Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Особенности развития и эксплуатации систем позиционирования и мониторинга транспорта в условиях Крайнего Севера

Борис Мазо, директор московского отделения "Норильск Телеком"

"Норильск Телеком" (НТ) является региональным оператором и предоставляет весь спектр телекоммуникационных услуг в Норильском промышленном районе (НПР)

Особенность НПР состоит в специфических климатических условиях - средняя температура зимой составляет -20 °С, часто опускается до -35 и даже -40 °С. Зима в НПР длится 7-8 месяцев.

Географически регион расположен на полуострове. Связь с Большой землей осуществляется исключительно по спутниковым каналам.

В настоящее время широкое распространение получили системы позиционирования и мониторинга подвижных объектов (СМПО). Серьезным стимулом для развития этой услуги в НПР стала реализация национальной программы ГЛОНАСС.

Услуга мониторинга транспорта предоставляется с 2008 г. на базе технических средств, разработанных компанией "М2М Телематика", и спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС. СМПО позволяет владельцам транспортных средств в масштабе реального времени получать исчерпывающую информацию о перемещении транспорта, контролировать расход топлива, отклонения от заданных маршрутов по трассе и времени прохождения, поддерживать экстренную связь с водителями.

Особенности организации услуги мониторинга на базе телематической платформы "Норильск Телеком"

При внедрении системы позиционирования НТ применил ряд решений, позволивших повысить ее надежность и скорость отображения информации:

  • прямой доступ к GPRS-ядру оператора сотовой связи;
  • наличие резервного телематического сервера;
  • собственные каналы передачи данных для подключения АРМ ДЦ клиентов  к  телематическому  серверу "Норильск Телеком".

Круглосуточно работающая диспетчерская служба позволила НТ организовать эффективную техническую поддержку клиентов. Благодаря высокой квалификации и специальной подготовке сотрудников НТ в кратчайший срок обеспечил высокое качество обслуживания потребителей СМПО и монтажа оборудования сети на любых подвижных объектах в тяжелых климатических условиях.

Особенности эксплуатации СМПО в условиях Крайнего Севера

Погода. Система остается работоспособной при температуре от -56 до +40 °С. Основными факторами, влияющими на работоспособность системы, являются низкие температуры зимой. Причем при заезде транспорта в теплый гараж перепад температур может достигать 74°.

Еще одной проблемой, возникающей при эксплуатации системы, являются погрешности (до 10%) в работе датчиков топлива, которые вызваны различными коэффициентами расширения топлива и топливных баков при указанных колебаниях температуры. Работа с поставщиками датчиков, разработка методик отображения контрольной информации позволяет НТ обеспечить потребителям необходимую точность измерений.

Использование спутниковых систем. Для обеспечения точности определения координат в СМПО используются терминалы, работающие одновременно в двух спутниковых системах - GPS и ГЛОНАСС. Это имеет особое значение для заполярных областей, где количество видимых спутников ограничено.

Организация   "обратного   канала". В качестве "обратного канала" преимущественно используются GPRS-каналы сетей GSM-операторов, что обеспечивает надежную работу в обжитых районах НПР. Для транспортных средств, которым приходится выезжать за пределы зон покрытия сотовых операторов, используются терминалы с возможностью дополнительной организации "обратного канала" через систему спутниковой связи Inmarsat, GlobalTel, Iridium. Опыт показал, что в условиях работы за полярным кругом Inmarsat имеет недостаточную зону покрытия за счет малого угла местности и пересеченного рельефа. Использование терминалов Global-Tel+GSM или Iridium+GSM позволило НТ обеспечить необходимое качество работы системы в труднодоступных районах региона.
Особое внимание НТ уделяет работе с потенциальными заказчиками. Ведутся работы по оснащению системами позиционирования автотранспорта "Скорой помощи", МВД, МЧС, пассажирского транспорта и коммунальных служб региона.
Для потенциальных клиентов с целью тестирования качества услуги и примерной оценки получаемого экономического эффекта организуются тестовые зоны с развертыванием полномасштабного решения для их конкретных потребностей и на их собственном автотранспорте.

Практика показала, что затраты потребителей на подключение к СМПО окупаются уже в первые месяцы эксплуатации, а сама услуга является не только технологическим, но и экономическим и социальным проектом, важным для НПР.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #3, 2010
Посещений: 5591

  Автор

Борис Мазо

Борис Мазо

Директор московского отделения "Норильск Телеком"

Всего статей:  2

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций