Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

О проблемах спутниковой связи и вещания в АрктикеOn problems of satellite communications and broadcasting in the Arctic

Представлен краткий обзор прогнозируемых требований к спутниковым телекоммуникационным системам в Арктике. Обсуждаются задачи и проблемы реализации спутниковых систем для Арктики. Provides an overview of the projected requirements for satellite telecommunications systems in the Arctic. Discusses the tasks and problems of implementation of satellite systems for the Arctic.
Валентин Анпилогов
Заместитель генерального директора ЗАО “ВИСАТ-ТЕЛ", к.т.н.
Ключевые слова:
спутниковая связь и вещание, Арктика
Keywords:
satellite communications and broadcasting, Arctic

Организация телекоммуникационной инфраструктуры в Арктическом регионе затруднена не только технически, но и в организационном плане. Связано это с рядом проблем, среди которых совмещение коммерческих интересов на фоне отсутствия гарантированного спроса на услуги связи и государственных (с соответствующим обременением различно рода организационными условиями) является одной из болезненных. Не очень понятно, как и в каком объеме могут участвовать в решении этой задачи коммерческие компании. Как найти разумный компромисс в партнерстве государства и бизнеса?

Нет или по крайней мере нет сведений о техническом и тем более экономическом обосновании проектируемых в России систем спутниковой связи и вещания, планируемых в Федеральной космической программе, как проект “Арктика".

В то же время, анализируя зарубежные публикации, посвященные проектам, ориентированным на обеспечение спутниковой связи в Арктическом регионе, получается, что многие страны ищут оптимальные пути реализации таких систем. Число научно-технических докладов и статей, посвященных этой теме в зарубежных изданиях и на конференциях, увеличилось в несколько раз за последние два года. Это говорит об актуальности темы. Но однозначного технического решения нет. Большинство проектов связано с созданием космического сегмента на основе спутников на эллиптических орбитах, но в ряде публикаций справедливо отмечается сильное воздействие радиационных поясов Земли и, как следствие, сокращение жизнеспособности спутников. Предлагаются в качестве альтернативы орбиты типа “Тундра". Отметим, что сегодня относительно полноценно в Арктическом регионе действует только одна система – Iridium. Это система персональной связи с очень ограниченными по пропускной способности возможностями.

Другие системы типа Globalstar, тем более Inmarsat, ограничены примерно 70 град. с.ш. Такое же ограничение имеют и все иные геостационарные системы, хотя есть примеры и их использования вплоть до 80-х широт (в табл. 1 представлены оценки затухания в радиолинии).


Низкоорбитальные системы типа Orbcomm или планируемая к развертыванию российская система “Гонец", по сути, не системы связи, а системы передачи данных по принципу “электронная почта". Это, конечно, нужно, но задачу телекоммуникационной инфраструктуры не решает. Получается, вроде бы уже нужно что-то делать для организации телекоммуникационной инфраструктуры в Арктическом регионе (рис. 1), но как это делать технически и как строить экономические модели – непонятно и сведений об этом в российских научно-технических изданиях нет.


Если ориентироваться на зарубежные публикации, то, по прогнозным исследованиям Европейского космического агентства, потребность в телекоммуникационных услугах довольно значительная (рис. 2, 3).


Если ориентироваться на данные рис. 2 и 3, то получается, что необходим достаточно большой спутниковый ресурс. Его актуальность подкрепляется данными в рис. 1. В России, конечно, потребность в этом ресурсе в первую очередь у государственных компаний “Роснефть" и “Газпром".


Но освоение Арктического региона – это еще и люди, которые там работают, и которым нужно создать нормальные жизненные условия, в том числе и в части связи (телефон, Интернет) и вещания. Как и когда намечено решать эти задачи, пока ответа от государственных структур, таких как Роскосмос или Минкомсвязь, нет.

Отсюда возникает ряд вопросов, ответить на которые редакция попросила ведущих экспертов отрасли.

– Как вы экспертно оцениваете корректность данных о прогнозируемой пропускной способности в Арктическом регионе?

Артем
Аджемов

Ректор Московского технического университета связи и информатики, д.т.н., профессор

– Если учесть тот активный интерес всех развитых стран к участию в освоении Арктического региона, открытие в шельфе очень перспективных залежей практически всех полезных ископаемых, интерес к экоту-ризму, а также развитие северных маршрутов для перелета самолетов, значительно экономящих топливо и время перелета, активное развитие морской ловли в северных морях, то требуемая пропускная способность систем передачи данных должна быть даже выше.

Александр
Крылов

Директор ЦКС “Сколково", к.т.н.

– Не берусь оценивать корректность прогноза для всех стран Арктического региона, не обладаю соответствующими данными. Касательно российской Арктики можно уверенно сказать, что число реальных потребителей весьма ограничено и снижается с каждым годом.

Во-первых, об этом свидетельствуют данные Росстата (см. табл. 2) об изменении населения в Арктическом регионе. За 24 года население Заполярья сократилось на 24% и продолжает снижаться.

Во-вторых, продолжает уменьшаться число российских судов арктического класса и ледоколов. На ноябрь 2013 г. в стране осталось на ходу лишь четыре атомных ледокола. К 2017 г. останется один, правда три атомных ледокола должны быть построены. Определенные сомнения по поводу их строительства есть. Согласно ФЦП “Возрождение торгового флота России" в 1993–2000 гг. в стране должны были построить 16 ледоколов – не построено ни одного. По ФЦП “Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)" должны были быть построены 17 ледоколов, но был достроен заложенный еще в СССР атомный ледокол “50 лет Победы" и построены два дизельных. Последние решать задачи линейных ледоколов на арктических трассах не в состоянии.

В-третьих, сегодня Северный морской путь на восточном его плече, от устья Оби до Чукотки, практически перестал существовать. Об этом свидетельствует состояние арктических портов. В табл. 3 приведены данные об изменении населения в портах Северного морского пути и условиях видимости геостационарных спутников существующей российской орбитальной группировки с земных станций этих портов. Из приведенных в табл. 3 данных следует, что проблемы организации спутниковой связи и вещания на континентальной части Арктического региона России просто не существует. И тот, кто говорит об этой проблеме, сильно привирает.


В-четвертых, в 1980-е гг. у СССР было достаточное число военных баз и иных точек присутствия в Арктике, например на архипелаге Земля Франца-Иосифа находились: военная база на острове Греэм-Белл, две метеостанции – на островах Рудольфа и Хейса, три крупных объекта на острове Земля Александры – военная база, полярная станция и пограничная застава. В настоящее время осталась только погранзастава (около 30 человек). Почти все военные базы, части ПВО и иные армейские объекты в Арктике в настоящее время ликвидированы. Возрождение аэродрома на архипелаге Северная Земля больше похоже на пропагандистскую акцию, нежели на серьезный государственный проект.

В-пятых, еще одним мифом являются утверждения о том, что Арктика набита углеводородами. Поэтому ожидается, что скоро на арктическом шельфе и в Северном Ледовитом океане начнется бурный рост добывающей промышленности. Но это далеко не так. Вот что говорит по этому поводу директор издательского центра Северного (Арктического) федерального университета Андрей Чураков, журналист и политолог, который неоднократно бывал в арктических экспедициях: “…Я нигде не видел достоверных данных о том, что выше 78 град. есть хотя бы какие-то запасы углеводородов. Есть Штокмановское месторождение, найдены залежи в Карском море. … На территории Земли Франца-Иосифа геологи в течение 15 лет проводили комплексные исследования. На архипелаге присутствует вся таблица Менделеева, но там нет месторождений газа, нефти, золота, серебра, платины и других ископаемых. У меня крепнет убеждение, что те, кто пытается представить Арктику в виде неиссякаемой природной кладовой полезных ископаемых, мягко говоря, лукавят. Кому-то Арктика нужна, чтобы достаточно дешевым способом, втыкая флажки в районе Северного Полюса, делать себе имя. … Таким образом, с одной стороны, идет PR-кампания, с другой – попытки вытянуть средства из федерального бюджета, чтобы их освоить, а потом сказать, что ничего не получилось".

В-шестых, в числе реальных потребителей систем связи называются пограничные заставы. Однако все заставы Отдельного Арктического пограничного отряда: Салехард, Нарьян-Мар, Игарка – 67 град. c.ш.; Амдерма, Черский, Певек, мыс Шмидта, Талотахард, Дудинка, мыс Каменный, Алыкель, Усть-Кара – 69 град. c.ш.; Чокурдах – 70 град. c.ш.; о. Врангеля, Нижнеянск – 71 град. с.ш.; Хатанга, Тикси, Новая Земля – 72 град. c.ш.; Эклипс – 74 град. c.ш.; Диксон – 73 град. c.ш.; мыс Челюскин – 77 град. c.ш.; о. Средний – 78,5 град. с.ш., за исключением заставы Нагурская (архипелаг Земля Франца Иосифа) – 80,5 град. с.ш., уже имеют все необходимые виды связи и вещания.

Все вышеперечисленное говорит о том, что реальных потребителей в российском Арктическом регионе не так много, а те, что есть, – уже имеют средства связи и вещания и эту связь обеспечивают геостационарные спутники.

Калью
Кукк

Главный эксперт МНИТИ, д.т.н.

– Считаю, что с оценкой Европейского космического агентства можно согласиться. Более резкий рост пропускной способности наступит после реального освоения арктического шельфа, а это произойдет не ранее 2020–2025 гг.

Виктор
Цирлин

К.т.н.

– Те экспертные данные по ожидаемым потребностям емкости арктической системы связи, которые приведены, выглядят весьма разумными. Я не могу считать себя знатоком этого достаточно узкого вопроса и не имею оснований их как-либо корректировать. Готов принять за исходные данные при оценке предлагаемых систем.

Александр
Эйдус

Генеральный директор ЗАО “ВИСАТ-ТЕЛ", к.т.н.

– Оценки, представленные в изложенном выше материале, основаны на данных Европейского космического агентства и, безусловно, заслуживают доверия. К сожалению, аналогичные данные от российских организаций отсутствуют. Соответственно корректность представленной информации о требуемой пропускной способности информационных систем в Арктическом регионе России нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

– Какие российские и зарубежные проекты в области спутниковой связи и вещания в Арктическом регионе вам известны? Можете ли вы дать экспертную оценку реализуемости этих проектов, их технического существа и конечной востребованности услуги?

Артем Аджемов
– В России и за рубежом было несколько проектов построения спутниковых систем связи: тот же “Гонец" (только нужна полноценная система связи, а не электронная почта); низкоорбитальная система “Сигнал"; комплексная спутниковая система “Триада" и т.д. Все эти проекты, безусловно, могут быть реализованы на современном этапе технического развития. Их востребованность для развития северных районов несомненна. Следует также отметить, что для решения задач обороноспособности страны построение телекоммуникационных систем, действующих в этом районе, также необходимо. Идущие в настоящее время работы предусматривают развитие спутниковых систем связи в Арктике.

Александр Крылов
– В Арктическом регионе широко применяются системы связи, созданные на спутниках на ГСО. Например, Норвегия и Россия для организации связи и вещания на острове Шпицберген, иных территориях и судах морского флота используют спутники Thor и “Экспресс” соответственно.

Спутниковая связь и вещание, включая широкополосный доступ в Интернет, во всех населенных пунктах (100 тыс. человек в 75 населенных пунктах) арктической Канады организованы через спутники Anik F1R, Anik F2 и Anik F3 (ГСО) компании Telesat. В Канаде проблемы связи и вещания в Арктическом регионе сводятся к ценовому неравенству и качеству оказания услуг между Югом и Севером, а не к их отсутствию. Поэтому о спутниках на ВЭО в Канаде не говорит никто из здравомыслящих людей.

Спутниковая связь и вещание, включая широкополосный доступ в Интернет, во всех населенных пунктах Аляски организованы через спутники компаний Intelsat, Telesat и т.д. Самый северный пункт Аляски – мыс Барроу (Point Barrow) – лежит на 71 град. с.ш. под углом места около 9 град. по отношению к спутникам на ГСО. Поэтому в США проблемы связи и вещания в Арктическом регионе просто не существует.

Кроме геостационарных систем, связь в Арктическом регионе блестяще осуществляет система Iridium. К 2016 г. Iridium планирует развертывание системы на базе спутников второго поколения Iridium NEXT. Эти спутники позволят предоставлять базовые услуги передачи голоса и данных с гибким выделением полосы частот и пропускной способностью до 1–1,5 Мбит/с.

Таким образом, существующие и перспективные системы спутниковой связи на ГСО и система Iridium вопросы организации связи и вещания в Арктическом регионе снимают. Ни одна страна мира поэтому не испытывает зуда по поводу систем связи и вещания на ВЭО, кроме России.

Реальных зарубежных проектов систем связи и вещания на ВЭО для Арктического региона нет и, очевидно, долго еще не будет. Все известные проекты связаны с надеждой на инвесторов. Вследствие неокупаемости этих проектов реальных инвесторов скорее всего не найти. Известно несколько попыток создать системы связи и вещания в Арктике и в нашей стране. Однако чисто арктические проекты обречены на финансовую несостоятельность. Поэтому наиболее привлекательны решения, в которых системы на ВЭО предполагается использовать для организации связи и вещания на территории всей страны. Известно, что, если использовать для реализации системы спутников на орбите типа “Тундра", всю страну можно обслуживать с углом места не ниже 40–50 град. Но нужно очень внимательно считать бизнес-проект этого варианта системы и оценить его окупаемость.

Калью Кукк
– Уже в течение последних десятилетий разрабатываются различные проекты создания спутниковых и других систем для Арктического региона, однако ни один из них не получил практического воплощения. Принципиально задача может быть решена с помощью использования группировки высокоэллиптических спутников либо группировки низкоорбитальных аппаратов. Одним из последних проектов, который поддерживается Российским космическим агентством, является проект “Арктика". Он построен из двух подсистем с разными орбитальными структурами: подсистемы радиолокационного мониторинга – “Арктика-Р" и подсистемы гидрометеорологического наблюдения – “Арктика-М". Однако реализация этого проекта довольно призрачна. Как правило, ни один из предложенных ранее проектов, обеспечивающих информационное освоение Арктического региона, не был реализован из-за отсутствия рентабельности или больших сроков окупаемости.

Как показано ниже, более целесообразным является создание глобальной системы спутниковой связи и мониторинга, которая охватывает Арктический регион, решая насущные и перспективные задачи.

Активно рассматривается проект “Российская трансарктическая кабельная система" (РОТАКС) по предложению ЗАО “Поларнет проект". Это линия, прокладываемая вдоль российского Северного побережья. Первоначальные сроки прокладки – 2013–2014 гг. Эти сроки уже перенесены на 2015 г.

На первом этапе предполагается проложить 6 пар волокон для соединения Англии, Японии, Китая и России. Кабельные станции намечено разместить в Бьюде (Англия), Мурманске, Владивостоке, Анадыре и Токио. Стоимость прокладки без ответвлений должна составить около $1 млрд. К рискам проекта относятся: надежность линий, трудности финансирования, конкуренция.

По предложению ряда российских предприятий рассматривается проект возрождения тропосферной радиорелейной системы “Север". Кстати, ликвидация этой системы была большой стратегической ошибкой. Теперь ее восстановить в прежнем виде невозможно. А если строить новую тропосферную линию, то это надо делать с учетом современных достижений в области тропосферной связи".

Первым к практической реализации комбинированных низкоорбитальных спутниковых систем обратилась компания Iridium Satellite LLC. Модернизированный Iridium в версии Iridium NEXT предполагает частичный мониторинг в интересах NASA, Национального управления по океанам и атмосфере США и Министерства обороны США. Вторичная нагрузка мониторинга атмосферы и космических объектов имеет массу 50 кг. Потребление бортовой аппаратуры мониторинга – 50 Вт (максимальная – 200 Вт), скорость передачи данных – 1 Мбит/с. Запуск Iridium NEXT намечен на 2015 г.

Второй подобной системой может стать проект LEO SAT COURIER (LSC) германской фирмы SATCON GmbH. Разработку глобального, исключительно телекоммуникационного коммерческого проекта LEO SAT COURIER (LSC) германская фирма SATCON GmbH начала еще в конце 1990-х гг.

После подключения к работе над проектом российской компании “МАРС – Системы радиолокации" и других российских организаций возможности проекта LSC были расширены. Сейчас этот проект предполагает создание и коммерческую эксплуатацию глобальной телекоммуникационной спутниковой системы связи и дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ).

Проект LSC предусматривает вывод и работу на низких (800 км) орбитах группировки из 80 космических аппаратов, несущих аппаратуру цифровой космической связи и аппаратуру дистанционного зондирования Земли. Орбитальное построение группировки будет обеспечивать полное и непрерывное поле обслуживания на всей поверхности.

Американская фирма Planet Labs, начиная с 2013 г., развертывает низкоорбитальную систему Flock-1 из 28 наноспутников для ДЗЗ. Высота орбиты – 450 км. Система обеспечит пространственное разрешение 3–5 м. Добавлю, что хотя система “Гонец" очень нескоро может стать полноценной системой двухсторонней телефонной связи (а может, и никогда), но по мере увеличения числа аппаратов на орбитах создаются условия в Арктическом регионе достаточно длительной видимости двух и более КА, что позволяет организацию телефонной связи между северными абонентами, расположенными в пределах видимости КА.

Примечание: Роскосмос заключил контракт с НПО им. С.А. Лавочкина на 5,3 млр друб. на разработку космического аппарата первойочереди системы“Арктика" со сроком окончания работыноябрь 2015 г.

Виктор Цирлин
– Рассмотрением различных вариантов реализации единой системы связи Арктического региона занимается довольно много профильных структур: “Севгидромет", МЧС, Минобороны, “Красноярские информсистемы", “Газком". Курирует проблему в целом комиссия по модернизации при Предсовмина. Судя по открытым материалам, рассматриваются самые различные варианты реализации: спутники на эллиптических и геостационарных орбитах, ретрансляторы на БПЛА, дирижаблях и стратостатах, тропосферные РРЛ. К сожалению, материалы по основному проекту “Арктика", который уже много раз упоминался как межотраслевой проект, лежащий в основе решения проблемы связи и информатизации госпрограммы освоения и развития Арктического региона, весьма скудны и не могут быть основой обсуждения на круглом столе. Практически полное отсутствие материалов по этому проекту в открытой печати заставляет думать, что из-за почти очевидного двойного назначения рассматриваемой системы широкое открытое обсуждение ее невозможно и должно быть проведено с соблюдением необходимых ограничений.

Александр Эйдус
– Страны, территории которых имеют арктический шельф, богатый природными ресурсами, в первую очередь заинтересованы в освоении Арктического региона. Судя по публикациям, наибольшую активность проявляет Канада. Так, Космическое агентство Канады разрабатывает проект PCW, который предполагает создание спутниковой группировки для ДЗЗ и обеспечения связи в Арктике. Анализ публикаций за последнее время показывает, что окончательное техническое решение о принципах построения системы еще не принято. Наиболее приемлемым решением, судя по публикациям, признается использование тяжелых спутников на орбитах типа “Тундра”. Но не исключается использование и низкоорбитальных малых спутников ДЗЗ. Несомненно, что эти проекты технически реализуемы. Однако их коммерческая эффективность пока не наблюдается. Можно было бы говорить о мультипликативном экономическом эффекте, но такие подходы и методики в России пока отсутствуют.

– Нужно ли участие государства в решении данной задачи, возможно ли совмещение с системами двойного назначения или специальными системами или это должно быть обременением тех коммерческих компаний, которые имеют лицензии на поисковые работы и разработку месторождений?

Артем Аджемов
– Участие государства необходимо, особенно с точки зрения обеспечения обороноспособности страны. С другой стороны, одновременно должны участвовать и компании, получившие концессии на добычу золота, нефти, газа и морских продуктов; они также обязаны вкладывать средства в развитие региона. Безусловно, все системы являются системами двойного назначения.

Александр Крылов
– Если государство хочет потратить бесцельно от 15 до 30 млрд руб. на создание отдельной системы для Арктики, это его право. Поисковые компании и компании-разработчики месторождений все виды необходимой связи имеют (см. ответ на вопрос 1).

Пока мне неизвестны связные системы двойного назначения. В мире оформилась и продолжает развиваться иная тенденция. В настоящее время вооруженные силы США, НАТО и иных стран широко используют коммерческие системы спутниковых операторов Iridium, Intelsat, Eutelsat, SES и другие в “горячих точках" мира. Компании SES и Intelsat создали отдельные подразделения по работе с военными клиентами и доходы от военных заказов в их общих доходах в 2012 г. составили 8 и 20% годовой выручки соответственно. Компания Eutelsat, как и основные спутниковые операторы мира, проводит активную диверсификацию своего бизнеса и создает спутники с дополнительными полезными нагрузками (Hosted Payload). Доходы от правительственных и военных заказов в общих доходах компании в 2011–2012 финансовом году составили 12%.

Компания Intelsat активно инвестировала средства в создание полезных нагрузок UFH-диапазона нескольких спутников (Intelsat-14, Intelsat-22. Intelsat-27 и Intelsat-28). На запущенном 23 ноября 2009 г. спутнике Intelsat-14 в интересах Министерства обороны США был установлен космический интернет-маршрутизатор (Internet Router in Space, IRIS), физически объединяющий сети передачи данных Минобороны США. В марте 2012 г. произведен запуск спутника Intelsat-22, на котором в интересах Минобороны Австралии в составе полезной нагрузки установлены 18 каналов узкополосной связи (25 кГц) в диапазоне UHF (300 и 250 МГц). Эти каналы будут использоваться наземными, морскими и воздушными силами Австралии для мобильной связи. КА Intelsat-27 утрачен в результате аварийного запуска с платформы See Launch в феврале 2013 г. Спутник был создан компанией Boeing (платформа BSS-702MP) и на этом КА в интересах МО США в составе полезной нагрузки были установлены 20 каналов узкополосной связи (25 кГц) в диапазоне UHF (300 и 250 МГц). КА Intelsat-28 планируется к запуску в 2015 г. Спутник создается компанией Space Systems/Loral на базе платформы LS-1300. Специальная полезная нагрузка аналогична Intelsat-27.

Компания Telesat создает полезную нагрузку X-диапазона спутника Anik G с учетом будущего использования ее емкости военными. Поэтому, на мой взгляд, нужно говорить не о системах двойного назначения, а об активном использовании вооруженными силами емкости коммерческих спутников связи для обеспечения операций на театрах военных действий.

Калью Кукк
– Государственное участие должно быть обязательно. Доля участия – не менее 25%. Любая будущая национальная система имеет двойное назначение.

Александр Эйдус
– Поскольку коммерческая эффективность пока под вопросом, для реализации проектов необходимо участие государства, то есть бюджетное финансирование. Основной вопрос здесь – вопрос обоснования затрат, который сегодня вызывает определенные затруднения. Конечно, такие мощные государственные компании, как “Роснефть" и “Газпром", и другие имеющие лицензии, могли бы возглавить подобные проекты, вопрос все же остается пока открытым.

Использование военных спутников как спутников двойного назначения вызывает в этом смысле определенные проблемы.

– Какие бы вы предложили решения в техническом плане и почему?

Артем Аджемов
– Развитие спутниковых и адаптивных ВЧ-радиосистем, в том числе по ионосферным каналам.

Александр Крылов
– Если так уж нужно обеспечить погранзаставу Нагурская и еще одну-две обитаемых метеостанции всеми видами связи, то можно даже при практически нулевых углах местности сделать это более дешевым способом, чем создание отдельной спутниковой системы связи для Арктического региона. Специалисты по антенным системам (А.Г. Курашов) предлагают на объектах связи в Арктике устанавливать антенные системы с диаметром зеркала 4,8 или 3,8 м и облучающей системой от них с меньшим на один шаг диаметром зеркала 3,8 или 2,4 м соответственно. Это приведет к небольшим потерям мощности, связанным с недооблучением зеркала, но существенно снизит влияние подстилающей поверхности. Известно, что морская вода и морской лед имеют существенно меньшую шумовую температуру, чем поверхность суши.

На доработку антенных систем на двух-пяти объектах связи нужно потратить десяток-другой миллионов рублей, но не миллиарды, как в случае со спутниковыми системами на ВЭО.

Калью Кукк
– См. стр. 38.

Александр Эйдус
– Понятно, что использование геостационарных спутников для обслуживания Арктического региона ограничено, хотя это не означает, что геостационарные спутники для решения этой задачи не нужны. Например, Норвегия в начале 2014 г. должна запустить спутник Thor 7 (1W), который имеет многолучевую рабочую зону Ka-диапазона, распространяющуюся и на арктические районы.

В нашей сети самая северная станция – на Новой Земле (примерно 71,3 град. с.ш., угол места 9,3 град.). Однако в полном объеме целевые задачи по созданию полноценной высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры в Арктике выше 70 N могут обеспечить только спутники на орбитах типа “Тундра”. Выбор такого типа орбит в первую очередь обусловлен возможностью доведения срока службы спутника до 15 лет, что очень проблематично обеспечить для спутников на эллиптической орбите типа “Молния” вследствие сильного воздействия пересекаемых радиационных поясов Земли.

В то же время задачи ДЗЗ проще решить с использованием низколетящих спутников, которые должны иметь полезную нагрузку, интегрированную с ретрансляторами для подвижной связи. То есть при проектировании должен быть системный подход.

Кроме того, эти задачи должны иметь международное значение как при создании системы, так и при ее использовании. Но это уже проблема совсем не техническая.

– Какие организационные мероприятия могут способствовать принятию технически обоснованных системных решений в области спутниковой связи и вещания и при решении данной задачи в частности?

Артем Аджемов
– Открыть финансирование ФЦП с участием частного капитала по созданию единой системы (двойного назначения).

Александр Крылов
– Во-первых, любой проект системы спутниковой связи, включая проект спутниковой системы на ВЭО, предполагающий использование бюджетных средств, должен оцениваться независимым экспертным сообществом Открытого правительства России и экспертами Фонда Сколково. Только после прохождения этих проектов через экспертное сообщество они включаются в Федеральные целевые программы и (или) Федеральную космическую программу.

В этом случае страна не получит спутниковые системы типа “Гонец", “Луч" или “Арктика-МС", заказчиком которых выступает Роскосмос. Система спутниковой связи “Гонец" за 20 лет работы так и не создана в полном объеме. Космическая система ретрансляции “Луч-М" должна решать задачи приема информации на активных и пассивных участках полета вне зон видимости с российской территории и передавать ее на пункты приема на территории России с низколетящих КА, пилотируемых кораблей и Международной космической станции, ракет-носителей, разгонных блоков и т.п. В соответствии с публичной информацией, в ближайшие три-пять лет ни один из планируемых к запуску низкоорбитальных КА, в том числе и МКС не будет иметь системы связи “спутник–спутник”. Поэтому вопрос о целесообразности продолжения работ по системе “Луч" также требует дополнительной проработки и экспертной оценки.

Во-вторых, системами спутниковой связи, за исключением системы “Луч-М" должны заниматься уполномоченные государственные или частные спутниковые операторы, но никак не структуры Роскосмоса. Тогда страна не будет тратить деньги на реализацию бессмысленных, по сути, “инициатив” представителей Роскосмоса. Роскосмос и Объединенная ракетно-космическая корпорация, по-моему, должны строить надежные спутники и ракеты-носители и нести ответственность за сроки их создания и качество. Заказчиками же спутников должны выступать Министерство обороны (военные спутники), Россвязь (спутники связи и вещания), Росгидромет (метеоспутники), МЧС (спутники мониторинга чрезвычайных ситуаций) и т.д.

Калью Кукк
– Полагаю, что те изменения, которые произошли и происходят в Роскосмосе, могут и должны положительно повлиять на системный подход к проблеме спутникового мониторинга и связи и создания долговременного инструмента, столь необходимого для страны. Для этого нужно в ближайшие полгода разработать технические предложения по созданию такой системы. К работе привлечь ведущие специализированные предприятия, а также отдельных квалифицированных специалистов. Результаты доложить Президенту или Правительству РФ для принятия политического решения.

Александр Эйдус
– Во-первых, должна быть проведена независимая техническая экспертиза того, что сегодня есть и уже запланировано с точки зрения возможного использования для создания телекоммуникационной инфраструктуры в Арктическом регионе. Во-вторых, должен быть проведен открытый конкурс предлагаемых системных проектов сети спутниковой связи Арктического региона.

Борис Локшин
Начальник отдела перспективных системных разработок ФГУП “Космическая связь", д.т.н.

Проекты многофункциональных систем для Арктического региона России

В настоящее время для решения поставленных задач на государственном предприятии “Космическая связь" прорабатываются или находятся в реализации следующие проекты на базе систем спутниковой связи:

  • создание объектов инфраструктуры связи на архипелаге Шпицберген (п. Баренцбург). В рамках подпрограммы “Освоение и использование Арктики" Федеральной целевой программы “Мировой океан" осуществляется реализация проекта строительства объектов инфраструктуры связи на архипелаге Шпицберген (78 град. с.ш.). Целью проекта является предоставление услуг связи, включая обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет и телерадиовещания для населения. Работы по проекту проводятся с 2011 г. В настоящее время проект находится в завершающей стадии реализации;
  • обеспечение услуг связи и вещания на трассах Северного морского пути. В 2012 г. был проведен эксперимент на научно-экспедиционном судне “Михаил Сомов". За время пребывания в экспедиции (с 28 июля по 28 ноября) судно совершило переход из порта Архангельска до мыса Челюскин (77,8 град. с.ш.; 104,3 град. в.д.) и обратно. В ходе эксперимента была подтверждена потенциальная возможность обеспечения связи и вещания на трассе Северного морского пути с использованием КА на ГСО и отработана технология работы судовой спутниковой станции внутри разных сетей VSAT.

Но наиболее перспективным с точки зрения обеспечения услугами связи и вещания населения северных территорий России является проект создания системы спутниковой связи и вещания с использованием космических аппаратов на высокоэллиптических орбитах (проект “Экспресс-РВ"). Такая система будет обладать рядом преимуществ:

  • зона обслуживания – вся территория России, включая полярный бассейн;
  • углы места работы земных станций (ЗС) через КА на ВЭО составят из любой точки России не менее 40 град., а в большинстве регионов – 60–90 град.

Эти преимущества позволят создать на базе такой системы сети связи различного назначения, которые в отличие от систем с использованием КА на ГСО обеспечат надежную связь и вещание в Арктическом регионе России, а также подвижную связь и непосредственное звуковое вещание на всей российской территории. При реализации данного проекта предусматривается организация государственно-частного партнерства. В настоящее время проводятся работы по формированию основных технических параметров системы, обеспечивающих в том числе коммерческую привлекательность для российских и зарубежных инвесторов. В декабре 2013 г. планируется завершить обоснование потребных объемов финансирования как из бюджетных, так и из внебюджетных источников.

___________________________________________
1 Оценочные значения, основной вклад дают сцинтилляции.
2 Упразднен в 2007 г.

Опубликовано: Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание"-2014
Посещений: 12244

  Автор

Анпилогов Валентин Романович

Анпилогов Валентин Романович

Зам.ген.директора ЗАО "Висат-Теп"

Всего статей:  56

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций