиентами скоростного мобильного спутникового доступа являются два вида транспорта -авиа и железные дороги.

Предварительный очень беглый и грубый анализ российского рынка услуг связи для авиа- и железнодорожных пассажирских перевозок показывает: здесь не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, есть оптимистичные цифры пассажирских авиаперевозок – 3,7 млн человек в месяц, есть данные по РЖД – 7,7 млн человек в месяц в поездах дальнего следования и 66 млн человек в пригороде. С другой стороны, известны менее оптимистичные цифры потенциальных точек установки мобильных VSAT для организации такого доступа в сеть – это около 25 тыс. пассажирских вагонов на всю страну и около 3 тыс. самолетов, не все из которых пассажирские. Если учесть, что средний состав пассажирского поезда насчитывает около 20 вагонов, то общий объем потенциальных точек установки мобильных VSAT для всех авиа- и железнодорожных перевозок не превышает 5 тыс., а в реальности их окажется и значительно меньше. Это почти на порядок ниже российского рынка фиксированной спутниковой связи, который насчитывает уже около 40 тыс. реально работающих объектов.

На земле, на воде и на небе

Весь рынок подвижной спутниковой связи можно условно поделить на следующие сегменты: летающие, железнодорожные, плавающие объекты и автотранспортные средства. Объем российского авиа- и железнодорожного сегмента показан выше, и, по нашим прогнозам, в ближайшие 5 лет спутниковая связь будет использоваться максимум на 1 тыс. из них. Для данного рынка уже есть достойные решения, такие как ArcLight или eXConnect, рассматриваемые VSAT-оператором "РуСат". С 2003 по 2006 гг. "РуСат" даже осуществлял проект, совместный с компанией Boeing (который остановился по техническим причинам), а в июле текущего года получил разрешение на частоты. Но одно дело предоставлять услуги на бортах Boeing, другое – на российских авиаобъектах, например, на уровне "Аэрофлота". Для этого требуется пройти ряд обязательных процедур, таких как тестирование, оформление сертификации на каждый борт и т.д. Надо учитывать и другой взгляд на проблему со стороны владельцев авиакомпании или производителей авиабортов. Здесь свои вопросы: какое решение выбрать – актуальное на всех возможных направлениях полетов, в том числе и международных, или только на местных авиалиниях?

Что касается железнодорожного транспорта, то ОАО "РЖД" уже оборудовало часть вагонов бизнес-класса системами "Инмарсат", а для связи с техническими специалистами используется стандарт GSM. Работа с этим сегментом вселяет больше оптимизма, чем с авиаобъектами, но желающим придется иметь дело с монополизмом РЖД, которые уже пользуются услугами собственного оператора "Транс-ТелеКом". Значит, новому оператору будет очень сложно выйти в этот сегмент со своим решением.

Если говорить об автомобильном сегменте, то на частных клиентов рассчитывать не приходится: для них требуются очень компактные решения, которые на данный момент отсутствуют у поставщиков VSAT-оборудования, но имеются у классиков мобильных спутниковых коммуникаций. Существующее VSAT-оборудование рассчитано для установки на более крупные объекты – автобусы, грузовики – и достаточно дорого для массового применения.

С морскими и речными объектами все значительно проще: есть большой выбор решений как от специальных операторов мобильных коммуникаций, таких как "Инмарсат", "Глобал-Стар" или "Иридиум", так и от обычных VSAT-операторов. Правда, в акваториях российской юрисдикции находится не так много судов, на которых есть потребность в Интернете, а в иностранных акваториях на большинстве судов связь уже имеется, и российские VSAT-операторы там смогут проявить себя на небольшом числе объектов.

Хорошо, что среди отечественных VSAT-операторов появились такие инициаторы движения on-line, как компания "РуСат" и "Московский телепорт", которые развивают рынок подвижной спутниковой связи. Также держит руку на пульсе "Телепорт-Сервис" и, возможно, через год-другой предложит свое техническое решение. Но пока компания не планирует инвестировать в подвижную связь, поскольку не уверена в эффективном возврате затраченных средств на текущем этапе развития рынка.

Составят ли конкуренцию специализированным спутниковым мобильным сетям типа "Инмарсат", "Глобал-Стар" и "Иридиум" новые мобильные решения на базе VSAT-сетей?

Это вполне возможно, особенно на территориях, лежащих в зонах действия отдельных геостационарных спутников, то есть среди потребителей, которые перемещаются по ограниченному пространству. В числе тех, кто нуждается в глобальных перемещениях, затрагивающих несколько спутников, особенно на протяженных международных авиалиниях и морских сообщениях, выбор мобильных VSAT потребует внимательного анализа решения, так как глобальное покрытие планеты такие сети не обеспечивают, и здесь могут обозначиться нюансы межсетевого взаимодействия.

В свою очередь, специализированные спутниковые мобильные сети проектируются и организуются с учетом не только глобального покрытия планеты, но и с учетом всех факторов перехода из одной зоны спутника в другую, в том числе и без разрыва соединения, хотя в любом конкретном случае их использования необходим анализ показателя цена/качество услуги.

Из множества известных на сегодняшний день попыток производителей VSAT-оборудования сделать универсальное мобильное решение можно отметить некоторые решения, реально эксплуатируемые на нескольких авиалиниях. Два из них мы уже упоминали выше и еще одно – от компании Hughes, которая вместе с компанией Row-44 реализовала успешный проект на линиях Alaska Airlines в Северной Америке.

Как это организовано

Из практики применения существующих мобильных сетевых сервисов в воздухе интересен опыт самолетов авиакомпании Emirates, одной из самой продвинутых в плане услуг для пассажиров, в том числе и коммуникационных. К сожалению, не удалось выяснить, какое именно решение используется Emirates, но по публикациям на сайте компании и шильдикам на рамах входных люков можно понять – оно не очень старое, то есть эксплуатируется не более двух лет.

На всех исследованных самолетах Emirates все кресла оборудованы терминалами доступа в локальную сеть самолета. Из внешних коммуникационных возможностей больше всего радует работающий в течение всего полета личный сотовый телефон, показывающий 100% шкалы уровня приема, то есть на борту функционировала фемтосота. Доступ в Интернет ограничен электронной почтой без возможности просмотра сайтов. Дополнительно в каждом кресле имеется телефонная трубка, видимо для тех, у кого нет мобильных телефонов.

Как оказалось, пассажирами наиболее востребован просмотр кинофильмов, на втором месте – игры, затем просмотр бортового шоу, показывающего карту маршрута и данные полета, включающего внешние Web-камеры на фюзеляже. Людей, читающих почту или активно названивающих по сотовым телефонам, обнаружить так и не удалось...

Можно предположить, что решение, предлагаемое для крупных авиакомпаний (инвесторов), эксплуатирующих пассажирские самолеты, должно быть комплексным и учитывать не только внешние коммуникации, но и предпочтения пассажиров. Бесплатный просмотр свежих фильмов, вероятно, им приятнее оплачиваемого путешествия по сайтам.
Исходя из проведенного наблюдения, напрашивается вывод: сегодня реальный трафик пользователей, за который заплатит эта авиакомпания спутниковому оператору, еще невелик, и соответственно модель возврата инвестиций в подобные сервисы должна это учитывать.

Тем не менее в будущем рынок мобильной спутниковой связи перспективен, а потому хочется надеяться, что и российские строители спутников, VSAT-производители вкупе с VSAT-операторами найдут на нем свое место.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 6726

Статьи по теме

  Автор

Виталий Крамарь

Виталий Крамарь

Директор ООО "Телепорт-Сервис"

Всего статей:  7

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций