В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций
Александр Селиверстов
Директор по маркетингу "М2М-телематика"
В настоящий момент рынок персональной навигации в России находится только в стадии формирования. По итогам 2008 г. в России было продано порядка 750-800 тыс. GPS-устройств, к которым можно отнести мобильные телефоны со встроенным GPS-приемником, автонавигаторы и другие устройства. Можно отметить, что классические GPS-устройства составляют всего 23-25% из этого объема.
Каковы основные тенденции отрасли персональной навигации в нашей стране? Прежде всего, это увеличение игроков на рынке и выход на российский рынок ряда европейских компаний. Стоит отметить увеличение прессинга со стороны производителей мобильных телефонов (в настоящий момент в России представлено порядка 40 моделей мобильных телефонов со встроенным GPS-приемником, в 2008 г. продажи данных устройств составили порядка 2% от общего объема продаж). Произошло значительное расширение модельного ряда со стороны основных производителей. Все это, несомненно, повлекло за собой увеличение конкуренции, за которым последовало улучшение картографического покрытия и навигационного программного обеспечения. Также пользователям GPS-устройств стали предлагаться различные сопутствующие сервисы: мультимедиафункции, обновляемые базы точек интересов (POI), информация о заторах на дорогах, ICQ-клиенты, е-mail, возможность отправки SMS-сообщений с помощью навигатора, выход в Интернет.
Однако о развитии сегмента персональной навигации в России можно говорить пока только применительно к большим городам. По-прежнему мы сталкиваемся с низким уровнем знаний конечных пользователей о GPS-устройствах в целом, с отсутствием у них четкой сформированной потребности. И зачастую пользователи отдают предпочтение бумажным картам, нежели новым незнакомым устройствам.
Если говорить об основном тренде развития сегмента персональной спутниковой навигации, то, конечно, надо уделить внимание появлению на этом рынке дополнительных контент-сервисов, которые предлагаются пользователям. Наиболее яркий и актуальный пример в настоящий момент - информация о заторах на дорогах и использование данной информации при прокладывании маршрутов передвижения.
Стоит отметить, что после конвергенции технологии мобильной связи и GPS-технологий (появление встроенных GPS-модулей в мобильных телефонах и GSM-каналов у классических навигаторов) со стороны участников рынка пользователям в ближайшее время будут предложены самые разнообразные информационно-развлекательные сервисы, связанные с предоставлением информации с учетом месторасположения абонента. Все эти сервисы можно разделить на несколько основных сегментов: справочная и развлекательная информация, сервисы общения, игры и LBA. Например, в самой ближайшей перспективе с помощью персональных навигаторов пользователи смогут получать информацию об афише в ближайших кинотеатрах, узнавать адреса магазинов, где происходят различные скидки и акции. Появится ряд игровых LBS-проектов, в которые будет вовлечена молодая и активная аудитория. А увеличение абонентской базы пользователей контент-сервисов, несомненно, станет толчком к развитию сегмента LBA.
Стоит ожидать интеграции персональной навигации с различными Интернет-ресурсами, в которых функционал местоопределения пользователя может быть востребован. Например, в социальных сетях.
После завершения успешной интеграции AVL-приложений (технология управления подвижными объектами) с автонавигаторами на рынке персональной навигации появится новый тип услуг. Эта интеграция предоставила возможность мониторинга классических GPS-устройств, например, через Web-интерфейс. Мы уверены, что эти услуги будут востребованы на потребительском рынке. Например, автомобилисты с помощью своих GPS-навигаторов получат возможность моментального оповещения диспетчерских служб о каких-либо возникших технических проблемах на дорогах с указанием их точного месторасположения на электронной карте.
Мы ожидаем, что на рынке появятся как GPS-приборы с расширенным функционалом, так и узконишевые услуги и устройства. Например, возможно появление приборов, которые будут ориентированы исключительно на туристов и смогут предоставить услуги проведения персональных экскурсий по самым интересным маршрутам города с указанием основных достопримечательностей. Мы можем привести множество подобных, интересных для потребителей, областей применения устройств персональной навигации.
Таким образом, хочется отметить, что, с учетом активного сближения технологий мобильной связи и GPS-технологий, рынок персональной спутниковой навигации будет следовать основным тенденциям рынка мобильных телефонов и использовать все наработанные модели по работе с потребителями на данном массовом рынке.
Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2009
Посещений: 5213
Статьи по теме
Автор
| |||
В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик | К списку авторов | К списку публикаций