В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Практически во всех странах сформированы национальные программы развития широкополосного доступа (ШПД), которые призваны в период до 2018-2020 гг. обеспечить возможность практически для 100% домохозяйств и 100% населения доступ к сервисам Интернета. Причем в каждой стране такие программы формируются на государственном уровне и предусматривают государственное участие там, где создание сетей ШПД коммерчески невыгодно. Формирование любой национальной программы ШПД основано на всесторонних аналитических исследованиях технического и экономического характера. Причем в этом случае не применяется тезис о "технологической нейтральности". Наоборот, государство формирует финансовую поддержку, предварительно четко определив технологии ШПД, которые наиболее полно отвечают местным (национальным) условиям.
Более того, государственная структура, на которую возложена ответственность за развитие телекоммуникационной инфраструктуры, выступает в качестве инициатора процесса. Сам процесс предусматривает привлечение для формирования программы ШПД широкого экспертного сообщества, в том числе привлекаются все заинтересованные компании и физические лица. Таким образом, программы развития ШПД становятся действительно национальными программами, направленными в будущее. Интересно отметить, что, даже после того как программы сформированы, аналитические исследования продолжаются, поскольку развитие телекоммуникационных технологий и новых возможностей происходит очень высокими темпами, то есть программы рассматриваются не как догма, а как направление работ для организации ШПД во всех сферах жизни людей и государства.
В России также имеются программы, связанные с развитием ШПД. Это и проваленная ФЦП "Электронная Россия" (2002-2010 гг.), которую сменила программа "Информационное общество 2011-2020 гг.", и новые целеуказания Минкомсвязи, и предложения по развитию ШПД, которые должны быть представлены Минкомсвязи к 1 апреля 2013 г. (к моменту подготовки материалов сведений о них нет, имеется лишь упоминание о желании Минкомсвязи использовать инфраструктуру "Почты России"). Многие участники российского телекоммуникационного рынка высказываются положительно о необходимости создания российской целевой программы развития ШПД.
В данном заочном "круглом столе" мы предлагаем обсудить некоторые вопросы, связанные с развитием ШПД в России и возможной роли спутниковых технологий. В качестве основы для ряда дискуссионных вопросов приняты целевые приоритеты (см. врезки), объявленные Минкомсвязи на период 2012-2018 гг. (http://2018.minsvyaz.ra/#).
Следует отметить, что Минкомсвязи без аналитических исследований (по крайней мере о таких исследованиях нет сведений) для реализации этих целевых приоритетов предлагает по всей стране использовать технологии ВОЛС и 4G (LTE). Другие технологии не рассматриваются, в том числе не рассматриваются и спутниковые технологии типа VSAT.
Из целевых приоритетов Минкомсвязи следует, что к 2018 г. (то есть за 7 лет, начиная с 2012 г.) планируется обеспечить 80% жителей (эквивалентно 35 млн домохозяйств) фиксированным доступом к Интернету на скорости 100 Мбит/с (см. врезку 1). В качестве базовой технологии для ликвидации цифрового неравенства регионов Минкомсвязи особые надежды возлагает на развитие сетей 4G за счет того, что за 7 лет примерно 140 млн жителей России будут иметь возможность подключения на скорости до 100 Мбит/с (см. врезку 2).
Почему в качестве основополагающей технологии фиксированного ШПД выбрана технология ВОЛС? Можно ли реализовать ВОЛС для всей России, охватив 80% населения? Возможны ли иные технологические решения? Как эта задача решается в других странах?
- Выбор технологии определяется гремя факторами:
Именно такая логика прослеживается в зарубежных национальных планах развития ШПД, в которых четко стоят цели по скорости и охвату ШПД, проанализировано текущее состояние сетей и специфика страны, определен план инвестиций операторов и государства в соответствующие технологии.
Сегодня у нас нет четкого понимания данных факторов для России, поэтому говорить об обоснованности выбора волоконно-оптических технологий невозможно.
- Безусловно, использование ВОЛС является понятным и обоснованным решением по предоставлению ШПД в регионах с развитой наземной инфраструктурой магистральных сетей. В то же время опыт предоставления ШПД в густонаселенной Европе показывает, что даже там ШПД по наземным каналам и посредством сетей 3G/4G доступен порядка 90-95% населения. Учитывая огромную территорию России и наличие районов с очень малой плотностью населения, можно с уверенностью говорить, что экономически целесообразным для операторов будет охват порядка 80% населения, что потребует от операторов существенного увеличения мощности магистральных сетей.
В США в густонаселенных районах Восточного и Западного побережий весьма значительным спросом пользуется спутниковый ШПД в Ка-диапазоне. Что можно объяснить, с одной стороны, "одноэтажностью" застройки американских городов, а с другой - стремлением американцев к независимости от "проводов". Аналогичные проекты сейчас начинают свое развитие в Европе и Австралии. При этом в Австралии применение спутниковой связи нацелено прежде всего на удовлетворение потребностей пользователей, для которых недоступен наземный ШПД.
- В принципе ВОЛС - неплохое решение и имеющее минимальные ограничения с точки зрения повышения пропускной способности, где и спутниковая, и беспроводная связь зажаты тисками доступного частотного диапазона. Что касается 80% населения, цифра достижима только в далекой перспективе при массовой урбанизации и росте числа мегаполисов. Идеальная технологическая связка - это ВОЛС (для города) + беспроводная связь (пригороды и населенные пункты вблизи дорог) + VSAT (мелкие и труднодоступные населенные пункты).
- На мой взгляд, сейчас бытует распространенное заблуждение, что наземные сети скоро будут везде, и даже самые отдаленные районы в конечном итоге будут подключены с помощью этих технологий. Однако наш опыт показывает, что даже в ближайшем Подмосковье сотовые и наземные операторы зачастую не обеспечивают должного покрытия, а, например, ко многим деревням, небольшим городам, дачным и коттеджным поселкам наземные сети и вовсе не проложены.
У компаний, строящих наземные линии связи, и у сотовых операторов идет строгий расчет по количеству пользователей, которое может быть в том или ином регионе. Ни одна компания, которая занимается наземными кабельными сетями, не будет копать две тысячи километров, чтобы несколько человек получили выделенный канал. А сотовые операторы не будут строить для этих целей 85-метровую вышку где-нибудь в степи. Это огромные вложения средств, которые не окупятся никогда.
В этом случае максимально оперативный и наименее затратный способ организации доступа в Интернет - спутниковый.
Конечно же, очевидно, что вряд ли спутниковая связь будет использоваться повсеместно. Скорее всего, выбор той или иной технологии для организации ШПД будет зависеть от экономической выгоды. В случаях, когда выгоды от использования спутниковой связи будут соизмеримы по стоимости тарифов с наземным доступом, пользователи будут голосовать за спутниковые технологии. Предположу, что со временем это будет происходить чаще, поскольку развитие спутниковых технологий приводит к появлению решений, более доступных по цене, сравнимых с наземными системами ШПД.
Например, в США и Европе услуга спутникового интернет-доступа развивается уже лет десять, а сейчас становится реальным конкурентом наземных технологий. Проекты запущены, технологии совершенствуются, количество абонентов растет.
- В настоящее время для передачи больших объемов информации все операторы ШПД используют ресурс магистральных волоконно-оптических линий, потому что они обеспечивают эффективный обмен данными на высоких скоростях. Более того, за счет технологии DWDM операторы могут безгранично увеличивать ресурс оптики, бесконечно наращивая объем для того, чтобы передавать интернет-трафик все быстрее и быстрее.
- Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС):
Поэтому неудивительно, что технология ВОЛС была выбрана основополагающей при принятии решения о реализации программы.
Охват 80% населения с помощью ВОЛС представляется чисто оценочным поверхностным значением, в первом приближении основанным на том, что почти 74% населения России живет сейчас в городах, а "городская часть" проекта скорее всего будет реализована на ВОЛС, и к 2018 г. процент городского населения еще вырастет. Плюс население поселков городского типа, находящихся в непосредственной близости к магистральным ВОЛС, которое тоже можно обслужить с помощью этой технологии. В принципе это можно осуществить при наличии достаточного финансирования. Другой вопрос - насколько обоснован такой подход? Если в крупных городах с многоэтажной и плотной застройкой (и что немаловажно, платежеспособным населением) создание инфраструктуры на основе ВОЛС уже активно осуществляется операторами связи и имеет целью получение прибыли в дальнейшем, то в провинциальных городах с малоэтажной, а в ряде случаев индивидуальной застройкой и пониженным платежеспособным спросом прокладка ВОЛС потребует значительных капиталовложений с трудно предсказуемыми сроками окупаемости.
Проблемы "последней мили" могут решаться самыми разными технологиями: от уже давно проложенных кабелей, но оснащенных современными модемами, до сетей радиодоступа и вплоть до спутниковых терминалов. Все должно решаться для конкретных случаев, которые, как представляется, на самом деле можно сгруппировать по заданным критериям, в числе которых, конечно, должна быть экономическая эффективность, и свести к нескольким типовым решениям.
- Во всех странах мира выбор технологий ШПД при формировании национальных программ является результатом многопараметрического анализа, в котором в качестве целевой функции выступают технические параметры, такие как скорость доступа, и ценовые показатели, необходимые для достижения этих скоростей. Конечно, ответить на вопрос о применении ВОЛС для организации ШПД на территории всей России можно и без анализа, и этот ответ однозначен - невозможно.
- Нужно ли стремиться к показателю ШПД 100 Мбит/с для каждого жителя? Какие скорости в прямом и обратном каналах целесообразно предоставлять конечному пользователю ШПД?
Михаил Лещенко
- С точки зрения развития профиля потребления услуг передачи данных 100 Мбит/с - это в перспективе тот стандарт, который позволит людям комфортно пользоваться наиболее популярными сервисами, включая, например, телевидение. Стремиться к этому показателю, безусловно, нужно, поскольку он является важнейшей метрикой конкурентоспособности страны в современной информационной экономике.
Валерий Лохин
- В принципе завести 100 Мбит/с можно в каждый дом или квартиру (особенно в рамках вышеуказанных 80%), но реально на магистрали каждому потребителю будет выделяться ресурс на конкурентной основе в рамках имеющихся у его провайдера канальных ресурсов. Поэтому правильнее было бы говорить не о целесообразности предоставления каких-то скоростей, а об удовлетворении потребностей потребителей в тех или иных сервисах, которые доступны посредством ШПД.
Сергей Пехтерев
- Стремиться надо, но вот гарантировать - точно нет. Конечному пользователю ШПД целесообразно предоставлять ту скорость, за которую он готов заплатить, если же мы говорим о бесплатном или социальном сервисе, то гарантировать необходимо ту скорость, которая обеспечит пользование сайтами госуслуг. Думаю, что 2 Мбит/512 Кбит - это оценка сверху. Реально можно начинать и с 512/ 128 Кбит.
Михаил Семенов
- Скорости подключения напрямую зависят от задач, которые ставятся в рамках программы обеспечения населения услугой ШПД в государственном масштабе. Во-первых, должна решаться задача всеобщей интернетизации. Современный мир уже немыслим без коммуникаций, таких как мобильная связь, доступ в Интернет. Они должны стать доступны для каждого жителя, так же как электричество, газ, водопровод или телевидение в доме. Во-вторых, программа должна быть направлена на развитие электронного правительства. Все это будет подразумевать обмен относительно небольшими объемами данных, и скорости потребуются минимальные. Если же ставится задача обеспечения каждого всеми современными возможностями (которые с каждым годом только возрастают), например скачивание больших файлов, просмотр видео онлайн (в том числе высокого качества), видеозвонки, то соответственно и скорости потребуются другие, существенно больше. Однако нужно понимать, что вряд ли 100 Мбит/с будет доступно одному пользователю в обозримом будущем. Стремление к 100 Мбит/с, как и вообще любые мечты, конечно, должно быть, но если ставить реальную задачу, то, думаю, она должна звучать так: обеспечить каждого жителя скоростями от 1 до 10 Мбит/с.
Для спутника 100 Мбит/с - очень высокая скорость, которая вряд ли будет возможна для одного абонента, ведь есть ограничения по оборудованию и специфика спутника. Наземный канал теоретически может обеспечить такую скорость, тут больше возможностей перераспределять. Правда сейчас есть такие спутники, которые могут соревноваться с наземными каналами, например в Ка-диапазоне спутники могут иметь емкость, сравнимую с наземными каналами, и это может сыграть свою роль.
Дмитрий Солодовников
- Ежегодно объем трафика, который передается пользователями, увеличивается в несколько раз. По прогнозам Cisco, ежемесячный объем российского интернет-трафика достигнет уровня в 880 Пбайт - к примеру, в 2010 г. этот показатель равнялся 168 Пбайт. И для того чтобы удовлетворить потребность клиентов в высокоскоростной передаче данных, нужно последовательно увеличивать скорости, доступные пользователям.
Вера Типугина
- Безусловно, есть процент индивидуалов в крупных городах, которым просто необходимы 100 Мбит/с, хотя в обычной жизни трудно представить, что семья из 3-4 человек может полностью задействовать канал в 100 Мбит/с. Предположим, что некто смотрит в реальном времени IP-фильм, заодно скачивает файл большого размера.
Фильм в формате Full HD потребует до 5 Мбит/с, Super HD - до 12 Мбит/с, 3D HD - до 40 Мбит/с. Скорость загрузки файла примем равной 2 Мбит/с, так что 1 Гбайт можно принять всего за 1 час 7 минут, пока идет просмотр фильма. Прочие приложения, типа IP-телефонии, электронной почты, Web-браузинга и даже видеоконференцсвязи представляются несущественными по сравнительной скорости передачи. Не забудем, что принятый объем данных надо оплачивать, а со скоростью 100 Мбит/с всего за 1 час можно закачать 45 Гбайт. Похоже, что цифра 100 Мбит/с появилась просто от Ethernet-интерфейса 100BaseT.
Скорости для конечного пользователя могут быть различны в зависимости от потребностей и платежеспособности. Пожалуй, только о скоростях загрузки ниже 1,5-2 Мбит/с уже не приходится говорить. Кроме того, в различных странах наблюдается различная асимметрия IP-графика в прямом и обратном канале.
В России и Казахстане показатель асимметрии составляет 4-5, а в Северной Америке - 7-8 с тенденцией к росту.
Александр Эйдус
- Говорить о необходимости иметь скорость ШПД для конечного абонента 100 Мбит/с - нет никаких оснований даже в далекой перспективе. Можно обратиться к опыту развитых стран, которые уже прошли этап формирования программ ШПД. В общем, все сервисы, которые сегодня и в перспективе существуют в сети Интернет, вполне могут быть получены абонентом с высоким качеством при скорости прямого канала 8-10 Мбит/с, а обратного - примерно 2-3 Мбит/с. При таких скоростях могут быть обеспечены и все сервисы вплоть floHD.
Считаете ли вы целесообразным обеспечение на государственном уровне универсальной услуги (УУ) ШПД? Какие минимальные скорости следует планировать для универсального ШПД в перспективе на 5-7 лет? Имеется ли подобный опыт в других странах?
Михаил Лещенко
- Да, включение ШПД в перечень универсальных услуг связи, безусловно, необходимо, поскольку не территории России есть рынки, где в силу объективных обстоятельств, связанных с колоссальной территорией и дифференциацией уровня доходов населения, самостоятельное предоставление услуг операторами коммерчески убыточно. Именно для таких рынков создана система универсального обслуживания в телекоме.
Следует отметить, что включение ШПД в перечень универсальных услуг является одной из основных мер, которая широко применяется в мире в рамках национальных планов развития ШПД.
Валерий Лохин
- Целесообразность включения ШПД в состав универсальной услуги как раз и будет определяться тем, что будет пониматься под ШПД (в первую очередь относительно скорости доступа). От этого будет зависеть выбор технологий, ожидаемые затраты, реализуемость УУ на всей территории России. Очевидно, что в ближайшие 5-7 лет вряд ли можно говорить о скоростях ШПД (в рамках УУ) выше 2 Мбит/с.
Сергей Пехтерев
- Опыт других стран, например Швейцарии, безусловно, интересен, но тогда стоит начать перенимать его и в более широком плане, чем УУ. Кроме того, помимо Швейцарии, на свете есть и Сомали, так что лучше все-таки ориентироваться на собственные нужды и возможности. Гарантировать в рамках УУ необходимо не просто доступ в Интернет, а бесплатный доступ к порталу госуслуг и определенному набору сайтов административных и правительственных органов, социальных учреждений и т.п.
Михаил Семенов
- Универсальная услуга ШПД будет полезна в первую очередь для решения государственных задач - например, она сможет обеспечить населению повсеместное пользование электронным правительством, получение необходимых документов и справок, позволив ускорить эти процессы и избавиться от огромных очередей и бюрократии. Также можно автоматизировать, например, такие услуги, как оплата ЖКХ, штрафов ГИБДД и другие подобные сервисы.
Что касается скоростей, то для пользования подобными сервисами большие скорости не потребуются, достаточно будет нескольких сотен килобит в секунду для вполне комфортной работы пользователя. А вот если поставить целью дать возможность населению смотреть телевидение онлайн, то в этом случае скорости должны быть существенно выше, как минимум единицы мегабит в секунду, опять же эти скорости будут зависеть от необходимого качества услуги.
Вера Типугина
- Для решения задач по развитию и модернизации страны наряду с политическими и экономическими мерами потребуется обеспечение всех регионов и удаленных населенных пунктов современной связью, прежде всего ШПД. Тогда на первоначальном этапе универсальная услуга ШПД может сыграть свою положительную роль. Но надо иметь в виду, что не все жители малых городов и тем более заброшенных деревень имеют возможность купить компьютер. Для удешевления проекта и помощи населению в освоении и использовании современной техники можно было бы развернуть соответствующим образом оснащенные пункты коллективного доступа. Именно это и было сделано в Индии уже лет 10 назад; система коллективного ШПД-доступа в основном использовалась для связи с государственными структурами, дистанционного обучения и ведения бизнес-операций, в частности заключения сделок по продаже сельхозпродукции без лишних посредников. Евросоюз выделил 3 млрд евро на решение задачи цифрового неравенства и определил, что 12 млн домохозяйств не имеют возможности подключиться к ШПД по наземным технологиям, а 18 млн домовладений получают услуги очень низкого качества.
В нашем случае, возможно, стоит начать с минимального плана 2048/512 кбит/с на пользователя с ростом в пределах 5/1 Мбит/с; а если говорить о пунктах коллективного доступа, то начать можно с 5/1 или с 10/2 Мбит/с в зависимости от размеров пункта. Рост скоростей для коллективных пунктов может оказаться неактуальным, так как самые активные пользователи понемногу начнут обзаводиться собственными подключениями к системе ШПД.
Александр Эйдус
- Базовый уровень ШПД должен предоставляться 100% населения независимо от того, кто, где и как живет. Причем должна быть предусмотрена не только возможность получения этой базовой услуги, но и государственное субсидирование при ее предоставлении. Конечно, скорость такой базовой услуги ШПД должна быть принята исходя из возможности субсидирования, но, видимо, не менее 1-2 Мбит/с в прямом канале и не менее 0,2-0,3 Мбит/с в обратном канале. В этом случае не только все госуслуги будут доступны населению России, но и расширится сфера деятельности в регионах России.
- Минкомсвязи, судя по целевым приоритетам, планирует преодолеть цифровое неравенство российских регионов в 2018 г. на основе развития сетей 4G. Ряд экспертов считают это предложение малоэффективным и нереальным. Какие технологические решения для ликвидации цифрового неравенства наиболее целесообразны для России?
Михаил Лещенко
- О критериях выбора технологического решения я уже говорил выше. На мой взгляд, наиболее экономичной и реализуемой с практической точки зрения для России будет комбинация проводных технологий доступа на базе существующей инфраструктуры и беспроводных сетей для предоставления услуг в низкочастотных диапазонах с приоритетом проводного ШПД.
Валерий Лохин
- Учитывая особенности географии и распределения населения России, представляется целесообразным, наряду с другими (наземными) технологиями, развитие спутникового ШПД с использованием Ка-диапазона. Имеющийся зарубежный опыт показывает, что при наличии достаточного государственного субсидирования проект спутникового ШПД может быть реализован в России для решения задачи практически 100%-ного покрытия территории и, по нашему мнению, в целом ряде регионов со слабо развитой (или вовсе отсутствующей) наземной магистральной инфраструктурой он будет менее затратен, нежели проекты на основе технологий 4G. В целом нужно сказать о равноправии технологий и учете специфики регионов и причин возникновения цифрового неравенства.
Сергей Пехтерев
- Учитывая, размеры нашей страны, ни одна технология не может эффективно ее решить. Максимальный экономический эффект будет при использовании ВОЛС (для города) + беспроводная связь (пригороды и населенные пункты близи дорог) + VSAT (мелкие и труднодоступные населенные пункты).
Михаил Семенов
- Для покрытия всей территории России или ее большей части сетями 4G потребуются огромные вложения и вряд ли к обозначенному 2018 г. удастся поставить необходимое оборудование в таком огромном масштабе. Кроме того, ни один сотовый оператор не будет строить вышку и создавать трансмиссионные каналы для нее, чтобы этим воспользовались несколько человек, проживающих в каком-нибудь отдаленном населенном пункте, ведь экономически это абсолютно не выгодно.
И таких населенных пунктов много по всей России - ситуация характерна не только для Сибири, где даже при не очень большом удалении от города имеются проблемы с Интернетом. А теперь представьте себе, что в таком вот удаленном поселке установлена одна приемопередающая станция, а беспроводной доступ к ней, соответственно через спутник, станет возможен фазу для всех ее жителей. Кроме того, спутник решает проблему на огромной территории.
Если же обратиться к зарубежному опыту, то мы увидим, что для решения аналогичной задачи по ликвидации цифрового неравенства в Европе также используются спутниковые технологии - был запущен спутник Ка-Sat, работающий в Ка-диапазоне и покрывающий всю необходимую территорию, суммарная пропускная способность которого составляет до 90 Гбит/с.
В случае с Россией - с ее огромными территориями и неравномерностью по плотности населения - правильным вариантом для максимального покрытия всей территории может стать комбинированное использование наземных линий, 4G и спутниковых каналов.
Дмитрий Солодовников
- В настоящее время сети четвертого поколения развиваются очень бурно - только в этом году МТС планирует запустить LTE в 20 новых городах. В 2013 г. запустим сети LTE в Хабаровском, Забайкальском крае, Амурской области, Удмуртии, Кировской, Тамбовской, Псковской областях и Республике Северная Осетия-Алания. Планируем запустить сети в крупных городах Приморского края, Татарстана, в Уфе, Санкт-Петербурге и некоторых городах Ленинградской области, в Екатеринбурге и Свердловской области, в нефтяных центрах Тюменской области и ХМАО, в Красноярске, Новосибирске, Обнинске.
В первую очередь сети LTE будут строиться в порядке требований лицензий, а также в крупных городах-миллионниках, которые демонстрируют высокий спрос на инновационные технологии, - например, там, где мы наблюдаем максимальный спрос на 3G, и там, где невысокое проникновение фиксированного ШПД, и за счет этого мы сможем предложить жителям этих городов ранее недоступные им интернет-услуги.
Вера Типугина
- Присоединяясь к мнению экспертов, хочу заметить, что какие бы наземные технологии ни использовались, но в России всегда найдется достойное и значимое место для спутниковых систем. Удаленность и разбросанность населенных пунктов даже в Европейской части (особенно в северо-восточной), тем более в Сибири и на Дальнем Востоке, наличие современных магистральных каналов только между крупными городами, а в Сибири - только в южной части вдоль железной дороги делают спутниковый ШПД необходимостью. Тем более что от цифрового неравенства в наибольшей степени страдает население именно таких областей и населенных пунктов.
Александр Эйдус
- О цифровом неравенстве говорят давно и много. Конечно, надеяться, что с приходом 4G эта задача может быть решена, не стоит. Тем более что в России так до настоящего времени и остаются подвешенными многие вопросы по использованию радиочастотного спектра, особенно в нижней части дециметрового диапазона, который наиболее актуален для решения задач цифрового неравенства И не следует забывать, что 4G - это не только поставить базовые станции, но и связать их транспортной сетью.
С обеспечением "первых" процентов населения операторы ШПД вполне справятся на коммерческой основе. Обеспечение условно "последних" процентов населения это есть первоочередная задача государства. Какие решения, на ваш взгляд, целесообразны именно для "последних" процентов населения?
- Решение зависит от местонахождения такого пользователя, наличия готовой инфраструктуры и т.п., поэтому в общем случае решение должно быть технически обоснованным и экономически эффективным. Если же говорить о совсем "последних" процентах населения в удаленных поселках, затерянных селах, умирающих деревушках и кочевых стойбищах, то спутниковая связь здесь не имеет альтернативы.
Можно рассмотреть опыт США: было определено, что около 10% домовладений никогда не получат качественного ШПД по наземным технологиям связи из-за нецелесообразности вложений, и данные территории были четко зафиксированы и привязаны к почтовому индексу. В качестве первого эксперимента из общенациональной программы (в $7 млрд) $100 млн было выделено на спутниковую связь, из них $59,6 млн выиграла компания Hughes на предоставление дотированной услуги ШПД на территории всех штатов. По индексу домовладения определялось, подлежит ли данное домовладение дотированной услуге, и если да - то $300 шло на дотацию оборудования и $20 в месяц на абонентскую плату в течение первого года. Эта инициатива правительства США позволила компании Hughes, помимо обычного роста, подключить 100 тыс. дополнительных абонентов в 2011 г. В настоящее время, с вводом в эксплуатацию спутника Echostar 17 в октябре 2012 г., мы получаем 2 тыс. заявок на новые включения ежедневно.
Михаил Лещенко
- Для "последних" процентов многолетняя телекоммуникационная практика во всем мире выработала наиболее эффективное решение - систему универсального обслуживания.
Валерий Лохин
- На наш взгляд, это действительно государственная задача и наиболее целесообразным представляется использование спутниковых технологий на базе российских космических аппаратов, имеющих полезную нагрузку в Кu- и Ка-диапазонах. При этом возможно использование точек концентрации, использующих различные наземные технологии и подключенных к спутниковым терминалам.
Сергей Пехтерев
- VSAT и беспроводная связь 3G в диапазоне 800 МГц.
Александр Эйдус
- "Последние" проценты должны быть определены на основе предварительного анализа. Это задача первоочередная для оценки бюджетных затрат. Как уже говорилось выше, должны быть проанализированы все доступные технологии ШПД, но предварительно можно предположить, что современные технологии, тем более перспективные спутникового ШПД, могут дать очень существенный эффект.
Какой процент в общем объеме ШПД для населения могут или должны занимать технологии VSAT, основанные на высокоинформативных многолучевых спутниках Ка-диапазона? Возможно ли решение задач ШПД для населения на основе традиционных спутников Кu-диапазона?
Константин Ланин
- Для спутников Ка-диапазона порядка 10% домовладений - это "магический" процент, удивительным образом совпадающий для США, Европы, Мексики и Австралии - стран, где уже реализуются национальные программы ШПД. Не думаю, что наша страна будет сильно выделяться из этого ряда.
Спутники Кu-диапазона могут и должны сыграть свою роль в решении задач ШПД именно в северных районах, где плотность населения исключительно мала и направление узких лучей спутника Ка-диапазона в эти районы будет являться убыточным с точки зрения предоставления услуги. Имеющие широкие лучи спутники Ku-диапазона охватывают эти районы, а сравнительно небольшое количество пользователей не потребует большого ресурса для их обслуживания. Конечно, предоставление социальной услуги ШПД через спутники Ku-диапазона потребует дотаций от государства.
Тем не менее сейчас, в отсутствие отечественных спутников Ка-диапазона над Россией, ГПКС был первым, кто построил опытную зону с использованием Ка-диапазона спутника Ка-Sat в 9 град, в.д., компании "Евтелсат", который покрывает запад России до Москвы включительно, с целью понять спрос и отработать схемы взаимодействия с виртуальными операторами (VNO), чтобы к моменту ввода в эксплуатацию спутников "Экспресс-АМ5" и "АМ6" была рабочая модель по продвижению услуги ШПД для физических лиц на территории России. Ряд операторов уже успешно предоставляют услуги ШПД в Кu-диапазоне, сначала на спутнике Astra-1F в 55 град, в.д., а сейчас на борту "Ямал-402" - это первые спутники, которые позволили использовать антенны 70-74 см, что существенно удешевило и упростило продвижение спутникового ШПД в России.
Михаил Лещенко
- Использование спутниковых технологий характерно для стран с большой территорией. Например, спутниковый ШПД является частью национальных программ в Бразилии и Австралии.
О проценте, который может быть достигнут в России, сейчас говорить сложно, поскольку он будет зависеть от развития спутниковой группировки и наличия спутникового ресурса.
Валерий Лохин
- Наиболее оптимальным является сочетание доступа в Кu- и Ка-диапазонах. В общем объеме ШПД спутниковый доступ может занимать в России до 10-15% с учетом того, что в перспективе многие будут его использовать в качестве второго канала доступа.
Сергей Пехтерев
- В условиях России VSAT займет, думаю, не более 1-1,5%.
Михаил Семенов
- Появление услуг спутниковой связи в массовом сегменте рынка напрямую связывают именно с развитием Ка-диапазона, ведь он позволяет перейти на более высокие скорости передачи данных, существенно удешевить технологию, и создавать сравнительно недорогое оборудование (как спутниковое, так и наземное), соответственно появляется возможность уменьшить стоимость абонентских терминалов за счет массового производства. К тому же спутниковые антенны становятся сравнимыми с телевизионными по диаметру (или даже меньше), что также удешевляет все разовые затраты для конечного пользователя. В Ка-диапазоне больше пропускная способность, что позволит подключать намного больше пользователей и существенно снизить цены на тарифы при тех же скоростях.
Кроме того, одним спутником с транспондерами Ка-диапазона можно покрыть значительно большие территории, чем это могут сделать, например, сотовые операторы. В сетях Ка-диапазона благодаря пропускной способности бортов речь может идти о миллионах пользователей. Запуск спутника с Ка-транспондерами становится в 5-6 раз эффективнее, чем, например, в Ku-диапазоне, а стоимость передачи информации существенно снижается.
Однако не стоит забывать, что в Россию Ка-диапазон пришел совсем недавно, наши спутники будут запущены лишь в следующем году, мы только пробуем понемногу работать с ним и говорить о каких-то ошеломляющих результатах пока рано. Думаю, что если планировать будущее, то можно рассчитывать, что в общем объеме ШПД для населения технологии VSAT, основанные на работе с Ка-диапазоном, будут занимать около 10%.
При этом Кu-диапазон уже много где опробован, технологии на его основе хорошо развиты, и он вполне успешно применяется и для оказания услуг ШПД массовому пользователю (пример тому - наш проект KiteNet, сейчас мы работаем именно в Ku-диапазоне). Думаю, что реализацию услуг на базе Ка-диапазона необходимо рассматривать не как конкурента Кu-диапазону, а как развитие услуг спутниковой связи в новых сегментах рынка.
Александр Эйдус
- Многолучевые спутники ориентированы целевым образом на задачи ШПД для массового пользователя, хотя в качестве опции возможно и телевидение. Эти системы развиваются во всех регионах. Сегодня разработчики думают о третьем поколении таких спутников. По многим и техническим, и экономическим соображениям спутники в Ku-диапазоне и, тем более традиционные, не могут соперничать при решении задач ШПД для населения с перспективными целевыми многолучевыми спутниками. Реализация третьего поколения таких спутников рассматривается в Ка-диапазоне для абонентских линий и в Q/V для фидерных линий. Единица передачи информации при использовании целевых спутников Ка-диапазона уже сегодня в десятки раз ниже, чем при использовании традиционных спутников Кu-дпапазона.
- Сравнение тарифных планов ШПД наземных операторов и тарифных планов операторов спутниковых сетей VSAT в Ка-диапазоне в ряде стран мира показывает их примерную идентичность, тем более в регионах с относительно низкой плотностью населения. Можно ли предположить, что для российской действительности такая закономерность сохранится?
Михаил Лещенко
- Цены на ШПД формируются в условиях конкуренции. В связи с этим цены на доступ, организованный с помощью различных технологий, но сопоставимый по потребительским характеристикам, по мнению абонентов, будут в перспективе выравниваться.
На скорость этого процесса существенным образом будут влиять факторы наличия достаточного спутникового ресурса в стране и темпы развития рынка оборудования для пользователей.
Валерий Лохин
- Учитывая существенное снижение стоимости спутниковых терминалов последнего поколения, можно утверждать, что тарифные планы операторов, работающих в Ка-диапазоне, будут сопоставимы с ценами наземных операторов.
Сергей Пехтерев
- Не думаю, ибо в тарифах наземных операторов очень существенна часть расходов на заработную плату, с учетом того что на Западе зарплаты существенно выше, стоимость наземного Интернета там достаточно высока по сравнению с тарифами на проводной Интернет в России. Можно предположить, что даже если тарифы на спутниковый ШПД в России приблизятся к европейским тарифам (с США сравнивать бессмысленно, там принципиально другой размер бизнеса и абонбазы), то будут скорее всего выше, чем тарифы на проводной Интернет.
Редакция журнала "Технологии и средства связи" обратилась за комментариями в Минкомсвязи для разъяснения сложившейся ситуации по распространению ШПД в России, и задала Евгению Новикову, заместителю директора департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи России, следующие вопросы:
Ответы редакция пока не получила. В случает ответа на наш запрос видение министерства на развитие ШПД в стране будет опубликовано в следующем номере издания.
Михаил Семенов
- На российском рынке уже есть проекты спутникового ШПД с тарифами, приближающимися к тарифам наземных операторов. Если брать только Ка-диапазон, то да, тарифные планы практически можно сравнять и предлагать услугу конечным пользователям по доступной цене. Однако в России есть своя специфика - зачастую оператор, владеющий спутниками, диктует свои условия подключения, и операторы, арендующие у него ресурс и предоставляющие услугу спутникового ШПД конечным пользователям, просто не могут сделать тарифы более гибкими и существенно снизить их. Это немаловажный фактор, сдерживающий удешевление услуги для массового пользователя. Многое будет зависеть от политики предоставления ресурса первоисточником (владельцем ресурса Ка-диапазона) операторам связи, работающим с конечными пользователями.
Вера Типугина
- Думаю, что в России такая тенденция сохранится, особенно если будет реализован проект универсальной социальной услуги ШПД.
Александр Эйдус
- Действительно, тарифы спутникового ШПД Ка-диапазона уже сегодня сопоставимы с тарифами наземных сетей при идентичной скорости каналов доступа. К сожалению, пока нет оснований для ответа на поставленный вопрос, поскольку в России нет соответствующей программы развития ШПД, проект РСС-ВСД закрыт как несостоятельный, а данных о новых проектах спутников пока немного. Если ориентироваться на программу ФКП Роскосмоса, то там, к сожалению, нет задач создания новых спутников для ШПД, ориентированных на перспективу. Некоторые надежды дают планы ГПКС в отношении создания спутника "Экспресс - АМУ1".
- Как следует из данных переписи 2010 года, городское население в России составляет примерно 73,7% (http://rg.ru/ img/content/46/88/30/5440_l .gif). Число жителей, приходящихся на одно домохозяйство в среднем по регионам составляет 2,7 человека, всего российских домохозяйств 52,7 млн (http://www.gks.ru/PEREPIS/t4.htm).
Минкомсвязи приняло целевой показатель - 80% жителей обеспечить ШПД в 2018 году. Одновременно к 2018 г. планируется обеспечить возможность подключения к ШПД не менее 5 млн х 7 лет = 35 млн, или 66,4%, российских домохозяйств, в которых проживает всего 66% жителей России. Получаются противоречивые показатели или здесь заложен некий другой смысл показателей? Можете ли вы дать прогноз охвата домохозяйств и населения в России на период до 2018 г., которым может быть (и/или должна быть) предоставлена возможность фиксированного подключения к Интернету с указанием скорости ШПД?
Михаил Лещенко
- С точки зрения трендов на рынке и объективной рыночной ситуации к 2018 г. проникновение может достичь 55-57% по домохозяйствам. При включении ШПД в состав универсальных услуг и реализации регулятором ряда других мер, направленных на упрощение развертывания сетей, уровень проникновения может стать выше.
Сергей Пехтерев
- Очень трудно давать прогнозы по росту параметра, которые точно не детерминирован. Ибо а что такое ШПД по версии Минкомсвязи?
Вера Типугина
- О цифре 80% я уже порассуждала при ответе на первый вопрос. Мне кажется, оценка в 5 млн подключений в год была дана с точки зрения возможностей операторов по развитию сетей 4G в крупных городах - надеюсь, это не случайное совпадение с ежегодным ростом абонентской базы LTE в Южной Корее. Проникновение услуги в сельскую местность и удаленные районы вызывает очень большие сомнения, и мы надеемся, что спутниковая составляющая займет свое достойное место в этой нише.
Александр Эйдус
- Прогноз возможен только на основе многостороннего глубокого анализа. Исходная задача, видимо, должна быть инициирована Правительством РФ и сформулирована Минкомсвязи с участием многих заинтересованных государственных организаций и коммерческих структур. К ее решению следует привлекать очень широкий круг компаний, а не только подведомственные Минкомсвязи организации. Причем должны быть сформулированы альтернативные предложения по каждому из целевых параметров. Затем альтернативные решения следует подвергнуть независимой широкой экспертизе с целью объективного выбора оптимального программного пути решения задачи. На это может потребоваться от полугода до года Пока можно утверждать, что одна из первоочередных задач - в минимальные сроки предоставить возможность подключения всех 100% домохозяйств в России на базовой скорости, то есть с параметрами универсального обслуживания. Такая задача должна быть решена не позднее 2016-2017 гг. Для сравнения: в европейских странах базовая скорость принята 2 Мбит/с, и уже в 2013 г. планируется для 100% европейских домохозяйств предоставить такую возможность ШПД.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2013
Посещений: 10590
Статьи по теме
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций