Контакты
Подписка
МЕНЮ
Контакты
Подписка

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций

Персональная спутниковая навигация

Александр Селиверстов
Директор по маркетингу "М2М-телематика"

Рынок персональной спутниковой навигации сегодня

В настоящий момент рынок персональной навигации в России находится только в стадии формирования. По итогам 2008 г. в России было продано порядка 750-800 тыс. GPS-устройств, к которым можно отнести мобильные телефоны со встроенным GPS-приемником, автонавигаторы и другие устройства. Можно отметить, что классические GPS-устройства составляют всего 23-25% из этого объема.

Каковы основные тенденции отрасли персональной навигации в нашей стране? Прежде всего, это увеличение игроков на рынке и выход на российский рынок ряда европейских компаний. Стоит отметить увеличение прессинга со стороны производителей мобильных телефонов (в настоящий момент в России представлено порядка 40 моделей мобильных телефонов со встроенным GPS-приемником, в 2008 г. продажи данных устройств составили порядка 2% от общего объема продаж). Произошло значительное расширение модельного ряда со стороны основных производителей. Все это, несомненно, повлекло за собой увеличение конкуренции, за которым последовало улучшение картографического покрытия и навигационного программного обеспечения. Также пользователям GPS-устройств стали предлагаться различные сопутствующие сервисы: мультимедиафункции, обновляемые базы точек интересов (POI), информация о заторах на дорогах, ICQ-клиенты, е-mail, возможность отправки SMS-сообщений с помощью навигатора, выход в Интернет.

Однако о развитии сегмента персональной навигации в России можно говорить пока только применительно к большим городам. По-прежнему мы сталкиваемся с низким уровнем знаний конечных пользователей о GPS-устройствах в целом, с отсутствием у них четкой сформированной потребности. И зачастую пользователи отдают предпочтение бумажным картам, нежели новым незнакомым устройствам.

Перспективы персональной навигации - дополнительные сервисы

Если говорить об основном тренде развития сегмента персональной спутниковой навигации, то, конечно, надо уделить внимание появлению на этом рынке дополнительных контент-сервисов, которые предлагаются пользователям. Наиболее яркий и актуальный пример в настоящий момент - информация о заторах на дорогах и использование данной информации при прокладывании маршрутов передвижения.

Стоит отметить, что после конвергенции технологии мобильной связи и GPS-технологий (появление встроенных GPS-модулей в мобильных телефонах и GSM-каналов у классических навигаторов) со стороны участников рынка пользователям в ближайшее время будут предложены самые разнообразные информационно-развлекательные сервисы, связанные с предоставлением информации с учетом месторасположения абонента. Все эти сервисы можно разделить на несколько основных сегментов: справочная и развлекательная информация, сервисы общения, игры и LBA. Например, в самой ближайшей перспективе с помощью персональных навигаторов пользователи смогут получать информацию об афише в ближайших кинотеатрах, узнавать адреса магазинов, где происходят различные скидки и акции. Появится ряд игровых LBS-проектов, в которые будет вовлечена молодая и активная аудитория. А увеличение абонентской базы пользователей контент-сервисов, несомненно, станет толчком к развитию сегмента LBA.

Стоит ожидать интеграции персональной навигации с различными Интернет-ресурсами, в которых функционал местоопределения пользователя может быть востребован. Например, в социальных сетях.

После завершения успешной интеграции AVL-приложений (технология управления подвижными объектами) с автонавигаторами на рынке персональной навигации появится новый тип услуг. Эта интеграция предоставила возможность мониторинга классических GPS-устройств, например, через Web-интерфейс. Мы уверены, что эти услуги будут востребованы на потребительском рынке. Например, автомобилисты с помощью своих GPS-навигаторов получат возможность моментального оповещения диспетчерских служб о каких-либо возникших технических проблемах на дорогах с указанием их точного месторасположения на электронной карте.

Мы ожидаем, что на рынке появятся как GPS-приборы с расширенным функционалом, так и узконишевые услуги и устройства. Например, возможно появление приборов, которые будут ориентированы исключительно на туристов и смогут предоставить услуги проведения персональных экскурсий по самым интересным маршрутам города с указанием основных достопримечательностей. Мы можем привести множество подобных, интересных для потребителей, областей применения устройств персональной навигации.

Таким образом, хочется отметить, что, с учетом активного сближения технологий мобильной связи и GPS-технологий, рынок персональной спутниковой навигации будет следовать основным тенденциям рынка мобильных телефонов и использовать все наработанные модели по работе с потребителями на данном массовом рынке.

Опубликовано: Журнал "Технологии и средства связи" #2, 2009
Посещений: 5213

Статьи по теме

  Автор

Александр Селиверстов

Александр Селиверстов

Директор по маркетингу "М2М-телематика"

Всего статей:  1

В рубрику "Спутниковая связь" | К списку рубрик  |  К списку авторов  |  К списку публикаций