Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Оперативность передачи информации в низкоорбитальной системе связи с переносом сообщений на борту космических аппаратовЧасть 2
Latency of data transmission in LEO constellation with physical transfer of the message on board of a spacecraft
Part 2

На основе результатов имитационного моделирования, выполненного на примере исходных данных, соответствующих конфигурации низкоорбитальной системы связи "Гонец", в первой части статьи [1] рассматривались результаты оценки оперативности передачи коротких сообщений в направлении от абонента к абоненту без участия земных узловых станций (ЗУС) в качестве посредника. Рассмотрим теперь оперативность передачи коротких сообщений в режиме offline по маршрутам, включающим ЗУС.

Based on the results of simulation performed by the example of raw data corresponding to the configuration of low-orbit communications system "Gonets" the first part of the article [1] described the results of the evaluation of efficiency transmission of short messages from the subscriber to the subscriber without the participation of the earth gateway terminals as a mediator. Now we consider the efficiency of the transmission of short messages in offline mode on the route includes earth gateway terminals.

Александр
Акимов
Глав. Специалист ЦНИИЭИСУ
Aleksandre
Akimov Chief specialist, CSRI of economics informatics and management systems
Денис
Шевчук
Независимый эксперт
Denis
Shevchuk Independent expert
Денис
Данилов
Независимый эксперт
Denis
Danilov Independent expert
Ключевые слова:
низкоорбитальные спутниковые системы, имитационное моделирование
Keywords:
low-orbit satellite systems, simulation

Передача сообщений по маршрутам, включающим ЗУС, реализована в системе связи ORBCOM и широко используется в системе "Гонец". При этом основными направлениями являются:

  • прямое направление передачи сообщения от абонента к КА с последующей транспортировкой его на борту КА к любой станции из сети ЗУС (Абонент–КА–ЗУС);
  • обратное направление передачи сообщений от станции, входящей в состав сети ЗУС, на непосредственно доступный КА и последующий перенос полученного сообщения КА в глобальную зону к абоненту (ЗУС– КА–Абонент).

Для рассматриваемой ОГ системы связи "Гонец" на интервалах Абонент– КА и ЗУС–КА в пунктах расположения земных станций, где требуется непосредственный радиоконтакт с КА, задержка целиком будет определяться временем ожидания готовности ОГ к работе с абонентами, как показано на рис. 2 в [1].

Чтобы оценить возможные временные задержки переноса сообщения из глобальной зоны ответственности системы связи в сеть ЗУС, рассмотрим их взаиморасположение относительно слепых областей витка. Из-за того, что орбита КА имеет наклонение 82,5 град., немного отличающееся от 90 град., слепые области витка, хотя и симметричны, но расположены различным образом относительно экватора (рис. 3 и рис. 4. в [1]). Одна слепая область расположена немного севернее, а другая – южнее. Поэтому относительно исследуемой дислокации ЗУС возможны два периодически меняющихся случая. Неблагоприятный (рис. 3) [1], при котором все ЗУС находятся в слепой области витка, и благоприятный (рис. 4) [1], при котором в рабочей области витка находится хотя бы одна ЗУС.

Таким образом, рассмотренный пример расположения трех ЗУС не гарантирует постоянного пребывания хотя бы одной из них в рабочей области витка. Поэтому в рассматриваемой конфигурации системы связи в режиме offline периодически возникают области, в которых абоненты будут работать по неблагоприятному сценарию в направлении Абонент–ЗУС и ЗУС–Абонент. При этом неблагоприятный сценарий работы будет заключаться в том, что для абонента не будут доступны другие КА, кроме такого, который не будет находится в контакте хотя бы с одной из ЗУС на протяжении времени порядка 1,5 витка, и абонент будет вынужден передать сообщение именно на него. На рис. 6 показано мгновенное распределение подспутниковых точек и зон радиовидимости КА в ОГ из 24 КА, иллюстрирующее вышеописанный неблагоприятный сценарий. Стрелками обозначено направление движения подспутниковых точек. Зелеными точками отмечено расположение ЗУС.


Синим контуром на рис. 6 отмечена предполагаемая область неудачно расположенных земных абонентов, которые будут некоторое время безальтернативно обслуживаться КА с номером 101 и следующими за ним КА, которые достаточно долго не будут контактировать с ЗУС. При этом КА 101 движется по "неудачной" трассе, начальная и конечная фаза которой показаны на рис. 7.


Таким образом, сопоставляя расположение ЗУС в г. Москва, Железногорск и Комсомольск-на-Амуре с положением и размером слепой зоны витка, показанной на рис. 3 и 4 в [1], можно понять, почему при организации связи, предусматривающей доставку сообщений через сеть ЗУС, в некоторых земных областях периодически возникают случаи достаточно длительного ожидания переноса сообщений.

Для уточнения размеров и характеристик области расположения абонентов, попадающей под действие неблагоприятного сценария, проведем имитационный эксперимент в следующей постановке. На первом этапе получим и проанализируем результаты расчета движения КА и условия их радиовидимости с ЗУС. Путем последовательной нумерации моментов времени радиовидимости найдем максимальное время отсутствия контакта КА с ЗУС. Затем, выполнив обратную перенумерацию, получим последовательность, характеризующую время ожидания подлета КА к ЗУС. Наконец, учитывая при проведении статистической обработки только те КА, время подлета которых к ЗУС превышает заданный уровень, получим интересующее нас распределение.

В результате будет найдена наиболее неблагоприятная область расположения абонентов, характеризующаяся максимальной длительностью транспортировки короткого сообщения одним космическим аппаратом из глобальной зоны обслуживания системы к сети ЗУС. Эта длительность составляет 194 мин. Найденная область показана на рис. 8 в виде наложенной на географическую карту картины зачернения, степень которого соответствует градациям времени переноса сообщений. Синим цветом на рис. 8 показана изолиния, ограничивающая область нахождения абонентов, периодически сталкивающихся с максимальной длительностью транспортировки сообщения от них в сеть ЗУС, которая равна 194 мин.


В случае, когда анализируется среднее время транспортировки сообщений от абонентов, расположенных в глобальной зоне ответственности системы к ЗУС, получается двумерное географическое распределение, показанное на рис. 9.


На рис. 9 степенью зачернения показано распределение на географической карте среднего времени переноса сообщений. Синей изолинией показана область расположения абонентов для максимума распределения, построенная при среднем времени переноса 65 мин. Таким образом, из рис. 9 следует, что относительно часто реализующееся среднее время доставки сообщений из глобальной зоны ответственности системы не превосходит 65 мин для практически всей территории земного шара, что значительно меньше максимально возможной длительности транспортировки сообщения 194 мин, которое наблюдается относительно редко.

Необходимо отметить, что в процессе моделирования учитывалось, что КА, находящиеся в состоянии радиоконтакта с ЗУС и работающие в режиме online, исключались из анализа.

В заключение рассмотрим время переноса сообщений в направлении от ЗУС к абонентам. На рис. 10 показано двумерное географическое распределение положения абонентов, сталкивающихся с наибольшей длительностью переноса сообщений по направлению от ЗУС к абонентам, которое реализовывалось на интервале моделирования.


Изолиния синего цвета ограничивает место расположения абонентов, которые находятся в области максимума распределения, соответствующего времени доставки сообщения 194 мин. Рассматривая направление транспортировки сообщений от ЗУС к абонентам и обрабатывая не абсолютное максимальное время доставки, а среднее, получим распределение, показанное на рис. 11.


Из рис. 11 следует, что максимальное среднее время доставки сообщений от сети ЗУС в глобальную зону действия системы "Гонец" составит величину, находящуюся в пределах 65–67 мин. Расположение таких абонентов на поверхности Земли показано на рис. 11 синей изолинией, которая характеризует размер и расположение максимума распределения.

Сравнивая расположение областей, наиболее неблагоприятных по времени доставки (рис. 8 и рис. 10), а также в среднем неблагоприятных (рис. 9 и рис. 11), можно отметить, что для направлений Абонент–сеть ЗУС и сеть ЗУС–Абонент указанные области не совпадают, а лежат симметрично относительно дислокации сети ЗУС.

Таким образом, получено, что в режиме offline при ОГ, включающей 24 КА и сети из трех ЗУС, расположенных в г. Москва, Железногорск и Комсомольск-на-Амуре в определенных зонах на поверхности Земли, время доставки сообщений в направлении от абонентов к земным ЗУС и в направлении от ЗУС к абонентам составляет 194 мин, что эквивалентно времени 3,2 ч. Такое время доставки является следствием того, что указанные ЗУС находятся примерно в одном широтном поясе, не входящем в область регулярного непрерывного покрытия, находящуюся севернее 62,5 град. с.ш. и южнее 62,5 град. ю.ш.

Рассматривая г. Южно-Сахалинск как альтернативу размещения ЗУС в г. Комсомольске-на-Амуре, можно показать, что указанное перемещение не улучшит показатели оперативности, поскольку получаемого разнесения трех ЗУС по долготе недостаточно, чтобы гарантировать нахождение хотя бы одной из них в рабочей области витка любого КА в ОГ, как показано на рис. 4 [1].

В то же время в системе "Гонец" используется еще одна ЗУС, расположенная в г. Тикси с координатами 71 град. 41' 24'' с.ш. и 128 град. 51' 52'' в.д. Как видно из рис. 2 и 5 [1], место расположения этой станции находится в пределах области регулярного непрерывного покрытия, формируемой ОГ. Поэтому для работы системы в режиме offline даже учитывая только одну ЗУС в г. Тикси, максимальное время доставки может быть уменьшено до 107 мин, т.е. почти в два раза. Если дополнительно учитывать остальные три ЗУС, то максимальное время доставки сообщения от абонента к ЗУС и от ЗУС к абоненту может быть еще немного уменьшено примерно до 97 мин (1,6 ч.).

Полученные результаты моделирования наглядно показывают, что наличие ЗУС с более северным расположением в г. Тикси при работе системы "Гонец" в режиме offline позволяет примерно в два раза снизить максимальное время переноса сообщений на борту КА, что значительно увеличивает оперативность работы в этом режиме. В то же время ЗУС в г. Тикси не улучшит эффективность работы системы в режиме online, поскольку она почти всегда будет иметь дело с теми же самыми КА, что и ЗУС в г. Железногорск. Поэтому имеет смысл целиком возложить на ЗУС, расположенную в г. Тикси, обеспечение работы системы в режиме offline, а на остальные ЗУС – роль поддержания работы в режиме online.

Заключение

В результате проведенного моделирования показано:

  • Насыщение системы КА в основном сокращает время ожидания подлета к абонентам КА, что положительно сказывается на работе системы в режиме online. В меньшей степени положительное влияние проявляется в режиме работы offline, так как в нем время доставки равно сумме времени ожидания подлета КА и времени переноса сообщения в бортовом ЗУ, которое не зависит от количества КА в ОГ.
  • Рассмотренное возможное расположение трех ЗУС не обеспечивает постоянного попадания хотя бы одной из них в рабочую зону витка КА ОГ, что приводит к снижению оперативности работы системы в режиме offline. Однако использование ЗУС, расположенной севернее в г. Тикси, почти в два раза сокращает время доставки сообщений.
  • ЗУС в г. Тикси будет почти всегда иметь дело с теми же самыми КА, что и ЗУС в г. Железногорск. Поэтому имеет смысл разделить функциональную нагрузку этих ЗУС между режимами работы системы offline и online.

Полученные результаты дают представление о границах зон ответственности системы связи по критерию доступности и своевременности доставки сообщений. Эти критерии могут использоваться как показатели качества предоставляемых системой связи услуг, гарантируемых в найденных географических границах. Это позволяет предложить обоснованную и понятную тарифную политику, уйти от логики организации работы абонентов по расписанию и перейти к логике работы, опирающейся только на:

  • максимальное и среднее время ожидания ухода сообщения на КА;
  • максимальное и среднее время доставки сообщения в сеть ЗУС;
  • максимальное и среднее время ожидания подтверждения доставки сообщения.

Литература

  1. Акимов А., Полещук В. Пространственная доступность и оперативная готовность низкоорбитальной группировки космических аппаратов связи // Технологии и средства связи. – 2014. – № 6/2. – Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание-2015".
  2. ГОСТ 24.702–85 Эффективность автоматизированных систем управления.
  3. Азаров Г.И. Теоретические основы анализа оперативности передачи информации в системах управления и связи. – М.: ГПС МЧС России, 2012.
  4. Азаров Г.И. Способы повышения оперативности передачи информации в системах управления и связи. – М.: ГПС МЧС России, 2012.
  5. Моторин Н.М. Исследование вероятностно-временных характеристик передачи сообщений в низкоорбитальной спутниковой системе связи в режиме "электронная почта" // Информационно-управляющие системы. – 2006. – № 5 (24).
  6. Шевчук Д.В. Оценка времени доставки сообщений системой "Гонец" при различных вариантах построения орбитальной группировки // Радиотехника. 2012. – № 11.
  7. Низкоорбитальная космическая система персональной спутниковой связи и передачи данных / Под ред. генерального конструктора многофункциональной космической системы персональной спутниковой связи и передачи данных, президента ОАО "Спутниковая система "Гонец" А.И. Галькевича. – Тамбов: ООО "Издательство Юлис", 2011. – 169 с.
  8. Жаров А. Многофункциональная система персональной спутниковой связи "Гонец-Д1М": состояние и перспективы // Технологии и средства связи. – 2013. – № 6/2. – Специальный выпуск "Спутниковая связь и вещание-2014".
  9. ГОСТ 27.002–2009 Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Термины и определения.
  10. Кузовников А.В. Проблемы развития низкоорбитальной многофункциональной системы персональной спутниковой связи "Гонец-Д1М" / А.В. Кузовников, Н.А. Тестоедов, В.А. Агуреев // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2013. – В. 6.
  11. Выгонский Ю.Г. Предложения по созданию космической системы для предоставления телематических услуг связи. Часть 4 / Ю.Г. Выгонский, А.В. Кузовников, В.В. Головков, В.Г. Сомов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9. – ISSN 1812-7339.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2015
Посещений: 8666

  Автор

Александр Акимов

Александр Акимов

Главный специалист, ЦНИИ экономики, информатики и систем управления

Всего статей:  8

  Автор

 

Шевчук Д.В.

Технический консультант

Всего статей:  6

  Автор

Денис Данилов

Денис Данилов

Независимый эксперт

Всего статей:  3

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций