В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Анализируется развитие сетей VSAT в России. Представлен перечень нормативно-правовых документов, определяющих условия применения VSAT в России, и полос радиочастот, доступных для использования в Ku- и Ka-диапазонах. Обсуждаются проблемы нормативного характера, в том числе проблемы, связанные с использованием иностранных спутников с учетом обязательств России при вступлении в ВТО. Констатируется, что основной движущей силой до 2012 г. были государственные программы, после 2012 г. в России начали развиваться коммерческие сети спутникового ШПД. Использование ресурса этих сетей возможно и для решения государственных задач, в том числе по предоставлению всем жителям России возможности широкополосного доступа в Интернет.
Provides an overview of the development of VSAT networks in Russia. Presented legal documents defining the conditions for the use of VSAT Russia and frequency bands are available for use in Ku- and Ka- bands. The problems of a regulatory nature, including problems associated with the use of foreign satellites in view of the commitments of Russia's WTO accession. It is stated that the main driving force until 2012 were government programs. After 2012 Russia develops commercial satellite broadband network. Resource utilization of these networks and possible solutions to public problems, including the problem of providing all residents of Russia to broadband access to the Internet.
Если следовать европейским стандартам, то о технологии VSAT все изложено (или почти все) в ряде международных документов (например, в EN 301 428). Один из основных признаков технологии VSAT – все абонентские станции управляются и контролируются из единого центра (независимо от топологии сети). По сути, включить самопроизвольно абонентскую станцию VSAT на передачу невозможно (если, конечно, это технология VSAT). Наряду с некоторыми ограниченями на радиотехнические параметры именно это свойство позволило практически во всех странах мира отказаться в нормативно-правовой базе от получения специальных частотных разрешений, международной координации и иных специальных документов при установке станций VSAT. Это стало одним из существенных стимулов развития сетей VSAT в Ku-диапазоне, а затем и в Ka-диапазоне с использованием принципиально новых спутниковых технологий. В составе сетей VSAT сегодня работает, по разным оценкам, в пределах 3–4 млн абонентских станций.
В России процесс становления технологии VSAT начался в конце 1990-х гг. Впервые упоминание "малых" земных станций появилось в решении ГКРЧ от 27 июля 1998 г., где указаны их основные радиотехнические параметры (максимальный размер антенн – до 3,8 м), но, по сути, применение таких станций было сопряжено с множеством условий. В дальнейшем процедура легализации указанных станций была значительно продвинута по пути гармонизации их с европейскими правилами. В то время технология и оборудование VSAT были известны в России, но использовать на практике такие станции могли позволить себе немногие ведомства. Число установленных в России VSAT-станций к началу 2000-х гг. исчислялось несколькими сотнями. Долгое время одной из крупнейших сетей в России была сеть VSAT Банка России.
Что же так мешало расширению применения VSAT? Можно с уверенностью утверждать, что в основном это было связано с тремя факторами:
Сегодня нормативная база существенным образом упрощена, и для использования станций VSAT требуется только их регистрация в местных органах надзора. Практически нормативная база отвечает европейским решениям организации СЕПТ. Одновременно ценовые параметры профессиональных VSAT-станций снизились в разы, а для интерактивных станций VSAT массового спроса – более чем на порядок.
В начале 2000-х гг. цены на оборудование VSAT стали заметно снижаться, а российские спутники уже проектировались с новыми, более высокими энергетическими параметрами, и что немаловажно, начался процесс пересмотра жестких нормативных правил Минкомсвязи в части использования станций спутниковой связи. Анализ событий того времени показывает, что в активизации развития VSAT очень большую роль играют конкретные люди. Например, именно активная позиция заместителя министра связи Б.Д. Антонюка сыграла решающую роль в развитии этого процесса и начале перехода идеологии в нормативно-правовой базе от запретительной к разрешительной. Правда, упрощения в применении VSAT-станций шли маленькими шагами. Потребовалось примерно 10 лет, чтобы привести российскую нормативно-правовую базу к виду, приближенному к мировому уровню. На этом пути было много проблем, противников в разных решающих ведомствах было множество. Но жизнь постепенно показывала, что VSAT-технологии нужны. Сегодня практически весь диапазон частот 13,75–14,5 и 29,5–30 ГГц доступен для использования VSAT-станций на передачу (см. табл. 1).
Сегодня перед Минкомсвязью встали новые проблемы нормативного характера, связанные с вступлением России в ВТО. Кто будет заниматься этой проблематикой в практическом плане, пока непонятно.
Государственные задачи явились тем движущим фактором, который позволил в какой-то мере стимулировать постепенный переход от запретительной идеологии в российской нормативно-правовой базе к разрешительной, а затем к регистрационной, которую часто называют уведомительной, что пока не отвечает реальности. Эти задачи стимулировали и рост абонентской базы VSAT, способствуя развитию коммерческих операторов сетей VSAT в России примерно с 2002–2003гг. Практически все достижения в области спутниковой связи и вещания в СССР были связаны с политическими событиями. Так, первый спутник серии "Молния" был запущен для трансляции телевизионных репортажей с Красной площади. Первые геостационарные спутники гражданского назначения серии "Горизонт" были созданы в интересах информационного обеспечения Олимпийских игр в Москве в 1980 г. Эти примеры можно продолжить, но из них следует, что основополагающим стимулом являлись государственные задачи. Эта тенденция отчетливо прослеживается и позже, уже в России. Если говорить о развитии технологий VSAT, то здесь также имеется сильное влияние государственных программ. В табл. 2 кратко представлены те политические события и программы, которые существенным образом повлияли на развитие VSAT в России.
Даже беглый анализ стимулов развития VSAT в период 2000–2012 гг. показывает, что основной движущей силой являлись государственные программы и задачи (рис. 1).
Общее число работающих станций VSAT, видимо, достигало 55– 60 тыс. в 2012 г. (всего было поставлено в Россию за 10 лет примерно 75 тыс. станций и 115 HUB).
После ввода в штатную эксплуатацию европейского многолучевого спутника KA-SAT в 2012 г. начался процесс создания сетей для массового индивидуального VSAT в России. Целевая задача таких сетей во всем мире – обеспечение спутникового ШПД в Интернет. Это уже полностью коммерческие процессы, которые развиваются в России с одобрения ФСБ, поскольку приземление трафика обеспечивается за пределами России и далее он транслируется в Россию. Операторы одностороннего спутникового ШПД и некоторые операторы VSAT начали предоставлять услуги спутникового VSAT для ШПД, используя емкость и традиционных спутников связи Ku-диапазона. И это уже без государственной помощи. Можно считать, что 2012 год стал началом развития массового VSAT в России. Этот процесс идет не столь активно, как в США, но идет. Более того, ни в одной программе Минкомсвязи пока даже не упоминаются спутниковые технологии VSAT, хотя во всем мире уже общепризнанно, что спутниковый ШПД в малонаселенных регионах является наилучшим по экономическим и техническим соображениям. Практически все развитые страны мира создают системы спутникового ШПД [2]. Для реализации столь масштабных проектов, как интернетизация России, требуется грамотный непредвзятый анализ всех технологий с целью минимизации бюджетных средств. Видимо, ситуация с организацией связи в Крыму поможет государству и бизнесу по-новому взглянуть на возможности технологий спутниковой связи, и спутникового ШПД в частности.
На протяжении уже многих лет наблюдается дефицит частотного спутникового ресурса российской спутниковой группировки. Это одна из причин некоторой стагнации развития сетей VSAT. Особенно это было заметно начиная с 2009 г. В результате многочисленных обращений операторов в Минкомсвязь и другие ведомства, чьи представители имеются в ГКРЧ, были реализованы некоторые нормативные смягчения правил использования иностранных спутников в интересах российских сетей VSAT (см. табл. 3). Первым в этом перечне были спутники Intelsat, рабочие зоны которых целевым образом оптимизированы для обслуживания территории России.
В 2012 г. Россия стала членом ВТО. С учетом документов: Notes for Scheduling Basic Telecom Services Commitments (S/GBT/W/2/Rev.1) и Market Access Limitations on Spectrum Availability (S/GBT/W/3) Россия приняла на себя следующие обязательства:
Первое из условий, указанных выше, о присоединении России к ВТО в части телекоммуникаций, вступает в противоречие с решениями ГКРЧ об упрощении применения VSAT (см. табл. 1 и 3). По-видимому, в конечном итоге Минкомсвязь России будет вынуждено расширить все решения ГКРЧ, касающиеся упрощений для VSAT, допустив иностранных спутниковых операторов. А в целом пока получается, что с 2013 г. все решения ГКРЧ, противоречащие условиям ВТО, юридически несостоятельны. Возможен и вариант особой российской трактовки понятия "иностранный спутниковый оператор". Пока никаких комментариев от Минкомсвязи не поступило.
VSAT и силовые структурыОсновным стимулом развития VSAT в России на протяжении многих лет (практически до 2012–2013 гг.) являлись исключительно государственные программы и задачи. На протяжении 10 лет нормативно-правовая база, определяющая условия применения VSAT-станций, постоянно совершенствовалась и к 2012 г. практически отвечала мировым нормам и правилам. Однако вступление России в ВТО требует очередного этапа ее коррекции в направлении либерализации.
Сегодня это одна из задач для Минком-связи – привести нормативную базу в соответствие с международными обязательствами России, принятыми при вступлении в ВТО, и исключить многие несуразности технического и нормативного характера [3, 4], которые накопились за многие годы поиска компромиссов.
Другая, еще боле важная задача – провести объективный анализ возможностей современных сетей VSAT (сучетом новых возможностей спутникового ШПД) с целью их использования для организации широкополосного доступа в программах, формируемых сегодня Минкомсвязью. n
Литература
Зарождение и становление рынка VSAT в России связано в первую очередь с крупными корпоративными и государственными заказчиками, которым спутниковые каналы нужны для организации различных сервисов связи (передачи данных, телефонии, доступа в Интернет, видеоконференцсвязи и видеонаблюдения, мониторинга и телеметрии, передачи радио и телевидения и др.). И если за рубежом технология VSAT уже давно успешно используется в работе с физическими лицами, то в России до сих пор сохраняется преимущественно корпоративная направленность этого рынка. Однако и у нас подвижки в сторону массовости становятся все более очевидными. Если стартом создания сетей для массового индивидуального VSAT в России считать 2012 год, когда в штатную эксплуатацию был введен европейский спутник KA-SAT, то активное развитие этого сегмента я связываю с началом 2013 г. Именно в этот период были запущены проекты организации ШПД, которые отличались доступными ценами на оборудование и низкими тарифами, а также позволили расширить географию предоставления услуги за счет работы на российском спутнике в Ku-диапазоне. В тот же период ГПКС стал оператором первого уровня в сети спутникового ШПД, организованной через европейский спутник Ka-Sat типа HTS Ka-диапазона. Ряд лучей этой системы образуют рабочие зоны на территории России. Предоставление ресурса в этих лучах принципиально отличается от традиционной, поскольку операторы второго уровня получают ресурс у ГПКС оперируя понятием объема трафика в Гб, а не МГц. Каждый оператор второго уровня в праве выстраивать свою тарифную политику, вплоть до предоставления безлимитных тарифов для спутникового Интерента. Сейчас рынок спутникового ШПД для частных пользователей – наиболее перспективное направление в отрасли связи, его прогнозируемый стремительный рост связан с более активным освоением Ка-диапазона, с запуском новых спутников и с расширением территории предоставления услуг.
Отдельно стоит упомянуть о нормативном регулировании российского VSAT-рынка в вопросе допуска на него иностранных спутниковых операторов. Временный порядок работы иностранных сетей спутниковой связи на территории России, каждый раз продляемый на короткий промежуток времени, создает определенные трудности с точки зрения регистрации новых станций в сети. Думаю, что правильный шаг – пересмотреть государственное регулирование и уравнять права российских и зарубежных операторов, предоставляя последним долгосрочное разрешение на работу, например на 10 лет. Это позволит сформировать настоящие рыночные отношения и добросовестную конкуренцию в отрасли.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2014
Посещений: 4832
Автор
| |||
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций