В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Спутниковые технологии используются при организации широкополосного доступа в Интернет на транспортных средствах, в которых люди перемещаются на большие расстояния и с большими скоростями (самолеты, поезда, морские суда). Например, в авиации, поскольку самолеты находятся на большой высоте и не могут принимать сигналы сотовых вышек, для организации широкополосных каналов применяется спутниковая связь, которой не страшна удаленность объекта от земли. Это же касается и морских перевозок.
Однако в некоторых случаях спутниковые решения эффективнее использовать в сочетании с наземной инфраструктурой. Такой комбинированный способ доступа предпочтительнее использовать на железнодорожном транспорте. В этом случае в качестве основного канала для доступа в сеть по пути следования поезда используется спутниковый канал, а при отсутствии устойчивого соединения на отдельных участках маршрута происходит переключение на резервный канал передачи данных по сети 3G.
Технология подобного комбинированного доступа в Интернет очень активно развивается в Европе. Доступ на основе и спутника, и наземных сетей есть в поездах, курсирующих на территории Франции, Германии, Швейцарии, Люксембурга. В России такое техническое решение - пока в тестовом варианте - используется в поезде "Жигули" (маршрут Москва - Самара).
Развитие рынка услуг подвижной спутниковой связи на базе VSAT могут подстегнуть набирающие популярность антенные терминалы класса СОТМ (Communication Of The Move - "связь в движении"). Они предназначены для установки на автомобилях, поездах, самолетах, а также речных и морских судах и позволяют предоставлять услуги широкополосной связи во время движения транспортного средства.
Первый масштабный проект с использованием СОТМ в 2003 г. запустила компания Boeing. Именно она впервые организовала доступ в Интернет с бортов своих самолетов в северном полушарии, на территориях Северной Америки, Европы, Азии и части Африки. Для предоставления услуг пассажирам был образован оператор связи Connexion By Boeing. Он задействовал в работе четыре центральные станции спутниковой связи, расположенные в США, Швейцарии, Германии и России. Однако к 2006 г. проект сохранился только на территории США по причине нежизнеспособной бизнес-модели, которая предполагала самостоятельное управление оператором спутниковым сегментом, установку и обслуживание оборудования.
Правда, пока спрос на передвижное оборудование спутниковой связи несопоставим со спросом на стационарные VSAT ежегодно в России продается всего около 2 тыс. мобильных терминалов. Однако уже в ближайшие несколько лет ситуация может измениться благодаря ужесточению конкуренции между производителями такого оборудования и, как следствие, снижению цен на него. Организации, занимающиеся оперативной доставкой контента, будут поддерживать стабильные темпы роста спроса на передвижные узлы спутниковой связи, поскольку без них невозможно обходиться, если нужно делать репортажи из отдаленных мест событий, особенно в чрезвычайных ситуациях.
Организация широкополосного доступа в Интернет на подвижных объектах стала направлением, с которым связаны перспективы развития услуг спутниковой связи в России. Установка подвижных систем спутникового интернет-доступа на транспортных средствах не только обеспечивает дополнительный сервис для пассажиров, но и является важнейшей частью системы безопасности, позволяющей отслеживать состояние автомобилей, перевозящих опасные грузы, дублировать "черные ящики" в самолетах, предупреждать возгорания или другие чрезвычайные ситуации.
Однако продвижение этих технологий в нашей стране по-прежнему сдерживается рядом факторов. К таковым в известной степени относятся высокая стоимость спутникового оборудования и сложность его установки, обусловленная требованиями обеспечения безопасности полетов или судовождения.
Однако помимо внешних ограничений, которые не являются непреодолимыми препятствиями для реализации подобных проектов в России, у многих российских компаний есть внутренние проблемы - операторы зачастую не видят перспектив развития направления подвижной связи и боятся внедрять новые технологии. Очевидно, что необходимо менять не только отношение государства к этому рынку, но и ментальность компаний, помогая им перенимать успешный зарубежный опыт и интегрировать его в российскую действительность.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2013
Посещений: 4677
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций