В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
В.Р. Анпилогов
Научный эксперт журнала "Технологии и средства связи", к.т.н.
Использование радиочастотного спектра во всех странах осуществляется на платной основе. Конкретное значение платежей зависит от многих факторов, и в каждой стране имеется своя особенность. В России, по прогнозам Мининформ-связи, идеология оплаты за частоты будет новой (по-видимому, уже в 2008-2009 гг.). Основанием для новых подходов к оплате радиочастотного спектра является ФЗ "О связи". Пока же в недрах Мининформсвязи только вырабатываются методики, определяющие размер оплаты, и доподлинно неизвестно: как и кто будет считать, брать деньги и с кого и сколько возьмут? Можно, конечно, надеяться на разумное решение этого вопроса, что также декларировано в ФЗ "О связи".
Россия - не первое государство, в котором введена платность использования радиочастотного спектра, поэтому целесообразно проанализировать, как во всем мире высчитываются эти суммы. Следует отметить, что ориентироваться на другие страны допустимо, однако при этом необходимо учитывать и их общие экономические показатели.
В данном случае речь идет об услугах фиксированной спутниковой связи (ФСС), оплата которых не зависит напрямую от реальных доходов физических лиц (как это имеет место в сегменте сотовой связи). Поэтому наиболее объективным экономическим показателем можно считать ВВП на душу населения в стране. Кроме того, необходимо принимать во внимание загруженность полос частот и то, что технологии связи постоянно совершенствуются, а методика вычисления размера оплаты должна учитывать особенности действующей технологии. Следовательно, прямое заимствование неверно, но общие идеологические подходы и относительные данные все же полезны и применимы в России. По крайней мере, для идентичных служб связи.
Для того чтобы выявить эти идеологические подходы, необходимо провести анализ оплаты радиочастотного спектра, который существует сегодня в мире. При этом следует помнить, что в большинстве стран методология определения размера оплаты была принята во второй половине 1990-х годов и во многом является несовершенной по отношению к современным технологиям, применяемым в сетях фиксированной спутниковой службы, и, тем более, в сетях, использующих новейшие технологии VSAT.
Сразу важно отметить, что как у них, так и у нас в России, прозрачность правил и методик зачастую лишь декларируется. Поэтому вопросам анализа правил оплаты частотных разрешений (в их терминологии - лицензий) посвящаются объемные аналитические отчеты зарубежных организаций, которые также страдают слабой прозрачностью. И все же анализ аналитических материалов показывает: оплата радиочастотного спектра взаимосвязана с получением:
Оплата каждого из этих этапов является единовременным актом, зависит от многих факторов и соответственнодифференцирована. В данном случае основной интерес представляет величина текущей оплаты радиочастотного спектра и методология ее вычисления применительно к средствам ФСС, в частности, VSAT-станциям и VSAT-сетям. В табл. 1 приведены в кратком виде результаты анализа идеологии платежей, связанных с радиочастотным обеспечением и спектром.
Из данных табл. 1 становится очевидно, что в разных странах и подходы разные, но все же просматриваются определенные закономерности. Для этого примем европейские условия (соответствуют российским), определяющие параметры VSAT-станции: диапазон Ku; мощность 2 Вт; ЭИИМ = 50 дБВт.
Для ЗССС ограничимся условием, при котором эта станция не может быть отнесена ни к классу малых земных станций спутниковой связи (МЗСС, приказ Минсвязи России от 09.09.2002 г. № 113: передатчик не более 20 Вт; антенна не более 3,8 м), ни к VSAT.
С учетом этих технических данных установим отношение платежей за частотный спектр в различных странах относительно их ВВП на душу населения. Из этих данных со всей очевидностью следует: объем единовременных и текущих платежей не превышает нескольких процентов от значения ВВП на душу населения, а для станций типа VSAT -не более 2% (в среднем).
Таким образом, в переводе на российские рубли получается, что если ориентироваться на страны Района 1 (ITU), то за спутниковую фиксированную связь можно собрать в Ku-ди-апазоне:
За основу этих значений принято усреднение платежей по многим странам, и это усреднение является первым приближением к общепринятым значениям в мировой практике. Далее, на базе этих данных, для конкретного диапазона частот и службы связи можно провести интерполяцию и экстраполяцию текущих платежей за радиочастотный спектр в зависимости от ЭИИМ станции и ширины спектра излучаемого сигнала с учетом весовых коэффициентов, понижающих платежи в случае применения "ресурсосберегающих" технологий (многостанционный доступ в режиме TDMA, использование протоколов Алоха, применение CDMA и т.п.). Полученные усредненные значения являются базовыми точками при выявлении формульных зависимостей. При этом ЗССС целесообразно разделить на классы: класс МЗСС (относятся все типыVSAT-станций) и класс больших станций спутниковой связи (центральных и узловых). Это важно при оценке платежей за частотный спектр, занимаемый ЗССС, то есть станциями, у которых параметры излучения отличаются от параметров, установленных для VSAT (МЗСС).
В результате эмпирически строится формульная зависимость величины текущих платежей за радиочастотный спектр в зависимости от весовых коэффициентов, устанавливаемых администрацией связи. Эти весовые коэффициенты определяют приоритеты и льготы для технологий, которые перспективны и требуют государственной поддержки. В общем, таких формульных зависимостей можно построить множество. При этом в диапазонах 3-10 ГГц величина платежей увеличивается (примерно в 3 раза), а в диапазонах более 15 ГГц - уменьшается (примерно в два раза) по сравнению с данными, приведенными выше. Кроме того, следует отметить необходимость учета технологии TDMA, которая подразумевает работу нескольких VSAT-станций в одной полосе радиочастотного канала (платеж за одну станцию раскладывается на несколько станций).
Другой подход заключается в том, чтобы производить оплату радиочастотного спектра путем сбора платежей с оператора спутника связи, как предлагается в России. Такой вариант возможен при условии работы через спутники российской спутниковой группировки: то есть платить будут ГПКС и "Газком", компенсируя эти потери повышением стоимости аренды частотного ресурса. Это, конечно, организационно удобно, но как производить оплату при работе через зарубежные спутники связи? Получается, что потребуются две методики (одна -для "наших", другая - для "не наших"), поскольку нормативно запретить работу через зарубежные спутники невозможно.
Возникает еще два вопроса:
Ответ на первый вопрос находится путем введения методики расчета необходимой полосы частот (пока такой методики нет ни у нас, ни у них) или волевым решением.
Второй вопрос решается исключительно волевым образом, поскольку те, кто собирает текущие платежи, естественно, хотят начать их собирать, как только выдано разрешение на полосу частот или номиналы частот. Те, кто платит, что тоже естественно, хотят приступить к платежам не раньше, чем начнут предоставлять реальную услугу связи. Очевидным компромиссом является текущая оплата за использование радиочастотного спектра с момента регистрации РЭС, так как в соответствии с ФЗ "О связи" использование РЭС без регистрации не допускается, следовательно, и радиочастотный спектр не вправе использоваться до момента регистрации.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #6, 2007
Посещений: 7008
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций