В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Во избежание аварий в пассажирском самолете традиционно запрещается использовать электронные гаджеты лишь в течение взлета и посадки, во время перелета это ограничение не действует. Но какой толк от ноутбука, смартфона или планшета на высоте в несколько тысяч метров над землей без доступа в Интернет? По статистике, все больше пассажиров чувствуют себя дискомфортно, если не имеют возможности пользоваться подключением к Сети в авиарейсах: для одних это инструмент, при помощи которого можно даже командировке не выпадать из рабочего процесса, для других – неисчерпаемый источник развлечений. Откликаясь на запросы этих категорий клиентов, авиакомпании могут при помощи подвижных систем спутникового интернет-доступа не только значительно расширить сервисную составляющую транспортных услуг, но и существенно повысить конкурентоспособность и стоимость бренда. Впрочем, спутниковая связь в самолете – это не только дополнительный и востребованный сервис для пассажиров, но и важнейший элемент системы безопасности. Например, с его помощью можно организовать внутреннее телевидение для предупреждения опасных ситуаций, таких как внезапные возгорания или нарушения общественного порядка, а также для дублирования информации из черных ящиков пилотов в режиме реального времени в центр управления полетами. Иными словами, потребность в системах связи на борту гражданских самолетов существует уже давно, однако, несмотря на это, пока что лишь считанные авиакомпании готовы предложить своим пассажирам соответствующий сервис.
Первый масштабный зарубежный проект по обеспечению связи в движении реализовало специальное бизнес-подразделение компании Boeing – Connexion by Boeing. Оно вывело на рынок услугу организации доступа в Интернет на бортах самолетов, пролетающих над территориями Северной Америки, Европы, Азии и части Африки. Для этого на борту воздушного судна устанавливалась фазированная антенная решетка или антенна с механическим наведением для работы через геостационарный спутник Ku-диапазона. В основе системы лежал ряд технологий, разработанных американской компанией Viasat Inc., которые обеспечивали пропускную способность канала связи от 2 до 20 Мбит/с.
Коммерческий запуск сервиса, позволявшего пассажирам получать информацию из Интернета прямо во время полета, состоялся в 2003 г. на борту сразу двух самолетов Boeing 747, принадлежащих авиакомпаниям Lufthansa и British Airways. Через два года компания Connexion by Boeing добавила к доступу в Интернет услугу первого потокового ТВ-вещания на одном из международных рейсов авиакомпании Singapore Airlines, а к IV кварталу 2006 г. – на всех рейсах. Однако в конце того же года Connexion by Boeing прекратила предоставлять телекоммуникационные услуги в самолетах из-за отсутствия достаточного количества клиентов, необходимого для того, чтобы окупить инвестиции в этот проект. Теперь сервис доступен только на территории США и в значительной степени финансируется правительственными структурами страны, которым бесперебойная связь необходима даже в воздухе.
Опыт Connexion by Boeing показал, что попытка единолично создать глобальную систему интернет-доступа в гражданских самолетах требует очень больших вложений и потому малоперспективна. В частности, Connexion by Boeing самостоятельно закупала оборудование для всех земных станций сопряжения и арендовала спутниковый ресурс, значительно превышающий потребности стартапа и рассчитанный на работу системы при большом количестве пользователей. Вместе с тем, несмотря на коммерческий провал, реализованная компанией идея и использованные ею технологические решения “не поросли мхом" и нашли воплощение в новых проектах.
Спустя всего два года после сворачивания проекта Connexion by Boeing (в 2008 г.), компания Aircell предприняла очередную попытку освоить доступ в Интернет на борту самолетов. Для этого она запустила сервис Gogo Inflight Internet, позволяющий подключаться к Глобальной сети посредством системы сотовых вышек и стандарта TIA-856-A Evolution Data Optimized в рабочем диапазоне 800 МГц. Этот проект оказался коммерчески успешным: на сегодняшний день Aircell использует для предоставления услуги 92 вышки, покрывающие Северную Америку, включая Канаду и Мексику. Суммарный вес бортовой системы связи составляет менее 68 кг, и она монтируется на коммерческое судно менее чем за 8 часов. Благодаря этой системе самолет интегрируется в наземную инфраструктуру сотовой сети и получает доступ ко всем ее сервисам.
Еще один пример успешной реализации подобного сервиса – проект компании OnAir, позволяющий пассажирам самолетов выходить в Интернет с мобильных телефонов или смартфонов. Для этого в комплект бортовой системы включена антенна и оборудование спутниковой связи, которые позволяют подключиться к глобальной широкополосной сети Inmarsat SwiftBroadband, обеспечивающей одновременно передачу голоса и данных через единственное портативное устройство из любой точки земного шара.
В 2009 г. компания Panasonic Avionics Corp. приняла эстафету у Connexion by Boeing, занявшись разработкой аналогичной системы. При этом она учла ключевые ошибки конкурента: ее бизнес-модель опирается на инфраструктуру и спутниковый ресурс партнеров по реализации сервиса, что позволяет минимизировать капитальные затраты и фокусироваться на интеграции всех компонентов сети в единое целое. С 2010 г. Panasonic Avionics совместно с Lufthansa возобновила проект FlyNet (брендированный Lufthansa сервис ШПД и бортовой сотовой связи для пассажиров), который был приостановлен крупнейшей европейской авиакомпанией в связи с фиаско проекта Connexion by Boeing. Panasonic Avionics обеспечивает работоспособность системы FlyNet с помощью бортового телекоммуникационного комплекса собственной разработки под названием Global Communications Suite (GCS). Он состоит из трех основных компонентов: eXConnect (система доступа в Интернет), eXPhone (система GSM-связи) и Panasonic Airborne Television Network (система бортового телевидения).
Система eXConnect, созданная в сотрудничестве с компанией AeroMobile, организует на борту воздушного судна единую двухстороннюю широкополосную коммуникационную сеть, посредством которой пассажиры получают доступ в Интернет, а у экипажа появляется возможность передавать голосовые сообщения и всевозможные технические данные со скоростью около 50 Мбит/с и даже осуществлять мониторинг систем авиалайнера в реальном времени. Для работы этой системы требуется оборудование гораздо меньших габаритов и веса, чем в решении Connexion by Boeing. Оно прекрасно сочетается с компактной двухсекционной антенной, разработанной Panasonic в тесном сотрудничестве с компанией EMS Technologies (и ее подразделением Defense & Space Division). Кроме того, Panasonic получила лицензию компании iDirect на использование ее самого современного спутникового IP-маршрутизатора в качестве основного компонента eXConnect. Его конек – особый "несущий" сигнал с расширенным спектром, при помощи которого осуществляется эффективное распространение широкополосных данных по каналам спутниковой связи на высокой скорости.
Система eXPhone позволяет пассажирам использовать мобильные телефоны на борту самолета точно так же, как и на земле: осуществлять голосовые вызовы, отправлять и принимать SMS-сообщения, обращаться к различным медиасервисам. Система гибко приспособлена к условиям авиаперелета и предоставляет экипажу полный контроль над сервисом: в случае необходимости доступ пассажиров к тем или иным коммуникационным функциям может быть ограничен.
Третий компонент комплекса – система Airborne Television Network – обеспечивает прием телесигнала на борту авиалайнера. Для этого Panasonic Avionics создала собственную некоммутируемую информационную сеть и является ее провайдером. Посредством этой сети авиапассажиры могут смотреть самые свежие новости, спортивные трансляции и другие телепрограммы благодаря соответствующим договорам Panasonic Avionics с ведущими поставщиками контента.
Для реализации eXConnect в России Panasonic Avionics использует инфраструктуру компании “РуСат", которая одновременно выполняет функции ответственного оператора всей системы на территории РФ. В рамках партнерства с Panasonic Avionics она получила разрешение Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) на выделение полосы частот в Ku-диапазоне на спутнике “Ямал-201". Этот космический аппарат, расположенный в позиции 90 град. в.д., имеет широкую зону покрытия, охватывающую практически всю территорию России и СНГ, что полностью удовлетворяет требованиям Panasonic Avionics. Использование Ku-диапазона позволяет передавать сигнал со скоростью 20–50 Мбит/c. В дальнейшем для предоставления услуг системы eXConnect на территории России планируется использовать преимущественно спутники национальной орбитальной группировки. Принципиальная особенность сотрудничества Panasonic Avionics и “РуСат" заключается в том, что ни один из партнеров не намерен предоставлять конечные услуги авиапассажирам: первый берет на себя функции поставщика и интегратора необходимого оборудования, а второй обеспечивает канал связи над российской территорией, к которому посредством модема можно подключать различных провайдеров, готовых предоставлять пассажирам коммуникационные сервисы. Однако продвижению этого и других аналогичных коммуникационных проектов в гражданской авиации на отечественном рынке препятствует его специфика.
Во-первых, в России наблюдается острый дефицит частотного ресурса в Ku-диапазоне (в C-диапазоне услугу широкополосного доступа на транспорте предоставлять невозможно, а Ка-диапазона в стране пока нет). Во-вторых, в России отсутствует стабильный спрос на подобные решения: на внутреннем рынке предоставлением широкополосного доступа в Интернет для пассажиров во время полета интересуются только три-четыре отечественные авиакомпании, и то только гипотетически, поскольку для них стоимость монтажа системы на самолеты и организации сервиса довольно высока.
Ускорить процесс внедрения услуг связи в гражданской авиации может лишь комплексный подход к построению систем связи на подвижных объектах, подразумевающий комбинированное использование наземной и спутниковой инфраструктуры. Первым шагом по ускорению этого процесса стало решение ГКРЧ № 10-06-02 от 19 февраля 2010 г. о выделении полос радиочастот в диапазоне 1710–1785 и 1805–1885 МГц для работы сетей сотовой связи на бортах самолетов, явившееся для операторов связи основанием для оформления необходимых разрешений и начала построения таких сетей.
Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2012
Посещений: 6062
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций