В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Виталий Крамарь, директор компании "Телепорт-Сервис"
На днях несколько операторов VSAT от имени Национальной ассамблеи спутниковой связи (НП НАСС) подали обращение в ГКРЧ с просьбой об изменении процедуры регистрации VSAT, перемещающихся в пространстве, с целью упрощения формальностей.
Это говорит о росте интереса к новым мобильным спутниковым решениям со стороны операторов стационарных VSAT-сетей, что, видимо, продиктовано растущим спросом на такие решения.
В нашей стране для скоростного мобильного доступа в Интернет через спутник используются в основном терминалы "Инмарсат". Установки VSAT на объекты, находящиеся в движении, крайне редки, и никто из операторов VSAT-сетей не может похвастаться большим числом мобильных станций. Необходимо четко различать действительно мобильные станции VSAT и псевдомобильные, то есть перемещаемые с места на место. Многие российские операторы предлагают якобы мобильные решения VSAT, но на самом деле это некая существенных размеров конструкция антенного поста с механизмом саморазвертывания и самонаведения. То есть ее можно перемещать с места на место (например, перевозить в сложенном виде на крыше автомобиля не меньше минивэна) и быстро настраиваться на спутник после переезда, но невозможно использовать в постоянном движении.
Сегодня никто из производителей не предлагает полностью универсальные мобильные спутниковые терминалы VSAT, так как в разных условиях эксплуатации возникают свои нюансы.
Современные мобильные терминалы скоростной спутниковой связи (более 500 кбит/с) имеют ограничение на варианты использования, то есть будет неправильно устанавливать антенную систему для самолета на морское судно и наоборот, поскольку первая не сможет корректно работать в морских условиях, а вторая будет слишком громоздка для авиации. А это означает, что мобильное решение, предоставляющее спутниковый доступ в пути, применяемое на одном виде транспорта, нельзя полноценно использовать на другом.
Также мобильные решения имеют ограниченные зоны действия, что обусловлено, в первую очередь, экономическими причинами. То есть при выборе поставщика оборудования необходимо учитывать, насколько эта технология распространится под другими спутниками, в зону действия которых могут попасть клиенты этого оператора. В связи с предстоящим межсетевым взаимодействием оператор мобильных VSAT должен поддерживать роуминг не только на уровне технологий, но и во всех бизнес-процессах, что также повлияет на стоимость проекта.
Сегодня в России нет ни одного VSAT-оператора, комплексно решившего все задачи развития инфраструктуры спутниковой мобильной скоростной связи. Наиболее крупными потенциальными клиентами скоростного мобильного спутникового доступа являются два вида транспорта -авиа и железные дороги.
Предварительный очень беглый и грубый анализ российского рынка услуг связи для авиа- и железнодорожных пассажирских перевозок показывает: здесь не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, есть оптимистичные цифры пассажирских авиаперевозок – 3,7 млн человек в месяц, есть данные по РЖД – 7,7 млн человек в месяц в поездах дальнего следования и 66 млн человек в пригороде. С другой стороны, известны менее оптимистичные цифры потенциальных точек установки мобильных VSAT для организации такого доступа в сеть – это около 25 тыс. пассажирских вагонов на всю страну и около 3 тыс. самолетов, не все из которых пассажирские. Если учесть, что средний состав пассажирского поезда насчитывает около 20 вагонов, то общий объем потенциальных точек установки мобильных VSAT для всех авиа- и железнодорожных перевозок не превышает 5 тыс., а в реальности их окажется и значительно меньше. Это почти на порядок ниже российского рынка фиксированной спутниковой связи, который насчитывает уже около 40 тыс. реально работающих объектов.
Весь рынок подвижной спутниковой связи можно условно поделить на следующие сегменты: летающие, железнодорожные, плавающие объекты и автотранспортные средства. Объем российского авиа- и железнодорожного сегмента показан выше, и, по нашим прогнозам, в ближайшие 5 лет спутниковая связь будет использоваться максимум на 1 тыс. из них. Для данного рынка уже есть достойные решения, такие как ArcLight или eXConnect, рассматриваемые VSAT-оператором "РуСат". С 2003 по 2006 гг. "РуСат" даже осуществлял проект, совместный с компанией Boeing (который остановился по техническим причинам), а в июле текущего года получил разрешение на частоты. Но одно дело предоставлять услуги на бортах Boeing, другое – на российских авиаобъектах, например, на уровне "Аэрофлота". Для этого требуется пройти ряд обязательных процедур, таких как тестирование, оформление сертификации на каждый борт и т.д. Надо учитывать и другой взгляд на проблему со стороны владельцев авиакомпании или производителей авиабортов. Здесь свои вопросы: какое решение выбрать – актуальное на всех возможных направлениях полетов, в том числе и международных, или только на местных авиалиниях?
Что касается железнодорожного транспорта, то ОАО "РЖД" уже оборудовало часть вагонов бизнес-класса системами "Инмарсат", а для связи с техническими специалистами используется стандарт GSM. Работа с этим сегментом вселяет больше оптимизма, чем с авиаобъектами, но желающим придется иметь дело с монополизмом РЖД, которые уже пользуются услугами собственного оператора "Транс-ТелеКом". Значит, новому оператору будет очень сложно выйти в этот сегмент со своим решением.
Если говорить об автомобильном сегменте, то на частных клиентов рассчитывать не приходится: для них требуются очень компактные решения, которые на данный момент отсутствуют у поставщиков VSAT-оборудования, но имеются у классиков мобильных спутниковых коммуникаций. Существующее VSAT-оборудование рассчитано для установки на более крупные объекты – автобусы, грузовики – и достаточно дорого для массового применения.
С морскими и речными объектами все значительно проще: есть большой выбор решений как от специальных операторов мобильных коммуникаций, таких как "Инмарсат", "Глобал-Стар" или "Иридиум", так и от обычных VSAT-операторов. Правда, в акваториях российской юрисдикции находится не так много судов, на которых есть потребность в Интернете, а в иностранных акваториях на большинстве судов связь уже имеется, и российские VSAT-операторы там смогут проявить себя на небольшом числе объектов.
Хорошо, что среди отечественных VSAT-операторов появились такие инициаторы движения on-line, как компания "РуСат" и "Московский телепорт", которые развивают рынок подвижной спутниковой связи. Также держит руку на пульсе "Телепорт-Сервис" и, возможно, через год-другой предложит свое техническое решение. Но пока компания не планирует инвестировать в подвижную связь, поскольку не уверена в эффективном возврате затраченных средств на текущем этапе развития рынка.
Составят ли конкуренцию специализированным спутниковым мобильным сетям типа "Инмарсат", "Глобал-Стар" и "Иридиум" новые мобильные решения на базе VSAT-сетей?
Это вполне возможно, особенно на территориях, лежащих в зонах действия отдельных геостационарных спутников, то есть среди потребителей, которые перемещаются по ограниченному пространству. В числе тех, кто нуждается в глобальных перемещениях, затрагивающих несколько спутников, особенно на протяженных международных авиалиниях и морских сообщениях, выбор мобильных VSAT потребует внимательного анализа решения, так как глобальное покрытие планеты такие сети не обеспечивают, и здесь могут обозначиться нюансы межсетевого взаимодействия.
В свою очередь, специализированные спутниковые мобильные сети проектируются и организуются с учетом не только глобального покрытия планеты, но и с учетом всех факторов перехода из одной зоны спутника в другую, в том числе и без разрыва соединения, хотя в любом конкретном случае их использования необходим анализ показателя цена/качество услуги.
Из множества известных на сегодняшний день попыток производителей VSAT-оборудования сделать универсальное мобильное решение можно отметить некоторые решения, реально эксплуатируемые на нескольких авиалиниях. Два из них мы уже упоминали выше и еще одно – от компании Hughes, которая вместе с компанией Row-44 реализовала успешный проект на линиях Alaska Airlines в Северной Америке.
Из практики применения существующих мобильных сетевых сервисов в воздухе интересен опыт самолетов авиакомпании Emirates, одной из самой продвинутых в плане услуг для пассажиров, в том числе и коммуникационных. К сожалению, не удалось выяснить, какое именно решение используется Emirates, но по публикациям на сайте компании и шильдикам на рамах входных люков можно понять – оно не очень старое, то есть эксплуатируется не более двух лет.
На всех исследованных самолетах Emirates все кресла оборудованы терминалами доступа в локальную сеть самолета. Из внешних коммуникационных возможностей больше всего радует работающий в течение всего полета личный сотовый телефон, показывающий 100% шкалы уровня приема, то есть на борту функционировала фемтосота. Доступ в Интернет ограничен электронной почтой без возможности просмотра сайтов. Дополнительно в каждом кресле имеется телефонная трубка, видимо для тех, у кого нет мобильных телефонов.
Как оказалось, пассажирами наиболее востребован просмотр кинофильмов, на втором месте – игры, затем просмотр бортового шоу, показывающего карту маршрута и данные полета, включающего внешние Web-камеры на фюзеляже. Людей, читающих почту или активно названивающих по сотовым телефонам, обнаружить так и не удалось...
Можно предположить, что решение, предлагаемое для крупных авиакомпаний (инвесторов), эксплуатирующих пассажирские самолеты, должно быть комплексным и учитывать не только внешние коммуникации, но и предпочтения пассажиров. Бесплатный просмотр свежих фильмов, вероятно, им приятнее оплачиваемого путешествия по сайтам.
Исходя из проведенного наблюдения, напрашивается вывод: сегодня реальный трафик пользователей, за который заплатит эта авиакомпания спутниковому оператору, еще невелик, и соответственно модель возврата инвестиций в подобные сервисы должна это учитывать.
Тем не менее в будущем рынок мобильной спутниковой связи перспективен, а потому хочется надеяться, что и российские строители спутников, VSAT-производители вкупе с VSAT-операторами найдут на нем свое место.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2010
Посещений: 6709
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций