В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Последние изменения на рынке услуг спутниковой связи актуально рассматривать в контексте появления нового диапазона частот – Ка-диапазона. И это вполне естественно. Ведь, во-первых, в Ku- и C-диапазонах практически не осталось свободных спутниковых ресурсов. А во-вторых, общая полоса пропускания Ка-диапазона в шесть раз больше, чем у Ku-диапазона (в Kа-диапазоне полоса пропускания составляет 3500 МГц, в Кu-диапазоне – всего 500 МГц), и поэтому запуск спутника с Ка-транспондерами становится в 5–6 раз эффективнее, а стоимость передачи 1 МГц существенно снижается.
В свою очередь, это приводит к переходу на более высокие скорости передачи данных, снижению стоимости услуг операторов и появлению услуг спутниковой связи в массовом сегменте рынка. Именно эти тенденции сейчас проявляются в Европе и США, где коммерческое освоение Ka-диапазона началось лет пять назад, и в настоящее время в нем ведется активная работа.
Россия пока существенно отстает в вопросе освоения Ка-диапазона. Основная проблема заключается в том, что иностранных спутников, скоординированных в Ка-диапазоне на Россию, нет, а российские спутниковые системы пока только готовятся к запуску. Однако даже при успешном запуске запланированных отечественных спутников в 2012–2013 гг., сначала это будут только тестовые проекты. Реальная коммерческая эксплуатация российских спутников с Ка-транспондерами начнется не ранее чем в 2014 г.
С появлением Ka-диапазона связывают, в частности, перспективы расширения спектра услуг спутниковой связи за счет выхода на массовый рынок. Сам интерес к диапазону Ka обусловлен тем, что он позволяет удешевить технологию и создавать сравнительно недорогое оборудование – как спутниковое, так и наземное. Соответственно появляется возможность уменьшить стоимость абонентских терминалов – за счет массового производства. Впрочем, в ближайшее время в России цены на услуги спутниковой связи вряд ли будут снижены. Дело в том, что пропускная способность российских спутников, работающих в Ka-диапазоне, существенно ниже, чем у европейских и американских. Достаточное для снижения цен количество свободной емкости могло бы появиться за счет проникновения на российский рынок ресурсов иностранных операторов, однако сегодня оно серьезно ограничивается.
Если вернуться к стоимости абонентского оборудования, то цена одного терминала, заявленная в рамках российских проектов, начинается от 8000 рублей. Однако все производители в один голос заявляют, что цена будет существенно выше. По их словам, для того чтобы терминал стоил хотя бы 20 тыс. рублей, нужно выпустить полмиллиона-миллион терминалов, то есть обеспечить спрос на услуги в условиях жесткой конкуренции со стороны наземных операторов связи. Для сравнения, в Америке стоимость терминала WildBlue – активно развивающегося проекта в Ка-диапазоне – составляет около $50. Однако это явный маркетинговый ход, поскольку пользователь не просто приобретает терминал, а подписывается на получение сервиса в течение двух-трех лет. Стоимость терминала в Европе – 350 евро, с установкой – до 400 евро.
Знаковым событием в развитии услуг спутниковой связи стал запуск нового сервиса Exede в Ka-диапазоне, о чем объявила в январе этого года компания ViaSat. Exede – это услуга высокоскоростного доступа в Интернет, организованная на базе спутника ViaSat-1 и продвинутой платформы наземной системы. Благодаря использованию Ка-диапазона, ViaSat организует доступ в Интернет на скорости до 12 Мбит/с в направлении от центральной станции к абоненту и до 3 Мбит/с – от абонента к центральной станции. При этом стоимость пакетов услуг начинается всего от $50 в месяц. Старший вице-президент компании ViaSat Том Мур уверен, что новый сервис Exede может конкурировать с услугами, предоставляемыми для домохозяйств по наземной или беспроводной технологии, и сравним с сервисами, организованными по кабельным линиям и по технологиям хDSL.
Еще один широкополосный сервис доступа в Интернет в начале 2012 г. запустил в Ка-диапазоне провайдер мультимедийных услуг Forthnet с использованием спутника KaSat. Спутниковые технологии в этом случае позволили организовать услугу в районах Греции и Кипра, которые невозможно охватить наземными сетями. По оценкам компании, это около 800 тыс. потенциальных клиентов. Правда, Forthnet уже обслуживает остальную часть населения, используя собственную фиксированную сеть из выделенных линий для предоставления широкополосного доступа по технологии ADSL, а также голосовых услуг. Новый сервис позволит провайдеру добавить услуги ТВ-вещания и осуществлять доставку премиального телевизионного контента своим заказчикам, скомбинировав сервис уникальным образом.
Еще одним направлением, с которым связаны перспективы развития услуг спутниковой связи, остается организация широкополосного доступа в Интернет на подвижных объектах.
Установка подвижных систем спутникового интернет-доступа на транспортных пассажирских средствах – направление, новое не только для России, но и для зарубежных рынков. Вместе с тем уже сегодня очевидно, что это повышает конкурентоспособность и стоимость бренда. При этом спутниковый Интернет на транспорте – не только дополнительный сервис для пассажиров, но и важнейшая часть системы безопасности, позволяющая отслеживать состояние автомобилей, перевозящих опасные грузы, дублировать "черные ящики" в самолетах или предупреждать возгорания и другие опасные ситуации.
Сервис широкополосного доступа на подвижных объектах за рубежом организуется преимущественно в Ku-диапазоне, а перспективы его развития связывают с адаптацией к Ка-диапазону. В России пока можно говорить только о единичных попытках организовать услуги широкополосного доступа в Ku-диапазоне в поездах, на морских судах или на самолетах, и в ближайшем будущем ожидать активного роста в этом направлении не приходится. Для такого прогноза есть несколько оснований. Во-первых, существенный дефицит частотного ресурса в Ku-диапазоне (в C-диапазоне услугу широкополосного доступа на транспорте предоставлять невозможно, а Ка-диапазона в России пока нет). Во-вторых, отсутствие сформированного рынка сбыта.
В качестве примера успешного проекта по организации широкополосного доступа в Ku-диапазоне на самолетах, затрагивающего и российский рынок, можно привести проект американской компании Panasonic Avionics Corporation. В январе 2012 г. Panasonic объявил о запуске новой услуги широкополосного доступа на российском спутнике "Ямал-201". Для Panasonic этот космический аппарат, зона покрытия которого охватывает практически всю территорию России и СНГ, является важным дополнением к глобальной широкополосной сети Ku-диапазона, строительство которой компания планирует завершить в течение ближайших месяцев. Использование емкости "Ямал-201" позволяет Panasonic обеспечить предоставление необходимых телекоммуникационных услуг самолетам, следующим по маршрутам из Европы в Азию.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #1, 2012
Посещений: 5360
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций