Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Обзор решений для предоставления услуг подвижной и передвижной спутниковой связи

Сергей Алымов
Генеральный директор "РуСат"

Классификация оборудования

  • Оборудование для предоставления услуг передвижной и подвижной спутниковой связи условно можно разделить на три категории:
  • flyway - переносное оборудование;
  • driveway - оборудование, устанавливаемое на автомобилях;
  • Communication of the move (COTM) - оборудование, обеспечивающее работу спутниковой связи в движении.

Наибольшее развитие в российской и зарубежной практике получило использование оборудования категории flyway и driveway. Оборудование категории СОТМ на Западе используется в меньшей мере, а в России и вовсе только проходит тестирование на предмет выбора оптимальных технологий для предоставления подобного рода услуг.

Зарубежная практика

Первый масштабный зарубежный проект с использованием СОТМ-оборудования в 2003 г. запустила компания Boeing. Именно она впервые организовала доступ в Интернет и к развлекательному контенту с бортов своих самолетов в северном полушарии на территориях Северной Америки, Европы, Азии и части Африки. Для предоставления этих услуг был образован оператор связи Connexion By Boeing. Он задействовал в работе четыре центральные станции спутниковой связи, расположенные в США, Швейцарии, Германии и в России. Однако к 2006 г. проект сохранился только на территории США по причине нежизнеспособной бизнес-модели, которая предполагала самостоятельное управление оператором спутниковым сегментом, установку и обслуживание оборудования.

В дальнейшем идея предоставления услуг связи во время движения получила развитие для использования ее наземными и морскими подвижными объектами. На сегодняшний день методика востребована в зарубежной практике, компании реализуют и развивают сервисы на ее основе. Подвижную связь используют автомобили различных специальных служб, малотоннажные суда, прогулочные частные яхты, круизные лайнеры, специальные суда, перевозящие нефть, газ и другие грузы.

Технология предоставления услуг связи СОТМ (во время движения объекта) - дорогостоящая и специфическая, она не сравнима с VSAT, которая является стационарной в классическом понимании. Вот почему СОТМ не обещает стать технологией массового применения. Пользователи услуг VSAT исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами, в то время как потенциальных абонентов COTM -может быть тысячи или десятки тысяч.

Применение оборудования СОТМ распространено в среде специальных служб, большей части военных, включая использование сервисов Вооруженными силами США и НАТО, которые задействуют специальные хабы и большое количество спутников.

В сфере бизнес-применения эта услуга получила развитие с принятием летом 2009 г. регулятором США (Федеральная комиссия по связи) соответствующего положения, упорядочивающего деятельность рынка. Установленные правила достаточно либеральные для всех сервисов, использующих спутниковые технологии на территории США. Фактически любая компания, соответствующая принятым техническим требованиям, может начать предоставление услуг связи на подвижных объектах.

Кроме того, о развитии технологии говорит активное участие производителей антенн и оборудования СОТМ в Международной выставке Satellite'2009, которая проводилась весной 2009 г. в Вашингтоне. На этом форуме количество представленных решений класса СОТМ существенно выросло по сравнению с 2008 г. Прослеживается тенденция снижения стоимости на оборудование, расширения ассортимента. Решения становятся более компактными, удобными в использовании, совершенствуются их технические характеристики.

В дальнейшем, по мере наращивания емкости спутников в диапазоне частот Ka, это даст возможность создавать еще более компактные терминалы, и разница между стационарными и подвижными VSAT-станциями с технической точки зрения будет нивелироваться.

Движение в сторону мобильных универсальных устройств наблюдается как в широкополосной связи, так и в области VSAT - миграция к мобильности будет не очень быстрой, но достаточно интенсивной.

Для предоставления услуг с использованием оборудования СОТМ территория США в сравнении с Россией находится в более выгодном географическом положении. Особенностью применения решений СОТМ является то, что для большинства представленных на рынке антенн наилучшие параметры достигаются при работе на углах места от 20-25° и выше до 70°. На территории США антенны имеют наилучшие параметры для работы от 30° до 40° , а то и 45°. Поэтому вероятность того, что антенна встретит на своем пути препятствие, которое помешает ей передавать или принимать сигнал со спутника, гораздо ниже, чем в России. Здесь территории расположены севернее и соответственно углы прицеливания на спутник или угол возвышения над горизонтом - меньше. В России угол места лежит в диапазоне от 10° до 25-30° и только в самых южных районах превышает 30°. Соответственно вероятность встречи подвижного объекта с препятствиями, которые блокируют сигнал со спутника, повышается.

Особенность географического положения России предполагает использование антенн в диапазоне углов от 5° и до 40-45°, что сужает круг выбора потенциальных производителей антенн.

Сферы применения СОТМ в России

Положение России влияет и на сферу использования услуг. Наиболее перспективными являются две категории - железнодорожный и водный транспорт. Предлагая услугу водному транспорту, можно ориентироваться в малой части на суда, осуществляющие круизы по рекам, и специальные суда, транспортирующие нефть, газ, лес по рекам и северным морским коммуникациям. Для РЖД предложение будет актуально для скоростных и фирменных поездов. Здесь доступ в Интернет необходим пассажирам, которые ориентируются на высокое качество предоставляемого сервиса и готовы использовать в пути Интернет.

Кроме того, предоставление услуг в данной сфере проще регулировать и координировать, так как объекты движутся по определенным траекториям. В России для начала массового распространения услуг подвижной спутниковой связи придется пройти еще большой путь.

Решения для предоставления услуг подвижной и передвижной связи

На зарубежном рынке услуги связи на подвижных объектах с применением оборудования класса СОТМ предоставляют ряд компаний, в числе которых KVH, использующая систему ArcLight производства ViaSat, альянс компаний Panasonic Aviation Corporation, Intelsat и iDirect и другие.

В мире наметились несколько альянсов, которые занимают значительную долю рынка, обслуживая яхты, средние суда с использованием оборудования компании ViaSat ArcLight. У них установлено несколько хабов по миру, обеспечивающих сервис в широком географическом масштабе.

Сильными игроками на этом рынке считаются производители антенн - фирма СTel и израильская компания Orbit. Компания Panasonic Aviation Corp. также занялась в этом году разработками по предоставлению услуг мобильной связи на борту самолетов, аналогичной той, что предоставляла компания Connexion By Boeing. Также у компании имеются планы по разработке и продвижению решений для предоставления сервисов не только в воздухе, но в перспективе на море и на суше.

Существует множество производителей оборудования класса driveway. Они предлагают решения в разных ценовых категориях и различные по удобству эксплуатации. По своим механическим характеристикам оборудование класса driveway подразделяется на антенны с автоматическим наведением на спутник либо наладкой вручную. К классу flyway относится переносное оборудование. Антенны flyway отличаются лишь по времени их сборки и разборки. Более дорогостоящим зачастую является не более сложное оборудование, а то, которое спроектировано и произведено в расчете на многократную сборку и разборку без применения специальных инструментов. При этом оборудование сохраняет пользовательские характеристики, возможность наведения на спутник без применения специального оборудования и компактную прочную упаковку, отвечающую требованиям транспортировки различными видами транспорта как обычный, а не специальный багаж.

Распространение оборудования в России

Наибольшее распространение в России получило оборудование класса driveway. Активному его внедрению способствовала автоматизированная система наведения антенны на спутник и образование каналов связи, что не требует специальной квалификации пользователя.

Среди оборудования категории flyway также существуют терминалы, оснащенные автоматическим наведением, по стоимости они сопоставимы с антеннами driveway. Они менее распространены, чем антенны driveway, несмотря на то что возникают ситуации, когда необходимо использовать такое оборудование в труднодоступных местах. Например, в горах, куда с driveway невозможно подъехать.

Самое массовое оборудование класса driveway в России применяют государственные структуры, специальные службы, компании, ведущие телевизионные репортажи. Вторым по использованию является оборудование flyway, а вот решений с оборудованием класса COTM в России пока продемонстрировано не было.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2009
Посещений: 5847

Статьи по теме

  Автор

Алымов Сергей Георгиевич

Алымов Сергей Георгиевич

Генеральный директор "РуСат"

Всего статей:  22

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций